Великий, но вполне земной
Многие современные лжебиографы Ленина очень любят повторять, что его интересовала лишь идея мировой революции, а чисто человеческие радости были чужды, и что он даже презирал тех, кто проявлял хоть малейший интерес к чему-либо иному: искусству, культурному времяпрепровождению и т.п.
ПОДОБНОЕ часто слышим мы и с телеэкрана. Чтобы опровергнуть такие заявления, достаточно прочесть работы Ленина, в которых он касается различных проблем искусства. Но, думается, будет нелишне обратиться к свидетельствам близко знавших его родственников и соратников.
Большевичка М. Эссен прямо говорит: «Владимир Ильич не был аскетом: он любил жизнь во всей её многогранности». Клара Цеткин приводит следующие слова Ленина: «Коммунизм должен нести собой не аскетизм, а жизнерадостность и бодрость… Молодёжи особенно нужны жизнерадостность и бодрость. Здоровый спорт — гимнастика, плавание, экскурсии… — разносторонность духовных интересов». Вот каким видел он будущее Советской страны и жизнь её молодёжи в частности!
По свидетельству Н.К. Крупской, Ленин очень любил ходить по горам, ездить по окрестностям Москвы, гулять по лесу и собирать грибы, очень любил природу, лес, любил любоваться закатом солнца, быструю езду, хорошо катался на коньках, велосипеде, был прекрасным туристом. Сам признавался: «Люблю путешествовать». Знавшие Ленина сообщают о его любви к цветам, деревьям, птицам, природе в целом. Он мечтал о том времени, когда наши города станут благоустроенными, украсятся зеленью, будут иметь обширные парки и скверы, в которых будут гулять и отдыхать трудящиеся. Восхищался Ленин и просторами России.
Ленин очень любил и хорошо знал отечественную классическую литературу. Всем известна его ставшая классикой фраза: «Язык Тургенева, Толстого, Добролюбова, Чернышевского велик и могуч». Не раз в своих статьях и выступлениях Владимир Ильич цитировал слова Н.А. Некрасова: «Ты и убогая, ты и обильная… Матушка Русь!», чуть ли не наизусть зная стихотворения великого поэта.
Восхищался Ленин и музыкой. М.А. Ульянова отмечала: «Он очень любил музыку и пение… На всю жизнь сохранил он любовь к музыке и тонко её понимал». Ленин признавался: «Ничего не знаю лучше «Апассионаты»… Готов слушать её каждый день… Я всегда с гордостью думаю: вот какие чудеса могут делать люди!» Нравились ему и Соната №8 «Патетическая» Бетховена, и последняя Симфония №6 «Патетическая» Чайковского, с удовольствием слушал произведения Шуберта, Моцарта, Шопена, Вагнера.
Богат список музыкальных произведений, нравившихся Ленину. Вот далеко не полный их перечень: «Интернационал», «Замучен тяжёлой неволей», «Беснуйтесь, тираны!», «Варшавянка», «Нас венчали не в церкви», «Вы жертвою пали в борьбе роковой», «Смело, товарищи, в ногу!», «Красное знамя», ария из оперы «Пиковая дама» «Я вас люблю, люблю безмерно», «Дубинушка», «Утёс Степана Разина», «Нелюдимо наше море», «Гимн народовольцев», «Средь шумного бала», «Ревела буря», «Славное море — священный Байкал», «Вниз по матушке, по Волге». По свидетельству В.Д. Бонч-Бруевича, Ленин «очень любил революционное пение, принимал в нём всегда участие. В гимназические годы он с Ольгой любил петь «Нелюдимо наше море». Его даже называли «первым запевалой на любой прогулке». Любил Ленин песни Сибири, любил петь сам и слушать пение других.
Увлекал Ленина и фольклор во всех его проявлениях. «Ну и песни у нас в России!» — воскликнул он однажды. Вскоре после ранения Ленин побывал на концерте хора Пятницкого. А на следующий день состоялась его беседа с Пятницким. В ходе неё Ленин говорил об обеспечении активной государственной поддержки народной песни, о её пропаганде, о том, что надо сделать хору в будущем: «Это хорошо и продолжайте это делать. Если что-нибудь нужно будет — напишите мне, я вам помогу». И в дальнейшем действительно помогал. Любил Ленин слушать и деревенские частушки, хохоча при этом до слёз.
В рабочем кабинете Ленина в Кремле был словарь русского языка Даля, который он часто и тщательно изучал. Узнав от Бонч-Бруевича, что у того есть сборники былин, народных песен и сказок, Ленин сразу же захотел их посмотреть. Былины, русские народные песни и сказки его очень интересовали. Прочтя «Смоленский этнографический сборник», он воскликнул: «Какой интересный материал!.. На этом материале можно было бы написать прекрасное исследование о чаяниях и ожиданиях народных… Вот на что нужно было бы обратить внимание наших историков литературы. Это подлинно народное творчество, такое нужное и важное для изучения народной психологии».
Ленин говорил о важности и нужности собирания и записывания сказок, легенд и т.п. В разговоре с Демьяном Бедным он указал на необходимость «старой песне противопоставить новую песню». При этом Ленин обратил особое внимание на необходимость показать коренное отличие солдатской службы в дореволюционной России от службы в Красной Армии. Под впечатлением этой беседы Бедный и написал известное стихотворение «Как родная меня мать провожала…». Горький вспоминал: «Я нередко подмечал в нём черту гордости… русским искусством».
Большое внимание Ленин уделял сохранению и восстановлению памятников архитектуры. Он любил читать старинные издания о Московском Кремле. Говоря о необходимости реконструкции Москвы, Ленин указал на необходимость сохранения при этом памятников русского зодчества, всего ценного, созданного художественным гением русского народа.
12 марта 1918 года, то есть уже на следующий день после переезда Советского правительства из Петрограда в Москву, Ленин интересуется, удалось ли сохранить московские дворцы, Грановитую и Оружейную палаты, Патриаршию ризницу. Ленин не только обошёл все сооружения Кремля, но и поинтересовался условиями сохранения исторических реликвий в нём, дал указания ускорить реставрационные работы, следил за их выполнением.
Огромное внимание Ленин уделял вопросам, связанным с театром, монументальной пропагандой, кино, музеями, библиотеками. Рамки газетной статьи не позволяют рассказать обо всём, поэтому перейду к выводам. По свидетельствам очевидцев, «он умел резвиться, как хороший комсомолец», «умел смеяться с заражающим весельем». Однажды он сказал Горькому: «Юмор — прекрасное здоровое качество». В.Д. Бонч-Бруевич подчёркивал: «Всё казарменное отталкивало Владимира Ильича», «Владимира Ильича привлекала радость жизни». Вот таким — великим и вместе с тем вполне земным человеком — был Ленин.
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.