КАРЕЛЬСКОЕ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Коммунистической партии Российской Федерации

Из жизни КПРФ

22:22
19.11.2024
Г.А. Зюганов: «Ставка Центробанка в 21% душит экономику и не позволяет эффективно бороться с фашизмом»
14:01
19.11.2024
Вопрос о снижении стоимости вырубки лесов Петрозаводска - снять с повестки! 
18:06
18.11.2024
Карельские коммунисты выразили недоверие главе Петрозаводска Инне Колыхматовой и попросили ее уйти в отставку добровольно
11:52
15.11.2024
В Госдуме во втором чтении прошло обсуждение проекта федерального бюджета на трехлетний период. Коммунисты не поддержали этот проект с самого начала.
14:00
12.11.2024
Г.А. Зюганов: «Невозможно обеспечить внутреннюю стабильность в стране, когда 25 главных олигархов хватанули еще 26 миллиардов долларов»
11:09
12.11.2024
Фракция КПРФ в Заксобрании Карелии подготовила обращение в прокуратуру с просьбой проверить законность публичных слушаний, проведённых администрацией Петрозаводска 8 ноября.
12:27
08.11.2024
"И пока жива Россия, вместе петь и плакать нам". Г.А. Зюганов поздравил советского композитора А.Н. Пахмутову

В.И. Кашин: Крестьянские (фермерские) хозяйства – опора развития АПК

Уважаемые товарищи!

Я рад от лица Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам приветствовать организаторов и делегатов Съезда!

Ресурсная база КФХ демонстрирует достойный потенциал!

 

 

Уже почти 29% посевной площади находится в крестьянских хозяйствах. При этом за два последних года посевная площадь в крестьянских хозяйствах увеличилась на 2,3 млн. га.

В части молочного скотоводства – за 2015-2017 годы в КФХ растет поголовье и КРС и коров (+258 и +101 тыс. голов соответственно).

Соответствующим образом изменились и основные производственные показатели.

 

 

 

 

За период с 2015 по 2017 год удельный вес продукции сельского хозяйства, произведенной в КФХ, увеличился с 11,1% до 12,7%. Рост производства продукции в КФХ существенно превышает таковые в других формах хозяйствования. Соответствующий индекс в 2017 году в сельскохозяйственных организациях составил 105,2 пункта, в то время как в крестьянских (фермерских) хозяйствах – 111,1 пункта. Таким образом, по отношению к 2014, производство продукции в КФХ приросло на 35,2%, в СХО – на 18,7%, а в ЛПХ – снизилось до 92,8%.

Наиболее выражена положительная динамика производства в КФХ зерна, плодово-ягодной продукции, овощей, мяса скота и птицы, а также молока. Объемы производства зерна и овощей являются весьма существенными - 29,1% и 15,9% валового сбора соответственно.

В чем мы видим основные точки роста, интенсификации развития крестьянских (фермерских) хозяйств?

Первое - мы уже давно призываем к принятию самых решительных мер, направленных на усиление кооперации в сельском хозяйстве!

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствуют о том, что через кооперацию можно решительно изменить ситуацию с товарностью и доходностью в сельскохозяйственном производстве.

Напомню, текущая товарность по зерну составляет всего 69%, 27% по картофелю, 41% по овощам. Товарность в животноводстве, продукция которого на сегодняшний день является одной из наиболее проблемных с точки зрения самообеспеченности и достижения критериев Доктрины продовольственной безопасности, колеблется от 67% по молоку до 76% по мясу КРС. Нельзя упустить из виду также плодово-ягодную продукцию, 76% производства которой приходится на малые и личные подсобные хозяйства, и не выходит на рынок, списываясь в статистике на «личное потребление».

Через кооперацию мы сможем повысить и самообеспеченность продукцией сельского хозяйства, нехватку которого до сих пор компенсируем импортом, составившим в 2017 году более 6 млн. тонн – по плодам и ягодам, столько же по молоку, 1 млн. т. по мясу, и т.д.

Мы должны грамотно использовать опыт Советского Союза, Китая, Вьетнама, богатый опыт развития кооперации в Финляндии, Франции и других успешных развитых экономиках.

Проблемы передела продукции и дальнейшего сбыта должны решаться сообща. Только так удастся эффективно обеспечить малые хозяйства достойными холодильными, складскими, перерабатывающими мощностями и другими важными элементами производственной и логистической инфраструктуры.

Мы убеждены, что в кооперативном движении заложен огромный, пока еще не реализованный потенциал укрепления продовольственной безопасности России!

Поэтому государство должно стимулировать развитие кооперативного движения. Вступление хозяйства в состав кооператива должно являться гарантом увеличения его доходности, доступа к инфраструктуре и рынкам сбыта производимой продукции. Через кооперативы должен быть открыт доступ к мерам государственной поддержки для высокотоварных личных подсобных хозяйств!

Какова поддержка малых форм хозяйствования на селе сегодня?

Прямая, выражающаяся в прямом субсидировании развития малого сельского предпринимательства, а также опосредованная, выражающаяся в формировании благоприятных условий развития хозяйств.

Рассматривая меры прямой поддержки, следует обратить внимание на то, что в 2017 году в рамках единой субсидии на грантовую поддержку было направлено 8,99 млрд. рублей или 23% общего объема бюджетных ассигнований на единую субсидию. При этом данные средства были направлены, как на поддержку начинающих фермеров, так и на поддержку семейных животноводческих ферм,

Средний размер гранта для начинающего фермера составил 1,77 млн. рублей, что на 40% больше, чем годом ранее, а средний грант на развитие семейных животноводческих ферм достиг 6,11 млн. рублей (на 17% больше, чем в 2016 году).

Средний размер гранта сельскохозяйственным потребительским кооперативам на развитие материально-технической базы составил 10,76 млн. рублей, что на 40% выше, чем в 2016 году.

Положительные результаты оказания грантовой поддержки на лицо.

СПоК направили 45% полученных средств на приобретение оборудования для переработки сельскохозяйственной продукции, 32% - на строительство производственных объектов.

Фермерские хозяйства благодаря грантовой поддержке получили возможность существенно нарастить объемы производства сельскохозяйственной продукции (прирост в среднем составил 88,9%).

Но самое главное, наши фермеры смогли создать более 6 тысяч новых постоянных рабочих мест в сельской местности!

И этому результату мы придаем особое значение, как подтверждению высокой роли малых форм хозяйствования в решении вопросов социального развития сельских территорий. Это второй большой вопрос.

 

 

 

В Российской Федерации насчитывается более 18 тысяч сельских поселений в состав которых входит более 150 тысяч сельских населенных пунктов. В этих селах, аулах, станицах проживает добрая четверть населения Российской Федерации, уровень и качество жизни которого существенно отстают от уровня жизни в городах.

Напомню, что у нас более 95 тысяч деревень не имеют сетевого газа. В целях сокращения затрат на содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы на селе активно проводилась политика «оптимизации» сети учреждений социальной сферы, что привело к массовому закрытию малочисленных сельских школ, детских садов, клубов, библиотек, участковых больниц, фельдшерско-акушерских пунктов, что существенно увеличило радиус их доступности.

В период с 1995 года на сельских территориях больничных учреждений стало меньше на 4,5 тысячи, фельдшерско-акушерских пунктов – меньше на 13 тыс. единиц, станций скорой медицинской помощи – меньше на 657 единиц. Сегодня средний радиус доступности ФАПа - 15, больницы - 85 км, а детского сада или школы – 17-20 км.

В результате смертность сельского населения от всех причин в 2016 году составила 14,2 чел. на 1000 населения, что на 1,3 пункта выше, чем городского населения. Ожидаемая продолжительность жизни сельского жителя почти на полтора года меньше, чем городского – всего 70,5 года против 71,9 года.

Остро стоит проблема развития сети автомобильных дорог. Более 30% сельских населенных пунктов не имеет связи по дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования. Нормативным требованиям не отвечает почти 63% автодорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и более 43% дорог местного значения.

Средства из дорожных фондов не выделяются на так необходимые селу автодороги необщего пользования, ведущие к производственным сельскохозяйственным объектам, крестьянским (фермерским) хозяйствам.

С учетом изложенного, малые формы хозяйствования во многом являются наиболее перспективным источником благополучия сельского населения, средством трансформации производственных госсубсидий в социальные через создание важнейших объектов инфраструктуры, развитие эффективных точек приложения труда сельского населения, что в особенности актуально для малых населенных пунктов.

Мы рассматриваем деревню, как главную опору жизни страны. И это не громкие слова, а тысячелетняя история нашей державы! Деревня вложилась в величие России сполна, и заслужила соответствующего к себе отношения со стороны государства.

Способствовать решению вопросов устойчивого развития сельских территорий должны все государственные программы, которые, так, или иначе, решают социальные задачи. Мы проанализировали ситуацию - таких государственных программ на сегодняшний день всего 20.

 

 

 

Это и «Развитие здравоохранения», и «Развитие образования», и «Доступная среда», «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», «Содействие занятости населения», «Развитие культуры и туризма», и др., на реализацию которых из федерального бюджета в 2018 году будет выделено 7 640 млрд. рублей.

Исходя из численности сельского населения по всем этим программам 1,9 трлн. рублей должны расходоваться в интересах сельских жителей. Это ключ к эффективному развитию деревни.

Мы поставили эти вопросы и перед Президентом Российской Федерации, и на Парламентских слушаниях, состоявшихся в большом зале заседаний Государственной Думы, и на Совете Законодателей. И сегодня мы ставим эти вопросы перед вами.

Деревня является берегиней нашей большой родины, а вы в свою очередь являетесь действительными хозяевами на земле, хранителями деревни, а значит всей России. Селу нужна ваша поддержка и участие! Многие из вас имеют генеральские погоны, занимают высокие государственные должности, абсолютное большинство активно участвует в решении острых вопросов на местах. Действуя вместе, сплотив наши ряды, мы сможем, исходя из принципа справедливости, дать деревне то, на что она имеет полное моральное право!

Третий важный вопрос – о мерах государственного регулирования в интересах малых форм хозяйствования. И в этой части следует обратить особое внимание на вопросы обеспечения доходности в сельском хозяйстве.

 

 

 

В 2017 году, в результате падения цен на рынке зерна, прибыль у наших сельскохозяйственных организаций снизилась на 22,3%, а убытки увеличились на 52,3%. Только при реализации пшеницы, семян подсолнечника и сахарной свеклы хозяйства потеряли почти 120 млрд. руб., что соответствует половине объема государственной поддержки развития сельского хозяйства (242 млрд. руб.). Напомню, что в соответствии с законом у нас Правительство отвечает за ценообразование.

В текущем же году к проблемам на рынке зерна прибавились также проблемы с ценами на сырое молоко. Мы проводили совместно с Минсельхозом, регионами, отраслевыми союзами, представителями отдельных хозяйств заседание конкретно по этому вопросу и сошлись во мнении о рукотворном характере проблемы.

Выход из сложившейся ситуации есть – должны быть приняты незамедлительные меры обеспечения доходности сельскохозяйственного производства.

 

 

 

Обязательной мерой является двукратное увеличение субсидий на погектарную поддержку и поддержку на литр молока, как наиболее эффективные и прозрачные механизмы субсидирования. Субсидии на оказание несвязанной поддержки в растениеводстве должны составлять не менее 25 млрд. рублей ежегодно.

Если мы посмотрим в целом на государственную поддержку развития АПК, то ее уровень никоим образом не соотносится с таковой в странах ЕС. Там работают такие же крестьяне, такие же фермеры и господдержка отрасли составляет 800 долларов на гектар пашни. Китай тратит на развитие АПК 1500 долларов на гектар, Швейцария – 14 тысяч долларов на гектар, а Россия – 35.

Одновременно с увеличением государственной поддержки должен быть внедрен механизм обеспечения гарантированных цен на важнейшую сельскохозяйственную продукцию – зерновые и сырое молоко. Этот подход положительно зарекомендовал себя в международной практике и эффективно работает, в том числе, в США и странах ЕС.

По аналогии с Рособоронэкспортом должна быть создана единая государственная организация по экспорту всего спектра продукции сельскохозяйственного производства. Необходимость этого продиктована тем, что сегодня основная маржа от экспорта сельхозпродукции уходит трейдерам, являющимся в абсолютном большинстве иностранными компаниями.

Кроме того, важным шагом является совершенствование механизмов ценообразования на рынке продовольствия в интересах обеспечения справедливого распределения прибыли от реализации продовольственных товаров.

Наряду с этим должна быть создана система страхования доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также единый государственный страховщик, гарантирующий эффективность и прозрачность страховых операций.

В этой части следует обратить внимание на то, что вопрос развития системы сельскохозяйственного страхования вышел на завершающий этап своего решения – 3 мая текущего года в Государственную Думу был внесен проект федерального закона №456500-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства».

Законопроект еще «сырой», но мы убеждены, что при его доработке мы сможем систематизировать нормативно-правовое регулирование сельскохозяйственного страхования, обеспечить его общедоступность и стабильность во времени, увеличить объемы государственного финансирования.

Принятие данного законопроекта существенно укрепит малые формы хозяйствования, поскольку в сегодняшних реалиях они имеют наименьшую финансовую устойчивость и, соответственно, в большей степени нуждаются в страховой защите.

Еще одним законопроектом, призванным повлиять на снижение издержек сельхозтоваропроизводителей при реализации произведенной продукции, является проект федерального закона № 364444-7 «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и статью 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Данным законопроектом предложено установить запрет для торговых сетей заключать договор, содержащий условие о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставку продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока.

Нельзя не назвать также проект федерального закона №372830-7 «О производстве органической продукции».

К этой инициативе Правительства есть множество вопросов, но самый главный заключается в том, что органическая продукция – это не просто нормативно-правовое понятие, за которым стоит лишь знак сертификации. Это целая технология, требующая учета большого количества факторов, обеспечивающая эффективное производство сельскохозяйственной продукции с ограничением использования химических средств защиты растений, минеральных удобрений. Органическая продукция – это совершенно новая система требований к качеству. Причем в развитии органического сельского хозяйства особую роль играют именно малые формы хозяйствования.

Помимо тех законопроектов, которые уже внесены в Государственную Думу, целый перечень инициатив, направленных на системное развитие сельского хозяйства, находится в разработке.

Уважаемые товарищи!

Сегодняшнее мероприятие предоставляет вам возможность принять участие в формировании перспективной повестки работы Государственной Думы, а также нового состава Правительства Российской Федерации.

Помните, что титул главного хранителя нашей родины закреплен за крестьянством, а значит за всеми нами! Поэтому желаю нам всем удачи и успехов! Я убежден, что дело наше правое!

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.