Разбираемся в подробностях. Газовый кризис в Европе
Цены на газ в Европе в ходе торгов на бирже ICE 20 сентября начали расти и вновь превысили отметку в 900 долларов за 1 тыс. куб. м. Так, цена на октябрьский фьючерс взлетела до 912 долларов за 1 тыс. куб. м после того, как упала ниже 800 долларов за тыс. куб. м в пятницу. А уже на торгах 21 сентября был установлен новый исторический рекорд. Спотовая стоимость тысячи кубометров газа составила 1012 долларов. Об этом сообщает Укринформ.
А теперь давайте попробуем разобраться что за «газовая бомба» взорвалась в Европе. Официально основными причинами рекордного роста цен на природный газ в Европе называют низкие запасы газа в европейских хранилищах и слабые темпы закачки, которые вызваны дефицитом предложения.
Украинские должностные лица и брюссельские политики трактуют «дефицит предложения» как шантаж со стороны России и умышленное ограничение поставок в Европу со стороны «Газпрома». Глава правления НАК «Нефтегаз Украины» Юрий Витренко в интервью «Интерфакс-Украина» заявил, что «повышение цен, которое мы видим сейчас на рынке, является следствием фактически специальной кампании со стороны 2Газпрома», который просто ограничивает поставки газа в Европу». Витренко считает, что представители ЕС должны добиться разблокирования доступа других компаний к транзиту через Украину и поставок газа из Центральной Азии.
Насчет транзита беспокойство украинских чиновников вполне понятно и объяснимо, а вот в остальном они откровенно передергивают карты. Версия о том, что рекордное подорожание газа на европейских хабах вызвано отказом России прокачивать его через транзитные мощности Украины, может поразить воображение обывателя, привыкшего верить всему, что говорит начальство. Неискушенному обывателю, который даже не представляет в чем разница между стоимостью фьючерсов, спотовыми и контрактными ценами можно втюхать любую ерунду. Но для людей грамотных это выглядит слишком примитивно. Мы конечно не можем провести массовый экономический ликбез со страниц газеты, но попытаемся сформулировать всю эту премудрость максимально просто и доступно.
Причин на самом деле несколько. Они наложились одна на другую и в общей массе создали 2гремучую ценовую смесь». У Европы два основных поставщика газа – РФ и США. По сути, они поделили территорию Европы на зоны влияния, при этом согласились отдать часть «квот» Алжиру и Норвегии.
Так вот, когда в августе-сентябре стали на ремонт газопроводы «Ямал – Европа» и «Северный поток-1». Поляки начали сопрягать свою трубу с Ямала со своим строящимся стратегическим газопроводом Baltic Pipe в Норвегию. А россияне решили подстраховаться, запустив на своей территории соединительные перемычки между двумя магистральными «Северными потоками».
В то же время, американцы прекратили отгрузки сжиженного газа с LNG-терминалов США в связи с опасностью, вначале, приближающегося к их южному побережью урагана Ида, а потом, из-за необходимости устранения нанесенных ураганом повреждений.
Как назло, возникли проблемы и у Норвегии. Пришлось «поставить газодобывающие платформы на капитальный ремонт», вызванный вынужденной заморозкой добычи из-за пандемии. Попросту говоря, платформы практически высосали весь газ в местах установки, давление упало. Надо было передвинуть платформы на новые места бурения, но сделать это вовремя норвежцам помешал ковидный локдаун. К тому же в Осло еще с 2020 года заявили, что государство не планирует наращивать добычу углеводородов и, следовательно, увеличивать экспорт газа в Европу. Максимум, на что можно рассчитывать, – перераспределение поставок. Говоря простым языком, Норвегия пообещала Польше отдать тот газ, который раньше покупала Германия, подсевшая теперь на «иглу «Газпрома». Но поляки свой газопровод достроить не успели.
Еще один важнейший поставщик газа в Испанию и Южную Европу – Алжир. Он тоже не хочет увеличивать экспорт «голубого топлива» в ЕС. Причина банальна – газ в Алжире просто заканчивается, и все большие объемы используются на внутреннее потребление. Еще несколько лет назад ученые предупреждали, что экспорт природного газа из Алжира может упасть с 45 млрд. куб. м в год до 26 млрд куб. м. А дальше и вовсе до 15. Прошли те времена, когда в 2005 году Алжир экспортировал аж 64 млрд. куб. м. А все потому, что доходы от продажи «голубого топлива» проедались, а не вкладывались в разведку новых запасов. В этом плане сценарий нам хорошо знаком.
Отдельная тема – Азия. Китай, чья экономика активно восстанавливается, скупает огромные объемы СПГ со всего мира, толкая цены вверх. Не отстают Япония, Южная Корея и другие азиатские государства. Еще когда Европа платила на спотовых биржах $150-200 за тыс. куб. м, страны Азии были готовы выкладывать по $350-500. А когда цены на газ в Европе стали расти, они еще больше подняли планку и оперативно согласились на $700. Высокую цену СПГ Китай компенсирует дешевыми поставками из России по газопроводу «Сила Сибири». Летом представители «Газпрома» признались, что средняя цена составляет около $150,2 за тысячу кубов. Это несравнимо дешевле, чем у других крупных поставщиков, но... В 2021 году «Газпром» должен поставить в Китай 10 млрд. куб. м, а это для китайцев – капля в море. А достижение контрактного уровня «Силы Сибири» – ежегодной поставки 38 млрд. куб. м планируется только к 2024 году!
Но проблемы поставщиков – это только вершина айсберга. Как говорят американцы: бизнес есть бизнес. Шанс получить сверхприбыль заставляет капиталиста подпиливать даже ветку, на которой он сидит. По данным Bloomberg, ряд трейдеров, у которых газ хранится в огромных хранилищах в Испании, вместо того чтобы дать его на европейский рынок, выжидают еще большего роста цен в Азии! Всего из страдающей от нехватки газа Европы в Китай и другие страны сейчас намерены транспортировать шесть крупных партий СПГ.
Третий фактор роста цен на газ в Европе – это жаркая погода и низкая скорость ветра этим летом в Северном море и прибрежных районах, где установлено большинство европейских ветрогенераторов, которые не оправдывают возложенные на них надежды на производство возобновляемой энергии и стимулируют выработку энергии на другом топливе.
Сюда же можно отнести и ставшей последней европейской модой инициативу европейских зеленых о декарбонизации энергетики. Их идея состоит в том, чтобы отказаться от использования угля, нефти, газа и заменить эти виды топлива безопасными для здоровья человека (ветроэнергетика, солнечная энергия и даже атомная). Для того, чтобы заставить самих себя это делать, в ЕС установили налог на выбросы углерода. В январе 2021-го цена разрешения на выброс 1 т СО2 превысила 35 евро. А в перспективе должна удвоиться. Понятно, что спрос на газ тут же вырос. Кстати, обратите внимание, что из Франции, обладающей сильнейшей в Европе атомной энергетикой, стонов по поводу подорожания газа практически и не слышно.
Ну и в результате всего вышеизложенного виноватым оказался, конечно же, «Газпром».
Почему? Он же выполняет свои экспортные контракты в полном объеме и по стабильным ценам прописанным в долгосрочных контрактах. А недопоставленные из-за ремонта 1,9 млрд куб. м компенсирует отбором своего газа из своих же подземных хранилищ. Подчеркнем, «Газпром» не повысил свои цены ни на копейку, ни на цент. И не отступил от взятых на себя обязательств по объемам поставки ни на один кубометр. Ну да, попробовал бы он это сделать, уже был бы в таких долгах, что для их оплаты надо было бы всю Сибирь оптом продавать. А говорим все время мы о росте цен у тех европейских структур, которые, уже получив по контрактной цене российский газ, перепродают его по, так называемым спотовым ценам, конкретным европейским производителям или обслуживающим население структурам.
То есть, вся речь в этой статье идет о том, что «цивилизованные» европейские спекулянты, отдавая российскому монополисту, в среднем, 230 долларов за тысяч кубометров газа, себе кладут в карман «скромную» маржу в 600, 700 и более долларов за ту же тысячу кубов! И европейцы платят, потому что им сказали, что «газа мало и может всем не хватить».
И мы платим вместе с ними, потому, что мы гордые и принципиальные. Мы не будем покупать «грязный» газ напрямую у страны агрессора даже по 180 обещанных нам Путиным долларов. Лучше заплатим по 1080, но зато за «европейский» газ с «молекулами свободы»! И не надо злословить, что мы его просто отбираем из транзитной трубы. Деньги-то за «реверсные поставки» наши можновладци отправляют не в Москву, а в Братиславу или в Варшаву. Со все крепнущей надеждой, что при таком-то скачке цен на газ их «доля малая» в этой преступной схеме вырастет весьма не мало. А на нас с вами, или какой-то там Одесский припортовый – им наплевать.
Но давайте все же из отечественных пенатов вернемся к «проискам» «Газпром». Его «коварство» стало очевидно в понедельник 20 сентября. В понедельник на европейских платформах бронирования прошли аукционы на прокачку газа на октябрь – на все мощности газопровода «Ямал – Европа» (проходит в Германию через Белоруссию и Польшу), а также на дополнительные транзитные мощности через Украину.
Европейцы весьма надеялись, что в условиях нынешнего дефицита газа, Россия будет просто вынуждена экстренно увеличить объемы его прокачки в Европу по всем имеющимся в природе маршрутам. Недаром все эксперты в один голос заявляли, что «итоги аукционов бронирования газотранспортных мощностей польского и украинского транзитных коридоров в дефицитном 2021 году должны были не только сильно понизить цену газа на европейском спотовом рынке, но и повлиять на цену акций «Газпрома».
Для нас это тоже было бы «бальзамом на душу». Мало того, что за сверхдоговорные объемы прокачки, агрессор вынужден был бы заплатить нам немалые деньги, так еще и вся Европа убедилась бы, что без украинской ГТС она существовать не может. Вот уж настоящая «перемога» была бы...
Но, «Газпром» «нагнуть» не получилось. Газовый монополист отказался бронировать дополнительную транзитную мощность через Украину, а также выкупил лишь треть от предложенной транзитной мощности польского участка газопровода «Ямал – Европа». Это и есть самый яркий пример «русского газового шантажа» европейцев и «продавливания2 необходимости скорейшего ввода в эксплуатацию своего газопровода «Северный поток-2»!
Согласен, обидно, что не прокатило. Но все-таки, справедливости ради, осталось ответить на один вопросик. А должен ли «Газпром» спасать Европу и Украину, и поставлять сверхплановые объемы газа, если этого не делают ни Норвегия, ни Алжир, ни США? Конечно, мы бы этого очень хотели – ведь тогда газ прошел бы по нашим трубам. Да и европейцам было бы приятно: возможно, снизились бы цены на газ на континенте.
Но надо понимать две вещи – объем добываемого газа в России не резиновый. Его растянуть и оперативно увеличить на парочку миллиардов кубов, мягко говоря, не так уж и просто. В 2021 году «Газпром» и так до конца года должен добыть самый большой за предыдущие 10 лет объем газа в 510 млрд. кубометров. А если Европе не нравятся высокие цены на газ, то она запросто может запретить своим трейдерам получать сверхприбыли на продаже СПГ в Азию. И тогда всем всего хватит.
Что же касается «Северного потока-2», то не нужно ни драматизировать, ни обольщаться. Даже если он пройдет сертификацию и начнет функционировать в ближайшее время, то на первом этапе может обеспечить Германии лишь дополнительные 5 млрд куб. м. На общей ситуации в Европе это практически не отразится. Нам бы они конечно не помешали, но даже одни только потребности нашей промышленности такие объемы полностью удовлетворить не смогут.
Богдан Почайнов
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.