Экономист Татьяна Куликова: Система трещит по швам

В последние несколько недель мы наблюдаем взрывной рост цен на золото. Основная причина в том, что инвесторы во всем мире все больше делают ставку на обесценение всех основных мировых валют. Мировая система фиатных денег трещит по швам.
В 2025 году золото оказалось самым лучшим финансовым активом; его цена с начала года выросла примерно в полтора раза. А во вторник 7 октября цена драгметалла в очередной раз обновила исторический максимум, достигнув круглой цифры — 4 тысячи долларов за тройскую унцию (по состоянию на утро 8 октября котировки золота находятся на уровне порядка 4030 долларов за унцию). Это хороший повод посмотреть, что происходит в мировой финансовой системе.
Напомним динамику цен на золото в последние годы. В результате «монетарного безумия» ведущих мировых центробанков во время эпидемии ковида, цена золота в 2020 году выросла до 2 тыс. долларов за тройскую унцию. Но когда инфляция разогналась и центробанки начали с ней бороться всерьез с помощью высоких ставок, желтый металл стал сдавать свои позиции.
До весны 2024 года цена золота по большей части колебалась в диапазоне 1800—2000 долларов, она даже опускалась на короткое время до 1600 долларов за унцию. Однако когда ведущие мировые центробанки, не дождавшись окончательной победы над инфляцией, начали смягчать денежно-кредитную политику (ДКП), цена желтого металла опять перешла к росту. Это был умеренный рост, с остановками и откатами, но все же рост: за год с небольшим — с февраля 2024 по март 2025 года цена желтого металла выросла с 2000 до 3000 долларов за унцию.
В начале апреля нынешнего года цена золота резко взлетела (в моменте — до 3500 долларов); основной причиной этого стали трамповские импортные пошлины и его давление на Федеральную резервную систему (ФРС) с требованием резкого снижения ключевой ставки. После апрельского взлета цена золота на несколько месяцев стабилизировалась в новом диапазоне 3300—3400 долларов за унцию; по-видимому, инвесторы учли тот факт, что американский Верховный суд не поддался давлению президента и высказался, что президент США главу ФРС уволить не может, а значит, независимости регулятора ничто не угрожает.
Однако по итогам сентябрьского заседания ФРС стало понятно, что президент Трамп фактически подмял ее под себя, заставив — по сути «на ровном месте» — перейти к смягчению денежно-кредитной политики (ДКП). А именно, на фоне инфляции, уже много месяцев как «залипшей» на повышенном уровне, и ожидаемого ее разгона из-за импортных пошлин, ФРС на своем сентябрьском заседании все-таки пошла на снижение ключевой ставки — воспользовавшись как предлогом небольшим скачком безработицы. В нашей недавней статье «Капитуляция Федрезерва» (Правда, №104, 23.09.2025, https://kprf.ru/roscrisis/237599.html) мы подробно писали о этом.
На самом деле, капитуляция Федрезерва фактически произошла чуть раньше — в последней декаде августа, когда глава ФРС Джером Пауэлл, ранее занимавший твердую «ястребиную» позицию, в своем программном выступлении в Джексон Хоуле 22 августа намекнул о грядущем снижении ключевой ставки. Примерно в эти же дни на мировом финансовом рынке начался (точнее, возобновился после перерыва) мощный рост цен на золото.
Итак, потеря доверия инвесторов по всему миру к американскому доллару из-за утраты независимости ФРС — это важнейшая причина взрывного роста золота. Важнейшая, но не единственная. Ведь индекс доллара (относительно основных мировых валют) за последние несколько недель никуда особо не сдвинулся; он колеблется в довольно узком диапазоне. Дело в том, что инвесторы разочарованы не только в американском долларе, но и в других основных валютах. У всех этих валют также имеются большие проблемы, так что даже не понятно, где ситуация хуже.
Так, в еврозоне большие проблемы во Франции, а ведь это как-никак вторая по величине экономика еврозоны. Во Франции разгорается политический кризис. В понедельник, 6 сентября ушел в отставку, не пробыв на своем посту и месяца, очередной французский премьер-министр — третий за последний год. Корень проблемы — бюджетный кризис: у Франции огромный дефицит бюджета и государственный долг, власти пытаются решить проблему урезанием бюджетных расходов, но это не получается.
В сентябре рейтинговое агентство Fitch снизило суверенный рейтинг Франции (до А+), и есть вероятность, что инвесторы в скором будущем начнут избавляться от французских гособлигаций. Тогда никому в еврозоне мало не покажется: вся европейская банковская система пошатнется, ведь основные европейские банки держат на балансе огромные объемы французского госдолга. Несложно догадаться, что зарождающийся банковский кризис Европейский центробанк будет заливать деньгами, так что перспективы единой европейской валюты туманны.
Но проблема неподъемного госдолга присуща не только Франции. Похожую картину мы видим и в США (это, кстати, основная причина, из-за которой Трамп требует у Федрезерва снижения ставки), и в Великобритании, и во многих других развитых странах. Суть в следующем.
Когда процентные ставки были низкими, даже высокий госдолг не представлял проблемы. Но когда для борьбы с пост-ковидной инфляцией ведущие мировые центробанки подняли ставки, процентные расходы государственных бюджетов соответствующих стран начали расти — по мере замещения дешевого госдолга более дорогим. А значит, правительствам этих стран теперь приходится занимать гораздо больше денег, а посему их госдолг растет еще быстрее. Получается долговая спираль. Долговой кризис в развитых странах выходит на финишную прямую.
Особенно сложная ситуация в Японии. В этой стране самый высокий уровень госдолга (как минимум, из развитых стран) — порядка 235% ВВП. Это примерно вдвое выше, чем в США и во Франции. То, что японский госдолг удалось «вырастить» до таких значений, не допустив при этом опрокидывания всей пирамиды, - это следствие некоторых факторов, специфических для Японии, на которых мы сейчас не будем останавливаться. Мы, скорее всего, еще будем иметь повод о них поговорить в не очень далеком будущем, когда пирамида японского госдолга все-таки опрокинется.
А пока японцы предпринимают отчаянные усилия оттянуть этот момент и уже готовятся к приходу к власти нового премьер-министра Санаэ Такаити, которая в области экономики собирается придерживаться курса абэномики (по имени бывшего премьер-министра Синдзо Абэ), то есть политики стимулирования экономики через высокие госрасходы и низкие процентные ставки.
На таком фоне перспективы японской иены также весьма туманны. Недаром в последние дни, то есть после того как стало известно о кандидатуре Такаити на должность премьер-министра, курс японской иены резко падает, а доходности гособлигаций растут, так как инвесторы их панически распродают.
Все эти долговые проблемы прекрасно видят участники мировых финансовых рынков; на это они и реагируют покупкой золота, серебра, прочих драгметаллов и даже криптовалюты. Если раньше основной спрос на золото был со стороны центральных банков, которые, видя, что произошло с российскими суверенными активами, начали перекладывать средства из гособлигаций развитых стран в золото, то теперь к масштабным инвестициям в золото в массовом порядке подключились частные инвесторы.
Агентство Блумберг в опубликованном на днях материале назвало такие действия частных инвесторов «игрой на обесценение денег» (debasement trade; англоязычный термин debasement означает «порчу монеты», то есть неофициальное, необъявленное уменьшение государственной властью веса монет или содержания благородных металлов в них, при сохранении их номинальной стоимости). То есть частные инвесторы по всему миру все больше инвестируют в активы, которые принесут прибыль в случае обесценения всех фиатных денег; это ставка не против конкретной валюты, а против нынешней денежной системы как таковой.
Взлет цен на золото говорит нам, что «игра на обесценение денег» набирает обороты. Мировая финансовая система, основанная на ничем не обеспеченных фиатных деньгах, трещит по швам.
___________________
Статья опубликована в газете «Правда», №111, 09.10.2025, https://gazeta-pravda.ru/issue/111-31748-9-oktyabrya-2025-goda/sistema-treshchit-po-shvam/
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.