В чёрном, чёрном банке…
Похоже, в стране процветает параллельная финансовая система
Мы знаем, что у нас уже во множестве существуют чёрные риелторы, чёрные копатели, чёрный труд, чёрная зарплата, чёрные ломбарды… Эта чёрная дыра, по-видимому, так стремительно разрастается, что в Банке России даже пришлось создать в прошлом году целый департамент противодействия недобросовестным (читай: «чёрным») практикам, призванный бороться с чёрным финансовым рынком.
ДИРЕКТОР этого департамента недавно обнародовал цифры, которые могли бы повергнуть в шок любое другое правительство, но только не наше. Как оказалось, чёрная дыра чёрного финансового рынка разрослась до таких размеров, что белая (легальная) экономика порой выглядит лишь маленьким парусом в большом чёрном море. Заметим только, что это пейзаж после «большой чистки» банковской и финансовой систем, которую с большой помпой проводил Центральный Банк России долгие четыре года.
Итак, по данным директора департамента Валерия Ляха, в стране действуют 82 финансовые пирамиды. На самом деле, конечно, пирамид может быть и больше, так как они постоянно то возникают, то уходят на дно. Основная тенденция последнего времени — переход в интернет и прикрытие под загадочным для большинства пользователей и оттого столь чудесным названием «хайп-проект». На деле это чаще всего выглядит как веб-сайт, предлагающий некую инвестиционную программу, которая обещает бешеные доходы (до 4000 процентов в год!).
Администраторы хайп-фондов обычно используют новейшие цифровые и интернет-технологии, такие как электронные платёжные системы вместо традиционных банковских счетов, а также криптовалюты (такие, как биткоины) вместо обычных денег. Это должно служить хорошей наживкой как раз не для пенсионеров, которые традиционно считаются главной целью строителей финансовых пирамид, а для молодых и считающих себя современными людей.
Я общалась с несколькими неглупыми, образованными, хорошо зарабатывающими ребятами, с гордостью рассказывавшими, что умеют пользоваться такими современными «финансовыми инструментами», в результате чего они обязательно станут супербогатыми. Нетрудно было убедиться, что финансовые мошенники являются также очень неплохими психологами и играют на тщеславии и самомнении своих потенциальных жертв.
Также, по данным Валерия Ляха, в стране действуют 208 нелегальных форекс-дилеров. Вкратце: форекс-дилер — торговец на Форексе, то есть на межбанковском валютном рынке. Самое поразительное, что вообще всех «белых» официальных, то есть лицензированных, форекс-дилеров в России всего 8 (восемь)! Поэтому простой человек, решивший сыграть на рынке Форекс, чисто статистически попадёт скорее всего в руки мошенников, чем легальных участников. Так, в СМИ недавно всплыла почти анекдотическая, но на самом деле весьма грустная история пенсионера, который, купившись на броскую рекламу и решив проявить себя как «продвинутый» участник современного финансового рынка, отправил несколько миллионов рублей на счёт якобы иностранной брокерской форекс-компании и за два дня лишился всех своих накоплений. Как оказалось, у брокера не было ни юридического лица, ни лицензии Центробанка. Пенсионер так и не смог отменить переводы и вернуть накопленные им за всю жизнь деньги.
Также на фоне официально существующих в стране работают около двух сотен чёрных банков. Во всяком случае, за год своей работы Департамент противодействия недобросовестным практикам смог выявить 182 сайта таких лжебанков.
Как грибы после дождя растут нелегальные микрофинансовые организации, которых, по данным экспертов, уже более шести тысяч, что в три раза больше числа легальных МФО.
С этим напрямую связана цифра 1890 выявленных чёрных кредиторов (организаций, кредитующих без лицензии ЦБ). Это вдвое больше, чем год назад. И это уже напрямую затрагивает очень многих людей. По итогам 2017 года население должно серым (легально существующим, но проводящим некоторые нелегальные операции) и чёрным кредиторам почти 100 миллиардов рублей! Это огромный рынок, который никак официально не регулируется, а порой просто находится под управлением откровенного криминала.
ОТКУДА берутся клиенты у чёрных кредиторов? Прежде всего, это наивные люди, которые вообще не понимают, что у финансовой организации должно быть какое-то разрешение. В конце концов, если реклама этих фирм широко и открыто развешена в метро, на улицах, в электричках и автобусах, мелькает в социальных сетях, их листовки рассовываются по почтовым ящикам, то, казалось бы, она не может быть подпольной. Не говоря уже о том, что мошенники могут прикрываться названием вполне легальной компании, различаясь только напечатанными очень мелким шрифтом где-нибудь внизу адресом сайтов, номерами телефонов и, конечно, условиями кредитования. Вторая достаточно большая категория обращающихся к чёрным кредиторам — люди, которым было отказано в кредите в официально работающих банках или микрокредитных организациях. В этом случае, когда деньги нужны позарез, люди готовы обратиться хоть к чёрту лысому и при этом чаще всего осознают, что имеют дело с нелегалами, однако соглашаются на любые условия. А условия эти, понятно, грабительские: начиная с безумной процентной ставки и кончая откровенно мошеннически составленным договором. Грубые угрозы и физическая сила для жёсткого выбивания денег — это как раз и характерно для стиля работы таких нелегальных компаний.
Всему этому чёрному финансовому бардаку, с позволения правительства, дует ветер в паруса. Население успешно уверили, что можно, получая нищенскую зарплату, при этом счастливо всю жизнь жить в кредит. Кивают, кстати, на западные страны, умалчивая, что и зарплаты там в десятки раз выше и процентные ставки в десятки раз ниже. В этом году в России наблюдается настоящий бум потребительского кредитования. Так, по данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), только за пять первых месяцев этого года и только легальными банками было выдано 5,86 миллиона кредитов на более чем триллион рублей! Это на 27,3% больше по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Судя по тому, что теневой финансовый сектор по своему объёму не уступает легальному, то даже страшно представить, какие деньги крутятся по-чёрному и сколько людей участвует в этом жутком водовороте.
НАДО хорошо понимать, что задача даже легальных кредиторов — совсем не желание облагодетельствовать своего клиента. Обычный банковский кредит, если не полениться и подсчитать заранее, обернётся выплатой порой трёхкратно большей суммы, чем было позаимствовано. Что уж говорить о чёрных кредиторах. Но зачастую настоящей их целью является даже не возврат своих денег, помноженных на безумные проценты. Сегодня мошенники под маской финансистов делают всё возможное, чтобы клиент не имел никакой возможности сполна вернуть свой долг. Чаще всего их цель — завладеть имуществом должника, главным образом — квартирой. Так, в последнее время стала широко применяться совершенно незаконная схема продажи получателем кредита своего жилья подставному лицу с условием возвращения квартиры после полной уплаты долга. Звучит невероятно. Но люди в состоянии, когда им позарез нужны деньги, идут на это! И остаются в итоге и без денег, и без квартиры. Хорошо, если в ходе общения с чёрными кредиторами они не потеряют ещё и здоровье, и даже жизнь.
Показательная история происходила в Нижнем Новгороде. На протяжении восьми (!) лет там орудовала банда чёрных кредиторов: выдавали займы, подделывали договоры, а затем вламывались в дома клиентов с документами на собственность. Так, получила в городе широкую огласку история 18-летнего парнишки, который втайне от родителей взял в такой организации кредит на покупку машины 100 тысяч рублей под залог 1/4 своей доли в жилплощади. Понятно, что учащийся техникума не только не смог выплатить в срок эту сумму, но ещё и оказался должен мошенникам полмиллиона рублей. В результате чего «финансисты» оказались владельцами его доли в родительской квартире.
В сети этой же микрофинансовой компании попадались даже более опытные люди и организации. Так, эти же чёрные кредиторы прикарманили машины-мусоровозы фирмы, занимавшейся благоустройством города, санаторий на берегу Волги и даже замахнулись на трёхэтажное здание в самом сердце Москвы, напротив храма Христа Спасителя.
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ органы не успевают справляться со всё время меняющими личину чёрными финансистами. В Санкт-Петербурге и Республике Коми полиция возбудила по фактам незаконной микрофинансовой деятельности 8 дел, органы прокуратуры Архангельской, Вологодской, Новгородской, Псковской и Калининградской областей — 24. Это, конечно, капля в море.
А что предпринимают правительство и конкретно финансовое руководство страны, чтобы ликвидировать это гуляй-поле? Перекладывание ответственности на рядовых граждан — мол, самим нужно голову иметь и внимательно смотреть, куда вляпываетесь, — со стороны государственных органов, призванных непосредственно управлять этой сферой, является бессовестным перебрасыванием проблемы с больной головы на здоровую. Зачем тогда и нужно государство, если не следить за порядком, в том числе и на финансовом рынке?
Конечно, создание специального департамента противодействия недобросовестным практикам — шаг не только правильный, но и крайне необходимый. Но, похоже, ситуация выходит из-под контроля. Наши главные финансисты как-то вяло мямлят на сей счёт, вроде заявления главы Банка России Эльвиры Набиуллиной о том, что пресечение недобросовестного поведения на финансовом рынке РФ является одной из важнейших задач регулятора.
Встаёт вопрос: может ли считаться нормальным государство, име-ющее теневую экономику и чёрный финансовый рынок, как минимум соразмеримые, если не превышающие, легальные экономический и финансовый секторы?
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.