В.И. Кашин: Залоговый механизм - для крестьян, а не для олигархов!
Уважаемые коллеги!
В настоящее время широкому применению залога сельскохозяйственных земель препятствует длительность срока обращения взыскания на такие участки и их низкая ликвидность. Целью законопроекта является совершенствование механизма залога земель сельскохозяйственного назначения.
Однако у фракции КПРФ много вопросов к данной правительственной законодательной инициативе. Вместе с тем хочу обратить ваше внимание в первую очередь на то, что за прошедший рекордный по урожайности год крестьяне потеряли очень значительные доходы: только на цене по пшенице, сахарной свёкле и кукурузе 120 миллиардов рублей. Это посчитано нашими ведущими экономическими институтами. 240 миллиардов мы с вами кое-как все вместе добиваемся из федерального бюджета на развитие сельского хозяйства, но слабое материально-техническое обеспечение и оснащенность фермеров, отсутствие складских помещений, оборотных средств, не дала им возможность сохранить урожай. Сегодня произведенное зерно другую имеет цену, а сбывается за бесценок, по 4–5 рублей за килограмм.
Аналогичная ситуация с ценами на молоко - производители потеряли ещё 35 миллиардов рублей, потому что снова скоропортящаяся продукция, и снова нет материально-технической возможности у малого и среднего бизнеса сохранить это и сбыть по адекватным ценам.
Сегодня правильно говорим о цене на топливо. В первую очередь не о бензине надо говорить, а о дизельном топливе, электроэнергии. И такое ощущение, что специально к посевной и к уборочной естественные монополии, олигархи вздувают эти цены, ведь по 4 миллиона тонн топлива крестьяне используют. Сегодня только в наших центральных регионах, где цена осталась на уровне 45–46 рублей, 700 кровных рублей крестьяне теряют на гектар, а в Сибири ещё больше.
И вот когда мы бьемся за бюджет, говорим об устойчивом развитии села, не оспариваем необходимости иметь возможность залога земель. Хочу напомнить всем, кто жестко выступал с этой трибуны, речь идет о добровольном залоге. Необходимость развития залога земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения как одного из направлений совершенствования оборота сельскохозяйственных земель не вызывает сомнений. Это предусмотрено, в том числе, Стратегией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года.
У нас много сегодня здесь работников агропромышленного комплекса. Я сам 27 лет был первым руководителем, а кредит никогда не брал. Как и многие сегодня, в том числе Грудинин или Казанков, и многие другие ведущие предприятия не берут кредитов. Но есть хозяйства, где нет материально-технической базы, и без кредитов не обойтись, без льготных кредитов не обойтись.
Поэтому, конечно, мы должны все сделать для того, чтобы определить залоговую цену. Она должна быть весомой, справедливой. Определить банки, которые могут работать только с залоговыми активами, в том числе у нас есть государственный банк "Россельхозбанк", нужно определить и другие надежные государственные банки, чтобы не было ситуаций, когда обременение в виде залога земель используется для недобросовестных манипуляций, направленных на захват земель, расшатывание финансовой стабильности сельхозтоваропоизводителей-залогодателей, приводящее к их банкротству. Мы все знаем - такие случаи в регионах, где сельскохозяйственные земли высококонкурентны, к сожалению, нередки.
В этой связи, при доработке законопроекта ко 2 чтению мы должны внимательно посмотреть, оценить все эти риски, и поправить соответствующие нормы, чётко определить состав заложенного имущества, в отношении которого сохраняется запрет на удовлетворение требований залогодержателя во внесудебном порядке. Кроме того, мы должны понимать, что речь идет о залоге только лишь земли, которая принадлежит на праве собственности, а в случае аренды залоговым активом является соответствующее право аренды.
Коллеги здесь спрашивали: а сколько же земли у нас сегодня используется? 117 миллионов гектар было у нас пашни, а сегодня до 80 миллионов гектар недотягиваем из-за отсутствия возможности обрабатывать, обеспеченность техникой в два с половиной раза меньше научно обоснованных норм.
Из-за этого посевная растягивается на два научно обоснованных срока, уборка ещё дольше. В этом году очень много площадей не засеяли по этим причинам. Поэтому, уважаемые товарищи, нельзя отбирать у крестьянства механизм, который позволит тем, кто умеет работать с кредитными средствами, с залоговыми активами, ведь, повторяю – это дело добровольное.
А мы, как законодатели, должны сделать всё, чтобы принятый закон не стал «ящиком Пандоры», открывшим путь к растаскиванию земель и еще одним способом оказывать давление на малый и средний бизнес на селе.
Этот механизм должен совершенствоваться не в пользу залогодержателей (банков), но, в первую очередь, в пользу залогодателей – собственников и владельцев земель, сельхозтоваропроизводителей, чтобы он не становился инструментом земельного рейдерства в целях вывода земель из сельскохозяйственного использования, последующей застройки и иного нецелевого использования.
Все фракции работали в рабочей группе, 4 месяца потратили, и мы должны проявить истинную заботу о крестьянстве и сделать этот закон рабочим и защищающим интересы сельского труженника.
Давайте еще раз зафиксируем внимание, что мы должны сделать.
Первое. Закон должен обеспечить надлежащую защиту прав залогодателя на сельскохозяйственную продукцию, произведенную на таком земельном участке, в случае обращения взыскания на него до истечения соответствующего периода сельскохозяйственных работ.
Сегодня в законопроекте неудачная формулировка, из нее следует, что вводится ограничение срока (до 1 ноября соответствующего года) сохранения права сельхозтоваропроизводителя на произведенную на заложенном участке сельхозпродукции. Конечно, это положение противоречит общим правилам о пользовании заложенным имуществом залогодателем. Плоды, продукция, доходы, полученные на заложенном участке, принадлежат залогодателю, сельхозтоваропроизводителю и не должны переходить к кредитору.
Ко второму чтению этот недостаток необходимо обязательно устранить.
Второе. Я уже отмечал, должна быть справедливая оценка предмета залога. Мы также неоднократно говорили о назревшей необходимости установления залоговой стоимости участка с учетом его кадастровой стоимости.
Третье. Арендные отношения и залог соответствующих прав не должны использоваться в имущественных переделах и в схемах по выводу земель сельхозназначения из хозяйственного оборота, изменению их целевого назначения, дальнейшей застройки. Залоговая земля сельхозназначения должна оставаться только средством производства в сельском хозяйстве.
Четвертое. Необходимо четко определить, какие банки могут работать с залогом сельхозземель. Повторюсь, это должны быть только крупные государственные банки.
Пятое. Мы должны внимательно посмотреть и прописать все, что касается увеличения минимального срока договора аренды земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения, как в целях повышения его привлекательности в качестве залогового обеспечения, так и с точки зрения повышения устойчивости, плановости, стабильности сельскохозяйственного производства.
Фракция КПРФ в первом чтении поддержит этот законопроект и все будет делать для того, чтобы помочь достойно его доработать ко второму чтению.
Спасибо за внимание!
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.