В помощь изучающим историю коммунистического и рабочего движения. "Воевал пером, словом, делом"
Декабрь 1920 года. В старинном французском Туре — городе докеров и металлистов, рыбаков и виноградарей — собрался съезд партии социалистов.
«Наш долг — открыто заявить буржуазии, что мы полны решимости примкнуть к великой русской революции», — отмечает главный докладчик съезда Марсель Кашен.
«Чтобы двигаться вперёд, надо создать сильную, единую, централизованную, хорошо дисциплинированную партию и ясно заявить о своём присоединении к III Интернационалу», — говорит делегатам ветеран немецкого рабочего движения Клара Цеткин.
Но аплодирующий ей съезд менее всего походит на мирное собрание единомышленников. Здесь присутствуют буржуазные политиканы Марсель Самба, Жан Лонге, Поль Форже. На стороне правых лидеров и официальный глава социалистической партии Луи Фроссар. Его двусмысленная речь полна недосказанностей. С недоумением и даже с недоверием смотрят на него рабочие-делегаты.
И тогда слово берёт молодой человек: выше среднего роста, с падающими на лоб русыми волосами, которые он откидывает назад характерным быстрым движением головы. В лёгком макинтоше, перетянутом узким поясом (в зале холодно), этот парень ничем не отличается от своих товарищей, рабочих-делегатов:
— Довольно трусости, тормозящей ход истории! Пусть повсюду разнесётся слух, что революционная Франция, в течение многих лет отрекавшаяся от своих традиций и попиравшая всё полученное наследие, революционная Франция, в которой долго процветал трусливый оппортунизм, наконец стала страной, ведущей свой пролетариат к успеху.
Это выступление положило конец дебатам. Правые социалисты остались в явном меньшинстве. Тремя четвертями голосов съезд высказался за присоединение к III Интернационалу. Раскольники покинули зал. А тот же молодой человек зачитал Манифест Коммунистической партии Франции (КПФ). Он работал над ним с полной самоотдачей, как писал свои стихи, новеллы, повести. Он думал, мучился над каждой строкой.
— Да будет наша партия великой! Да будет наша партия сильной, дисциплинированной, авторитетной. Вступив в Интернационал, возникший под сенью первой социальной революции, да будет она достойна своего прошлого — достойна Бабёфа, достойна участников июньской революции 1848 года, достойна Парижской коммуны, достойна Жореса…
Зал сотрясла овация. Отныне французский пролетариат имел свою рабочую партию. Она повела счёт боевому пути с зимних дней 1920 года. Молодого русоволосого человека, написавшего её Манифест, звали Поль Вайян-Кутюрье.
«Пришедший издалека»
«Я пришёл издалека, из благополучной интеллигентной семьи, — напишет он потом в своей автобиографической повести «Детство». — Мама и папа молодые. Полный дом гостей. Поют. Музицируют. Потом сборы в далёкую поездку в Пиренеи, на самую границу с Испанией…»
Он родился в Париже 8 января 1892 года. Артистическая парижская семья, дед — известный художник, друг и поклонник Курбе. Мальчик буквально дышал искусством. Став взрослым, он писал стихи и прозу, музицировал, исполнял романсы и оперные арии. Был прирождённым естествоиспытателем, исследователем, географом. В 1929 году Поль устроил выставку своих живописных произведений, и её успех свидетельствовал: он мог бы стать крупным художником. Но душой Вайян всегда оставался в Пиренеях, куда его на лето отвозили родители. Там протекала речка, с которой дружил маленький Поль. И сразу же за приграничной деревушкой начинались густые лесные заросли. Ах как сладко среди них ему мечталось! Он любил именно первозданные чащи, а не вылизанный, утоптанный Булонский лес. Подолгу проживая в деревне, Поль осознал самое главное — свою причастность к людям труда.
«Я зерно, чтобы тут уродилась пшеница», — написал он об этом в своём раннем стихотворении «Старуха».
Обучаясь в престижном лицее Жансон-де-Сайи, Вайян с товарищами Ги де ла Батю и Раймоном Лефевром издавал школьный журнал «Бомба», где они печатали «непричёсанные» стихи Шекспира и других классиков.
«Я хотел бы пережить опасность», — писал юный Поль, ещё не зная, сколько опасностей приготовила ему судьба. Экзамен на степень бакалавра у него принимал сам Ромен Роллан, благословивший талантливого юношу на литературную деятельность.
«Война войне!»
Доктор права, адвокат Поль Вайян-Кутюрье успел издать свой первый поэтический сборник «Приход пастуха» (1913 г.), когда началась Первая мировая.
«Война, в которой он сражался как солдат, переплавила для него все ценности, заставила пересмотреть их, разрушила в нём всякую мистику и бесповоротно бросила его в гущу идейной борьбы. Он вёл воинственную жизнь — воевал пером, словом, делом и всегда был крепко связан с действительностью. Война сделала из него борца на всю жизнь», — писал о своём герое (то есть о самом себе) Поль Вайян-Кутюрье в автобиографической повести «Детство».
Страдание солдат, не знавших, за что они сражаются и гибнут, постоянно терзало Поля. Он понял: войне нужно объявлять… войну! Конечно, в одиночку этого не сделаешь. Но ведь во Франции есть писатель Анри Барбюс, который пришёл к мысли, что уроки войны нужно использовать для социального преобразования. Реалистически изображая войну, Анри Барбюс наметил из неё революционный выход (роман «Огонь»). Вайян едет к Барбюсу в госпиталь, чтобы выразить ему свою солидарность. И в новом цикле стихов «Война» (1915—1916 гг.) осуждает империалистическую бойню.
А в Германии есть Карл Либкнехт — вождь социал-демократов, отказавшийся голосовать за военные кредиты и ставший знаменем мирового антимилитаризма. «Либкнехт — социалист, — говорит Поль своему другу и единомышленнику Раймону Лефевру. — Это самый верный путь!»
В 1916 году, в разгар войны, Вайян-Кутюрье вступает во Французскую социалистическую партию и примыкает к её левому, интернационалистскому крылу.
В 1919 году Поль вместе с Р. Лефевром издаёт сборник рассказов «Солдатская война». А в «Письмах моим друзьям» (1920 г.) излагает свои новые политические и эстетические взгляды. «Письма» становятся историческим документом целого революционного поколения Первой мировой. Антивоенная тема приобретает в творчестве Вайяна антикапиталистическую направленность.
«Строители новой жизни»
Как революционный писатель и журналист Поль Вайян-Кутюрье сформировался после 1917 года. Под влиянием вдохновившей его Октябрьской революции в России он пишет всё более и более смелые публицистические статьи. В 1918 году за одну из них Вайян попадает в тюрьму. Этому событию посвящена третья часть «Писем моим друзьям» — «Изгнанник в тюрьме». Имя Поля Вайяна-Кутюрье — видного социалистического публициста, борца против войн и власти капиталистов — уже широко известно. Во Франции начинается кампания за его освобождение. Тогда же Вайяна избирают в палату депутатов от одного из округов Парижа.
В 1920 году Поль Вайян-Кутюрье вступает в Коммунистическую партию, становится членом её ЦК и Политбюро. В 1921-м его избирают делегатом на III конгресс Коминтерна.
Общественная жизнь Поля тесно связана с литературной: его сборник революционных стихов «Красные поезда» издаётся в 1922 году. Большинство стихотворений посвящены молодой Стране Советов. Сам Поль Вайян-Кутюрье впервые посетил Советскую Россию в 1921 году. Поездка стала незабываемой: молодому французскому коммунисту посчастливилось встретиться с вождём мирового пролетариата.
«Коротки неизгладимые минуты, проведённые мною с Лениным, — писал он потом в статье, опубликованной в печатном органе ФКП «Юманите». — Никогда я не встречал такого человека. Мы с ним говорили о многих вещах: о крестьянах, Французской революции, Парижской коммуне. (...). Соприкосновение с ним производило на сознание впечатление вихря, ворвавшегося в душную комнату; оно освежало загруженный предрассудками и формальными доктринами мозг».
В 1926 году Кутюрье вторично приехал в Советский Союз и опубликовал потом большой репортаж «Месяц в Красной Москве», опровергавший контрреволюционную клевету об СССР.
Но наиболее значительны и ценны очерки 1931 года, посвящённые впечатлениям третьей поездки Вайяна-Кутюрье в Советский Союз. Это серия очерков под заглавием «Строители новой жизни».
Пожелтевший от времени «Сборник интернациональной бригады писателей», выпущенный в 1932 году Государственным издательством художественной литературы «Москва — Ленинград», рассказывает о том, что 1-я Интернациональная бригада писателей в составе К. Грюнберга (Германия), Д. Кьюнитца (США), Э. Мадараса (Венгрия), П. Вайяна-Кутюрье (Франция) с 17 апреля по 16 мая 1931 года посетила Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар, Минеральные Воды, Грозный, Баку. Газета «Юманите» опубликовала потом десятки очерков Поля Вайяна-Кутюрье.
«Сельмашстрой» в Ростове-на-Дону, — писал Вайян в одном из них, — великий колхозный и совхозный арсенал Северного Кавказа. (...). Большой рабочий город с колоссальным заводом возник за четыре года на пустом месте. Что рабочие задумали — то и выполнили. (...). «Сельмашстрой» бросает нас в грохот стали, в недра мастерских, в накалённый воздух печей, в пыль плавильных цехов. Повсюду между тщательно изолированными машинами — работники и работницы, поглощённые процессом труда, едва замечающие наше присутствие. Нельзя терять ни минуты. Пятилетка в четыре года...»
«Требуйте «Юманите»!»
Два паренька бегут по набережной Сены с газетами в руках. Их звонкие голоса звучат оглушительно и торжественно: «Юманите», «Юманите», «Требуйте «Юманите»!» Начало 1930-х. Мир погружён в экономический кризис, в Европе зарождается фашизм. Поэтому на страницах печатного органа французских коммунистов — пламенные очерки его главного редактора Поля Вайяна-Кутюрье. Он руководит газетой с 1926 года и поднял её на большую политическую высоту. Публицистика самого Поля Вайяна-Кутюрье тоже достигла расцвета. «Его стиль, — писал близкий друг Поля Леон Муссинак, — создала газета. Крепкий, простой, конкретный стиль, блестяще передающий лиризм поэта, рассказчика и в то же время обнажающий революционные идеи». «Фашизм — это война. Капитулировать перед ним — значит подтолкнуть войну». Поль ловил слова, будто охотился на зверя. Он был прирождённым журналистом.
В 1935 году Вайян создал совершенно новый жанр беседы с читателем — серию очерков «Несчастье быть молодым». «Юманите» провела анкету среди французских юношей и девушек с целью помочь им поближе познакомиться друг с другом, поделиться своими нуждами и вести более сплочённую борьбу.
В мае 1937 года Поль Вайян-Кутюрье уехал в сражавшуюся с фашистами Испанию. Его взволнованные «испанские» очерки передавали трагическую героику отважной страны.
В июле 1937 года Вайян произнёс свою знаменитую речь на втором Международном конгрессе писателей в защиту культуры. Конгресс вначале проходил в Мадриде и Валенсии, под обстрелом фашистских орудий, затем был перенесён в Париж. Илья Эренбург назвал его присягой писателей насмерть бороться с фашизмом. Поль Вайян-Кутюрье считал этот конгресс одним из наиболее решающих моментов в истории мировой интеллигенции.
«Война, навязанная фашизмом, — подчёркивал он в своём выступлении, — возвестила, что народ в опасности, она спаяла мыслителей — душой и телом — с народом, защищающим свободу, культуру, родину и мир на земле». «Книги, — говорил Вайян-Кутюрье, обращаясь к писателям, участникам конгресса, — именно их ждут от вас все трудящиеся. (...). Книги — взамен сожжённых фашистами, книги на вооружение всего мира».
«Голосуйте за коммунистов»
Под таким названием вышла передовица «Юманите» от 10 октября 1937 года. В тот день в стране проходили муниципальные выборы. «Голосуя сегодня за коммунистов, — писал Поль Вайян-Кутюрье, — вы проголосуете за мир, хлеб и свободу. И вы проголосуете за Францию!»
Эта публикация стала предсмертным обращением писателя к народу, которому он завещал идти по пути, начертанному Компартией. В день выхода статьи безвременная смерть унесла Поля Вайяна-Кутюрье — блистательного творца, для которого общественная и литературная деятельность были неразделимы. Следуя за Горьким, Вайян видел в литературе оружие, а в художнике — борца. Поэтому он вошёл в историю как один из основателей Французской компартии и один из основоположников передовой французской литературы. Это был человек, который без остатка отдал огромный талант и горячее сердце служению народу.
«Ту-ва-рищ»
Словно чувствуя свой ранний уход, Вайян спешил закончить автобиографическую повесть «Детство». «Понимаешь, мне нужно рассказать, как и откуда приходят к правде века», — поведал он тайну написания этой книги своей жене Мари-Клод. Они всюду были вместе: вместе работали, пели, вместе слушали, как растёт трава. Мари всегда считала своего Поля исключительно одарённой, сильной личностью и на редкость талантливым человеком. А он нашёл в ней женщину, которую искал всю жизнь, чтобы назвать самым дорогим для него словом — «ту-ва-рищ».
Красавица Мари-Клод Вожель 22-летней девушкой вступила в ряды коммунистов. Работая фотокорреспондентом «Юманите», она подготовила серию репортажей, в том числе об интернациональных бригадах во время гражданской войны в Испании. С первых дней фашистской оккупации Франции Мари-Клод стала участницей движения Сопротивления. В феврале 1942 года она была арестована, прошла через Освенцим и Равенсбрюк, откуда её, чудом выжившую, освободили советские воины. Жена Поля Вайяна-Кутюрье выступала свидетельницей во время Нюрнбергского процесса. Почти на шесть десятилетий пережив своего любимого мужа, она сохранила верность его убеждениям и заветам. Скончалась Мари-Клод Вайян 11 декабря 1996 года.
…Последние дни жизни Поля Вайяна-Кутюрье. Швейцария. Он стоит у крутого обрыва. Дальше — нацистская Германия. Слово «маки» — ещё мирное и обозначает лесную чащу, заросли, но никак не французских партизан. «Но пасаран! — кричит Вайян навстречу ветру клятву испанских антифашистов. — Этого никогда не будет! Они не пройдут!»
Фашисты прошли, но были изгнаны из Франции. И в том, как сражались герои Сопротивления, была отвага их пламенного Поля. 10 октября 1940 года, в третью годовщину его смерти, у могилы выдающегося французского коммуниста собрались 5 тысяч парижан.
С краткой речью выступил член ЦК Французской компартии, редактор подпольной «Юманите» Габриэль Пери. Это была одна из первых антифашистских демонстраций в оккупированном фашистами Париже. Арестованного Габриэля Пери гитлеровцы расстреляли. «Ночью я долго думал о таких верных словах моего дорогого друга Поля Вайяна-Кутюрье, — писал в своей последней записке Габриэль. — Он говорил, что коммунизм — это молодость мира…»
Любовь Ярмош
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.