Узбекистан. Уступки — для бизнеса, дубинки — для несогласных
На одном из предприятий Узбекистана прошла забастовка. Сотрудники выразили возмущение планами массовых увольнений. Однако «оптимизация» происходит не на одном заводе, а в рамках всей республики, руководство которой продолжает либеральные реформы.
Акции протеста в Узбекистане — явление редкое. Власти сурово пресекают открытые проявления недовольства, объясняя это интересами национальной безопасности. Поэтому нужны действительно серьёзные причины, чтобы граждане решились на выступление в защиту своих прав.
Именно это произошло недавно в городе Кувасай Ферганской области. Работники расположенного там цементного завода отказались приступать к работе. Собравшись в помещении профсоюзного комитета, сотни людей потребовали разъяснений от начальства. Дело в том, что на предприятии начались массовые увольнения. Сейчас, как правило, сокращают людей предпенсионного возраста, а также работников вспомогательных служб. Но ожидаются и более масштабные меры. Согласно планам АО «Кувасайцемент», до конца следующего года штатная численность завода снизится с 1600 до менее чем 1100 человек.
Для людей это большой удар, особенно учитывая то, что найти новую работу им будет очень трудно: Ферганская область является одним из лидеров по безработице в стране. Недовольство подстегнули действия начальства, которое вместо уволенных сотрудников нередко устраивает своих родственников. Особенно отличилась в этом заместитель директора по общим вопросам Фатима Ахмедова.
Справедливое возмущение работников, требовавших прекратить увольнения, натолкнулось на оскорбления и угрозы технического директора и других членов руководства. Последние вызвали милицию и сотрудников Службы национальной безопасности, на место также прибыл хоким (глава администрации) города Кувасай. Дальше события приняли неожиданный оборот. Технический директор в грубой форме потребовал от хокима силой разогнать протестовавших, но сам был задержан милицией за хулиганское поведение.
После приезда генерального директора АО «Кувасайцемент» Юрия Старыгина состоялись переговоры с участием представителей рабочего коллектива и главы города. Сотрудникам завода обещали изучить их требования. Таким образом, считать конфликт исчерпанным нельзя, и от новых протестов предприятие не застраховано.
Но Кувасай — далеко не единственное место, где зреет недовольство. Инициативы властей последних двух лет направлены на углубление рыночных реформ и провоцируют социальное расслоение. Напомним некоторые из них. Здесь и повышение пенсионного возраста на три года для мужчин и женщин вместе с увеличением вдвое минимального требуемого стажа. Здесь и прекращение реализации так называемого социального хлеба, рост цен на продукты и лекарства, увеличение тарифов и платы за обучение в вузах.
В либеральных тонах выдержана налоговая реформа, вступающая в силу с начала следующего года. Существующий налог на доходы физических лиц имеет прогрессивную шкалу. Доходы до 920 тысяч сумов (7,5 тыс. руб.) облагаются 7,5-процентным налогом. Обладатели более высоких заработков платят больше — вплоть до 22,5 процента. Теперь же устанавливается единая ставка для всех доходов — 12,5 процента. От этого выигрывает в первую очередь крупный бизнес, в то время как на простых жителей ляжет дополнительная нагрузка. Сократившиеся бюджетные поступления государство наверняка будет компенсировать за счёт роста цен и тарифов, как того требуют западные кредиторы Ташкента.
Нет ничего удивительного в том, что в городах Узбекистана начались усиленные тренировки правоохранительных органов по разгону акций протеста. В последнее время такие учения прошли в Ташкенте и Самарканде. Не полагаясь исключительно на всемогущество «невидимой руки рынка», власти держат наготове жёсткий кулак для всех несогласных.
Сергей Кожемякин
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.