Сергей Обухов – «Независимой газете»: В данный момент оппозиция есть только в лице КПРФ
Парламентские политструктуры поспорили о том, кто станет оппозицией "Единой России".
Депутат Госдумы от ЛДПР Ярослав Нилов полагает, что давний прогноз Владимира Жириновского о двухпартийной системе в России, похоже, начал сбываться. Он пояснил «НГ», что видит на это именно запрос снизу, но не в курсе, есть ли решения по данному поводу наверху. По его мнению, «Единая Россия» в качестве правящей партии очевидна, по партии оппозиции есть вопросы. Парламентские политструктуры как раз и поспорили за эту роль, а эксперты напомнили, что под Новый год принято мечтать о подарках от Деда Мороза.
Ветеран ЛДПР пояснил «НГ», что инсайдов сверху у него нет, а есть лишь анализ политической ситуации по итогам партийных съездов, выступлений лидеров партий и экспертов, опросов общественного мнения.
«Это были просто мои мысли вслух. Судя по всему, на обновление партийной системы есть активный запрос снизу», – заявил «НГ» Нилов. Напомним, что 17 декабря он написал в своем Telegram-канале, что нынешняя политическая система претерпевает кризис, «классические партийные институты трещат по швам, а сами партии теряют интерес и где-то даже доверие избирателей». «Есть стойкое ощущение, что постепенно на шахматной доске отечественного парламентаризма останутся только два игрока – партия власти и оппозиционная. С общими целями, но различными подходами к их достижению. Все предпосылки для реализации подобной схемы налицо. А вот участники, механика, ресурсы – это вопрос времени и правильной расстановки сил. Главное – все должно быть естественно и синергетически», – подчеркнул Нилов.
В разговоре с «НГ» он заметил, что триггером возможных изменений видится как общая потеря интереса людей к политике, так и тревожность в обществе. При этом депутат ЛДПР напомнил, что изменились и сам мир, и многие формы работы партий с гражданами, например, благодаря современным технологиям. А это значит, что, по логике, должен измениться и формат партийной системы. Однако Нилов подчеркнул, что конкретика пока не вырисовывается. Например, могут быть не две, а три партии, пока также непонятно, как это будет оформляться. «Это все вектор на перспективу, причем скорее отдаленную. Хотя у нас страна неожиданностей, изменения происходят быстро. И теоретически они могут быть и до парламентских выборов», – предположил он.
Лидер «Справедливой России – За правду» (СРЗП) Сергей Миронов на это заявил «НГ»: «Думаю, что коллеги из ЛДПР зря причисляют себя ко второму, «оппозиционному» крылу возможной двухпартийной системы. Потому что на деле они все больше превращаются во второе крыло ЕР. При рассмотрении и голосовании законопроектов в Госдуме эти фракции чаще всего выступают заодно. И на региональных выборах они также нередко действовали как союзники против действительно оппозиционных партий. ЛДПР после ухода харизматичного лидера, к сожалению, все больше становится мини-версией ЕР, которой тоже не обойтись без поддержки админресурсом».
При этом Миронов считает, что двухпартийная модель в перспективе вполне возможна, он и сам не раз говорил об этом. «Но чтобы такая модель не была имитацией, нужны два работоспособных крыла. ЛДПР и ЕР – обе на правом фланге. Не исключаю, что со временем эти две партии даже объединят. А нужен еще левый фланг, на объединение здоровых левых сил и были направлены наши усилия. К такому объединению мы призывали КПРФ и другие партии», – напомнил он. По мнению Миронова, проблема окажется в том, что нынешняя партия власти «будет всеми силами препятствовать такому союзу, она никогда не пойдет на полноценную двухпартийную систему по доброй воле: на первых же выборах из двух партий выиграет союз левых сил». То есть, по его словам, та партия, которая опирается не на админресурс, а на «постоянную кропотливую работу с гражданами, которая умеет слушать и слышать избирателей и действовать в их интересах».
Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов напомнил «НГ» постулат классической политологии – к формированию двухпартийной системы обычно приводит полностью мажоритарная система. К примеру, в СССР после выборов в Верховный совет в 1989 году там сформировались две силы – КПСС и Межрегиональная депутатская группа. «Но, во-первых, полной мажоритарки в России пока нет, а во-вторых, это справедливо для конкурентных систем, а не административно-декоративных, как у нас», – подчеркнул он. Кстати, по мнению Обухова, де-факто сейчас и так нет реальной многопартийности: «Фактически есть оппозиция в лице КПРФ, а есть ЕР и ее агенты в лице ЛДПР, «Новых людей». И еще полуоппозиционная СРЗП, то есть действительно «двухсполовинная» система».
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.