КАРЕЛЬСКОЕ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Коммунистической партии Российской Федерации
14:39
Сегодня

В.И. Кашин: Фитосанитарному и ветеринарному благополучию особое внимание

Из доклада Заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина на расширенном заседании комитета по вопросу: «О национальном докладе о карантинном фитосанитарном состоянии территории Российской Федерации в 2024 году»

Уважаемые товарищи, думаю, что выражу общее мнение Комитета ГД по аграрным вопросам, если выскажу удовлетворение докладом Министра с/х О.Н. Лут и руководителя Россельхознадзора о проделанной работе Федеральной службы в области карантинной, фитосанитарной и ветеринарной безопасности. 

В последние годы надзорный функционал Россельхознадзора значительно расширился благодаря ряду важных законодательных инициатив: в 2023 году получены полномочия по контролю за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами на складах временного хранения, в 2022 году принят закон о побочных продуктах животноводства, а в конце 2023 года — закон, регулирующий эксплуатацию и ликвидацию скотомогильников. Усилен контроль за землями сельхозназначения: с 2022 года действует механизм изъятия участков при нецелевом использовании, а с апреля 2025 года усовершенствованы правила перевода таких земель в другие категории. С 2021 года ведётся государственный реестр кормовых добавок — важный шаг в повышении качества животноводческой продукции. Особое внимание уделено карантину растений: в 2023 году уточнён порядок ведения федеральной информационной системы и усовершенствована процедура фитосанитарного обеззараживания продукции, а также усилен контроль за ввозом растительной продукции из-за рубежа. В ветеринарной сфере приняты законы о совершенствовании системы ветеринарных сопроводительных документов и особых правилах для новых территорий, продолжается регулирование маркировки животных и контроля ветеринарных препаратов. Закон о скотомогильниках позволяет эффективнее решать вопросы утилизации биологических отходов, а изменения в Закон «О зерне» усиливают контроль качества важнейшего сельхозпродукта. Все эти меры формируют комплексную систему обеспечения безопасности АПК, позволяя оперативно реагировать на современные вызовы. В международном сотрудничестве в 2024 году приняты поправки, уточняющие порядок надзора за ввозимой растительной продукцией, а также законы, повышающие эффективность ветеринарного и фитосанитарного контроля на границе, создающие надёжный барьер против заноса опасных болезней животных и урегулирующие вопросы хранения пестицидов. В сфере развития отечественного земледелия системная работа ведётся от закона о семеноводстве до создания защищённых российских брендов экопродукции, совершенствуется правовая база племенного животноводства с созданием единой информационной системы племенных ресурсов, а также упорядочивается импорт племенного материала, что крайне важно для генетической безопасности отрасли. Все эти меры формируют надёжную правовую основу для устойчивого развития агропромышленного комплекса России, сочетая защиту национальных интересов с интеграцией в мировую аграрную систему.

 

Вся выстроенная система в совокупности позволяет нам двигаться дальше. Россельхознадзором проделана огромная работа в области карантинной, фитосанитарной и ветеринарной безопасности, в 2024 году специалисты Россельхознадзора обследовали порядка 300 млн га площадей. По результатам проведенных обследований установлено 4 370 новых карантинных фитосанитарных зон на общей площади 34 млн га, из которых на карантинные объекты, характерные для зерна, приходится 11,3 млн га, характерных для плодоовощной продукции — 5,4 млн га и характерных для леса — 17,3 млн га. Всего в 2024 году Россельхознадзором проконтролировано более 11,3 млн. тонн и 2,7 млрд. штук различной импортируемой в страну подкарантинной продукции.

Было разработано более 850 анализов фитосанитарного риска, более 700 методических рекомендаций и стандартов, более 80 видов феромонов для борьбы с сельскохозяйственными и лесными вредителями. Россельхознадзором отработаны эффективные меры борьбы с птичьем гриппом, африканской чумой свиней и нодулярным дерматитом КРС. 

Но, уважаемые товарищи, конечно, ещё остаются вопросы, над которыми следует поработать. В связи с чем хочу ещё раз обратить внимание на научную структуру Россельхознадзора.

Не смотря на достаточно ощутимое сокращение штата инспекторов. Материально‑техническая база научного потенциала сохранилась. Хочу поблагодарить руководителя Россельхознадзора и  Министра сельского хозяйства  — за то, что в непростые годы институты, напрямую замыкающиеся на Россельхознадзор, не пострадали, а наоборот, получили развитие, были созданы новые современные лаборатории в Кузбассе, Забайкалье, Новосибирске. Эти лаборатории отлично вписались в ту модель контроля, которая выстроена и показала свою устойчивость. Проведенная реструктуризация в управлении наукой доказали свою эффективность. 

Как положительное отмечу создание информационных центров, которые предоставляют нам принципиально другие возможности — в том числе задействуя и искусственный интеллект. Об этом говорил Сергей Алексеевич Данкверт, об этом говорил министр. Эти системы помогают восполнить недостаточную статистико-информационную базу, собирать данные, анализировать их и на их основании принять правильные управленческие решения.

Но вместе с тем, мне кажется, дальше сокращать штат при возросших полномочиях просто нельзя — достигнут край. В этом смысле давайте поддерживать службу другими способами, в том числе увеличивая бюджетное финансирование.

Я не случайно упомянул бюджет: следует обратить внимание на зарплаты. Раньше зарплата находилась на крайнем уровне, но сейчас ситуация выровнялась. В среднем зарплата в РФ уже около 97 тысяч ₽,  на март 2025, к примеру, инспектор стал получать около 80 тысяч ₽ — произошло значительное увеличение заработной платы, но это безусловно низкая зарплата.

Мы должны понимать, что инспектора должны быть защищены, в том числе, от покушений на их честность. Надо при этом сказать, что жалоб на Россельхознадзор не много, но они есть. 

Общий объем бюджетных ассигнований составил 19,5 миллиардов рублей, из которых на текущую дату освоено 43,2%, что составляет около 8,25 миллиардов рублей

В то же время, если посмотреть на биолаборатории недружественных стран, которые нас окружают, на то, сколько миллиардов тратится на их работу, картина не в нашу пользу.

Например, даже на территории Украины на работу подобных лабораторий выделяется 250 миллионов долларов. А если заглянуть дальше, то увидим, что тратятся миллиарды.

Эти лаборатории работают вовсе не для повышения нашей санитарно-карантинной или ветеринарной безопасности, а с целью подорвать ее устойчивость— то есть нанести вред, снизить уровень нашей защищённости.

Вторая масштабная проблема заключается в сохранности земель сельскохозяйственного назначения. В 1990 году их площадь достигала 638 миллионов гектаров, а к 2024 году снизилась до 374,9 миллиона гектаров. Общая площадь сельскохозяйственных угодий также сократилась на 13 миллионов гектаров — с 213,8 миллиона до 200,6 миллиона, а пашня уменьшилась с 132 до 118,6 миллиона гектаров. Исходя из этой плачевной динамики, коэффициент использования пашни тоже низкий — около 81,4%. Региональная динамика в использовании с/х угодий и пашни выявила проблемы не допустимых фактов. Лучшие регионы сохранившие посевные площади потеряли лишь 10–15% земель, в то время как топ-10 с наибольшими потерями лишились их в 2,6–4,5 раза.

Отдельно следует отметить и вопросы плодородия почв. В ходе мониторинга состояния земель зафиксированы разные виды их деградации: заболоченные — 9,6 миллиона гектаров, переувлажненные — 16,1 миллиона, засоленные — 16,3 миллиона, солонцеватые — 22,9 миллиона и кислые — 51,5 миллиона гектаров. Резко снижает качество земель также вынос питательных веществ: с каждой собранной тысячи тонн зерна выносится около 73 кг NPK, что в совокупности выносит порядка 14–15 миллионов тонн питательных веществ в год, а восполняется лишь 4,5 миллиона тонн. Эти потери истощают почву, препятствуя устойчивому развитию производства.

Эта наша общая боль, которую необходимо решить. Министр сегодня говорил о культуре земледелия  в этом ключе предстоит огромная работа и по обеспечению посевного клина собственными семенами, технологиями и всем необходимым включая кадры, агрохимикаты, пестициды, а также лекарственными препаратами, вакцинами в области животноводства, племенной скот и наращивать при этом объемы производства. Вот тогда мы резко сократим карантийные зоны и завоз подкарантийных объектов. Улучшим фитосанитарную ситуацию и ветеринарное благополучие.

Особое внимание следует обратить на ситуацию с опустыниванием земель. В Республике Калмыкия площади, пострадавшие от опустынивания, возросли в 4 раза за 40 лет и достигли 3 миллионов гектаров, а в Республике Дагестан 250 тысяч гектаров покрыты движущимися песками. Эти процессы требуют тщательного контроля, точечного применения агротехнологий и скоординированной работы всех уровней власти, как минимум 15 регионов РФ подверженных опустыниванию. 

Не могу не сказать о большой проделанной работе по улучшению ветеринарного благополучия, ранее мы уже ссылались и представляли большой перечень законов, правоприменение которых, создает необходимое правовое поле, противостоять заразным заболеваниям, эпидемиям, обеспечивая благополучие, в области животноводства, а также противостоять вредителям и болезням с/х культур.

Уважаемые товарищи, хочу ещё раз подчеркнуть достойнейшую работу Россельхознадзора. Служба пользуется большим авторитетом в международном сообществе.

В то же время хочу, от имени депутатов Комитета ГД по аграрным вопросам, пожелать Министерству сельского хозяйства и Россельхознадзору дальнейших успехов, не успокаиваться на достигнутом, а двигаться к новым вершинам. В заключение хочу отметить дружную, ответственную работу Минсельхоза и Комитета, в этом вижу тоже залог успеха. 

 

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.