Сергей Обухов - «Свободной прессе»: Госсоветовские «румяна» на конструкции президентского самовластья
14 октября Владимир Путин внес в Госдуму долгожданный законопроект о Госсовете. В своем послании Федеральному Собранию 15 января президент предложил закрепить статус Госсовета в Конституции. Задачи органа Путин сформулировал в поправках к Основному закону, которые внес в парламент: «обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти» и «определение основных направлений внутренней и внешней политики РФ».
Многие тогда сочли, что новый Госсовет может стать альтернативным органом власти, который Путин возглавит после окончания четвертого президентского срока.
Однако в марте глава государства отверг такую возможность: «Что это будет означать? Это будет означать ситуацию двоевластия в стране, для России абсолютно губительную ситуацию», — сказал Путин.
А буквально через несколько дней депутат Госдумы от «Единой России» Валентина Терешкова предложила обнулить президентские сроки Путина. И сценарий с Госсоветом потерял актуальность.
И вот — законопроект о Госсовете все-таки появился на свет. Вот его основные положения:
— Госсовет является конституционным государственным органом. Председателем Госсовета является президент, членами — премьер, председатели Совета Федерации и Госдумы, руководитель администрации президента и главы регионов. В состав Госсовета могут быть включены представители политических партий, имеющих фракции Госдуме, представители местного самоуправления и иные лица. Также будет формироваться президиум Госсовета, состав которого будет определять председатель Госсовета, то есть президент.
— В Госсовете могут быть образованы комиссии, рабочие группы и иные рабочие органы. Комиссии Госсовета создаются президентом по направлениям деятельности Госсовета, в их состав будут входить представители федеральных и региональных органов госвласти, органов местного самоуправления и организаций, в том числе те, кто не являются членами Госсовета.
— Заседания Госсовета будут проводиться регулярно в соответствии с планом, утвержденным его председателем.
— Госсовет может направлять рекомендации по вопросам стратегического планирования в правительство, регионы или муниципалитеты. Госсовет в своем решение может указать на необходимость изменения законодательства. Организационное обеспечение деятельности Госсовета осуществляет администрация президента.
— Наконец, ключевой пункт. В законопроекте впервые раскрывается понятие «единая система публичной власти», также появившееся в обновленной Конституции. Под ней понимаются федеральные и региональные органы госвласти, иные госорганы и органы местного самоуправления «в их совокупности», осуществляющие свою деятельность «в целях соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий социально-экономического развития государства».
Как заявил председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников, Госсовет не дублирует функционал других органов власти: «Это орган при президенте, созданный в первую очередь для лучшего диалога между уровнями власти при выработке общегосударственных решений».
Тем не менее, некоторые аналитики убеждены: Госсовет может превратиться в весьма влиятельный орган, и на практике это будет зависеть только от его состава и намерений лично Путина.
— В России есть самовластие президента, и это самовластие, утвержденное в обновленной Конституции, нуждается в демократических и консультативных румянах, — считает секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук Сергей Обухов. — Законопроект о Госсовете — это и есть такая косметика.
То, что мы видим в законопроекте о Госсовете — результат отказа Путина от первого варианта транзита. Я считаю, глава государства понял на примере Казахстана, что пост главы Госсовета ему ничего не гарантирует.
Посмотрим проект закона предметно, возьмем раздел о полномочиях и задачах Госсовета. В нем дважды сказано «содействие», трижды «подготовка предложений президенту», дважды «обсуждение», один раз «рассмотрение». Это что, полноценный орган государственной власти? Ничуть не похоже — просто рюшечка-финтифлюшечка!
Дальше, функции Госсовета: трижды «участвует», дважды «рассматривает вопрос», и по одному разу «анализирует» и «обеспечивает мониторинг». Честно говоря, это больше похоже на положение администрации президента об экспертно-аналитическом управлении. Выглядит так, будто решили повысить статус экспертно-аналитического управления, и набрать туда еще и губернаторов.
Заметьте, ведь и сейчас Госсовет функционирует: президент выслушивает на его заседаниях умные речи руководителей регионов и лидеров партий. Получается, и в новом Госсовете Путин так же будет слушать — в точности по пословице «а Васька слушает, да ест».
Тут встрепенулась общественность: ах, Госсовет будет наделен правом законодательной инициативы! Прямо об этом не сказано, но возможность действительно есть. Но кто, скажите, у нас председатель Госсовета? И какая разница, что законопроект в Госдуму или Совет Федераций будет внесен президентом просто как президентом, либо президентом как председателем Госсовета?!
Члены Госсовета и сейчас имеют право законодательной инициативы: губернаторы — пожалуйста, вносите в Госдуму что хотите, лидеры или представители партий, имеющих фракции в парламенте — и так вносят. Получается, право законодательной инициативы Госсовета — это чистый дубляж!
Большой крик стоит по поводу раскрытия понятия «публичная власть». Ну, раскрыта она — и что? У нас вся Конституция двусмысленная, у нас все так — когда нужно исказить смысл закона, и сделать как нужно власти, то это делается. И смысл системы от этого не меняется — де-факто, все находится «под колпаком» хозяина Кремля, и прикрывается демократическим макияжем.
«СП»: — Для чего тогда понадобился закон о Госсовета?
— Я считаю, элита получила очередной «орден Подвязки». Прецеденты уже были: члены Совета Федерации, которые раньше были просто членами СФ, вдруг стали сенаторами. Звучит благородно, пусть попутно у сенаторов отняли часть полномочий — право назначать Генпрокурора.
Были губернаторы и одновременно сенаторы — теперь сенаторство у них отняли, но взамен дали рюшечку: сделали членами обновленного Госсовета. Но что от этого меняется? Ну, будут красиво заседать, как на картине Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» вокруг государя-императора. Спасло это империю в 1917-м? Не спасло. Удовлетворило членство в Государственном совете тогдашние элиты Российской империи? Нет, они предали императора.
И нынешние российские элиты нынешнего главу государства, я считаю, при необходимости предадут. Вне зависимости, будут они членами Госсовета или нет.
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.