КАРЕЛЬСКОЕ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Коммунистической партии Российской Федерации

Из жизни КПРФ

18:04
Вчера
АНТИКОММУНИСТИЧЕСКАЯ ИСТЕРИЯ ДОВОДИТ ДО ВАНДАЛИЗМА
22:22
19.11.2024
Г.А. Зюганов: «Ставка Центробанка в 21% душит экономику и не позволяет эффективно бороться с фашизмом»
14:01
19.11.2024
Вопрос о снижении стоимости вырубки лесов Петрозаводска - снять с повестки! 
18:06
18.11.2024
Карельские коммунисты выразили недоверие главе Петрозаводска Инне Колыхматовой и попросили ее уйти в отставку добровольно
11:52
15.11.2024
В Госдуме во втором чтении прошло обсуждение проекта федерального бюджета на трехлетний период. Коммунисты не поддержали этот проект с самого начала.
14:00
12.11.2024
Г.А. Зюганов: «Невозможно обеспечить внутреннюю стабильность в стране, когда 25 главных олигархов хватанули еще 26 миллиардов долларов»
11:09
12.11.2024
Фракция КПРФ в Заксобрании Карелии подготовила обращение в прокуратуру с просьбой проверить законность публичных слушаний, проведённых администрацией Петрозаводска 8 ноября.

НЕОБХОДИМОСТЬ В АДЕКВАТНОСТИ. В помощь слушателям семинаров и школ партийной учебы

Мировой исторический процесс не только ускоряется, но и усложняется. В исторической действительности человечеством достигается только то, что им научно осознается и практически осваивается без вреда самому себе. Поэтому в общественной жизнедеятельности людей необходим научный подход к жизни общества. Теоретической и методологической основой такого подхода является диалектический материализм – философское учение, созданное К. Марксом и Ф. Энгельсом в середине XIX века,  о всеобщих объективных законах развития природы, общества, сознания людей. Но научное осознание мира складывается только на адекватном его восприятии. В итоге в умственной познавательной деятельности человека адекватное восприятие, научное понимание и практическое овладение процессами естественного развития природы и общества находятся в непосредственной взаимосвязи, где исходной позицией выступает адекватность. По словам В. И. Ленина, «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности» (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 152-153).

         Адекватное восприятие и научное понимание исторической действительности соответствуют объективной логике всемирной истории – диалектике общественного развития человечества. Диалектике целостности и противоречивости мира. Диалектике взаимодействия производительных  сил и производственных отношений общества. Диалектике классовой борьбы социальных противоположностей антагонистической цивилизации. Именно диалектикой характеризуется динамика мирового исторического процесса. Соответственно диалектико-материалистическое мировоззрение выступает основой научного понимания истории, которое опирается на адекватное восприятие исторической действительности. В противоположном варианте обнаруживаются самообман, превратность, иллюзорность, виртуальность.

   Когда к началу XX века капиталистическая формация общества вступила в свою высшую, империалистическую стадию существования и оказалась в общенациональном кризисе, В. И. Ленин показал впервые в истории пример адекватного восприятия, научного понимания и практического овладения объективно складывающейся качественно новой исторической ситуацией. Динамику общественного развития человечества В. И. Ленин обнаружил в том, что «основные свойства капитализма стали превращаться в свою противоположность, когда по всей линии сложились и обнаружились черты переходной эпохи от капитализма к более высокому общественно-экономическому укладу» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 27, с. 385). Столь радикальный перелом означает социальное вырождение и разложение буржуазного общества, постоянное и нарастающее обострение всех его противоречий. Свободную конкуренцию, обеспечившую расцвет капиталистического способа общественного производства, заменяет экономическая и политическая борьба между монополиями вплоть до разжигания мировых империалистических войн. На смену политической демократии приходят насилие, реакция, террор.

     Выход из общенационального кризиса В. И. Ленин нашёл во всемирной социалистической революции. В 1917 году он утверждал: «Только пролетарская, социалистическая революция может вывести человечество из тупика, созданного империализмом и империалистическими войнами. Каковы бы ни были трудности революции и возможные временные неуспехи её или волны контрреволюции,  – окончательная победа пролетариата неизбежна» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 54, с. 483). Великая Октябрьская социалистическая революция в России оказала глубинное преобразующее воздействие на общественное развитие всех стран и народов земного шара. Она определила содержание, характер, направление развития наступившей исторической эпохи новейшего времени – революционный переход человечества от капитализма к социализму. Точнее – от классового общественного жизнеустройства социального неравенства и антагонизма, основанного на частной собственности на средства производства, к человеческому гуманистическому обществу социальной свободы и равенства, основу которого составляет общественная собственность на средства производства.

      Великий Октябрь внёс существенные коррективы в мировой исторический процесс, подорвав классово-антагонистическое общественное жизнеустройство человечества, прекратив безраздельное господство эксплуататорского общественного строя в земном пространстве, поделив планету на два противоположных общественных лагеря, вызвав неизбежный распад частнособственнического социально-экономического уклада жизни общества. Соответственно глобальный кризис классовой цивилизации принял необратимый и обвальный характер, аккумулирующий в себе катастрофическую разрушительную силу. Поэтому содержание переломной исторической эпохи характеризуется необычайно острой классовой борьбой всемирного масштаба между общественными силами социалистической революции и империалистической контрреволюции. Победа в этой борьбе принадлежит силам социалистической революции, которые целенаправленно используют объективные закономерности общественного развития в своей революционной практике, а силы империалистической контрреволюцией следуют путём самоуничтожения, действуя против объективных экономических и социальных закономерностей.

     Радикальное воздействие Великого Октября на мировой исторический процесс побудило к середине XX столетия величайшую производственную революцию во всемирной истории – мировую научно-техническую революцию, которая существенно преобразовала материально-производственный фундамент жизни народов земного шара. Она достигла качественно нового уровня развития совокупных производительных сил человечества благодаря постепенному соединению науки – способа теоретического осознания объективных законов развития природы и общества – с материальным производством, превращению её в непосредственную производительную силу общества. Научно-техническая революция коренным образом обогатила всеобщий научный потенциал, обеспечивая научную основу материального производства, чем породила наукоёмкий вид производства, обладающий возможностями для его беспредельного развития вплоть до полного удовлетворения человеческих потребностей всего населения планеты. Наукоёмкое производство необходимо и достаточно для создания коммунистического способа производства, соответственно преобразовывая систему производственных отношений общества в планетарном масштабе, что относится к историческому призванию всемирной социалистической революции.

      Становление науки непосредственной производительной силой общества закрепило всемирно-историческую победу диалектического материализма в исторической действительности в качестве её теоретической и методологической основы. Квалифицируя науку как «всеобщую общественную производительную силу» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 26, ч. 1, с. 400), К. Маркс обнаружил материализацию научного мировоззрения в историческом развитии человечества. Его положение, что «теория становится материальной силой, как только она овладевает массами» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 1, с. 422) открыло путь к использованию всеобщих объективных законов диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные сдвиги, повторения пройденных ступеней на более высоком уровне – в исторической практике, революционном преобразовании жизни общества на социалистических началах. Осуществление этих победоносных возможностей относится к историческому призванию величайшей духовной революции – мировой научно-мировоззренческой революции в общественном сознании людей. Научное сознание народных масс оказывает активное воздействие на  революционное преобразование их общественного бытия в соответствии с объективными законами исторического прогресса, человеческими потребностями населения планеты.

         В процессе мировой научно-технической революции капиталистический способ общественного производства полностью исчерпал все свои конструктивные возможности и естественно вступил в исторический этап необратимого прекращения своего существования, так как монополизация капитала достигла максимальной высоты, апогея роста. Становление науки непосредственной производительной силой общества превратило частную собственность на средства производства в разрушителя производства и всей общественной жизнедеятельности народов, о чём свидетельствует глобальный кризис частнособственнической цивилизацией, разразившийся в 1970-е годы. Приватизация средств производства противоположна основному объективному закону развития материального производства – его обобществлению, зависящему от возрастания уровня его наукоёмкости. Поэтому приватизация экономики не может не влечь за собой общенациональной катастрофы, чреватой геноцидом народов и прекращением их существования.

    Превращение науки – продукта всеобщего труда людей на благо всего человечества – в непосредственную производительную силу общества послужило основой для обобществления материального производства во всемирной степени, что неизбежно вступило в непримиримый конфликт с частной собственностью на средства производства. В ответ на этот конфликт транснациональные сверхмонополии развернули в 1980-е годы империалистический передел всемирной собственности путём хищнического разграбления национальных богатств народов и природных ресурсов планеты. Соответственно  планетарный масштаб обрела криминализация производственных отношений общества, абсолютным стало обнищание трудового населения земного шара.  Под воздействием всемирного империалистического передела собственности существенно изменяется социальная структура общества, радикализируется и углубляется социальное расслоение населения, усиливается пролетаризация человечества. В итоге в начале 2020-х годов в мире прекратило своё существование мелкобуржуазный «средний класс», а в пролетарских и полупролетарских слоях оказалось 99 процентов жителей планеты.  Столь существенные социальные сдвиги соответственно увеличивают революционный потенциал трудового человечества.

      Для прикрытия всемирного империалистического передела собственности фашиствующая реакция империализма прибегла к глобальному переделу мира. Она развязала в 1980-е года всемирную антикоммунистическую агрессию против всех направлений исторического прогресса человечества, нацеленную на уничтожение мировой социалистической системы и реставрацию безраздельного господства капиталистического общественного строя в планетарном объёме, что объективно невозможно. Не случайно столь агрессивная вылазка империализма обернулась крайней монополизацией капитала, полной дестабилизацией мирового исторического процесса, глобальным хаосом на земном шаре, угрозой вселенской катастрофы над человечеством. Глобальный хаос не поддаётся произвольному управлению господствующими «верхами» планеты, что равнозначно всемирной революционной ситуации. Глобальный хаос хоронит капиталистическую формацию общества, а заодно и всю частнособственническую цивилизацию на кладбище всемирной истории. Первым на дне могилы оказался финансовый капитал, господствовавший над всеми остальными формами капитала и превратившийся в фикцию, лишившую деньги золотого обоснования. Вслед за ним всемирный рынок, утративший денежный эквивалент, превратился в транснациональную арену спекуляции капиталом, навязавшей ему экономическое вырождение, утрату реальной прибыли от производства и гибель.  

    В то же время наукоёмкое производство, созданное мировой научно-технической революцией, стало определять совершенно новые необходимые потребности жизни  современного человечества  XXI века, обусловливая стратегию его дальнейшего общественного развития на долгосрочную перспективу. Становление науки – всеобщей общественной производительной силы – непосредственной производительной силой общества обеспечивает обобществление материального производства во всемирной степени, что требует установления общественной собственности на средства производства в планетарном масштабе. Непосредственное соединение науки с производством состоит в научном обосновании организации производства и всей общественной жизнедеятельности народов, а также в научном управлении общественным развитием. Научное обоснование организации жизни общества предполагает сознательное использование всеобщих объективных законов диалектики в качестве основополагающих экономических и социальных закономерностей в конкретной практике исторического творчества. Удовлетворение новых необходимых потребностей мирового сообщества народов возможно на основе адекватного восприятия и научного понимания исторической действительности, что посильно научному мировоззрению диалектического материализма. К решению столь высоких стратегических задач приступает всемирная социалистическая революция, так как без научного обоснования организации жизни общества и научного управления её развитием объективно невозможно дальнейшее историческое движение человечества вперёд путём общественного прогресса.

   Поскольку особенности науки как непосредственной производительной силы общества заключаются в её безграничности, в беспредельных возможностях развития материального производства, осуществление столь могущественных возможностей в исторической действительности предполагает соответствующую подготовку личности человека – основной производительной силы общества, в которой воплощаются достижения социальной зрелости и умственной развитости человечества. В силу того, что наукоёмкое производство определяет наиболее высокие социальные и духовные потребности людей, их удовлетворение выдвигает на первый план жизни общества повышение сознательности народных масс, усвоение ими научного мировоззрения диалектического материализма, усиление субъективного или человеческого фактора в историческом творчестве народов. Тем более что общественное сознание людей не только познаёт общественное бытие, но и оказывает активное воздействие на исторический прогресс в зависимости от их умственной развитости, духовного богатства, интеллектуального потенциала, культуры мышления. Человек входит в центр общественной жизнедеятельности человечества.

     В условиях радикальнейшего перелома во всемирной истории диалектический материализм оказался единственным учением, которое не поддаётся разрушительному воздействию глобального хаоса, а способствует научному познанию причин его возникновения и способов преодоления. Научное мировоззрение выступает главным критерием социальной зрелости и умственной развитости народов мира, так как материалистическая диалектика гарантирует научное познание объективных законов общественного развития и содействует их практическому использованию в созидательной деятельности общества. Научное осознание людьми действия объективных общественных закономерностей выступает исходной позицией в научном обосновании организации жизни общества и научном управлении её развитием, что обусловливает полную социальную свободу общества и человека, а пренебрежение всеобщими объективными законами диалектики оборачивается разрушительными последствиями и неминуемым провалом в конечном итоге. Только сознательное и целенаправленное использование объективных законов общественного развития в революционной практике обещает человечеству жизнеспособный выход из глобального хаоса к высшей, коммунистической ступени земной цивилизации.

     Становление наукоёмкого производства объективно определяет будущее общественного развития человечества. Принимая научную основу, динамика исторического прогресса народов земного шара обретает неограниченные возможности для совершенствования материального производства, социального созревания, духовного обогащения. Первоочередной необходимой потребностью и стратегической задачей международного сообщества становится должное овладение наукоёмким производством, обеспечивающим автоматизацию производственных процессов и многократное повышение производительности труда. Решение этой важнейшей задачи предполагает дальнейшую социализацию и германизацию общественных отношений, содействующих всестороннему развитию личности человека, выявляющих её способности к творческому труду, стимулирующих инновационный поиск в общественной жизнедеятельности. В этих условиях уровень наукоёмкости материального производства, аккумулирующий в себе силу научной мысли, воплощённой в производственных технологиях, выступает исходной позицией при определении форм общественной собственности на средства производства, налаживании мирового производственного процесса, общественной организации труда на планете, переводе всей жизнедеятельности человечества на научный фундамент. Научность пронизывает все сферы жизни общества, нвука становится основой коммунизма.

    Наукоёмкое производство полностью подготовило всемирную социалистическую революцию. В исторической действительности образовались общественные возможности для практической реализации научного осознания мира и его революционного преобразования в соответствии с человеческими потребностями людей.  Для осуществления этих перспективных возможностей необходимо последовательное усвоение народными массами научного мировоззрения вплоть до превращения объективной исторической необходимости в их свободную сознательную деятельность по революционному преобразованию жизни общества на социалистических началах во всемирном масштабе. Реализация этих возможностей заключается в сознательном использовании объективных законов общественного развития в конкретной практике исторического творчества. А отсутствие научного подхода к жизни общества, пренебрежение объективными законами общественного развития, отказ от адекватного восприятия окружающего мира неизбежно оборачиваются историческим движением вспять, влекущим за собой разрушительные последствия в общественном производстве, социальную и духовную деградацию, неминуемую гибель в общенациональной катастрофе.

Юозас Ермалавичюс,

доктор исторических наук, профессор

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.