"Учить с детского сада!". Н.А. Останина о проблеме сбора мусорных отходов
Всю свою оставшуюся жизнь он посвятил борьбе против атомной угрозы – и в том, что после Хиросимы и Нагасаки США не решились нигде больше использовать атомные бомбы – во многом его заслуга.
Но когда он понял, что атомную угрозу удалось отодвинуть, он увидел другую угрозу и сформулировал её: «Человечество не погибнет в атомном кошмаре – оно задохнётся в собственных отходах».
Он написал это в те времена, когда полиэтилен не опутывал планету удушающей плёнкой, когда не было ПЭТ-бутылок, на тысячи квадратных километров покрывающих океан, когда пластик не обнаруживали в организме 80% всех рыб. Но прогноз был столь же точным, как его гипотезы об устройстве атомного ядра и ходе ядерных реакций, о взаимодействии элементарных частиц со средой.
Эта угроза – задохнуться в собственных отходах – становится всё острее и ощутимее, и, к счастью, всё больше людей её чувствует, особенно в мегаполисах и городских конгломератах.
Но почувствовать и понять, а, тем более, найти решение – совсем разные вещи. Тот же Бор говорил, что проблемы важнее решения: решения могу устареть, а проблемы остаются.
Я уже писала, как неразумно, с конца, а не сначала начали решать проблему раздельного сбора мусора в Подмосковье – не с вёдер, пакетов и контейнеров с цветовой маркировкой для кухни, удобных для использования хозяйками, а с цветовой маркировки мусорных баков на площадках – синие для сухих отходов, серые для смешанных.
Но и этого мало: оказывается, в Москве – своя цветовая кодировка и одни принципы сортировки отходов, в Подмосковье – другие. В Москве – делят на 4-5 групп, и цветовая кодировка даже разная в разных районах: зелёный бак – где-то для бумаги, где-то для стекла, жёлтый – то для пластика, то для стекла, а для металла – где-то красный, а где-то чёрный.
Такой вот суверенитет и полная незалежность.
Представьте себе, что такое творилось бы со светофорами? Зелёный – ждать или ехать, жёлтый – ехать или стоять, красный – ехать, но не туда!
Поэтому браться за дело и здесь нужно с другой стороны: на основе международного опыта и мнения специалистов выработать и утвердить, сделать обязательными на законодательной базе и принципы (группы) сортировки, и цветовое кодирование – что принципиально важно: общие для всей России.
Может быть, удобно будет использовать принятую в Европе кодировку:
Зелёный – стекло
Синий – бумага, старые газеты и журналы
Жёлтый – картон, упаковка, коробки
Чёрный – органика, пищевые отходы
Коричневый – опасные отходы, батарейки, люминесцентные лампы
Красный – неперерабатываемые отходы
Оранжевый – пластиковые бутылки и упаковки
Сегодня цвета светофора воспринимаются однозначно и правильно, внушаются детям с детсадовского возраста. А ведь когда-то и светофоры были не такими, и понимали их знаки только посвящённые – извозчики и шофёры…
Точно так же и сейчас надо пройти этот путь: чётко и точно определить, ГОСТировать цвета – и с детского сада, с младших классов учить, объяснять, вводить в память и сознание, какой цвет для чего. Выпускать книжки-раскраски, игрушки и мультики, поясняющие опасность и угрозу, и учащие её избегать. Может быть, именно в школах прежде всего установить цветные контейнеры, чтобы люди с детских лет привыкали к порядку.
Понятно, что скоро сказка сказывается – не скоро дело делается. Но как можно скорее должен наступить момент, начиная с которого парк мусорных баков, вёдер и контейнеров будет пополняться только определёнными цветами, которые будет знать каждый образованный и воспитанный человек.
А знание уже будет порождать требования к местным органам власти выполнять принятые стандарты.
Это процесс долгий – но иного пути нет, на каждую кухню надзирающего за сбором отходов не поставишь – как и контролёра у каждого мусорного бака.
Поэтому надо организовывать два встречных процесса: с одной стороны внедрять экологические знания и правила, а с другой – техническими, строительными, конструкторскими решениями добиваться, чтобы выполнение правил было наиболее удобным и приятным, естественным способом поведения.
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.