КАРЕЛЬСКОЕ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Коммунистической партии Российской Федерации

Сергей Обухов – «Независимой газете»: Административный ресурс всегда справлялся с поставленными на федеральных выборах задачами, но чем дольше существует эта система, тем ему труднее

Актуализация и активизация электората происходит на фоне цифровизации выборной системы.

 
Экспериментальная обкатка в смартфонах модуля «Мобильная УИК» в течение августа-сентября пройдет в 77 регионах. Как поясняют в ЦИК РФ, приложение позволит участковым комиссиям заняться «персональным информированием избирателей». То есть провести актуализацию их списка, который теперь разрешено формировать лишь в виде файла, а заодно напомнить им о гражданском долге. Цифровизация выборов до степени смешения с виртуализацией – это жесткий тренд. Но на снижение реальной проверяемости результатов голосований влияют и такие механизмы, как экстерриториальные участки, «мобильный избиратель», развоз урн по домам и прилегающим территориям, долгая «досрочка» и трехдневное волеизъявление. Видимо, в марте 2024 года все это будет применено комплексно, что из сегодняшнего дня выглядит полнейшей перестраховкой.

Чтобы больше не говорить о галопирующей цифровизации выборов, достаточно напомнить о дистанционном электронном голосовании (ДЭГ), которое по завершении нынешнего ЕДГ в итоге опробуют уже примерно 30 субъектов РФ. Но, более того, даже базовую государственную автоматизированную систему (ГАС) «Выборы» обещают сделать полностью цифровой, хотя и не сейчас, а примерно к началу президентской кампании. «Мобильная УИК» – это явление из все той же серии, еще один инструмент, который с одного края заточен на информирование граждан, а с другого – на стимулирование их явки на участки, причем уже не так важно, реальные или виртуальные.

Прогресс, конечно, не остановить, современные технологии нравятся электорату и самим властям, но фразы об удобстве звучат все-таки несколько двусмысленно. Особенно когда видно, что масштабные эксперименты с цифровыми и административными новациями явно проводятся к определенной дате. А именно, к старту кампании по выборам президента, что произойдет к новогодним каникулам 2024 года. Но если с этим все понятно, то не очень ясно, отчего же власть беспокоит перспектива того, как действующий глава государства соберет больше 56 млн голосов, чтобы превзойти свой же результат 2018-го? Ведь в ситуации СВО народ должен сплотиться вокруг лидера, а тут вдруг организуется очевидная перестраховка. Впрочем, если электорату будет предложено поддержать кого-то другого, то тогда вся эта система пригодится, однако такой сценарий сейчас совсем не кажется вероятным.

Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обуховнапомнил «НГ»: «Административный ресурс всегда справлялся с поставленными на федеральных выборах задачами, но чем дольше существует эта система, тем ему труднее. Повышаются риски голосования за оппозицию. Поэтому все эти технологии и все новинки, по сути, выхолащивают суть выборов, они же являются и указателями границ админресурса». Он отметил, что даже по неофициальным соцзамерам президенту нечего опасаться, его рейтинг точно выше 50%, однако он все-таки, видимо, не такой сверхвысокий, как это транслируется в официальных опросах. «Власть могла бы легко достичь как минимум результатов 2018-го года, если бы не одно «но» – усталость от кандидата никто не отменял», – считает Обухов. И тут есть общие черты с выборами 1996 года, когда с помощью лозунга «Голосуй сердцем» обосновали победу Ельцина, а сейчас для обоснования используют технологии. При этом Обухов согласился, что все происходящее – это какая-то сверхстраховка в том числе и потому, что сейчас «при живом нацлидере преемников ждать не стоит».

 
 

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.