«Страсти по Цою и Серебренникову». Рецензия на художественный фильм «Лето»
Несмотря на то, что я не являюсь поклонником скандального творчества Кирилла Серебренникова, тем не менее, всем рекомендую посмотреть это кино. Полагаю, что режиссеру удалось через выразительные средства кинематографа довольно талантливо и точно передать общий дух ленинградской андеграудной рок-культуры начала 1980-х годов. Я считаю, что просвещенный, культурный человек должен знать и иметь собственное мнение обо всех основных направлениях в отечественной и мировой культуре. А то, что Виктор Цой это значительное явление в культурной жизни нашей страны на рубеже 80-90-х – бесспорный факт.
В 80-е и 90-е годы было очень много фанатов Виктора Цоя. Помню надписи на заборах: «Цой жив!». Я из того же поколения, всего на шесть лет моложе главного героя этой кинокартины. Но мои кумиры в песенном жанре – это все-таки Анна Герман, Майя Кристалинская, Валентина Толкунова, Марк Бернес и Эдурд Хиль. Я поклонник того самого советского классического песенного творчества, которое адепты андеграудной рок-культуры в фильме Сереберенникова пренебрежительно называют «совком».
Творчество Виктора Цоя по большей мере мне чуждо, но я не отрицаю наличия у него творческого таланта. В его копилке есть несколько, на мой взгляд, очень удачных песен. В них присутствует ритм, энергетика. А его знаменитая песня «Мы ждем перемен» - это, вообще, очень точное попадание в цель.
Действительно, в 80-е годы вся наша огромная страна жила ожиданием больших перемен. Накопившиеся в СССР проблемы требовали скорейшего разрешения, но все дискуссии выливались только в спорах на кухнях. Другой вопрос, что эти ожидания и надежды на перемены в нашей стране, как сейчас выясняется, у всех были различные.
«Мы – дети рабочих», - это строки из гимна Пионерии, который все школьники в СССР знали наизусть. Пожалуй, они наиболее точно отражают суть моего поколения. Наши деды и прадеды сражались в рядах Красной Армии на фронтах Гражданской и Великой Отечественной войн. Мои родители – это поколение «детей войны», они восстанавливали разрушенное войной народное хозяйство, были активными строителями коммунизма в нашей стране. Я гордился своей страной, героическими дедами и прадедами, поэтому уже в то время мне были непонятны и чужды ерничанье и злая ирония злобствующих диссидентов.
Да, мое поколение – поколение «детей рабочих» - в начале 80-х жило ожиданием перемен. Но каких перемен? Мы хотели, чтобы к руководству партии и советского государства пришел новый вождь – мудрый и волевой. В меру аскетичный. Такой тип партийного и государственного руководителя, какими были Ленин и Сталин. Мы считали, что пора навести должный порядок в стране и укрепить дисциплину, необходимо срочно провести большую кадровую чистку высшего партийного и советского аппарата. Обновить руководство выходцами из трудового народа. Мы требовали более жестких мер борьбы с людьми, живущими на нетрудовые доходы, а также отмены необоснованных привилегий для партийной и советской номенклатуры. Проще говоря, мы хотели продолжить великое дело строительства Коммунизма в нашей стране.
Но в это же время при поддержке наших идеологических противников активно формировались контрреволюционные силы, которые преследовали противоположную цель - разрушить СССР и реставрировать в нашей стране капитализм. Обманом эти силы проникали на высшие руководящие посты в партию и в советские органы. Враги делали ставку, прежде всего, на советскую молодежь, пытаясь затянуть ее незрелую часть в свои сети.
Несколько лет назад я читал в СМИ, как на Кубе была разоблачена популярная музыкальная рок-группа, которая имела очень тесные связи со спецслужбами США. ЦРУ делало на нее ставку в своей психологической войне против социалистической Кубы, оказывая ей (рок-группе) всяческую поддержку, в том числе и финансовую.
О том, как ЦРУ вербовало граждан СССР, хорошо показано в советском документальном фильме «Заговор против страны Советов». Так что нельзя исключать, что популярные среди молодежи Виктор Цой и рок-группа «Кино» также могли оказаться в сфере влияния американской разведки, но подтверждающих эту версию фактов на сегодня нет.
Но фактом остается то, что творчество Виктора Цоя постарались использовать наши идеологические противники. Его лозунг «Мы ждем перемен» ими был взят на вооружение. Это тем проще было сделать уже после смерти популярного певца. К слову сказать, наши идеологические противники на рубеже 80-90-х точно также использовали в своих целях творчество покойного советского барда Владимира Высоцкого. Хотя остается открытым вопрос: в чьем бы политическом лагере сегодня оказались Владимир Высоцкий и Виктор Цой, если бы они не ушли от нас так рано?
Кирилл Серебренников в своем кино во всех красках показывает образ жизни ближайшего окружения Виктора Цоя (хотя сам певец в кино всего этого даже сторонится). Это алкоголь, наркотики, дикие танцы в обнаженном виде. Вот в таком неприглядном виде в кино представлены фанаты ленинградской андеграудной рок-культуры. Кстати, я так думаю, очень подходящий материал для вербовки в шпионскую сеть.
Кино Серебренникова снималось в обшарпанных питерских коммуналках, в старых питерских дворах. Вид очень неприглядный! Не удивительно, что все эти безобразия, беспорядок и грязь породили такую субкультуру.
В фильме показано благодушие и беспечность советских цензоров в 80-е годы, призванных следить за идеологическим содержанием книг, кинофильмов, театральных и концертных постановок. Сегодня приходиться удивляться, почему ими была проявлена такая беспечность? Почему вовремя не выявили и «не перекрыли кислород» всем этим скрытым антисоветчикам - захаровым, макаревичам, пелевиным и соловьевым? Впрочем, была ли это беспечность или все-таки злой умысел?
Из всей этой истории мы должны сделать вывод, что в своей идеологической работе мы не должны пренебрегать всеми видами искусства, которые могут стать, как серьезным подспорьем (инструментарием) в нашей борьбе, так и фактором большой разрушительной силы…
Алексей Брагин
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.