КАРЕЛЬСКОЕ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Коммунистической партии Российской Федерации

Из жизни КПРФ

22:22
19.11.2024
Г.А. Зюганов: «Ставка Центробанка в 21% душит экономику и не позволяет эффективно бороться с фашизмом»
14:01
19.11.2024
Вопрос о снижении стоимости вырубки лесов Петрозаводска - снять с повестки! 
18:06
18.11.2024
Карельские коммунисты выразили недоверие главе Петрозаводска Инне Колыхматовой и попросили ее уйти в отставку добровольно
11:52
15.11.2024
В Госдуме во втором чтении прошло обсуждение проекта федерального бюджета на трехлетний период. Коммунисты не поддержали этот проект с самого начала.
14:00
12.11.2024
Г.А. Зюганов: «Невозможно обеспечить внутреннюю стабильность в стране, когда 25 главных олигархов хватанули еще 26 миллиардов долларов»
11:09
12.11.2024
Фракция КПРФ в Заксобрании Карелии подготовила обращение в прокуратуру с просьбой проверить законность публичных слушаний, проведённых администрацией Петрозаводска 8 ноября.
12:27
08.11.2024
"И пока жива Россия, вместе петь и плакать нам". Г.А. Зюганов поздравил советского композитора А.Н. Пахмутову

РЕВОЛЮЦИОННАЯ ДИКТАТУРА НАУКИ. В помощь слушателям семинаров и школ партийной учебы

Основоположники научного мировоззрения К. Маркс и Ф. Энгельс совершили в середине XIX века величайшую всемирно-историческую революцию в развитии человеческого мышления, общественного сознания людей. Они создали философское учение диалектического материализма, ставшего теоретической и методологической основой науки – познавательной деятельности общества, разрабатывающей и обогащающей систему объективных знаний о законах развития природы, общества, сознания. Наука обрела подлинный, адекватный смысл способа теоретического осознания постоянного движения мира. Это оказало революционное преобразующее воздействие на дальнейшее историческое развитие человечества. К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что «революция является движущей силой истории, а также религии, философии и всякой иной теории» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 3, с. 37). По мнению К. Маркса, «теория становится материальной силой, как только она овладевает массами» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 1, с. 422). Науку он квалифицировал как «всеобщую общественную производительную силу» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 26, ч. 1, с. 400). Революционную роль в историческом прогрессе общества может выполнять только научная теория.

     Руководствуясь собственным диалектико-материалистическим подходом к мировому историческому процессу, К. Маркс и Ф. Энгельс изучили объективные закономерности развития капиталистической формации общества и выявили перспективы её революционного превращения в противоположную ей коммунистическую формацию. На основе анализа диалектического взаимодействия производительных сил и производственных отношений общества К. Маркс сделал вывод, что «капиталистическое производство порождает с необходимостью естественного процесса своё собственное отрицание» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 23, с. 773). Самоотрицание капитализма состоит в социальной революции социалистического типа, содержанием которой является «превращение капиталистической частной собственности, фактически уже основывающейся на общественном процессе производства, в общественную собственность» (Там же). Отменой частной собственности и установлением общественного типа собственности на средства производства во всемирном масштабе социалистическая революция освобождает общество от социального неравенства и антагонизма, обеспечивает социальное равенство всех людей по отношению к общественному богатству человечества. В свою очередь, освобождение общества от социального неравенства и антагонизма отвечает классовым интересам мирового пролетариата, совпадающим в основном с объективными законами общественного развития. В итоге всемирная социалистическая революция гарантирует полную победу социализма на земном шаре.

      Поскольку в середине XIX столетия мировой пролетариат стал разворачивать классовую борьбу за осуществление своих интересов в исторической действительности и нуждался в научной теории, К. Маркс и Ф. Энгельс приступили к удовлетворению этой социальной и духовной потребности пролетариата. Они инициировали интернациональное коммунистическое движение, играющее авангардную роль в классовой борьбе пролетариата. По определению К. Маркса и Ф. Энгельса, коммунисты «выдвигают на первое место вопрос о собственности, как основной вопрос движения» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 4, с. 459). В их знаменитом «Манифесте коммунистической партии», опубликованном в Лондоне в 1848 году, подчёркивалось, что «коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности» (Там же, с. 428). Революционное решение этого вопроса во всемирном масштабе прекращает социальное расслоение населения планеты на классы и обеспечивает социальное равенство всех людей в отношении всемирного богатства.

      Оценивая главную роль науки в революционном преобразовании жизни общества на социалистических началах, Ф. Энгельс квалифицировал социалистическую революцию как «скачок человечества из царства необходимости в царство свободы» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 19, с. 228). По мнению Энгельса, в процессе этой величайшей социальной революции «объективные, чуждые силы, господствовавшие до сих пор над историей, поступают под контроль самих людей» (Там же, с. 227). Отменой частной собственности и установлением общественного типа собственности на средства производства в планетарном масштабе социалистическая революция преодолевает стихийное, слепое, хаотическое развитие населения земного шара и открывает возможности для сознательного, планомерное, гармонического развития общества. С утверждения социализма на планете, по словам Ф. Энгельса, «люди начнут вполне сознательно сами творить свою историю» (Там же, с. 228).  Это осуществляется научно подготовленным человеком, для которого осознание объективной исторической необходимости и овладение действием всеобщих объективных законов диалектики в естественном историческом процессе превращаются в его социальную свободу.

      Первым вопросом любой социальной революции выступает вопрос о политической власти, решение которого открывает коренное преобразование всего общественного жизнеустройства народов. Прогнозируя политическую стратегию исторического движения человечества путём общественного прогресса, К Маркс писал: «Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не можем быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 19, с. 27). Революционная диктатура выступает воплощением в жизни общества всеобщих объективных законов диалектики в качестве основополагающих экономических и социальных закономерностей. Диктатура социалистической революции снимает действие каких-либо иных общественных законов, так как революционный кризис, охватывающий все социальные слои населения, и революционная ситуация, поглощающая все сферы жизни общества, не поддаются произвольному управления господствующими «верхами» планеты. Диктатура социалистической революции подавляет контрреволюционную диктатуру капитала, следующего путём самоотрицания.

    Научная теория К. Маркса и Ф. Энгельса о революционном преобразовании общественной жизни человечества на коммунистических началах получила практическое воплощение в исторической действительности в начале XX века, когда капитализм достиг высшей, империалистической стадии своего существования. Во всемирной истории наступила эпоха революционно перехода человечества от капитализма к социализму – низшую фазу коммунизма. В новых условиях научную теорию наступления социализма развивал В. И. Ленин, возглавляя её осуществление в революционной практике. Научно изучив сущность империализма, В. И. Ленин сделал вывод, что «империализм – это такое состояние капитализма, когда он, выполнив всё для него возможное, поворачивает к упадку» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 26, с. 29-30). Империализм стал воплощением общенационального кризиса капитализма, постоянно обостряющегося вплоть до глобальной катастрофы, следующего к гибели капиталистической формации общества и революционному его преобразованию на социалистических началах.

     Раскрывая революционную динамику существования капитализма на империалистической стадии, В. И. Ленин обобщил, что «основные свойства капитализма стали превращаться в свою противоположность, когда по всей линии сложились и обнаружились черты переходной эпохи от капитализма к более высокому общественно-экономическому укладу» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 27, с. 385). Обобществление материального производства в зависимости от роста научного уровня его развития обусловливает превращение капиталистической частной собственности в социалистическую общественную собственность на средства производства. Свободную конкуренцию, обеспечившую расцвет капиталистического производства, стало подавлять господство монополий, так как их междоусобная конкурентная борьба непосредственно следует к гибели капитализма. Эти тенденции выражают вырождение и саморазрушение капиталистического общественного строя, его революционную замену социализмом.

     Вследствие обострения общественных противоречий капитализма на империалистической стадии буржуазное общество поворачивает от политической демократии к насилию, реакции, террору. Неотъемлемой чертой общего кризиса капитализма стали империалистические войны, обостряющие его противоречия до крайних пределов. Выход из катастрофической ситуации капитализма В. И. Ленин нашёл во всемирной социалистической революции. В 1917 году он писал: «Только пролетарская, социалистическая революция может вывести человечество из тупика, созданного империализмом и империалистическими войнами. Каковы бы ни были трудности революции и возможные временные неуспех её или волны контрреволюции, – окончательная победа пролетариата неизбежна» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т.54, с. 483). Политическая реакция империалистической контрреволюции противоположна действию объективных закономерностей исторического прогресса, поэтому завершается неминуемой гибелью.

     Первым во всемирной истории практическим подтверждением правильности научной теории социалистической революции стала Великая Октябрьская социалистическая революция в России. Она оказала глубинное преобразующее воздействие на общественное развитие всех стран и народов земного шара. Великий Октябрь возглавил наступившую историческую эпоху новейшего времени, определив её содержание, характер, направление развития – революционный переход человечества от капитализма к социализму. Оценивая воздействие Великого Октября на мировой исторически процесс, В. И. Ленин заметил, что «весь мир уже переходит теперь к такому движению, которое должно породить всемирную социалистическую революцию» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 45, с. 403). Великая Октябрьская социалистическая революция выступила стартом всемирной социалистическое революции. К середине XX века социалистическая революция вышла в планетарное пространство, обеспечивая становление мировой общественной системы социализма, а в дальнейшем и достижение ею равновесия в историческом развитии с мировой капиталистической системой.

     Победа Великого Октября естественно побудила социальную и духовную потребность народов в научно-теоретическом проекте построения социалистического общества. Такой проект разработан В. И. Лениным, руководствуясь диалектико-материалистическим подходом к историческому развитию общества. Строительство социализма В. И. Ленин квалифицировал как создание «таких условий, при которых бы не могла ни существовать, ни возникать вновь буржуазия» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 36, с. 175), то есть создание «высшего, чем капитализм, общественного уклада, именно: повышение производительности труда» (Там же, с. 187). Главным стратегическим направлением социалистического строительства В. И. Ленин считал, «чтобы наука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т.45, с. 391). Научное обоснование социалистического строительства стало закономерностью этого исторического процесса, а марксистко-ленинское учение диалектического материализма воплотилось в научном мировоззрении людей. Без научного обоснования организации жизни общества и научного управления её развитием не может быть дальнейшего исторического движения человечества путём общественного прогресса.

     Рождённые Великим Октябрём, всемирно-исторические сдвиги в общественном развитии человечества побудили к середине XX столетия мировую научно-техническую революцию, которая качественно преобразовала материально-производственный фундамент жизни населения земного шара. Под воздействием научно-технической революции совокупные производительные силы человечества обрели совершенно новый уровень развития и закономерно потребовали соответствующего преобразования характера производственных отношений во всемирном объёме. Научно-техническая революция превратила науку – всеобщую общественную производительную силу – в непосредственную производительную силу общества, что послужило образованию наукоёмкого вида производства, открывающего возможности для его автоматизации и беспредельного развития вплоть до полного удовлетворения человеческих потребностей всего населения планеты. Таким образом, научно-техническая революция подготовила всемирное торжество социализма. Поэтому должное осуществление новейших возможностей технического и технологического совершенствования общественного производства оказалось невозможным в условиях капиталистического способа производства, ограниченного оковами частной собственности на средства производства.

     В процессе мировой научно-технической революции капиталистический способ общественного производства полностью исчерпал все свои конструктивные возможности и естественно вступил в исторический этап необратимого прекращения своего существования, так как монополизация капитала достигла максимальной высоты, апогея роста. Частная собственность на средства производства перестала служить основой для формирования производственных отношений общества. Она превратилась в разрушителя производства и всей общественной жизнедеятельности человечества вплоть до его уничтожения. Отставание капиталистической системы производственных отношений от возросшего уровня развития позволительных сил обернулось очередным обострением в 1970-е годы общего кризиса капитализма и его перерастанием в глобальный кризис всей частнособственнической цивилизации, который оказался самым масштабным и катастрофическим переломом во всемирной истории. В итоге империализм охвачен всеобщей агонией.

     Агонизирующий империализм развязал в 1980-е годы глобальную антикоммунистическую агрессию против всех направлений исторического прогресса человечества, нацеленную на контрреволюционное уничтожение мировой социалистической системы и реставрацию безраздельного господства капиталистического общественного строя во всемирном масштабе, что объективно невозможно. Поэтому разращением Советского Союза в 1991 году и подрывом при этом мировой социалистической системы империалистическая контрреволюция перешагнула критическую грань допустимого в мировом историческом процессе и загнала себя в безвыходную ситуацию, которой она не может овладеть, поэтому обречена на неизбежную гибель. На планете образовался глобальный хаос, который не поддаётся произвольному управлению, что равнозначно всемирной революционной ситуации. Соответственно обострилась и усугубилась «война интересов» – всемерная гражданская война, кульминацией которой неизбежно становится глобальный социальный взрыв, угрожающий вселенской катастрофой. Спасти человечество от уничтожения в глобальной катастрофе может только всемирная социалистическая революция.

     Глобальный цивилизационный кризис, полномасштабная антикоммунистическая агрессия империализма, всемирная революционная ситуация, всемирная гражданская война, свирепствование империалистической контрреволюции на всех континентах, территориальный передел земного шара и подобными им тенденции свидетельствуют о том, что в начале XXI века на земной шаре полностью развернулись объективные закономерности всемирной социалистической революции. Глобальный кризис частнособственнической цивилизации способствует социальной поляризации человечества  в направлении его радикальной пролетаризации: к началу 2020-х годов в пролетарских и полупролетарских слоях оказалось 99 процентов населения планеты, что значительно увеличило его революционный потенциал, укрепило движущие силы социалистических революций. Глобальная антикоммунистическая агрессия империализма прикрывает всемирный монополистический передел собственности путём хищнического разграбления сверхмонополиями национальных богатств народов и природных ресурсов планеты. Глобальный хаос хоронит капиталистическую формацию общества на кладбище всемирной истории. В совокупности могущественный процесс всемирной социалистической революции воплощает всеобщие объективные законы диалектики, сознательно и целенаправленно используемые коммунистическими силами пролетарского человечества в революционной практике.

     Становление науки непосредственной производительной силой общества, вызванное мировой научно-технической революцией, служит основой для обобществления материального производства во всемирной степени, что объективно обусловливает установление общественной собственности на средства производство в планетарном масштабе. Практическое решение этой задачи составляет основное содержание всемирной социалистической революции. Осуществление замены частной собственности общественным типом собственности на средства производства отвечает требованиям основного объективного закона развития общества – обеспечению соответствия характера производственных отношений общества уровню развития его производительных сил. Это реализуется путём научного обоснования организация жизни общества и научного управления её развитием. Это достигается народами постепенно в той мере, в какой ими научно осознаётся и практически осваивается без вреда самим себе. Это посильно научному сознанию человека, которое формируется в процессе научно-мировоззренческой революции под революционной диктатурой науки, перерастающей в мировом историческом процессе во всемирную социалистическую демократию, а в дальнейшем и научное самоуправление общества. В итоге исторической действительностью становится коммунистическая формация общества, которую К. Маркс квалифицировал как «человеческое общество, или обобществившееся человечество» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 3, с. 4).

Юозас Ермалавичюс,

доктор исторических наук, профессор

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.