КАРЕЛЬСКОЕ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Коммунистической партии Российской Федерации

От социализма к капитализму

Автор: Роман Галенкин


Капиталистическое перерождение социалистических и народно-демократических республик — одна из самых дискуссионных тем в международной марксистской науке.

В этой небольшой статье постарался наиболее четко раскрыть свою позицию по этому вопросу. Желаю приятного прочтения!

«Социализм есть не что иное, как государственно-капиталистическая монополия, обращенная на пользу всего народа и постольку переставшая быть капиталистической монополией»

Это наиболее точное определение социализма было озвучено В.И. Лениным в небольшой работе «Грозящая катастрофа и как с ней бороться», написанной накануне Великой Октябрьской социалистической революции. Простым словами оно означает, что социализм = государственный капитализм + диктатура пролетариата.

В ходе социалистической революции рабочий класс берет в свои руки государственную власть, а затем до крайности обобщает всю частную собственность, все средства производства в руках своего нового пролетарского государства.

Последняя часть предложения очень важна (и именно поэтому ее столь часто пропускают эпигоны буржуазной науки). Поскольку обобщение собственности производит не обычное капиталистическое государство, состоящее из кучки чиновников, защищающих ничтожное меньшинство населения, а государство диктатуры пролетариата, которое стоит на защите подавляющего большинства общества и стремится слиться в одно целое с этим большинством, постольку собственность капиталистического государства является сугубо государственной, а собственность социалистического государства становится не государственной, а общественной.

Что это значит? При капиталистическом государстве государственная собственность служит лишь интересам государства как совокупного капиталиста, а при социализме государственная собственность служит не только одному рабочему государству, но всему обществу, поэтому собственность перестает быть государственной и становится общественной.

Таким образом, государственный капитализм и социализм разделяет лишь то, в чьих руках находится политическая власть. При государственном капитализме в руках коллективной буржуазии, при социализме в руках пролетариата. Это важно помнить и при анализе капиталистических контрреволюций.

Сейчас мы этим и займемся, но сначала вспомним еще одно определение от классика марксизма.

«Государственный капитализм – есть самая худшая форма капитализма, так как он сосредотачивает в одних руках экономическое и политическое могущество, и таким образом, может ещё острее, ещё интенсивнее, нежели частный капитализм, угнетать и эксплуатировать рабочих»

Это выдержка из выступления Вильгельма Либкнехта на Эрфрутском съезде тогда еще боевой и революционной Социал-Демократической партии Германии.

Итак! Социалистическая революция, как известно, может не только победить, но и заново проиграть. Опыт XX века показал, что реставрация капитализма вполне возможна. Происходит это в силу того, что обуржуазившаяся пролетарская и просто привлеченная мелкобуржуазная государственная бюрократия (буржуазные специалисты, если взять определение Ленина) в силу определенных внешних и внутренних причин (отсутствие общественного контроля со стороны пролетариата, слабость коммунистической партии, тяжелые хозяйственные условия, война и т.д.) отрывается от широких трудящихся масс и вырождается в новую коллективно-государственнуюбуржуазию, которая впоследствии осуществляет капиталистическую контрреволюцию и меняет диктатуру пролетариата на свою собственную.

Сопоставив все, что мы написали выше, получим: диктатура пролетариата меняется на диктатуру буржуазии, общественная собственность меняется обратно на государственную, а социализм меняется на государственный капитализм, который является по меткому определению товарища Либкнехта худшим видом капитализма. Самый демократический, свободный и справедливый строй превращается в свою полную противоположность, в государство узкой буржуазной диктатуры и политического бесправия рабочих.

При этом многие слабо грамотные в политическом плане граждане могут этого даже на первых порах не почувствовать. Тут на помощь новой буржуазии приходит закон об отставании надстройки от экономического базиса. Гаснущий социалистический импульс еще долгое время поддерживает более-менее достойный уровень жизни, а формальное наличие у власти «рабочей» партии и красивых красных символов на государственной символике еще больше успокаивает людей.

Однако пагубные процессы уже запущены. О том, как это происходит вы можете более подробно прочитать в замечательной книге «Реставрация капитализма в СССР» одного из лучших марксистов второй половины прошлого века — Вилли Дикхута.

В большинстве социалистических и народно-демократических (новодемократических) стран эти контрреволюции произошли примерно в одно и то же время, в 1950-ые годы. На место вождей рабочего класса, товарищей Маленкова, Берута, Готвальда, Пика, Червенкова, Апостола встали буржуазные бюрократы Хрущев, Гомулка, Новотный, Ульбрихт, Живков, Чаушеску.

Достойный уровень жизни в этих государствах за счет предыдущих революционных достижений еще поддерживался, а вот с правами на свободу слова, печати, собраний рабочим пришлось попрощаться практически сразу. Позорным грузом лежит на нашей истории подавление коммунистических выступлений в Тбилиси 1956 года, Новочеркасске 1962 года, аресты революционеров Кима Давлетова и Алексея Разлацкого, разгром кружка молодых социалистов Бориса Кагарлицкого и Павла Кудюкина, глушение демократических радиостанций «радио Тираны» и «радио Пекина».

Только в двух народных республиках удалось эти процессы осознать и временно приостановить. Албанская партия Труда под руководством Энвера Ходжи и Коммунистическая партия под руководством Мао Цзэдунанесколько десятилетий подряд боролись за сохранение диктатуры рабочего класса в борьбе против мелкобуржуазной государственной бюрократии.

В Тиране решили избрать сталинский метод борьбы с бюрократией, основанный на организации репрессий против классовых оппонентов сверху. Пока Ходжа был жив, он работал безотказно. Но стоило только албанскому народу потерять своего лучшего руководителя, местная буржуазная клика повторила сценарий Советского союза 56-того года. На место Ходжи в 1985 году встал перерожденец Алия. Там тоже был установлен государственный капитализм нового типа. Поэтому ходажизм и стали теперь называть догмато-сталинизмом (что конечно лучше в десятки раз любого госкапа под красным флагом).

В Пекине было решено использовать социалистическое наследие Сталина более творчески. Там партия решила опираться не на свое высшее руководство, а на низовые массы народа, которые и должны были реализовывать широчайший контроль чиновников и специалистов снизу, бороться с бюрократией демократическими, а не бюрократическими методами. Такая политика получила название Великой Пролетарской культурной революции. Результат, как мы видим, оказался гораздо лучше. Поэтому маоизм теперь называют революционным развитием сталинизма, или просто марксизмом-ленинизмом XXI века.

Ну а чем же в таком случае были Перестройка и другие ее аналоги? Ни чем иным, как попытками перейти от от бюрократического капитализма к государственно-монополистическому капитализму западного образца контролируемым путём. Процесс тоже очень интерсный, но к нашей теме не относится. Заинтересовавшимся рекомендую замечательную книгу современного немецкого марксиста Штефана Энгеля «Сумерки богов над «новым мировым порядком»».

В этой небольшой статье я обрисовал лишь общие принципы реставрации капитализма и борьбы с ней. Надеюсь, что это замотивирует вас читать и фундаментальные труды Дикухта, Гонсало, Сисона, Энгеля, и замечательные материалы с сайтов КПРФ и РУСО по этой интересной теме.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.