Китай в 2019 году будет держать курс на дальнейшее развитие экономики и расширение открытости
5 марта в Доме народных собраний в Пекине открылась Вторая сессия Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) 13-го созыва. Премьер Ли Кэцян от имени Госсовета КНР выступил с докладом о работе правительства, детально представил меры по экономическому развитию и расширению открытости страны в нынешнем году, чем привлёк внимание международного сообщества.
Цели на текущий год
Ли Кэцян отметил, что главными целями в экономическом и социальном развитии Китая в 2019 году станут следующие: поддержание роста ВВП страны на уровне 6—6,5%; увеличение количества новых рабочих мест в городах и посёлках более чем на 11 млн, уровень безработицы в городах и посёлках, вычисленный на основе выборочных исследований, должен быть в пределах 5,5%, коэффициент зарегистрированной безработицы — 4,5%; ожидается, что потребительские цены вырастут на 3%, международный платёжный баланс в целом уравновесится, а качество импорта и экспорта будет повышаться. Вместе с тем коэффициент макроэкономического финансового рычага в целом будет стабилизирован, намечено проводить эффективную профилактику и контроль финансовых рисков. Планируется, что в сельской местности численность бедного населения сократится более чем на 10 млн человек, доход жителей будет соответствовать экономическому росту страны. Одновременно с этим ожидается улучшение окружающей среды, удельная энергоёмкость ВВП снизится примерно на 3%, объём выбросов загрязняющих веществ сократится.
Приоритеты работы
Среди десяти задач в работе правительства Китая в 2019 году немало конкретных мер по поддержке экономического развития. В области снижения налогов и сборов текущая ставка НДС для обрабатывающей промышленности и других отраслей будет сокращена с нынешних 16% до 13%, нагрузка предприятий по уплате налогов и страховых взносов снизится примерно на 2 трлн юаней.
Стимулируя рынок, необходимо сужать негативный список для иностранных предприятий, повсеместно поддерживать выход зарубежных компаний в индустрии, которые не включены в этот список. В нынешнем году планируется проведение реформирования, связанного с лицензией на деятельность предприятий, ожидается, что процесс оформления этого и других документов будет существенно упрощён, таким образом предприятия смогут быстрее получать лицензии и работать.
Что касается финансовой сферы, необходимо способствовать улучшению механизмов, которые поддерживают финансовый сектор, нужно создать площадку для научно-технических инноваций, в экспериментальном порядке вводить систему регистрации эмиссии акций. Наряду с этим будет стимулироваться здоровое и стабильное развитие многоуровневого рынка капитала.
Ожидается рациональное увеличение эффективных инвестиций, ускорение осуществления ключевых проектов в соответствии с национальной стратегией развития. Планируется вложить около 800 млрд юаней в железные дороги и 1,8 трлн юаней в автомобильное шоссе и водные перевозки. Помимо этого, намечаются разработка гидротехнических сооружений и ускорение строительства железной дороги Сычуань — Тибет. В нынешнем году капиталовложения из центрального бюджета Китая составят 577,6 млрд юаней, что на 40 млрд юаней больше по сравнению с прошлым годом.
Продвигать экономическое сотрудничество и конкуренцию
Кроме мер по развитию экономики, в докладе о работе правительства также подчёркиваются меры по расширению открытости. Необходимо продвигать всестороннюю внешнюю открытость, формировать новые преимущества в международном экономическом сотрудничестве и конкуренции. Вместе с тем следует постепенно открывать больше сфер, оптимизировать структуру открытости, продолжать продвигать открытость товаров и элементов мобильного типа, придавать большее значение системной открытости для того, чтобы способствовать всестороннему углублению реформирования с помощью открытости на высоком уровне.
Ли Кэцян отметил, что следует стимулировать стабильное повышение качества внешней торговли, продвигать диверсификацию экспорта, расширять страхование экспортного кредитования, реформировать и улучшать политические меры, нацеленные на поддержку новых бизнес-сфер, в частности трансграничной торговли. Вместе с тем необходимо давать толчок инновационному развитию торговли услугами, направлять трансформацию и модернизацию торговли на основе переработки, способствовать перемещению деятельности в центральные и западные районы страны, выявлять роль комплексной бондовой зоны (свободной торговой зоны с особым налоговым и таможенным режимом). Кроме того, по словам Ли Кэцяна, ожидается улучшение структуры импорта и активное расширение ввоза товаров и услуг, успешное проведение Второго китайского международного импортного ЭКСПО, упрощение таможенных процедур.
Одновременно с этим КНР увеличит интенсивность привлечения иностранных инвестиций. Это подразумевает постепенное облегчение входа на китайский рынок, сокращение «негативного списка» для иностранных инвестиций, а также разрешение деятельности компаний на иностранном капитале в большем количестве сфер. Планируется, что будут приняты меры по реформированию и открытости в финансовой сфере, усовершенствован рынок облигаций. Премьер Госсовета КНР отметил, что следует ускорять сопряжение с действующими международными торгово-экономическими правилами, повышать прозрачность политических мер и согласованность в их осуществлении, формировать справедливую рыночную среду без различий между китайскими и иностранными предприятиями и честной конкуренцией.
Вместе с тем следует усиливать защиту законных прав и интересов зарубежных предпринимателей. Экспериментальным зонам свободной торговли будут даны суверенные права на реформы и инновации. В Шанхайской зоне свободной торговли появится новая зона, будут продвигаться строительство экспериментальной зоны свободной торговли на острове Хайнань, а также изучаться возможности создания свободного торгового порта с китайской спецификой. Поддержку в реформировании предоставят зонам экономического развития государственного значения, зонам освоения новых высоких технологий и экспериментальным зонам свободной торговли, и всё это станет способствовать дальнейшему продвижению политики реформ и открытости. Инвестиционная среда Китая будет становиться только лучше, а количество предприятий, которые будут искать возможности развития в КНР, возрастёт.
Согласно докладу о работе правительства, одним из важных приоритетов является совместное продвижение «Одного пояса — одного пути». Необходимо придерживаться совместных консультаций, строительства и реализации проектов, следовать принципам рынка и международным правилам, развивать главную роль предприятий, продвигать инфраструктурную взаимосвязь, углублять международное сотрудничество в сфере производственных мощностей, расширять стороннее рыночное взаимодействие.
Вместе с тем необходимо успешно провести Второй форум международного сотрудничества на высоком уровне «Один пояс — один путь», продвигать здоровое и упорядоченное развитие внешнего инвестиционного взаимодействия.
Выступая с докладом о работе правительства, Ли Кэцян также отметил, что необходимо способствовать упрощению и либерализации торговли и инвестиций. Китай твёрдо стоит на защите экономической глобализации и свободной торговли, принимает активное участие в реформировании Всемирной торговой организации (ВТО). КНР готова ускорять строительство высокостандартной сети зон свободной торговли, продвигать отношения регионального всестороннего экономического партнёрства, проводить переговоры по заключению договоров о зоне свободной торговли Китай — Япония — Республика Корея, а также о китайско-европейских инвестициях. Пекин готов продолжать торгово-экономические консультации с США. Китай придерживается взаимной выгоды, сотрудничества и развития на базе обоюдного выигрыша, настаивает на решении торговых споров путём равноправных консультаций. КНР ответственно выполняет данные обещания, твёрдо защищает свои законные права и интересы.
*****
По приглашению пресс-центра Второй сессии ВСНП 13-го созыва 8 марта член Госсовета, министр иностранных дел КНР Ван И провёл пресс-конференцию, в ходе которой ответил на вопросы китайских и иностранных журналистов по внешней политике и международным отношениям Китая.
1. Китайская дипломатия за 70 лет: достижения и накопленный опыт
Ван И заявил, что великолепные успехи китайской дипломатии в первую очередь достигнуты благодаря руководству Компартии Китая, которое выступает в качестве основополагающей политической гарантии внешнеполитической деятельности страны.
Китайская дипломатия основана на независимости и самостоятельности, КНР выступает за созидание мира, придерживается равенства и справедливости, стремится к взаимной выгоде и всеобщему выигрышу, нацелена на содействие развитию страны и служение народу.
2. Ядерная проблема Корейского полуострова
Следует поддерживать диалог и нынешнее направление, только таким образом цель по денуклеаризации Корейского полуострова непременно будет достигнута.
Ван И напомнил, что ядерная проблема Корейского полуострова крайне сложна, её невозможно разрешить в одночасье. Все вовлечённые стороны должны подходить к этому разумно, воздерживаться от создания с самого начала завышенного порога или нереалистичных требований одностороннего характера.
Ключ к урегулированию — в избавлении от стереотипов и во взаимном доверии. Что касается пути решения проблемы, то важно совместно разработать общую «дорожную карту» по осуществлению денуклеаризации Корейского полуострова и созданию механизма мира и на этой основе в соответствии с принципами «этапности и синхронности» определить для каждой фазы конкретные взаимосвязанные меры и дальше двигаться шаг за шагом, от простого к сложному, в рамках согласованного всеми вовлечёнными сторонами механизма контроля.
3. Второй Форум высокого уровня по международному сотрудничеству «Один пояс — один путь»
Как сказал Председатель КНР Си Цзиньпин, инициатива «Один пояс — один путь» берёт своё начало в Китае, но приносит плоды всему миру. Китай надеется и уверен, что предстоящий очередной Форум увенчается полным успехом и станет ещё одной вехой в процессе совместного строительства «Одного пояса — одного пути».
4. Дело Мэн Ваньчжоу
(По запросу США 1 декабря 2018 года полиция Канады задержала финдиректора ведущей китайской компании в сфере телекоммуникаций Huawei Мэн Ваньчжоу. Канада и США не предоставили доказательств нарушения ею законодательства этих стран. 11 декабря она была освобождена под залог. Некоторые эксперты из западных стран отметили, что целью США было нанести удар по Huawei, тем самым Вашингтон препятствует развитию и подъёму китайской технологии 5G).
Действия, совершённые по отношению к отдельным китайским компаниям и лицам, отнюдь не являются судебным делом, это умышленное политическое давление.
Ван И заявил, что Китай поддерживает усилия вовлечённых компаний и граждан, нацеленных на защиту собственных прав и интересов правовыми средствами, на их стремление не быть «молчаливыми ягнятами».
Следует защищать не столько правила и интересы одной компании, сколько права всей страны и народа на развитие, тем более что это законное право всех государств, которые стремятся повысить уровень научно-технического развития.
5. Китайско-российские отношения
Ван И отметил, что между странами поддерживаются политическое взаимодоверие, сотрудничество в экономике, в международных делах, двусторонние отношения являются эталоном связей между крупными государствами в современном мире, они служат благом для народов двух стран, играют значимую роль в поддержании мира и стабильности в регионе и на всей планете.
Китайско-российские связи, безусловно, дают большие гарантии мира, безопасности и стабильности на планете.
6. Китайско-европейские отношения
Независимость и самостоятельность являются традициями Европы. Китай убеждён, что Европа, как один из ведущих факторов мирового прогресса, с учётом своих коренных и долгосрочных интересов будет сохранять независимую, последовательную и конструктивную политику в отношении КНР. Ван И выразил надежду, что Китай и Европа совместно будут углублять многоплановое взаимовыгодное сотрудничество, вносить вклад в защиту международных правил и поддержание мира во всём мире.
7. Китайско-американские отношения
В течение 40 лет китайско-американские отношения переживали разные потрясения и испытания, страны столкнулись с историческим прорывом и новыми вызовами.
Пройденный путь прежде всего учит, что от сотрудничества обе стороны выигрывают, а от вражды страдают. Несмотря на существенные изменения в мире и в обеих странах, принцип, как таковой, остаётся незыблемым, его нужно только соблюдать и сохранять. К тому же, по мнению Ван И, за сорок лет пора окончательно избавиться от всяких заблуждений.
Там, где сотрудничают Китай и США, бывает и соперничество, что вполне нормально для международных отношений. Чем оно завершится, во многом зависит от того, какой подход выработают страны. Чрезмерное преувеличение соперничества вытесняет сотрудничество. Меры по расширению взаимодействия должны всегда находиться в центре внимания, именно это и отвечает общим интересам Китая и США.
КНР надеется, что американские партнёры смогут в конечном итоге избавиться от «игры с нулевыми суммами», идти навстречу с целью формирования здоровой конкуренции путём углубления сотрудничества. Вместе с тем Китай считает, что внутреннее развитие может хорошо вписываться во взаимовыгодное сотрудничество между двумя странами.
8. Защита многосторонности
В глобализированном и глубоко интегрированном мире лучше работать сообща, чем по отдельности, а с общими трудностями лучше бороться коллективно.
9. Опасение по поводу роста проблем и противоречий между Китаем и США
Китай по-прежнему остаётся оптимистичным по поводу будущего отношений с США, поскольку двум странам нельзя вступать в конфронтацию, тем более что возвращение к мышлению «холодной войны» не только идёт вразрез с велением времени, но и никак не находит поддержки со стороны населения.
В таких условиях не стоит рассчитывать на прекращение связей между двумя странами, ведь «отделиться» от Китая — значит «отделиться» от возможностей, от будущего и в какой-то степени от мира.
10. Совместное строительство «Одного пояса — одного пути»
Благодаря важному принципу, основанному на совместном обсуждении, совместном строительстве и совместном использовании, инициатива «Один пояс — один путь» стала неисчерпаемым источником возможностей для всех её участников.
Многочисленные факты показывают, что «Один пояс — один путь» отнюдь не является «долговой ловушкой» и «геополитическим инструментом», это реальный «пряник» для народа и для возможности совместного развития.
*****
15 марта на Второй сессии Всекитайского собрания народных представителей 13-го созыва был принят закон «Об иностранных инвестициях». Он вступит в силу 1 января 2020 года. В соответствии с мнениями представителей, в проект были внесены восемь поправок, положения о защите известных торговых тайн административными органами и их работниками на основе закона и в рамках их обязанностей, защите законных прав и интересов работников предприятий с иностранным капиталом.
В 1979 году в КНР был обнародован закон «О паевых совместных предприятиях китайского и иностранного капитала», в 1986-м и 1988 году приняты законы «О предприятиях с иностранным капиталом» и «О контрактных совместных предприятиях китайского и иностранного капитала». Они получили единое название «Три закона об иностранных инвестициях». За 40 лет в эти акты вносились поправки, однако вслед за изменением и развитием внутренней и внешней обстановки «три закона» уже не могли соответствовать требованиям, связанным с всесторонним углублением реформирования и продвижением открытости. Более заметной стала проблема несовместимости «трёх законов» с экономической системой Китая открытого типа. В связи с этим появились призывы к «объединению «трёх законов» воедино».
Принятый 15 марта закон является новым фундаментальным актом в области иностранных инвестиций, он заложил базу, установил институциональные рамки и правила правовой системы в сфере зарубежных капиталовложений в Китай в новую эпоху. После официального вступления в силу, в связи с одинаковыми условиями для китайских и иностранных инвестиций, зарубежные инвесторы и предприятия смогут воспользоваться не только системой управления на базе национального режима на прединвестиционной стадии и так называемого негативного списка, но и национальным статусом в инвестиционной деятельности в Китае.
Новый закон разделён на шесть глав: общие положения, содействие инвестициям, защита инвестиций, управление инвестициями, юридическая ответственность, дополнения к закону — всего 42 пункта.
С целью активного продвижения иностранных инвестиций первый пункт общих положений закона гласит: Китай поддерживает базовый политический курс, направленный на внешнюю открытость, поощряет инвестиционную деятельность зарубежных инвесторов в стране в соответствии с законом. КНР осуществляет меры по либерализации и упрощению процедуры в отношении инвестиций на высоком уровне, создаёт и совершенствует механизм стимулирования иностранных инвестиций, строит стабильную, прозрачную и предсказуемую рыночную среду с честной конкуренцией.
Новый закон также определяет осуществление системы управления на базе национального режима на прединвестиционной стадии и негативного списка. Китай в соответствии с законом защищает инвестиционную деятельность, доход и другие законные права и интересы иностранных инвесторов на территории страны.
В главе о содействии инвестициям установлено, что предприятия с иностранным капиталом в соответствии с законом и на равноправной основе воспользуются политическими мерами КНР по поддержке развития компаний. Китай гарантирует справедливое участие предприятий на зарубежном капитале в правительственных закупках.
В данном законе также есть специальная глава, которая уточняет положения о защите иностранных инвестиций. Китай гарантирует права интеллектуальной собственности иностранных инвесторов и инвестиционных предприятий, законные права и интересы правообладателей интеллектуальной собственности и соответствующих лиц. Более того, отмечается, что нарушение прав интеллектуальной собственности будет строго преследоваться по закону.
Одновременно с этим Китай поощряет развитие технологического сотрудничества на добровольной основе и в соответствии с правилами ведения бизнеса в процессе иностранного инвестирования. Условия технологического взаимодействия согласовываются и утверждаются на базе справедливых принципов, которых придерживаются разные инвесторы. Административным органам и их работникам запрещается использовать исполнительные меры для принудительной передачи технологий.
Для усиления ограничений в утверждении нормативных документов, имеющих отношение к иностранным инвестициям, новый закон требует от народных правительств и департаментов на разных уровнях при отсутствии юридической и административной основы не ущемлять законные права и интересы, не повышать обязательства предприятий с иностранным капиталом. Кроме этого, нельзя устанавливать условия для входа и выхода из рынка, не следует вмешиваться в нормальную производственную и эксплуатационную деятельность этих компаний.
Согласно новому закону, Китай утверждает рабочий механизм подачи жалоб для компаний с зарубежным капиталом для того, чтобы в срочном порядке разрешать их вопросы и проблемы, согласованно совершенствовать соответствующие политические меры.
«Жэньминьван»
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.