Владимир Поздняков: Нельзя развивать территорию, когда каждое ведомство тащит одеяло на себя
Население Дальнего Востока - 8,1 млн человек или чуть более 5% населения страны. Ежегодно в результате миграционного оттока, оно сокращается на 0,3% — 0,5%. Кроме того, идет естественная убыль. В 2019 году она составила почти 9 тыс. человек. Дальний Восток богат различными месторождениями полезных ископаемых. Здесь есть нефть, газ, золото, драгоценные и цветные камни, включая алмазы, редкоземельные металлы, есть лес и рыба. Край богат, народу мало. Все попытки переселить людей сюда успехом не увенчались. Широко рекламированная кампания «дальневосточного гектара» работает вяло. Люди, которые хотят получить гектар, уже и так живут на ДВ. Почему же люди не едут? Просто нужно создать для них современную инфраструктуру: построить школы, больницы, дороги, предприятия…
Предлагаю посмотреть на историю освоения Дальнего Востока, чтобы взять оттуда всё лучшее.
В 1861 году правительство Российской империи утвердило Правила для поселения в Амурской и Приморской областях. Переселившиеся на Дальний Восток крестьяне получали бесплатно на 20 лет до 100 десятин (или 109 га) земли на одну семью с правом последующего выкупа. 100 десятин было почти в 30 раз больше, чем средний земельный надел крестьянской семьи в европейской части России. Кроме того, все переселенцы получали льготы: они освобождались пожизненно от уплаты подушной подати, самого большого налога. В начале 20 века Петр Столыпин говорил: «Наш орёл — орёл двуглавый. Конечно, сильны и могущественны и одноглавые орлы, но, отсекая нашему русскому орлу одну голову, обращённую на Восток, вы не превратите его в одноглавого орла, вы заставите его только истечь кровью…». Двуглавый орел – символ объединения всех людей, проживающих на территории России.
Программа Столыпина по переселению включала в себя выдачу 15 га земли и денежной ссуды на обустройство на 33 года: первые 5 лет без уплаты процентов, а затем под 6%. В 1901 году началось движение поездов по Транссибу!
В советское время развитию Дальнего Востока также уделялось большое внимание. В предвоенное время активно развивалась промышленность, электроэнергетика, металлургия. Особое внимание заслуживает строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. К 1985 году на долю ДВ приходилось более 40% общесоюзного вылова рыбы, добывалось около 80% олова, 100% алмазов, 90% борного сырья, почти 50% золота, 14% вольфрама. В это же время была разработана программа комплексного развития ДВ до 2000 года. Из-за разрушения СССР она не была выполнена. Экономисты отмечали и минусы в развитии ДВ в последнее десятилетие XX века. Так, они указывали на превращение ДВ в сырьевую провинцию страны, на перекачивание доходов от эксплуатации природных ресурсов в госбюджет и бюджеты министерств, монополизировавших контроль над этими ресурсами. Также отмечалось, что финансирование социальных и инфраструктурных программ шло по остаточному принципу.
Не похоже ли это на нынешнюю ситуацию? Почему сегодня мы повторяем ошибки прошлого, а не берем на вооружение хороший опыт? Почему бы нам сегодня не создать всестороннюю программу переселения граждан на Дальний Восток, в которой предусмотреть выдачу не одного, а, как минимум, 5 га земли и беспроцентную ссуда на обустройство? И, в конце концов, надо перестать использовать регион исключительно как сырьевую провинцию для выкачивания средств.
Также необходимо вместо кучи ведомств создать единый центр, занимающийся комплексным развитием Дальнего Востока. Сегодня проблемами Дальнего Востока у нас занимаются: Полномочный представитель Президента РФ в ДФО, Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики, Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта, АО «Корпорация развития Дальнего Востока» - управляющая компания на ТОРах и в свободном порту Владивосток, Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике и, наконец, Фонд развития Дальнего Востока. Я даже не говорю о других министерствах и ведомствах страны, которые так или иначе связаны с этим регионом. И, конечно, не могу не упомянуть и Минфин РФ, который обязан по распоряжению правительства выделять деньги на развитие территории, но не всегда это делает.
Не получается ли, как в русской пословице: «У семи нянек дитя без глазу»? Все эти чиновничьи структуры нацелены на развитие или на выкачивание денег из ДВ? Вопрос чисто риторический. Никого ни в чем не обвиняю. Но не лучше ли сосредоточить все ресурсы, как финансовые, так и интеллектуальные в едином центре? Нельзя развивать территорию, когда каждое ведомство тащит одеяло на себя.
20 июля 2020 г.
пресс-служба депутата ГД ФС РФ
В.Г. Позднякова.
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.