The New York Times: То, что происходит вокруг создания в Украине независимой православной церкви, - это мощная и взрывоопасная смесь политики, религиозной веры и национализма
Молодые люди устрашающего вида с дубинками и кастетами явились к Киево-Печерской лавре в Киеве — одной из главных святынь православного мира — очевидно, чтобы сорвать службу. Между тем в маленькой церкви в центре Киева около десятка мужчин организовали круглосуточный караул, обеспокоенные тем, что радикальные националисты могут предпринять уже третью попытку захватить эту церковь.
Подобные события свидетельствуют о росте напряженности на Украине, которая готовится создать свою полностью независимую православную церковь. А это мощная и взрывоопасная смесь политики, религиозной веры и национальной идентичности.
Рождение новой украинской церкви вызывает серьезную тревогу по поводу того, что случится с примерно 12 тысячами храмов на Украине, которые в настоящее время формально принадлежат канонической УПЦ.
На Украине в период независимости возникло несколько православных раскольнических церквей со своими собственными лидерами, однако вселенский патриарх Константинополя — «первый среди равных» лидеров мирового православия — не признавал их каноническими.
На прошлой неделе патриархат в Стамбуле снял анафему с лидеров раскольников, но пока неясно, когда именно новая украинская православная церковь будет признана канонической и получит, если вообще получит, автокефалию.
Тем не менее, за последние несколько лет около 50 храмов, формально находившихся под контролем канонической УПЦ, были силой захвачены и переданы раскольникам Киевского патриархата и униатам, о чем сообщил митрополит Антоний Паканич.
«Людей силой вытаскивали из храмов, замки срезали, — рассказал он в интервью "Ассошиэйтед Пресс". — Люди в камуфляжной форме и балаклавах, с эмблемами радикальных организаций, приходили и избивали верующих и священников».
Некоторые верующие говорят, что они будут силой отстаивать свое право остаться там, где они есть.
«Создание украинской церкви спровоцирует новый виток конфронтации. Мы, сторонники канонического православия, будем защищать наши интересы здесь», — сказал 28-летний Илья Богословский, который вместе с женой и дочерью пришел на службу в церковь Десятинного монастыря, где был создан караул для его охраны.
Президент Порошенко пообещал, что никаких действий против приходов, решивших остаться в канонической УПЦ, предпринято не будет. Такое же обещание дал и патриарх Филарет — глава крупнейшей из раскольнических церквей на Украине — который заявил, что «создание единой православной церкви на Украине вовсе не значит, что у Русской православной церкви не будет права находиться на нашей территории».
Однако украинские националисты уже готовы применить силу. В сентябре члены праворадикальной группировки ворвались в храм на западе Украины, избили священника, выгнали верующих и закрыли здание.
Один из лидеров ультранационалистической группировки С14, члены которой уже дважды нападали на церковь Десятинного монастыря в Киеве, считает деятельность канонической УПЦ на Украине своего рода пропагандой «страны-агрессора», поскольку она якобы поддерживает тесные связи с Кремлем.
По словам Сергея Мазура, Десятинная церковь — это «политический инструмент Кремля».
Учитывая градус кипящих страстей, священнослужители боятся, что впереди двух поссорившихся соседей ожидает новый виток насилия.
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.