Выступление А.А. Ющенко с трибуны Госдумы
20 декабря во время «правительственный часа» с участием Максута Шадаева депутат Госдумы, первый зампред думского Комитета по информационной политике Александр Ющенко выступил с трибуны на тему цифровой трансформации и обеспечения информационной безопасности в России. Предлагаем вашему вниманию текст его выступления.
Уважаемый Вячеслав Викторович!
Уважаемый Максут Игоревич!
Уважаемые депутаты!
На фоне событий последних месяцев актуальными стали совершенно не цифровые отрасли экономики. На первое место сегодня выдвинулись промышленность, включая производство вооружений, энергетика, сельское хозяйство, удобрения, транспорт, и доставка. Поэтому я начну свой анализ не с цифровой отрасли, а с почты.
В условиях после 24 февраля 2022 года становится ясно, что мы должны подходить к почте не как к полукоммерческой организации, а как к стратегическому ресурсу двойного назначения. Почту надо сделать государственной гражданской службой, подобно пограничной или таможенной службе. Задача службы сегодня - не только доставка посылок и писем за определенную плату, а обеспечение почтово-адресного пространства страны. Принцип такой: "Там, где твои адреса, там твоя территория". Об этом кстати недавно подробно говорил Михаил Мишустин.
Подход к почте как к стратегическому ресурсу совсем не противоречит внедрению современных технологий. Почта СССР была государственной, но это не мешало ей быть одной из самых передовых в мире. В СССР первыми в мире ввели систему индексации всей территории со стилизованным написанием цифр, и эти цифры были машиночитаемыми. Были свои заводы по производству техники для почты. Сейчас таких заводов в России нет. Мы, единственные в мире, создали национальную систему доставки пенсии до дома.
А, что происходит с Почтой России сейчас? За последние 15 лет сменилось семь руководителей почты. А, что изменилось? Сменилась организационно-правовая форма. Была Почта России федеральным государственным унитарным предприятием, стала акционерным обществом. Сильно улучшилось от этой меры качество услуг? Я думаю, потребители это не заметили. Выросла ли существенно ли зарплата сотрудников? Нет. Выросла ли материально-техническая база? Нет. Каждый руководитель почты России обещал реформы. В итоге никаких серьёзных реформ так и не было проведено. Почему? Я думаю, одна из глубинных причин этого - нерешённость принципиального вопроса: а, что такое вообще Почта России сегодня? Коммерческая структура? А тогда как быть с обязательством по закону обеспечивать почтовыми услугами все пространство страны? Где механизм компенсации убытков в связи с задачей почты доходить до самых отдаленных сел? Такого механизма нет. В Советском Союзе это субсидировалось из бюджета. Сейчас таких субсидий реально нет. То есть, требования к почте есть, а компенсации не предусмотрены. В действующем законе много общих слов, например о социальной защите, но механизмов нет.
Нас не может не беспокоить падение объемов доставки печатных изданий. Нам пытаются объяснить, что причина этого падения - Интернет. Мол, современные люди сидят в Интернете и газет уже не читают. Но, извините, у нас по статистике 20 процентов населения не пользуются Интернетом. А это по масштабам нашей страны - под 30 миллионов человек. Да и среди пользователей Интернета, я уверен, есть немало желающих держать в руках газету или хороший журнал. Особенно среди людей старшего поколения. Реально серьёзная причина падения объемов доставки бумажных изданий - чрезмерно высокий тариф доставки.
Таким образом, мы видим в этой сфере накопилось немало проблем, в том числе и концептуальных. В этой связи я хотел бы предложить создать при Председателе Госдумы рабочую группу по законодательному обеспечению работы Почты России и доставки печатных изданий, пригласив туда депутатов и специалистов, представителей профессионального сообщества. Работа такой группы резко бы ускорила поиск правильных решений.
Уважаемые депутаты! С учётом событий последних месяцев особое значение приобретает частотный ресурс. Мы вообще в Госдуме мало говорили на эту тему. А ведь без разрешения государства на использование частоты работа любого оператора связи теряет всякий смысл. У нас действует государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ). Традиционно её возглавляет глава Минцифры. Считаем, что в современных условиях следует поднять уровень этой комиссии. Её мог бы возглавить Президент или премьер-министр. А руководитель Минцифры стал бы заместителем председателя комиссии. Распределение частот - это предмет согласования между военными, другими силовиками и гражданскими структурами. В условиях СВО участие высших руководителей поможет ускорить процесс согласования.
Поговорим теперь о цифровых технологиях. Здесь сотни проблем, каждая из которых заслуживает отдельного разговора.
Кратко коснёмся только некоторых из них.
Я не буду подробно останавливаться на теме биометрических данных. Эту дискуссию, я уверен, вы слышали предыдущим вопросом. Накануне я присутствовал на круглом столе в общественной палате, резолюцию которой мы вам передадим. Там прямо заявили, что этот закон не про данные. Это закон про бизнес и перехват власти. Кто владеет данными, тот имеет власть.
С 2020 года Минцифры проводит эксперимент по созданию единой цифровой платформы РФ «ГосТех». Он дважды продлевался и должен завершиться в 2022 году.
Выводы Правительства об успешности проведения эксперимента до сих пор не озвучены.
Несмотря на это, на публичное обсуждение вынесен проект указа Президента, который фактически обязует госорганы, в том числе региональные, в очень ограниченный срок (к 2026 году!) перевести все гос. информ. системы на платформу «ГосТех». Разработчик проекта – Минцифры России.
Итак, имеем: с одной стороны – незавершенный эксперимент с неизвестными результатами, зависимость платформы от Сбербанка наряду с отсутствием у государства права дорабатывать компоненты платформы, а с другой – намерение Минцифры перетащить в эту платформу вообще все гос. системы. И, неясно, почему такие привилегии отданы платформе Сбербанка, и где здесь место для конкуренции.
Фан ID, QR коды - все эти попытки информационного контроля над жизнью общества вызывают справедливую тревогу. Люди боятся жуликов, грабителей, нечестных сотрудников правоохранительных органов, к которым могут попасть биометрические данные. Но после 24 февраля возникло серьезное опасение, что доступом к личным данным может воспользоваться враг, против которого мы ведём специальную военную операцию. Ведь враг опирается не на группки хакеров, а на разведывательную мощь коллективного Запада. А это уже очень серьёзно. Поэтому, не пора ли отложить все эти проекты глобального контроля до лучших времён? Сегодня на повестке дня совсем другие темы.
И ещё одна идея. В последние годы очень укрепились российские беттинговые компании, то есть компании, принимающие ставки на спортивные состязания. Их прибыли, благодаря цифровизации, составляют миллиарды рублей. Это не преувеличение. Я повторяю, миллиарды рублей. Этот бизнес оказался сверхвыгодным. Известно, что беттинговые компании оказывают сегодня существенную материальную поддержку спорту. Это хорошо. Но, мне кажется, что в сегодняшних условиях эти компании под эгидой Минцифры могли бы реализовать важные стартапы в IT-сфере, в том числе в интересах государства. Ведь у них есть и кадры, и деньги. Плюс они гибкие, умеют действовать быстро.
Человек - это имя существительное. Цифровизация и искусственный интеллект - это все прилагательные, которые должны помогать человеку в достижении целей, а не заменять его функции. Это должно быть в основе государственной политики в области цифровизации .
В целом, в новых условиях нам нужны новые, нестандартные решения. Ведь мира, который был до 24 февраля, уже не будет. Это нам надо точно понимать. Спасибо за внимание!
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.