КАРЕЛЬСКОЕ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Коммунистической партии Российской Федерации

В помощь изучающим историю рабочего и коммунистического движения. 130 лет назад в Брюсселе открылся Второй конгресс II Интернационала

II Интернационал - международное объединение рабочих партий, основан в 1889 году. Предпосылками его создания явились:

- рост рабочего движения в условиях начавшегося в 70-х годах  19 века перехода от домонополистического капитализма к империализму;

- процесс формирования в Европе и Америке на почве, подготовленной I Интернационалом политических партий рабочего класса;

- широкое распространение марксистских идей.

К концу 80-х годов, помимо ранее существовавших социалистических партий,  в частности,  в Германии и Франции, рабочие партии сложились в большинстве стран Европы (Бельгия, Швейцария, Испания, Италия, Швеция, Норвегия и др.). В России возникли марксистская группа «Освобождение труда» и марксистские кружки. Усилилось стремление к укреплению интернациональных связей.

Исключительную роль в создании нового социалистического объединения сыграл Ф. Энгельс. Он приложил огромные усилия к тому, чтобы инициатива созыва международного социалистического Конгресса оказалась в руках марксистских сил, в противовес реформистским течениям (французским поссибилистам, оппортунистическому крылу английской Социал-демократической федерации) и анархистам, претендовавшим на роль учредителей.

Для справки. Первый конгресс II Интернационала  (фактически учредительный) был созван марксистами в Париже 14—21 июля 1889 года. На нём присутствовало 393 делегата, представлявших почти все существовавшие тогда национальные рабочие и социалистические организации стран Европы и США.

Среди участников конгресса были сторонники как марксистского, революционного течения, так и анархистского и оппортунистического. Конгресс особое внимание уделил обсуждению вопроса сочетания экономической и политической борьбы рабочего класса.

Под влиянием марксистов Конгресс принял решение, в котором подчёркивалось, что для завоевания власти пролетариатом необходимо, кроме профсоюзов и других организаций, создание социалистических партий.

По вопросу о рабочем законодательстве Конгресс, вопреки анархистам, отрицавшим любую парламентскую деятельность социалистов, принял предложение марксистов о необходимости парламентской и внепарламентской борьбы за реформы в условиях буржуазного государства, если эти реформы улучшают условия существования рабочего класса.

Отметив, что борьба за социализм является конечной целью пролетарского движения, Конгресс в резолюции выдвинул и его ближайшие задачи: введение 8-часового рабочего дня и др. Конгресс принял решение о праздновании 1-го мая как дня международной пролетарской солидарности. Огромным достижением новой интернациональной организации было то, что она «...сразу и почти без борьбы стала во всем существенном на почву марксизма»

(Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17, с. 18).

После Парижского конгресса II Интернационала европейское рабочее движение стало нарастать. В Англии, вопреки оппортунистическому руководству тред-юнионов, конгресс тред-юнионов в 1890 году высказался за введение 8-часового рабочего дня. Во Франции, Италии, Испании и Швейцарии рабочие организации порывали с анархизмом, все больше и больше приобщаясь к политической борьбе.

В 1890 году рабочие во всех странах провели первомайские демонстрации. В том же году в Германии  отменяется «исключительный закон» против социалистов и германская социал-демократия при выборах в рейхстаг получила почти 1,5 млн. голосов.

За успехами германской социал-демократии Ф. Энгельс следил особенно внимательно. Он считал, что деятельность германской социал-демократии имеет международное значение.

На ее опыте социалистические партии других стран должны были учиться использованию буржуазного парламентаризма. А это было ценно для разоблачения анархизма в таких странах, как Италия и Испания, и для преодоления сектантства в англо-американском социалистическом движении, и наконец, это было важно французским рабочим, которые на опыте Германии могли убедиться, насколько они выигрывают, если откажутся от поддержки буржуазных радикалов и выступят самостоятельно.

В 80-х и 90-х годах XIX века главными формами борьбы были профессиональное движение и парламентская деятельность. Перед пролетарскими партиями тогда стояла задача дальнейшего сплочения масс на основе использования легальных возможностей. Но социалистические партии должны были помнить, что парламентаризм лишь временно в тех условиях занял такое большое место.

К. Маркс и Ф. Энгельс указывали, что после Парижской Коммуны в истории развития социалистического рабочего движения наступил период мобилизации сил рабочего класса, период оформления его партийных и других массовых организаций. Они неустанно учили рабочий класс, что только в огне революции, только через захват власти и установление диктатуры пролетариата может произойти полное освобождение рабочего класса от оков капиталистического рабства. Это основное марксистское положение отрицалось как анархистами, так и оппортунистами. Вот почему еще .и еще раз выступает Энгельс по вопросу о государстве, о диктатуре пролетариата, а в 1890 г. добивается опубликования на страницах органа германской социал-демократии — журнала «Die Neue Zeifo «Критики Готской программы» К. Маркса.

Отрицая значение политической борьбы и отказываясь от создания самостоятельной партии пролетариата, анархисты организационно разоружали рабочий класс. Отвергая всякую парламентскую и профессиональную борьбу, проводя тактику индивидуального террора и неподготовленных выступлений, анархисты тормозили организацию массового рабочего движения. Назрела необходимость обсудить назревшие вопросы. Эту миссию возлагали на  Второй конгресс II Интернационала.  

Второй конгресс II Интернационала  открылся 16 августа 1891 в Брюсселе. На нем присутствовали 363 делегата от всех стран Западной Европы и США.

Брюссельский конгресс 2-го Интернационала (1891). Рисунок Ф. Дрико. 1891.

В повестку дня Конгресса были включены вопросы:

- о рабочем законодательстве,

- профессиональных союзах,

- о милитаризме,

- об использовании парламента и всеобщего избирательного права,

- о союзах социал-демократических партий с буржуазными партиями,

- о сдельной заработной плате,

- еврейский и женский вопросы,

- о праздновании 1 Мая и др.

Однако главное внимание конгресс уделил обсуждению вопросов о рабочем законодательстве и милитаризме.

По вопросу о рабочем законодательстве и охране труда с докладом выступил

Эмиль Вандервельде (С момента основания Бельгийской рабочей партии  в 1885 г. был одним из её главных деятелей. В 1894 г. избран в Брюсселе в палату депутатов; с тех пор состоял бессменно брюссельским депутатом и вождем социалистической партии; признавался лучшим оратором бельгийского парламента. Был делегатом на всех международных социалистических конгрессах, начиная с парижского 1889 г. Состоял членом международного социалистического бюро. В рядах международного социализма Вандервельде, как почти вся бельгийская социалистическая партия, занимал место на правом фланге.– Н.К.)

Сам доклад и предложенная им резолюция вызвали острые прения. Большинство делегатов конгресса были несогласные с докладом и проектом резолюции, поскольку в них вопрос о завоевании рабочим классом политической власти не был выдвинут на первый план, а само завоевание власти понималось как завоевание большинства мест в парламенте. При этом марксистское большинство конгресса оценивало парламентскую деятельность, в том числе и борьбу за рабочее законодательство, как средство для подготовки пролетариата к завоеванию власти путем революции.

В итоге обсуждения была принята резолюция, в которой классовая борьба провозглашалась основным принципом рабочего движения, а уничтожение классов — непременным условием освобождения пролетариата. В заключительной части резолюции говорилось, что рабочие всего мира должны «объединить все усилия, чтобы свергнуть владычество капиталистов...».

В резолюции также рекомендовалось проводить в каждой стране изучение условий труда и положения рабочего класса и обмениваться необходимыми сведениями, что должно было придать международному социалистическому движению единое направление в борьбе за охрану труда.

И все таки центральным вопросом на Брюссельском конгрессе был вопрос об отношении рабочего класса к милитаризму; докладчиком по этому вопросу был

Вильгельм  Либкнехт (Ви́льгельм Мартин Филипп Кристиан Людвиг Ли́бкнехт—немецкий революционер и парламентский политик, социал-демократ.– Н.К.)

Его яркий доклад был выслушан конгрессом с большим вниманием.

Подготовленная им же резолюция указывала, что все попытки к устранению милитаризма тщетны, пока существует капиталистическое общество, что «только установление социалистического общества, в котором будет положен конец эксплуатации человека человеком, принесет мир народам и конец милитаризму».

Резолюция призывала к протесту против всяких попыток подготовки к войне и рекомендовала присоединением «к международной организации пролетариата ускорить торжество социализма».

Против резолюции В. Либкнехта выступил голландский социалист Домелла Ныовенгуйс, предлагавший «на всякое объявление войны ответить призывом народа ко всеобщей стачке». «Левое» фразерство Ныовенгуйса не встретило большой поддержки на конгрессе. Была принята резолюция, предложенная В.Либкнехтом.

Особое место занял обсуждавшийся на конгрессе  вопрос  о стачке   и бойкоте. Определяя формы и методы борьбы с капиталистической  эксплуатацией, Конгресс рекомендовал применять стачки и бойкот «как для защиты от  нападения врагов, так и для того, чтобы добиться тех уступок, которые возможны  в современном буржуазном обществе».

Таким образом, Брюссельский конгресс еще раз подтвердил  необходимость сочетания экономических и политических форм борьбы рабочего класса  и осудил анархистскую тактику, отвергавшую борьбу за частичные требования.

Ф.Энгельс, характеризовавший  итоги конгресса, писал: "марксисты, и принципиально и тактически, одержали победу по всей линии" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 28, 1940, с. 337)

О правых настроениях, имевших место на Брюссельском конгрессе, с достаточной убедительностью говорит тот факт, что английская и немецкая делегации внесли предложение о перенесении первомайских демонстраций на ближайшее к 1 мая воскресенье. Смысл этого предложения ясен — избежать возникновения конфликтов с предпринимателями, которые были неизбежны в связи с прекращением работ во время демонстрации 1 Мая. Конгресс принял компромиссное решение, предоставлявшее социалистическим партиям каждой страны возможность устанавливать дату и форму празднования 1 Мая в зависимости от местных условий, рекомендовав при этом прекращать работу 1 Мая там, где это возможно. Это дало повод (особенно германской социал-демократии) переносить первомайские демонстрации на воскресенье. В таких случаях демонстрации теряли свой боевой характер.

Конгресс  подтвердил необходимость сочетания экономической и политической борьбы рабочего класса и осудил анархистскую тактику, отвергавшую борьбу за частичные требования.

Николай Кукоба

 
 

 

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.