В.И. Кашин выступил с докладом на заседании Коллегии Росгидромета
Уважаемые товарищи!
В самом начале своего выступления, от лица Комитета, всего аграрного сообщества, хочу поприветствовать вас и выразить слова благодарности всему коллективу Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды за ту сложнейшую работу, которую вы выполняете. Во многом благодаря оперативности и точности прогноза нам удалось существенно снизить ущерб, сохранить достаточно большие сумы средств в 2020 году, к примеру, от градобития, с которым у нас в 2019 году были серьезные проблемы. Также для нас очень важны те прогнозы и отчеты, которые составляются по состоянию озимых культур и многолетних насаждений. Это позволяет системно планировать нашу работу, особенно весеннюю полевую компанию.
Эти направления деятельности Службы должны и дальше эффективно развиваться, повышаться оперативность и точность итоговых материалов, как должно повышаться и качество работы по направлению борьбы с наводнениями. Этот вопрос для нас также очень актуален, особенно для регионов Сибири, которые регулярно подвергаются затоплениям.
Причем это направление требует от нас не только развития системы мониторинга и прогнозирования паводков, но и реализации проектов, которые позволят их регулировать. Ведь это сопровождается гибелью людей, экономическим ущербом.
При этом у нас есть опыт строительства уникальных гидротехнических сооружений, и не только на юге или в Средней Азии, к примеру, на Амударье и на Сырдарье. Были советские проекты строительства системы гидроузлов в бассейне реки Амур. И если бы они были полностью реализованы, то тех сильнейших наводнений, как примеру, 2019-го года в Хабаровском крае, удалось бы избежать. Ведь очевидно, что Бурейской и Нижне-Бурейской ГЭС недостаточно для осуществления эффективного регулирования паводка в бассейне Амура.
Это очень сложный вопрос и требует приложения усилий всех уполномоченных органов государственной власти, всех нас. И у нас с вами есть уникальный опыт в этом плане советского времени.
Уважаемые товарищи, я с удовольствием вспоминаю нашу совместную работу, как мы с вами встречались пять лет назад, также на заседании Коллегии, еще в 2016 году, и отмечали, что костяк Службы – это 32 тысяч высококвалифицированных работников, 723 кандидата наук, 135 докторов наук. Именно благодаря усилиям этой, без преувеличения сказать, армии, благодаря грамотному руководству, функционируют все сложнейшие системы обеспечения защищенности от воздействия опасных природных явлений, обеспечения потребностей в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, информации о загрязнении окружающей среды, в том числе для обеспечения интересов Российской Федерации в Арктике и Антарктике.
Сегодня же, мы с тревогой читаем в итоговом Докладе о том, что на 30 декабря 2020 года штат Службы сократился на 2 тыс. человек, а укомплектованность штатных расписаний с 87% снизилась до 82%. При этом из 135 докторов наук сегодня в Службе продолжают работать 124 человека, а из 723 кандидатов наук продолжают работать 590 человек!
Очевидно, что сложившуюся динамику нужно переломить, ведь мировая наука не стоит на месте, и перед нами задача не только не отстать, но обеспечить стремительное наращивание научного и кадрового потенциала отрасли. Напомню: кадры решают все!
Безусловно, это очень сложная задача, и не малую роль в этом играет финансовый вопрос.
В 2014 году нам удалось продавить вопрос выделения дополнительных средств на цели оплаты труда работникам Службы. Мы были вынуждены неоднократно обращаться к Президенту Российской Федерации, и лишь с третьего захода побороли отрицательную позицию Правительства по данному вопросу. При этом важно отметить, что в решении этого вопроса не малую положительную роль тогда сыграла профсоюзная организация Росгидромета. Настойчиво и конструктивно отстаивая интерес коллектива, они отработали вопрос на «пять». В результате среднемесячная заработная плата работников гидрометслужбы тогда составила 78% от средней по экономике и какое-то время сохраняла динамику к увеличению.
Но достигнутая динамика удержана не была, сегодня разрыв в оплате труда вновь увеличивается – при средней зарплате в 51 тыс. рублей в месяц, работники Службы получают всего 38,5 тыс. руб. И только научные работники, если верить Отчету, получают в среднем 66,7 тыс. рублей.
Мы видим, что ситуация остается напряженной. Работники несут службу, в том числе, в суровых условиях крайнего севера, в полярных широтах и труднодоступных уголках России за мизерную плату. Многие важнейшие задачи решаются ими лишь благодаря самоотверженности и высокому уровню профессиональной ответственности.
Это просто недопустимо! Финансирование всей системы Росгидромета из федерального бюджета должно быть увеличено. Комитет будет стоять на этом твердо! Убежден, что и руководство Службы, и профсоюзы также не окажутся в стороне заняв наиболее активную позицию.
Следующее, на чем хотел бы сегодня остановиться - проблема изменения климата и выполнение обязательств, вытекающих из заключенного в конце 2015 года нового «Парижского» климатического соглашения.
Мы все на протяжении нескольких лет принимали активное участие в той сложной работе и обращали особое внимание на перспективу - подготовку правил выполнения Соглашения, формирование методологической основы и технической базы для полного учета выбросов парниковых газов с учетом их поглощения растительными экосистемами, а также разработку долгосрочной стратегии «низкоуглеродного» развития и плана адаптации к изменениям климата. При этом одной из важнейших задач на этом пути мы обозначали введение обязательной отчетности предприятий о выбросах парниковых газов.
Ведь Россия в этом вопросе всеми участниками воспринимается, как мировой экологический донор. И это действительно так. Наши огромные нетронутые пространства, наши бореальные леса, вечная мерзлота, безусловно, являются основой устойчивости климата на всей планете.
Приняв при этом во внимание развал нашей промышленности и общий экономический спад в 90-е годы, становится видно, что мы сэкономили миру 57 млрд. тонн эквивалента углекислого газа. Для сравнения приведу цифру: выбросы парниковых газов всех стран мира в 2019 году составили 36 миллиардов тонн в СО2 эквиваленте. Иначе говоря, Россия подарила миру 1,5 года отсрочки глобального потепления. И это еще без учета сокращения на 37 млн. поголовья КРС, выбросы от которых в 4-5 раз больше в сравнении с человеком.
Сейчас, хоть и спустя столько времени, в Правительстве вплотную подошли к концептуальному решению вопросов учета и регулирования выбросов парниковых газов и 20 февраля 2021 года приняли решение внести в Государственную Думу проект федерального закона №1116605-7 «Об ограничении выбросов парниковых газов».
Законопроектом предусматривается обязанность хозяйствующих субъектов, деятельность которых сопровождается значительными выбросами парниковых газов представлять в уполномоченный орган отчеты о выбросах парниковых газов. При этом вводится понятие «целевой показатель сокращения выбросов парниковых газов», который будет установлен Правительством Российской Федерации в масштабе экономики Российской Федерации с учетом поглощающей способности лесов и иных экосистем и необходимости обеспечения устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития Российской Федерации. Предусматривается право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей реализовывать климатические проекты. Также законопроектом предусмотрено появление новой категории имущественных прав – «углеродных единиц», являющихся главным элементом механизма учета и сокращения выбросов парниковых газов.
Теперь важно доработать этот законопроект так, чтобы учет выбросов парниковых газов не стал новым инструментом недобросовестной конкуренции, а рынок углеродных единиц не превратился в очередной источник спекулятивного заработка крупного капитала. И, конечно же, должна быть проведена большая работа на международном уровне по взаимному признанию углеродных единиц, что предоставит возможности выхода России на международный рынок этого ресурса. Этот законопроект должен работать в паре с 219-ФЗ «Об экологическом нормировании» и 458-ФЗ «Об отходах», правоприменительная практика которых оставляет желать лучшего.
Следующим вопросом, на котором сегодня нам важно остановиться подробнее, является загрязнение окружающей среды и функционирование соответствующей системы мониторинга.
Что из себя представляет система мониторинга сегодня?
Это 611 постов по контролю загрязнения атмосферы в 221 городе, 1807 пунктов контроля гидрохимических показателей вод суши, 202 пункта контроля гидробиологических показателей вод суши, 315 станций контроля гидрохимических показателей морской среды и 62 станции контроля гидробиологических показателей в прибрежных водах морей, омывающих территорию Российской Федерации. На 1274 пунктах осуществлялись наблюдения за радиоактивным загрязнением окружающей среды.
Важно обратить внимание и на космическую группировку Росгидромета. Сегодня Игорь Анатольевич в своем докладе упоминал, что она представлена 11-ю спутниковыми системами. Но эффективное функционирование системы дистанционного зондирования земли из космоса должно обеспечиваться группировкой, состоящей из не менее чем 40 космических аппаратов (в СССР Гидрометцентру принадлежало 47 спутников)! В этой связи Россия сегодня вынуждена использовать зарубежные источники данных (13 иностранных спутников), что в условиях обостряющихся международных отношений является безусловной угрозой национальной безопасности Российской Федерации, ставит критически важную для функционирования экономики инфраструктуру в зависимость от получаемых от третьих стран спутниковых данных.
Не меньшую озабоченность вызывает состояние морских судов, находящихся в оперативном управлении Службы. Из десяти действующих кораблей девять были спущены на воду до 1990 года (1975-1989 гг.), и только одно судно «Академик Трешников» - в 2012 году!
Исследовательский флот, как один из столпов системы мониторинга окружающей среды, должен наращиваться.
Нельзя не отметить и авиационную составляющую. На этом направлении сегодня эффективно работает первый Российский самолет-лаборатория Як-42Д «Росгидромет», уникальное оснащение которого позволяет решать практически любые задачи.
Приоритетные задачи органов власти в рамках эксплуатации системы экологического мониторинга четко определены Федеральным законом «Об охране окружающей среды». Важнейшими из них являются:
- определение связей между воздействием природных и антропогенных факторов на окружающую среду и изменениями состояния окружающей среды;
- выработка и распространение предложений о предотвращении негативного воздействия на окружающую среду;
- распространение предложений для их учета при подготовке и изменении документов территориального планирования в целях формирования благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах нынешнего и будущего поколений;
- оценка эффективности проводимых природоохранных мероприятий.
Вместе с тем, указанные задачи выполняются, порой, с существенными оговорками.
Так, в 2013 году в России насчитывалось 123 города с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, а в 2014 году их стало уже 107. Как этого добились? Просто изменили ПДК по формальдегиду! Воздух же, которым люди там дышат, не стал чище.
Теперь изменили систему учета оксида углерода, отходящего от передвижных источников, и объем выбросов сразу снизился на 10 млн. тонн в год!
В результате статистически дышать в России стало легче, а фактически ситуация не меняется уже многие годы!
Что касается водных объектов, то уже около 45% поверхностных и 25% грунтовых вод загрязнены уже сильно или очень сильно. И эти процессы, как мы видим на совсем свежих примерах Липецкой и Воронежской областей, продолжают усугубляться. Развалили службу Росприроднадзора, ликвидировали устоявшуюся систему. И сегодня мы можем лишь с ужасом наблюдать, как грязное пятно расплывается, по рекам, по особо охраняемым природным территориям, приводит к тотальному мору живых организмов и все больше угрожает санитарно-экологическому благополучию города-миллионника. Реальную ситуацию и положение дел отлично осветили средства массовой информации. Приведу лишь одну цифру: в год только на промысловых нефтепроводах происходи по 10 тысяч инцидентов связанных с разливами нефти.
В этой связи напомню, что по данным ВОЗ загрязнение окружающей среды уносит 13 миллионов жизней в год. Каждый пятый случай онкологического заболевания, треть болезней у детей до 5 лет – это все печальные последствия загрязнения. При этом усугубляются сердечнососудистые и легочные заболевания. Особенно тяжело экологические последствия сказываются на здоровье беременных женщин и характеризуются увеличением врожденных аномалий у детей.
Учитывая изложенное, уважаемые товарищи, Росгидромет, Росприроднадзор, Ростехнадзор и Минприроды России, совместно с другими министерствами и ведомствами, совместно с регионами должны системно кооперироваться для решения вопросов обеспечения экологической безопасности на территории Российской Федерации.
Мы обязаны добавить эффективности и слаженности действий. Это наша общая задача – максимально эффективно обеспечивать конституционное право каждого гражданина Российской Федерации на благоприятную окружающую среду.
И в заключение, уважаемые товарищи, я еще раз хочу поблагодарить всех присутствующих и всех тех, кто трудится в системе гидрометеорологии, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды за неоценимый вклад в обеспечение экологической и национальной безопасности, в повышение эффективности международного сотрудничества по вопросам глобальных природных процессов. Комитет приветствует достигнутые результаты и, конечно же, будет способствовать развитию Службы, в том числе в рамках законотворческой деятельности.
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.