КАРЕЛЬСКОЕ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Коммунистической партии Российской Федерации

Трамп в НАТО и с Путиным — опасная неделя для мирового порядка

Хотя президент США указывает на реальные проблемы, им движет вовсе не стремление их решить. Эта неделя может изменить лицо мира, в котором мы живем.

У Дональда Трампа (да, речь опять о нем) намечены на ближайшее время две важные встречи, а окружающая американского лидера непредсказуемость такова, что весь мир затаил дыхание и опасается худшего.

Первая встреча – это ежегодный саммит НАТО, военного альянса, где США принадлежит роль бесспорного лидера. Саммиты НАТО редко отличаются драматической напряженностью, особенно в мирное время, однако над нынешним сгущаются тучи.

Мы уже видели это на примере катастрофического саммита «семерки» в Канаде месяц назад, а 11 и 12 июля в Брюсселе Дональда Трампа ждут те же самые лица. Никто не может сказать, как он поведет себя с ними на этот раз, тем более что он явно намеревается на свой лад преподать урок тем (большинству), кто не соблюдает взятое на себя в 2014 году обязательство довести военные расходы до 2% ВВП (в первую очередь речь тут идет о Германии).

На саммите в Брюсселе не забудут об оскорбительных твитах Трампа в адрес канадского премьера Джастина Трюдо и его презрении к Ангеле Меркель (все в том же Твиттере он призвал правое крыло ее коалиции свергнуть канцлера). Что касается Эмманюэля Макрона, хотя он еще не стал объектом гнева американского лидера, время объятий осталось в прошлом.

Вторая встреча Дональда Трампа пугает по совершенно другим причинам. 16 июля президент США отправится в Хельсинки на саммит с российским коллегой Владимиром Путиным. Это будет первая настоящая беседа двух лидеров в контексте американского следствия о российском вмешательстве в американскую избирательную кампанию и неясности насчет политики Трампа в отношении путинской России.

После двусмысленных заявлений американского лидера европейцы несколько часов считали, что Дональд Трамп в одностороннем порядке признает российскую аннексию Крыма. Последовавшее затем опровержение успокоило их, в первую очередь страны «первой линии», то есть Прибалтику и Польшу. Как бы то ни было, сомнения насчет Трампа сохраняются, а сам факт веры в подобную перспективу говорит об отсутствии доверия между «союзниками».

Культ силы

Причина этой общей тревоги накануне саммитов заключается в том, что все раньше напрасно считали, что «взрослые» из правительства (в первую очередь генералы) обуздают Трампа, но теперь осознали непреклонную решимость президента США отстаивать свою линию.

С начала года он систематически подрывает основы действующей системы мирового руководства и ведет нас в другой мир. Начал он с наследия многосторонней дипломатии Барака Обамы: парижского климатического соглашения и договора по иранской ядерной программе.

Кроме того, он вышел из ЮНЕСКО и Комиссии ООН по правам человека, а также намекает на выход США из ВТО. Он породил эскалацию, которая может привести к всеобщей торговой войне, сначала с Китаем, второй по величине экономикой мира, а затем с европейскими союзниками и даже соседними Канадой и Мексикой. Добавим сюда и перенос своего посольства из Тель-Авива в Иерусалим с наплевательским отношением к резолюциям ООН, палестинцам и остальному миру…

Из утечек и официальных заявлений всем давно известно его презрение к Европейскому союзу, который, по его словам, был основан, чтобы пользоваться щедротами США в обстановке холодной войны 1950-х годов (на самом деле все, скорее, наоборот).

Не питает он особой любви и к НАТО. Причем это связано не только с финансовыми соображениями, но и с тем, что он уважает только силу, а живущие вот уже 70 лет под американским «зонтиком» европейцы практически ее не демонстрируют. В прошлом году из него пришлось вытягивать заявление о поддержке статьи 5 Североатлантического договора, которая предусматривает автоматическое вмешательство стран-членов в случае нападения на одну из них.

Не всё, о чем говорит Трамп, абсурдно. Чтобы признать это, вовсе не обязательно быть его сторонником. Его критика несоблюдения финансовых обязательств членами НАТО оправданна, и большинство европейцев за немногими исключениями полагаются на американцев в обеспечении своей безопасности. Даже стремящаяся сохранить свой военный статус Франция достигнет указанных 2% только к концу президентского срока Эмманюэля Макрона, если поставленный план будет выполнен.

Точно так же европейская и американская торговые палаты в Китае уже не первый год критикуют торговую политику Пекина, отсутствие взаимности в плане доступа к рынкам, нетарифные барьеры и инвестиции.

Но хотя Дональд Трамп указывает в обоих этих случаях на настоящие проблемы, им движет вовсе не стремление их разрешить. Он хочет, чтобы во главе угла в отношениях стояла сила, причем это касается не только противников, но и союзников (потому что он на самом деле не считает их таковыми).

Прощай, вчерашний мир

Дональд Трамп ненавидит многосторонний подход, который всячески отстаивает Эмманюэль Макрон, как было в ООН в прошлом году и в американском сенате в этом году. Ему больше по душе старая добрая односторонняя политика, поскольку та опирается на соотношение сил, в котором первая экономическая и военная держава мира рассчитывает получить преимущество.

В мире Трампа нет места «неравным соглашениям», которые были заключены по итогам дипломатических марафонов и опираются на уступки со всех сторон. Мир будет двусторонним, то есть будет опираться на одностороннюю волю Америки.

Главная проблема этого систематического разрушения «вчерашнего мира» (так, кстати, называется последняя книга Стефана Цвейга о подъеме нацизма и движении ко Второй мировой войне) в том, что такое восприятие свойственно не только Дональду Трампу.

Односторонняя политика, национализм, культ сильного лидера во главе сильного государства – все эти ценности «нелиберальной демократии» набирают силу. Как ни парадоксально, Трамп больше уважает Путина, который не слишком-то демократически управляет своей страной железной рукой, чем Ангелу Меркель, дочь пастора, стоящую сейчас во главе первой европейской экономики и уважающую унаследованные ею ценности.

Сегодня Евросоюз понимает, что его «друзья» на востоке и на западе хотят его смерти. Это стало настоящим шоком для европейцев, которые, несмотря на все перипетии истории, от голлизма до вторжения в Ирак, всегда ждали от Вашингтона лидерства, даже в тех случаях, когда его не было или оно вело не туда…

Этот шок тем серьезнее, что сам ЕС расшатывают изнутри националистические, ультраправые и популистские силы, которые расправляют крылья и оспаривают действующую вот уже 70 лет модель европейской интеграции. Символом этого смутного времени стала Австрия с ее коалиционным ультраправым правительством, к которой сейчас перешло кресло председателя ЕС.

Этот момент напряженности и неопределенности может достигнуть пароксизма на этой неделе на встречах в Брюсселе и Хельсинки.

Разумеется, судьба планеты не решится за два саммита, но они позволят понять, намеревается ли Дональд Трамп продолжить работу по подрыву вчерашнего мира, объединившись с Путиным в восхищении сильными лидерами. А также есть ли у Европы силы, энергия, единство и отвага, чтобы дать ему отпор и построить, наконец, собственную историю.

Пьер Аски 

 

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.