КАРЕЛЬСКОЕ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Коммунистической партии Российской Федерации

Из жизни КПРФ

22:22
19.11.2024
Г.А. Зюганов: «Ставка Центробанка в 21% душит экономику и не позволяет эффективно бороться с фашизмом»
14:01
19.11.2024
Вопрос о снижении стоимости вырубки лесов Петрозаводска - снять с повестки! 
18:06
18.11.2024
Карельские коммунисты выразили недоверие главе Петрозаводска Инне Колыхматовой и попросили ее уйти в отставку добровольно
11:52
15.11.2024
В Госдуме во втором чтении прошло обсуждение проекта федерального бюджета на трехлетний период. Коммунисты не поддержали этот проект с самого начала.
14:00
12.11.2024
Г.А. Зюганов: «Невозможно обеспечить внутреннюю стабильность в стране, когда 25 главных олигархов хватанули еще 26 миллиардов долларов»
11:09
12.11.2024
Фракция КПРФ в Заксобрании Карелии подготовила обращение в прокуратуру с просьбой проверить законность публичных слушаний, проведённых администрацией Петрозаводска 8 ноября.
12:27
08.11.2024
"И пока жива Россия, вместе петь и плакать нам". Г.А. Зюганов поздравил советского композитора А.Н. Пахмутову

Виновных назвал народ

Автор: Сергей ОБУХОВ. Член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук.

Специалисты Центра исследований политической культуры (ЦИПКР) совместно с сотрудниками отделов ЦК КПРФ провели в начале сентября в 60 регионах страны всероссийский экспресс-опрос общественного мнения об отношении граждан к пенсионной «реформе» и позиции парламентских партий в этом вопросе. Такое же исследование было проведено и месяцем ранее.

 

Переломить не удалось

В ходе опросов респондентов спрашивали об их отношении к пенсионной «реформе». При этом если в вопросе, заданном в августе, говорилось о повышении пенсионного возраста женщинам на 8 лет, а мужчинам на 5 лет и сообщалось о прибавке к ежемесячной пенсии по 1 тыс. руб. в год, то в сентябрьском опросе напоминалось о предложениях по пенсионной «реформе», сделанных президентом в своём телеобращении. Важно было оценить, насколько ему удалось переломить общественное неприятие этого законопроекта.

Эффект от выступления президента таков: доля одобряющих пенсионную «реформу» возросла с 10 до 22 проц., с 16 до 24 проц. увеличилась и доля частично её одобряющих. Доля крайне негативно относящихся к пенсионной «реформе» сократилась с 71 до 51 проц. Однако переломить общественное неодобрение правительственного решения повысить пенсионный возраст не удалось. Соотношение сторонников и противников «реформы» составляет 1 к 2,3 в пользу последних.

Если в предыдущем исследовании не было заметно гендерных различий среди меньшинства, поддерживающего пенсионную «реформу», то в сентябрьском они стали хорошо видны. Мужчин среди них оказалось 18 проц., а женщин — 24 проц. «Слабая половина» избирательного корпуса страны оказалась более чувствительна к аргументам президента, оправдывающим «реформу».

 

Что подсказывает возраст?..

Отмечен и резкий возрастной раскол по отношению к ней. О полном неприятии увеличения возраста выхода на пенсию заявляют прежде всего люди от 18 до 50 лет. Даже после обращения президента поддержка «реформы» среди них возросла ненамного: до 9—15 проц. (была 2—8 проц.) Сложнее ситуация в предпенсионных когортах в возрастном диапазоне от 50 до 59 лет. Если уровень одобрения среди 50—55-летних остался всего лишь на уровне 11—12 проц., то в группе тех, кто готовился выйти на пенсию по ныне действующему закону, поддержка подросла до средних величин — 21 проц. Видимо, обещание сохранить для них на переходный период пенсионные льготы всё-таки «зацепило», хотя и не сильно.

А вот у шестидесятилетних, кого участь попасть в жернова «реформы» миновала, одобрение этой инициативы власти увеличилось до 43 проц. На уровне 40 проц. оно держится и во всех послепенсионных возрастных категориях.

 

…А что — образование?

У сторонников и противников «реформы» видны и некоторые, скажем так, образовательные тренды. Например, среди имеющих среднее техническое, специальное образование 19 проц. (в августе было ниже 9 проц.) одобрили «реформу». Такого же мнения придерживаются 23 проц. (было 13 проц.) граждан со средним образованием. Однако отметим, что в их числе противников «реформы» гораздо больше — 52 проц. Большинство их и среди тех, у кого образование неполное среднее — 54 проц. У граждан со средним техническим, специальным образованием эти «отрицающие» показатели составляют 48 проц.

Заметим также, что многие люди со средним специальным образованием по отношению к этой проблеме пока в большом раздумье — треть из них в числе частично одобряющих повышение пенсионного возраста (при общем показателе — 24 проц.). У лиц с высшим образованием распределение сторонников и противников «реформы» — в соответствии со средними показателями.

Таким образом, обобщённый портрет тех, кто не принимает пенсионную «реформу», — преимущественно мужчины молодого и самого работоспособного возраста со средним образованием. А «образ» тех, кто её одобряет, состоит в основном из женщин глубоко послепенсионного возраста со средним образованием.

 

Нас «гипнозом» не возьмёшь

Любопытен расклад противников «реформы» в контексте последних президентских выборов. Более всего их в электорате П. Грудинина (было более 90 проц. — стало 84 проц.). Немало твёрдых «антиреформаторов» и в пропутинской среде. В августе их насчитывалось 58 проц. А после телеобращения президента, фактически вставшего на защиту «реформы», таких в его электорате осталось 37 проц., что тоже немало, если учесть, что сторонников «реформы» среди путинских избирателей только 29 проц.

Можно предположить, что если бы В. Путин перед президентскими выборами 18 марта объявил о намерении провести эту «реформу», то его электорат сократился бы.

Поддалась президентскому внушению и часть избирателей В. Жириновского. Здесь доля несогласных с повышением возраста выхода на пенсию сократилась с 85 проц. в августе до 66 проц. в сентябре. Остаётся высоким (практически три четверти) уровень отторжения «реформы» среди тех, кто не ходил на выборы.

Президентское телеобращение несколько смягчило «болевой шок» от пенсионной «реформы». Но долговременность действия такого «гипноза» под вопросом, так как он по большей части подействовал лишь на пенсионеров со стажем и женщин — самую эмоциональную и внушаемую часть избирателей.

 

Закопёрщика нашли в Кремле

Напомним, что до своего телеобращения В. Путин занимал промежуточную, неявную позицию по пенсионной «реформе». Поэтому непопулярные действия власти граждане связывали только с правительством и «Единой Россией». Вмешательство президента в процесс продвижения «реформы» и однозначная его поддержка действий правительства серьёзно изменили расклад среди ответственных за неё. Итак, с кем граждане ассоциируют непопулярную реформу.

Итак, на первом месте среди «виновников» непопулярной «реформы» — президент Путин (26 проц., ранее было 15 проц.). Он отобрал пальму первенства главного антигероя у председателя правительства и лидера «Единой России» Д. Медведева (было 23 проц. мнений — стало 16 проц.). Чуть «обелились» партия «Единая Россия» и Госдума в целом.

Внутри условных блоков, отвечающих за непопулярную «реформу», можно выделить изменение соотношения сил.

Первый блок — это президент и назначаемое им правительство. Ранее на них возлагали ответственность в совокупности 38 проц. граждан. Сейчас — 42 проц. Причём если прежде «коренником» здесь выступал Д. Медведев, то сейчас — лично В. Путин.

Второй блок — это «партия власти» в лице президента, правительства и их «Единой России». Сейчас их суммарный показатель ответственности — 58 проц. (было 57 проц.). Опять-таки внутри блока главный закопёрщик — это В. Путин (почти половина мнений).

Третий блок — институциональный. Если к совокупной «партии власти» добавить ещё контролируемое ею большинство состава нижней палаты парламента, то уровень ответственности режима достигнет 68 проц. (было — 70 проц.).

Стоит обратить внимание и на такой нюанс. На Госдуму и парламентские партии (ЕР, КПРФ, ЛДПР, СР) ответственность за «реформу» сейчас возлагают 33 проц. граждан (в августе — 37 проц.). Хотя президент и взял на себя обязанность продвигать пенсионную «реформу», но мнение, мол, все думские партии и парламент «одним миром мазаны» и ответственны за непопулярную «реформу», разделяет треть избирателей.

Как видим, главный виновник — совокупная «партия власти». Отметим также, что две трети граждан за эту непопулярную «реформу» винят все три ветви власти. Ведь надо умудриться, чтобы устроить такой раздрай государственного масштаба!

Если смотреть баланс по линии исполнительной и законодательной власти, то он сместился в сторону «вотчины» премьер-министра Д. Медведева.

 

Главный борец — КПРФ

В ходе последнего исследования респондентам вновь был задан такой вопрос: кто, на ваш взгляд, активнее всего протестует и критикует законопроект о новой пенсионной «реформе»?

Как видно, первенство в оппозиционности однозначно сохраняется за КПРФ. Почти треть граждан считают Компартию главным борцом против этой «реформы». На втором месте её противников — ЛДПР. Рейтинг её оппозиционности «реформе» подрос с 10 проц. до 12 проц. И лишь 2 проц. граждан смогли назвать оппонентом «Справедливую Россию».

При этом если ранее 4 проц. избирателей считали противником пенсионной «реформы» и президента Путина, то теперь таких осталось только 1 проц.

Важно также отметить, что 48 проц. опрошенных (ранее — 46 проц.), то есть почти половина граждан, дезориентированы и не могут определить, какая политическая сила или общественный институт выступают против предложенной пенсионной «реформы».

 

Пятится «медведь»

В ходе исследования определялось влияние «реформы» на электоральные рейтинги ведущих политических партий. Последний опрос показал, что ранее выявленные здесь сдвиги сохраняются.

Общероссийский опрос зафиксировал некоторое восстановление рейтинга «Единой России» после его обвала в июле — начале августа. Однако с нынешними 33 проц. поддержки о некогда привычных для неё 40—45 проц. «медвежьей» партии приходится лишь мечтать.

Одновременно зафиксировано сохранение высоких рейтингов КПРФ и ЛДПР. В начале августа они поднялись в полтора раза выше традиционных показателей и сейчас остаются на этом же уровне.

По результатам сентябрьского опроса, активнее всего заявляют о намерении голосовать за КПРФ граждане самого работоспособного возраста — от 40 до 54 лет. На уровне 20—21 проц. — поддержка Компартии среди тех, кому за 70 лет.

Как видим, острая тема пенсионной «реформы» пока не приводит к тому, чтобы молодёжь до 35 лет, голосовавшая за КПРФ на президентских выборах, становилась надёжным электоратом партии. Зато Компартии остались верны те, кто поддержал её кандидата П. Грудинина на президентских выборах в самой трудоспособной возрастной группе — 35—59 лет. Более того, идёт стремительное расширение фронта сторонников КПРФ за счёт как раз этой самой деятельной части населения. Сейчас она составляет уже не половину электората Компартии, как прежде, а три пятых (59 проц.). К КПРФ вернулась часть пенсионеров, проголосовавших за Путина на президентских выборах, а потери голосов «детей войны», отмеченные во время президентских выборов 18 марта и в августовском опросе, несколько компенсировались в сентябре.

 

* * *

Анализ этих двух опросов показывает, что Кремлю уже с трудом удаётся с помощью своего «голубого экрана» манипулировать общественными настроениями. Самосознание народа вызревает, характер его в деле защиты своих прав становится всё требовательнее и непреклоннее.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.