Туркмения. Золотая лопата — символ «могущества и счастья»
Кричащая роскошь официозных проектов — и страдающие народные массы. В таких контрастах живёт сегодня Туркмения. Несмотря на показной оптимизм заявлений, республика переживает один из глубочайших за тридцать лет кризисов.
Почти у всех постсоветских республик есть точный индикатор состояния дел в стране. Чем хуже ситуация, тем выше стрелка чиновничьей демагогии. В Туркмении показатели последней и вовсе зашкаливают. Как утверждал на днях министр финансов Мухамметгелди Сердаров, республика вошла в число самых быстрорастущих экономик мира. За первое полугодие ВВП увеличился на 6,2 процента. И это при том, что, если верить официальной статистике, в прошлом году туркменская экономика избежала спада и продемонстрировала впечатляющий рост в 5,9 процента.
Главной задачей государства Сердаров назвал вложения в человеческий капитал. Для этого, по его словам, львиная доля инвестиций направляется «на усовершенствование образования, науки и медицины». Среди других официально постулируемых достижений — увеличение розничного товарооборота на 17, внешнеторгового оборота почти на 10 процентов и превышение запланированных доходов бюджета на 15 процентов.
Шумные бравады устраивает и президент Гурбангулы Бердымухамедов. Во время запуска новых скважин на крупнейшем газовом месторождении «Галкыныш» он сообщил, что в ближайшем будущем экспорт «голубого топлива» в Китай вырастет с нынешних 40 до 100 миллиардов кубометров в год, хотя никаких предпосылок для этого пока не просматривается.
В популистском рвении власти, однако, перестают следить за соотношением оглашаемых цифр и допускают досадные оплошности. Так, председатель государственного банка внешнеэкономической деятельности Рахимберды Джепбаров заявил недавно, что внешний долг Туркмении составляет 11 процентов ВВП. Чуть ранее на совещании с участием президента были обнародованы абсолютные цифры кредитных обязательств — 1,35 млрд долларов. Исходя из этого, объём экономики республики должен составлять 12,3 млрд долларов, что вчетверо меньше официального показателя — 48 млрд долларов.
Подобные нестыковки наблюдаются всюду. Так, Ашхабад до сих пор не признал ни одного факта заражения коронавирусом. Это опровергают эмигрантские издания, ссылающиеся на источники внутри страны. По их данным, Туркмения переживает сильнейшую вспышку инфекции, а ежедневное количество умерших исчисляется сотнями. Система здравоохранения не справляется с ситуацией, отмечается острая нехватка медикаментов и оборудования.
Критическую ситуацию подтверждают некоторые действия властей. В конце августа Бердымухамедов уволил «за серьёзные недостатки в работе» вице-премьера по вопросам здравоохранения, образования, науки и спорта Мамедмурада Гелдиныязова. Одновременно лишились должностей замглавы минздрава, руководитель государственной санитарно-эпидемиологической службы Арслангылыч Гылыджов и глава государственной миграционной службы Бекмырат Овезов.
Кроме того, президент подписал постановление о создании чрезвычайной комиссии по борьбе с распространением болезней. В ряде районов введены ограничения в работе общественного транспорта, закрыты рынки, запрещены массовые мероприятия, школьники переведены на дистанционное обучение. За отсутствие медицинской маски предусмотрен крупный штраф. Многие услуги предоставляются только при предъявлении свидетельства о прохождении вакцинации. Ещё в июле прививки были объявлены обязательными для всех граждан старше 18 лет, но темпы кампании не разглашаются.
Впрочем, назвать действия руководства последовательными нельзя. Тысячи людей приняли участие в праздновании Дня независимости, который отмечался в стране 27 сентября. Ни военного парада, ни массовых гуляний, намеченных на этот день, не отменили. К 30-летию независимости были открыты дорогостоящие объекты. Среди них новая площадь с огромной правительственной трибуной. По словам властей, этот комплекс, стоимость которого, согласно утечкам, превышает 100 млн долларов, «продемонстрирует торжество эпохи могущества и счастья».
Подчёркнуто помпезно проходят и другие мероприятия с участием первых лиц страны. На упомянутом открытии новых газовых скважин президент заложил капсулу в основание постройки. Этот шаг ничем бы не отличался от сотен других подобных событий, не будь сама капсула, жёлоб, по которому она была спущена вниз, а также лопата и тачка, использованные Бердымухамедовым для того, чтобы взять раствор, сделаны из золота.
На этом фоне в стране происходит стремительный рост цен, наблюдается дефицит многих продуктов первой необходимости. Отовариваться на рынках большинству граждан не по карману. В государственные же магазины, где цены в разы меньше, с раннего утра выстраиваются очереди, нередки перепалки и драки между покупателями. Таково истинное обличье «могущества и счастья», к которым Туркмения пришла за 30 лет независимости.
Сергей Кожемякин
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.