КАРЕЛЬСКОЕ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Коммунистической партии Российской Федерации

Из жизни КПРФ

17:07
22.11.2024
Лидер КПРФ в Карелии Евгений Ульянов прокомментировал сегодняшнее заседание Петрозаводского городского совета.
18:04
21.11.2024
АНТИКОММУНИСТИЧЕСКАЯ ИСТЕРИЯ ДОВОДИТ ДО ВАНДАЛИЗМА
22:22
19.11.2024
Г.А. Зюганов: «Ставка Центробанка в 21% душит экономику и не позволяет эффективно бороться с фашизмом»
14:01
19.11.2024
Вопрос о снижении стоимости вырубки лесов Петрозаводска - снять с повестки! 
18:06
18.11.2024
Карельские коммунисты выразили недоверие главе Петрозаводска Инне Колыхматовой и попросили ее уйти в отставку добровольно
11:52
15.11.2024
В Госдуме во втором чтении прошло обсуждение проекта федерального бюджета на трехлетний период. Коммунисты не поддержали этот проект с самого начала.
14:00
12.11.2024
Г.А. Зюганов: «Невозможно обеспечить внутреннюю стабильность в стране, когда 25 главных олигархов хватанули еще 26 миллиардов долларов»

Владимир Замышляев: «Россия и В.И. Ленин, настоящее и будущее»

Публикуем текст доклада на круглом столе в Красноярске

Столетие со дня смерти Владимира Ильича Ленина - горестная дата, но раз она помнится, то это и бессмертие. Воспринимаются в истории многие имена, но почитаются единицы. 

Владимир Ильич Ульянов-Ленин – личность мирового масштаба на все времена. Он – один из немногих или даже единственный, кому удалось воплотить в жизнь своё революционное учение, создать новое государство, возглавить его и проверить на деле «алгеброй гармонию», соединить теорию с практикой. Это уникальный исторический опыт Личности, можно сказать, счастливой и трагической, потому что без Русской (Российской) революции 1917 года во главе с Лениным невозможно рассматривать мировой процесс освобождения трудящихся масс от эксплуатации рабовладельцами, феодалами и капиталистами. Мы сразу ставим вопрос о диалектическом и историческом материализме,  ибо Ленин придерживался этой методологии в познании общественного развития.  Революция в России, во что не верили основатели марксизма, совершилась благодаря тому, что её возглавил В.И. Ленин, создавший партию большевиков, осознавший мировой кризис. Он  доказал, что эта Революции возможна в отсталой, по сравнению с Европой и США, полуфеодальной стране, делавшей первые шаги в развитии капитализма, О ЧЁМ ОН ПИСАЛ В ШУШЕНСКОЙ ССЫЛКЕ.  Ленин рисковал, в отличие от Г.В. Плеханова, «первого марксиста» в России. В одной из работ  В.И. Ленина  о нём сказано: «как политический вождь русских с.-д. в буржуазной российской революции, как тактик Плеханов оказался ниже всякой критики»(т. 14, стр.226-227). Г.В. Плеханов не соглашался с призывом В.И. Ленина и большевиков после июльских событий 1917 года к вооружённому восстанию, которое случилось в октябре месяце. Очень интересно такое замечание В.И. Ленина: «Мы признаём долг товарищества, долг поддержки всех товарищей и мнения товарищей, но для нас долг товарищества вытекает из долга перед русской и международной социал-демократией, а не наоборот» (т. 4, стр. 254). Актуально до сих пор!  Однако, Ленин завещал: изучить всё написанное В.Г. Плехановым по философии.

  Вспомним и такое ленинское изречение: «Учение К. Маркса всесильно, потому что оно верно». Но Маркс и Энгельс недооценили исторический и революционный потенциал России, не верили в русский прогресс. Ф. Энгельс не опровергал мнение некоторых европейских учёных-РАСИСТОВ о том, что славяне не являются «историческими народами».  А Ленин поверил в нарождавшийся русский пролетариат и вместе с ним пошёл против самодержавия и победил, как бы вопреки философии марксизма. Он освоил всю мировую философию и если не цитировал, но, конечно, помнил афоризм выдающегося древнегреческого мыслителя Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже». Именно так и поступал В.И. Ленин, диалектик, философ и практик Русской Революции. Он дорог нам этим личностным опытом, как пример для подражания, но это не религиозный культ личности. В.И. Ленин соглашался с К. Марксом в неприятии культа личности, в насаждении его в среде рабочего революционного движения.

В советское время сформировалась политическая, историко-философская, общественно-культурная и художественная ЛЕНИНИАНА. Нет ни одного известного советского писателя, который бы не внёс свою литературно-эстетическую лепту в изображение образа ИЛЬИЧА. Выдающийся поэт советской эпохи, «агитатор, горлан, главарь» Владимир Маяковский написал великую поэму о Ленине и такие строчки: «Ленин и теперь живее всех живых, наше знанье, сила и оружие».  Глубоко   метафорически сказал о В.И. Ленине поэт Андрей Вознесенский: «Ленин был из породы распиливающих, обнажающих суть вещей». Оценивали Ленина, как выдающуюся Личность многие зарубежные политические деятели, учёные и писатели. ПО ОБЁМУ И ЧАСТОТЕ ИЗДАНИЙ В 20 ВЕКЕ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ В МИРЕ БЫЛА БИБЛИЯ, А НА ВТОРОМ МЕСТЕ – СОЧИНЕНИЯ В.И. ЛЕНИНА. ПОРАЗИТЕЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ НАРЯДУ С ОСНОВАТЕЛЯМИ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ.

Полное собрание сочинений ЛЕНИНА составляет 55 томов. Всё написано им самим. При нём не было штатных советников и референтов. Сколько их сейчас при Путине?! Много!

 Поэтому мы формулируем первый тезис нашего заявления:

В.И. ЛЕНИН – ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗНАКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ, ВОЗГЛАВИВШАЯ ПЕРВУЮ РУССКУЮ РЕВОЛЮЦИЮ РАБОЧИХ И КРЕСТЬЯН ПРОТИВ ПОМЕЩИКОВ И КАПИТАЛИСТОВ В РОССИИ, ПРОТИВ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ, ПРОТИВ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ И СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА. ЛЕНИН – ОРГАНИЗАТОР НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ БОРЬБЫ ПРОТИВ КОЛОНИАЛИЗМА.

Постижение его учения и революционной практики продолжается.

  Второй тезис: В.И. ЛЕНИН – ОСНОВАТЕЛЬ И РУКОВОДИТЕЛЬ ПЕРВОГО СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА, С ВЛАСТЬЮ СОВЕТОВ, УЧАСТИЯ В НИХ РАБОЧИХ И КРЕСТЬЯН И НОВОЙ НЕ БУРЖУАЗНОЙ ИНТЕЛИГЕНЦИИ. Об этом написано множество книг историками, философами, политиками. Есть мемуары соратников Ильича, воспоминания общавшихся с ним русских и зарубежных писателей и «простых людей». Мы обратим внимание на несколько ленинских заветов, не утративших значения до сих пор.

  Первый завет: Революция – это «ЖИВОЕ ТВОРЧЕСТВО МАСС». И СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ ФОРМИРОВАЛАСЬ БЛАГОДАРЯ ТВОРЧЕСТВУ САМИХ ТРУДЯЩИХСЯ. Для Ленина это принципиальный социально-философский и практический принцип. Насколько он воплощался в реальности XX века, можно судить по времени вплоть до «геополитической катастрофы» в конце столетия, когда не стало СССР. ЖИВОЕ ТВОРЧЕСТВО МАСС ШЛО НА УБЫЛЬ. Оно заменялось нарастанием «творчества» бюрократии и формализма, забвением теории марксизма-ленинизма в рядах КПСС, в госаппарате, в миросозерцании интеллигенции. В словах советская власть Ленин делал ударение на слове СОВЕТСКАЯ. ПРОВЕРЯЛ НА ЭТОМ ПОНИМАНИИ СВОИХ СОРАТНИКОВ.

В 1919 году В.И. Ленин произнёс знаменитую речь «Что такое Советская власть?», записанную на граммофонную пластинку. Он говорил: «Советская власть есть путь к социализму, найденный массами трудящихся и потому – непобедимый» (ПСС, т. 38, стр. 239). СОВЕТЫ – в традиции русского национального самосознания. Концепцию соборности и «многосоветия» первым разрабатывал просветитель Иван Тихонович Посошков (1652-1726), он умер в тюрьме за эти «вины». У Ленина, в отличие от многих революционеров, было необыкновенное глубокое чутьё и понимание народного сознания. В работе «Один из коренных вопросов революции» Ленин утверждал: «Несомненно, самым главным вопросом всякой революции является вопрос о государственной власти. В руках какого класса власть, это решает всё…» (ПСС, т. 44, стр. 200). Не оценено должным образом понимание и утверждение Лениным следующего принципа: «Советы сосредотачивают в своих руках не только законодательную власть и контроль за исполнением законов, но и непосредственное осуществление законов через всех членов Советов, в целях постепенного перехода к выполнению функций законодательства и управления государством поголовно всем трудящимся населением»  (т. 36, стр. 481). Здесь речь идёт о единстве законодательной и исполнительной власти, в отличие от буржуазной демократии при разделении властей. При генеральном секретаре ЦК КПСС и нелегитимном первом президенте СССР М.С. Горбачёве началось внедрение идей буржуазного парламентаризма. В предисловии к сборнику «В.И. Ленин о социалистическом строительстве» есть такая тирада: «Перестройка – действительно ёмкое слово, действительно важнейшее дело на современном этапе. Не случайно говорится, что можно по праву поставить знак равенства между словами перестройка и революция. Нынешние преобразования, намеченные в решениях апрельского Пленума Центрального комитета партии и XXYII съезда КПСС, — это настоящая революция во всей системе отношений в обществе, в умах и сердцах людей, психологии и понимания современного периода и, прежде всего, задач, порождённых бурным научно-техническим прогрессом» (стр. 7).  Книга вышла в 1986 году, когда уже наметился мировоззренческий, философски- методологический кризис в самой КПСС. Приведённая цитата – образчик политической трескотни, что всегда презирал В.И. Ленин и критиковал за это даже соратников в Советской власти и в РКП(б). Ссылка в цитате на «научно-технический прогресс» вообще неубедительна. Некоторые страны Европы и США были более развиты в этом плане, чем Россия в период Революций 1905 и 1917 гг. В.И. Ленин призывал «учиться» у этих стран, но при обязательном условии – власть должна быть СОВЕТСКОЙ, а в ней – ЖИВОЕ ТВОРЧЕСТВО МАСС, ИХ ПРЯМОЕ УЧАСТИЕ ВО ВЛАСТИ. Посмотрите на персональный состав политических фракций в Государственной Думе России. Есть ли там трудящиеся, рабочие и крестьяне? Научно-технический прогресс развивается, есть Интернет, внедряется цифровая экономика, оцифровывается всё социальное пространство, а расслоение между богатыми и бедными усилилось. Хвалёная М.С. Горбачёвым и его льстецами «перестройка» убила Советы рабочих и крестьянских депутатов, заменила их функционерами, которые не пахнут ни заводскими станками, ни сельскими тракторами. Возродилась частная собственность на землю и на средства производства. Рабочие и крестьяне в управлении ими не участвуют. Вот итог «перестройки», как «революции». Гениальный писатель Юрий Бондарев был прозорлив, когда говорил: «Перестройка напоминает самолёт, вылетевший без указания адреса посадки».

  После победы Русской революции в октябре 1917 года В.И. Ленин стал председателем Совета (!) народных комиссаров. Очень примечательный факт. Следуя учению К. Маркса и Ф. Энгельса об отмирании государства при коммунизме, В.И. Ленин обосновал строительство социалистического народного государства в отдельной стране, в России, исходя из сложившихся исторических условий борьбы пролетариата за своё освобождение от гнёта буржуазных капиталистов. Теоретик Революции все свои жизненные силы положил на строительство советской государственности, общества, в котором «кто не работает, да не ест». ЖИВОЕ ТВОРЧЕСТВО МАСС УВЛЕКАЛО САМОГО ЛЕНИНА, ДИАЛЕКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ. Он разработал и внедрил в основание государства рабочих и крестьян три фундаментальных концепции и программы: Индустриализация, Коллективизация и Культурная Революция. О техническом машинном оснащении материального производства В.И. Ленин говорил постоянно и требовал этой модернизации, по аналогии с более развитыми странами Европы и США – «самой демократической буржуазной республики». План ГОЭЛРО – выдающийся ленинский проект, не только научно-технического плана, но и просветительского – «изучать электричество». На одной из встреч с крестьянами В.И. Ленин услышал такие слова: «Мы, крестьяне, были темны и вот теперь у нас появился свет, «неестественный свет, который будет освещать нашу крестьянскую темноту». Я лично не удивился этим словам. Конечно, для беспартийной крестьянской массы электрический свет есть свет «неестественный», но для нас неестественно то, что сотни, тысячи лет могли жить крестьяне и рабочие в такой темноте, и нищете, и угнетении у помещиков и капиталистов. Из этой темноты скоро не выскочишь. Но нам надо добиться в настоящий момент, чтобы каждая электрическая станция, построенная нами, превращалась действительно в опору просвещения, чтобы она занималась, так сказать, электрическим образованием масс…»  (т. 42, стр. 155-161). В.И. Ленин требовал внедрения профессионального всеобуча, активной включённости в него профсоюзов, организации социалистического соревнования – как добровольной «работы на себя», в противоположность буржуазной капиталистической конкуренции. Ленинская формулировка «коммунизм – это наивысшая против капиталистической производительность труда» вывела впоследствии СССР на передовые рубежи в развитии промышленности, транспорта, в электрификации всей страны, вплоть до освоения космического пространства. Единство науки и техники, живое творчество масс в них, методология и практика на этой основе социализма – любимое размышление и деятельность первого председателя Совета народных комиссаров. Индустриализация в СССР удалась – это неоспоримое достижение советской власти, позволившее стране встать в ряд супердержав.

С КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЕЙ всё гораздо сложнее. Неграмотное, политически неорганизованное крестьянство не могло освободиться от крепостнического и капиталистического гнёта без союза с пролетариатом (рабочим классом). Ленин придавал этому союзу огромное значение и считал, что именно этот союз обеспечил трудящимся победу в русской Революции 1917 года и в Гражданской войне после революции. Ленин уважал крестьянство как трудящийся класс и поддерживал коллективные формы его объединения: коммуны и кооперацию. Период «военного коммунизма» был тягостным, трагическим для всей страны, потом продразвёрстку заменили продналогом, пережили НЭП и стали выходить из кризиса. Ленин был решительно настроен против кулачества и нэповских спекулянтов, считал, что будущее всё же за коллективным крестьянским хозяйством с применением агроиндустрии.

Жизнь В.И. Ленина оказалась короткой и трудно предположить, допустил бы он  жёсткое раскулачивание «сельских мироедов» и даже середняков, которое случилось при И.В. Сталине в 30-е годы прошлого столетия?  Он часто прибегал к оговоркам: действовать «осторожно» в отношении тех, кто не является открытым врагом Советской власти, кто заблуждается в силу политической непросвещённости.

«Для победы социализма недостаточно сбросить капиталистов, но необходимо уничтожить разницу между пролетариатом и крестьянством» (т. 40, стр. 303). Для Ленина это был принципиально важный вопрос: «Этого нельзя сделать сразу.  Это – задача несравненно более трудная и в силу необходимости более длительная. Это – задача, которую нельзя решить свержением какого бы то ни было класса. Её можно решить только организационной перестройкой всего общественного хозяйства, переходом от единичного, обособленного, мелкого товарного хозяйства к общественно крупному хозяйству. Такой переход по необходимости чрезвычайно длителен. …надо в громадных размерах улучшить всю земледельческую технику, преобразовать её в корне» (т. 39, стр. 276-277).

  Вспомним, какими темпами проводилась коллективизация в 30-х гг. прошлого столетия и почему появилась статья И.В. Сталина «Головокружение от успехов». Иногда эту спешку оправдывают тем, что Сталин понимал приближение катастрофы, которая обрушится на страну с германским нашествием 1941 -1945 гг. Как знать, может, и не было бы такого предательства в западных районах и на юге страны, когда с хлебом-солью встречали немецкие воинские части. Кому служили церковные приходы, открывавшиеся в тех же местах? И.В. Сталин прибегнул даже к высылке в Казахстан и в Сибирь поволжских немцев,  крымских татар и калмыков. История не имеет сослагательного наклонения, однако, ленинская позиция «осторожности» в столь масштабных преобразованиях нам кажется предпочтительнее – именно из гуманных соображений, хотя заранее никогда не знаешь, что за что обойдётся дороже политически, экономически и нравственно. Если победителей не судят, то можно все драмы и трагедии списать на историческую необходимость.

  Крестьянский вопрос не разрешён окончательно в России до сих пор, хотя страна экспортирует нынче зерно и некоторые другие сельскохозяйственные продукты. Товарообмен между городом и деревней не адекватен – в пользу города. Сельское местное самоуправление не распоряжается многими водными ресурсами и лесными богатствами. Крестьяне так и не стали в полном смысле собственниками земли, хотя Русская революция совершалась и под лозунгом «Земля – крестьянам!», что и привлекло их на сторону Советской власти. Недавно в местечке Шиес Архангельской области произошло знаменательное событие. Местное население самоорганизовалось и не пустило мусор из «столицы нашей Родины Москвы» для захоронения в местах за сотни километров от московской власти. Тот, кто сказал, что план по революциям в России выполнен, наверно, поторопился. Народ напомнил, что он как субъект России существует, несмотря на стремление превратить его просто в толпу всегда голосующих единиц «за!» Именно, «Народ, объединённый Советами, — вот, кто должен управлять государством. Вот кто установит необходимый порядок, вот какую власть будут не только слушаться, но и уважать рабочие и крестьяне» (В.И. Ленин ПСС, т. 31, стр. 188). Проблема НАРОД И ВЛАСТЬ НЕ ЗАКРЫТА. ОНА ЗЛОБОДНЕВНА.

Обратим внимание на демонстрации и протесты современных фермеров в Германии. Там тоже не эквивалентный обмен между городом и селом. Это социально-классовое противоречие. И вообще забастовочное движение в Европе нарастает. Можно сказать, что лимит на революции не исчерпан.

    В триаде Индустриализация, Коллективизация и Культурная революция третья составляющая активно повлияла на первую и вторую части в общем плане социалистического строительства. Суждения В.И. Ленина о культуре представлены во многих его трудах как дореволюционного, так и после революционного периода. В.И. Ленин считал, что культура по важности задач в создании социализма стоит на первом месте, а по очерёдности задач – на третьем месте. Чтобы развить культуру как надстройку в общественном бытии, надо создать сначала её материально-техническую базу. В этих вопросах Ленин придерживается диалектического и исторического материализма и никогда от них не отступал. Формулу БЫТИЕ первично, а СОЗНАНИЕ вторично он применял по отношению ко всем сферам культуры: «материальным» и «духовным». Тут надо пояснить. Дефиниции (определения) о материально-духовной культуре – это в традиции марксизма, его диалектического учения о природе, обществе и человеке. Ко времени жизни В.И. Ленина не было в Европе и вообще в мире целостного учения о Культуре и Цивилизации. Восприняв европейскую традицию употребления этих терминов без объяснения, В.И. Ленин применял их к практике культурного развития России, а потом и в культурном строительстве советского государства. В духовную культуру включалось всё, что связано с «духом» человека, его сознанием: язык (основа), образование, просвещение, наука, литература и искусство во всех формах, народное творчество (фольклор), художественные прикладные ремёсла) .  Марксизм-ленинизм отделил религию, церковь от светского государства, следовательно, и от культуры, поэтому возник атеизм. В современной России слово «Бог» вносится поправкой в Конституцию РФ. Это парадокс! Богу разрешено быть. Он может ходить на заседание Государственной Думы.

  Культура любого народа имеет долгий исторический путь развития: от дикости и варварства – к цивилизации (Ф. Энгельс). Переход к оседлому образу жизни, к земледелию, потом к ремёслам и к жизни в городах стали революционным толчком в развитии человеческого общества, к созданию системы подготовки людей к профессиональной деятельности, к более сложным видам труда при его разделении. Потребовались образованные люди. Европа значительно раньше, чем Россия, вводила грамотность среди населения, создавала систему обучения и общего образования. В России в конце XIX века 70% населения было неграмотным. Эти данные приводит В.И. Ленин в одной из своих работ. Ликвидация неграмотности – первейшая задача Советской власти. В статье «О кооперации» председатель совнаркома заявил о «перемене всей точки зрения на социализм. Эта коренная перемена состоит в том, что раньше мы центр тяжести клали и должны были класть на политическую борьбу, РЕВОЛЮЦИЮ, ЗАВОЕВАНИЕ ВЛАСТИ и т.д., теперь же центр тяжести меняется до того, что переносится на мирную организационную «культурную» работу» (т. 45, стр. 375-377). Упор на «культуру» Ленин делает во всех вопросах социалистического строительства. Его призывные слова: «Нам нужно громадное повышение культуры» (т. 44, стр. 170).

  В.И. Ленин обосновал программу Культурной революции, увязав её с общей хозяйственной деятельностью, с производительностью труда, с наукой и техническим прогрессом, с развитием образования и просвещения, с воспитанием молодёжи, с «перековкой» буржуазных специалистов, с использованием их в деле советского строительства, в развитии экономики, в смычке деревни и города. Вся сущность Культурной революции сводилась Лениным к призыву «Учиться коммунизму!». Смелым и практически оправданным оказался такой ленинский принцип: «Бороться с мнимоморальным, на самом деле невежественным, самомнением, будто трудящиеся в состоянии преодолеть капитализм и буржуазный строй, не учась у буржуазных специалистов, не используя их, не проделывая долгой школы работы рядом с ними» (т. 38, стр. 97-99). Можно сказать, что эта ленинская мысль универсальна с методологической точки зрения. Ленин рассматривал культуру и строил её по-советски, исходя из всего культурного наследства, созданного человечеством. На это он указал комсомольской молодёжи, выступая перед ней на 3-м съезде РКСМ. Не поддержал идеи об особой «пролетарской культуре» и подчинил Пролеткульт Наркомпросу. «Пролетарская культура» оказалась ущербной и ничего выдающегося не создала. Национальная культура сильна исторической традицией. И всякое новаторство в ней имеет позитивные результаты, если оно вырастает на почве уже имеющейся культуры. Это неоспоримо и в нынешние времена. Только В.И. Ленин всегда требовал того, чтобы культура отражала интересы трудящихся, помогала им в борьбе за подлинную свободу – за свободу от эксплуатации человека человеком. Он высоко ценил и знал русскую классическую литературу XIX века, назвал Л.Н. Толстого «глыбой, матёрым человечищем», считал, что рядом с ним в Европе некого поставить. Оберегал Демьяна Бедного от злой критики и говорил, что «талант – редкость». Вообще отношения В.И. Ленина с научной и литературно-художественной интеллигенции – это особая очень интересная, познавательная тема и для государственных политиков, и для деятелей культуры. В.И. Ленин заботился о Личностях в Культуре, помогал им в бытовом устройстве, требовал установления «спецпайков» в их питании, государственной оценке их труда. Ленинские Декреты о национализации музеев, библиотек, театров, научных лабораторий, о централизации и финансировании их деятельности послужили огромному социально-материальному их обеспечению. В.И. Ленин и его жена, соратница Н.К. Крупская создали систему культурно-просветительных учреждений, какой никогда не было в истории России и Европы. Изба-читальня, клуб, библиотека – в каждом населённом пункте с населением более 300 человек. Соединение методов политического просвещения с методами культурно-просветительными дало огромный эффект в культурном развитии страны Советов. Один интересный и показательный факт. Митрофан Пятницкий собрал группу крестьян, умеющих петь, привёз их в Москву и стал показывать выступления самодеятельных артистов. Потом он попросил, чтобы его группу включили в организацию Московской филармонии (не ручаюсь за точность названия по тем временам), но группе отказали, обозвав её «деревенщиной». Т. Пятницкий обратился за поддержкой к В.И. Ленину. Указание «вождя пролетариата» о поддержке крестьянской группы певцов возымело действие. В настоящее время Академический русский народный хор имени М. Пятницкого имеет всемирную известность. Так воплощался ленинский призыв «Поднять наинизшие слои к историческому творчеству» (т. 35, стр. 189). В СССР было 25 млн. участников народного творчества только по государственной статистике, без учёта «народных артистов» в системе образования и трудового обучения.

Моя трудовая деятельность в Красноярске началась в 1965 году и связана с организацией народного творчества, с представлением достигнутых успехов в Кремлёвском дворце съездов в Москве – в честь 50-летия Советской власти. Много интересного можно рассказать о том периоде. ЛЕНИН СРАЗУ РАСПОЗНАЛ РОЛЬ КИНО, СКАЗАВ, ЧТО КИНО ЯВЛЯЕТСЯ ВАЖНЕЙШИМ ИЗ ИСКУССТВ. В ЭТИ ДНИ ОТМЕЧАЕТСЯ 100-ЛЕТИЕ КИНОСТУДИИ «МОСФИЛЬМ». ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОРК КИНОСТУДИИ К. ШАХНАЗАРОВ ПОСТОЯННО ЗАЯВЛЯЕТ В ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЯХ О РОЛИ СОВЕСТСКОЙ ВАСТИ В РАЗВИТИИ КИНОИСКУССТВА.

В.И. Ленин, с большой буквы Учёный, понимал и роль науки в общественном прогрессивном развитии, поэтому ратовал за «союз науки и рабочих» и говорил: «Надо научиться ценить науку, отвергать «коммунистическое чванство» дилетантов и бюрократов, … чтобы наука действительно  вошла в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом» (т. 45, стр. 391). Все выдающиеся учёные были вовлечены в создание советской системы науки, в программы ГОЭЛРО, в научную организацию труда (НОТ). Ленин контролировал обеспечение учёных питанием, жильём, медицинской помощью в самые трудные годы разрухи и голода «военного коммунизма».  «Мы строим власть из элементов, оставленных нам капитализмом. Мы не можем строить власть, если такое наследие капиталистической культуры, как интеллигенция, не будет использовано» (т. 45, стр. 389). В ней «чистеньких» нет. «Богостроительство» и «заигрыванье с боженькой» Ленин осуждал, поссорился из-за этого с «пролетарским» писателем М. Горьким, упрекал и А. Луначарского, руководителя Наркомпроса за послабления в этих вопросах. Но когда представляют В.И. Ленина как душителя религии и «вешателя попов», то это ложь. Во-первых, он в соответствии с законом о свободе вероисповеданий требовал уважительного отношения к верующим, по его указаниям были отремонтированы, приведены в порядок Собор Василия Блаженного на Красной площади и Успенский Собор в Кремле , в котором благословлялись на царствие русские самодержцы. Резкие указания В.И. Ленина на жёсткое отношение к священникам и к другим религиозным чинам во время Гражданской войны и голода связаны с тем, что эти «чины» саботировали декреты Советской власти, призывали к сопротивлению, к помощи армии Колчака и пр. Они вели себя как откровенные враги Советской власти, помогали белогвардейцам и Антанте. 200 авторитетных служителей православия выступили с обращением к верующим, чтобы они помогали армии Колчака в борьбе с большевиками и соввластью.  Логика любой политической власти в таких случаях – устранять врагов, невзирая на их «святость». Это было во все времена и во всех странах. И в то же время В.И. Ленин наставлял советских руководителей и молодёжь: «В вопросах культуры торопливость и размашистость вреднее всего. Это многим из наших юных литераторов и коммунистов следовало бы намотать себе хорошенько на ус» (т. 45, стр.389-390).  Можно много приводить ленинских цитат о «партийной организации и партийной литературе», о социалистической идеологии против буржуазной, о сохранении культурного наследства, о роли русского языка в сплочении советского государства, о создании письменности  разных народов страны (а за годы советской власти возникло более 50 письменностей)… Культурная революция в России под руководством В.И. Ленина началась успешно и завершилась после его жизни – к 60-70-м годам прошлого столетья, как считает большинство философов, учёных-естествоиспытателей и культурологов. Я такого же мнения, потому что на протяжении многих лет своей жизни занимался практическим строительством культуры в Красноярском крае, потом учился в Академии общественных наук при ЦК КПСС, защитил философскую диссертацию по проблемам культуры, занялся научной деятельностью, работой в Красноярском филиале Центрального музея В.И. Ленина в Москве, руководил гуманитарным факультетом и кафедрой в университете ИМЕНИ АКАДЕМИКА М.Ф. РЕШЕТНЁВА, много лет преподавал в университете. Одним словом, у меня не «книжное усвоение коммунизма», а практическое и научно выверенное. «Судьба меня связала с Лениным, я со студенческой скамьи суть исторического времени осознавал, как связь с людьми. Владимир Ленин думал о народе и жизнь ему всецело посвятил и вместе с ним успешно воплотил идеи о Труде и о Свободе», —  это мои строчки, как поэта, члена Союза писателей России. Я работал в красноярском крайкоме КПСС и директором Красноярского филиала Центрального музея В.И. Ленина, участвовал в сохранении этого музея, когда «перестройка-катастройка» начала сносить памятники вождю мирового пролетариата в разных местах страны и попыталась унизить В.И. Ленина как Личность, как мыслителя и практика первого социалистического строительства. Поэт Андрей Вознесенский (не либерал по убеждениям) писал: «Уберите Ленина с денег». Убрали. Но нельзя убрать Ленина из мировой истории, из времени первой Русской Социалистической Революции, из философии и культуры. Мир ещё вернётся к идеям Ленина о народной Советской власти – о власти самих трудящихся, о их массовом историческом, социальном творчестве. Мы убеждены в этом!

*

В завершение выступления я хочу поставить несколько дискуссионных вопросов. Был ли в СССР социализм? Отвечаю утвердительно, используя логический парадокс. В нынешней Конституции РФ Россия названа «СОЦИАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВОМ». Как можно стать такой социальной системой, если бы не было фундаментальных основ социализма? Может быть, современный политический режим стыдится заявить, что в России «государственный социализм»! Очень много фактов и элементов его социальности, того, что было сделано В.И. Лениным и в целом в СССР. В последнее время В.В. Путин делает такие заявления: «Россия — самодостаточная страна», «целеполагание», «национальные проекты», «опора на народ», «народное единение», президент называет себя именами всех национальностей России — это интернационализм. Но Путин не понимает сущности этого явления, а оно в преодолении этнического происхождения при устранении классовых конфликтов вражды и различий.

 6 декабря 2023 года состоялось Всероссийское партийное собрание «В будущее с Лениным». Яркое вступительное слово Г.А. Зюганова. Он оратор большевистского стиля. Но меня, давно знакомого с ним, смутило в его выступлении отсутствие слова «социализм». И много раз прозвучало выражение «Ленинско-Сталинская модернизация»! Значит, социализма не было, а что модернизировали Ленин и Сталин? И зачем нам Ленин без социализма? В конце выступления Г.А. Зюганов решительно произнёс: «Я абсолютно уверен, что победа будет за социализмом!». Как-то не логично. Как победит то, чего нет. Это уже что-то религиозное.  

Мы, члены «Русского Лада» в Красноярске, поддерживаем общий дух партийного собрания «В будущее — с Лениным!». В настоящий момент обострились вопросы теории и практики в понимании российской государственности. Предлагаются и «пятая империя», и «монархия», и ещё что-то. Как говорил русский философ Константин Леонтьев: «Всё повторяется, но в иных сочетаниях».   

В завершение выступления назову ещё одну проблему. Руководя большевиками и Советской властью, Ленин говорил о «партии нового типа». Была ли она под названием РСДРП, КПСС? Можно ли создать такую «особую» партию? Из кого она может состоять по численности. Если из «пролетариев», по Марксу, то это какой- то загадочный биологический тип человека, в отличие от «непартийных». И почему ленинская партия нового типа не спасла СССР? КПСС и КПРФ не являются партиями ленинского типа. Я бы советовал молодым людям, комсомольцам, по изучать этот вопрос и вернуться к призыву «учиться, учиться, учиться» — коммунизму! Вот нынешний председатель законодательного собрания красноярского края додатко при встрече с учащейся молодёжью соблазнял её призывом в депутаты ЗС края. Вот какая демократическая провокация для молодёжи. Не высоко ценит Додатко законотворчество, если в него можно идти сразу со школьной скамьи. И это в то время, когда в России и в нашем крае дефицит профессиональных образованных рабочих.

В настоящее время возникает сомнение в отношении к так называемым политическим (оппозиционным) партиям. Нужны ли они? Зачем шумные избирательные кампании, если заранее известен результат выборов. Вот в России в марте 2024 года выборы президента. Совет федерации и Государственная дума благодарили В.В. Путина за согласие избираться главой государства. Это льстивое благодарение выглядело как поздравление с избранием. Вот какая законодательная власть в России… нет её! По исторической традиции в России власть самодержавия. И коммунисты не протестуют. Ныне существующие партии занимаются усовершенствованием существующего режима. И Г.А. Зюганов гордится тем, что у КПРФ есть такая программа усовершенствования. Это как раз яркий пример того, что в России государственный социализм с политическим самодержавием.

В годовщину смерти В.И. Ленина мы проводим «круглый стол» о ленинзме, а в Москве в этот день проводится научно-просветительская конференция «Ленин жив!». Красноярск и Москва  —  в  диалоге с именем Ленина. Так и надо жить и развиваться дальше. 

Скажу и о себе. Я заканчиваю жизнь речью о Владимире Ильиче Ленине, подтверждая  верность ему на 86 году жизни. «Ночь. Финляндский вокзал. Шагом твёрдым и четким я у Ленина встал в карауле почётном. До утра с Ильичём по душам говорили, жить плечом о плечо постановили». Так и получилось. 

Спасибо КРО «Русского Лада» за возможность это сказать. 

Владимир Иванович Замышляев, профессор, кандидат философских наук, член Союза писателей России, «Заслуженный работник культуры России, г. Красноярск, 21 января 2023 года

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.