Узбекистан. Кровавые тени прошлого возвращаются
В Узбекистане официально реабилитированы свыше ста репрессированных в советское время лиц, включая главарей басмаческого движения. Назвав их «лучшими представителями народа», президент Шавкат Мирзиёев запустил опасный процесс, угрожающий будущему страны и всего региона.
Для большинства жителей Советской Средней Азии 1920-х — начала 1930-х годов не было имени более ненавистного, чем Ибрагимбек. Выходец из семьи чиновника Бухарского эмирата, этот человек, однако, на всю жизнь остался практически неграмотным: не умел писать и едва мог читать, что не помешало ему стать одним из ведущих курбаши — главарей басмаческого движения. Отряды Ибрагимбека поставили цель — вернуть на престол бухарского эмира, который после установления Советской власти бежал в Афганистан. Басмачи действовали на территории современного Таджикистана, однако, потерпев поражение от Красной Армии, перешли границу.
Из Афганистана Ибрагимбек совершал разбойничьи рейды, отличавшиеся исключительной жестокостью. Басмачи убивали — часто после изощрённых пыток — советских работников, учителей, врачей, расправлялись с отказавшимися от паранджи женщинами. Используя тактику «выжженной земли», они уничтожали посевы, разрушали оросительные каналы, фабрики и железные дороги. В подконтрольных Ибрагимбеку районах Северного Афганистана был установлен режим террора и самого тёмного мракобесия, не допускавший даже намёков на просвещение. Эти же порядки басмачи стремились восстановить в Советской Средней Азии.
Весной 1931 года Ибрагимбек в последний раз вторгся в Таджикскую ССР, но был разгромлен и взят в плен. Учитывая бесчеловечные преступления курбаши и его подельников, суд приговорил их к расстрелу.
Спустя ровно 90 лет тень Ибрагимбека вызвали из небытия, чтобы поставить её на службу новым «эмирам». Осенью прошлого года по распоряжению президента была создана рабочая группа, которой поручили изучить судьбы всех репрессированных в советскую эпоху жителей и увековечить их память. Первым результатом её деятельности стала реабилитация 115 человек, осуждённых в 1920—1930-е годы. Решение об этом принял Верховный суд Узбекистана. Очень симптоматично, что в числе оправданных оказались Ибрагимбек и ещё 16 басмачей, проходивших по одному с ним уголовному делу.
Политическая основа решения лежит на поверхности. Как признали в Верховном суде, не удалось отыскать в республиканских архивах стенограммы судебных заседаний и даже приговоры, а рассмотрение дел о реабилитации проходило кулуарно, без какого-либо общественного обсуждения. Обнародование вердикта приурочили к дню памяти жертв репрессий, который уже 20 лет отмечается в республике 31 августа. К слову, именно 31 августа 1931 года был приведён в исполнение приговор в отношении Ибрагимбека.
В этот день Шавкат Мирзиёев посетил ташкентскую мемориальную аллею «Шохидлар хотираси» («Жертв репрессий») и открывшийся после реконструкции музей памяти жертв репрессий. В ходе поминальных мероприятий президент сделал ряд громких заявлений, в том числе касающихся решения судей. «Почти сто лет спустя справедливость восторжествовала. Восстановлены честные имена 115 наших предков, которые боролись за нашу национальную независимость и не были реабилитированы. А ведь сколько их ещё?! Необходимо продолжить благородную работу, направленную на восстановление чести и достоинства патриотов», — заявил Мирзиёев.
Прежде, продолжал он, подход к истории был избирательным, но теперь пришло время объективного её изучения. Помимо готовящегося к выходу многотомника «Жертвы репрессий», президент предложил издать написанные простым языком книги для дошкольников. «Очевидно, что были репрессированы лидеры с большим потенциалом, учёные, литераторы, врачи, учителя. Они были лучшими представителями нашего народа. Тоталитарному режиму не нужны были умные люди, которые открыли бы глаза нации, укрепили бы её самосознание. Они провинились лишь в том, что были великими», — заключил Мирзиёев.
В своём выступлении глава Узбекистана совершил ряд грубых подлогов. Во-первых, заявляя об «уничтоженном цвете нации», он сознательно замалчивает те успехи, которых страна добилась при Советской власти. Во-вторых, Мирзиёев приравнял откровенных бандитов к некоторым репрессированным представителям интеллигенции. Обстоятельства осуждения последних действительно следует внимательно изучать, вот только власти предпочитают скрупулёзной работе политизированные демарши.
По сути дела, президент предаёт память джадидов — последователей просветительского движения, которых он сам называет «великими наставниками». Многие из джадидов сознательно стали служить Советской власти и погибли от рук басмачей и их сторонников. Так, выдающийся узбекский поэт и участник борьбы за раскрепощение женщин Хамза Хакимзаде был убит в 1929 году. Весь пафос его послеоктябрьской поэзии был посвящён освобождению простых людей от гнёта баев и басмачей.
…Жирных баев долой!
Их сметём навсегда —
Мы дорогу дадим
Честным людям труда! — писал он.
Но руководители Узбекистана замалчивают это, вставая на сторону «жирных баев» и убийц, являвшихся врагами всякого просвещения. Такова целенаправленная политика, из которой правящий класс хочет извлечь выгоду. Её главная задача — вычеркнуть советский период из истории страны, представить его чередой страданий и унижений узбекского народа.
Подобная ложь льётся в республике всё чаще, причём из уст далеко не последних фигур. «Правда» уже сообщала (см. номер от 22—23 июня с.г.) о выходке Алишера Кадырова — вице-спикера парламента, лидера входящей в правящую коалицию партии «Миллий тикланиш» («Национальное возрождение»). Перед Днём Победы он назвал «оскорблением узбекского народа» использование «флага страны-оккупанта». Так политик охарактеризовал советские знамёна.
Позже Кадыров дал более развёрнутую картину своих взглядов. По его словам, все входившие в СССР народы потеряли от социализма намного больше, чем выиграли. Главным преступлением он считает «эксперименты советской идеологии над человеком, создание советского человека». «Советская идеология отвергала и игнорировала всё естественное: религию, бизнес, национальности, языки — всё, что естественно и должно двигать человеком», — заявил вице-спикер. Без большевиков, добавил он, Россия была бы развитым европейским государством — «минимум как Германия». Такое же блистательное будущее ждало Узбекистан. «Не будь Советского Союза, где бы мы были сейчас? У Узбекистана была бы развитая экономика. Советская власть убила первые ростки развития рыночной экономики. За 80 лет Узбекистан был бы в другом положении, в том числе в отношении мирового сообщества, не в таком, как сейчас. Мы потеряли всё», — разглагольствует Кадыров, сетуя, что «наркотическое влияние советской идеологии ещё долго придётся лечить».
И — «лечат». Извращением исторической правды, вплоть до прославления отъявленных головорезов. Всё это происходит на фоне полного захвата Афганистана талибами и угрозы активизации исламистов в постсоветских республиках. Власти же вольно или невольно облегчают им задачу, выставляя героями и образцами для подражания таких же исламистов и кровавых догматиков из прошлого, а заодно растаптывая ту альтернативу, которая является выходом из навязываемой региону ложной дилеммы: либерализм или мракобесие. И кто знает, не появятся ли совсем скоро новые ибрагимбеки, сея разрушение и смерть? По крайней мере, правящие круги вдохновенно над этим камлают.
Сергей Кожемякин
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.