"Самодержавие трудового народа". Статья Д.Г. Новикова в газете "Правда"
25 октября (7 ноября) 1917 года произошло событие всемирно-исторического значения. Победа Великой Октябрьской социалистической революции стала исполнением тысячелетней мечты человечества об обществе, свободном от угнетения и социального неравенства. Впервые в истории к власти пришёл трудовой народ. Его боевой авангард – партия большевиков – провозгласила задачи, невероятные по своему размаху. Если героев Парижской коммуны Карл Маркс называл людьми, «готовыми штурмовать небо», то большевики смогли организовать этот «штурм» на деле. Они были первопроходцами, поставившими перед собой грандиозную цель – установить власть трудящихся. Эти самоотверженные борцы сумели открыть новую эпоху.
Вектором Октября
Для решения задач победившей Революции нужно было удержать власть и выстоять в тяжелейшей борьбе против внутренних и внешних противников. Предстояло создать советский государственный аппарат, укрепить власть трудящихся в форме Советов. Первый и самый важный шаг был сделан на Втором Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов 25-27 октября (7-9 ноября) 1917 года. Его делегаты избрали центральные органы государственной власти – Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (ВЦИК) и Совет Народных Комиссаров (СНК). По докладу В.И. Ленина съезд принял Декрет о мире и Декрет о земле. Тогда же было принято Обращение к рабочим, солдатам и крестьянам о победе революции и её ближайших задачах.
В последующие дни ВЦИК и СНК выпустили декреты о рабочем контроле, о печати, о введении 8-часового рабочего дня, об учреждении Государственной комиссии по просвещению, об уничтожении сословий и гражданских чинов и т.д. 2(15) ноября СНК утвердил Декларацию прав народов России, в которой провозглашались основные положения советской национальной политики – равенство и суверенность народов страны, их право на свободное самоопределение, отмена всех национальных и религиозных привилегий. Эти документы были направлены на созидание нового, советского государственного и общественного строя, на глубокие социалистические преобразования. Они стали правовой базой для различных отраслей права молодой советской страны.
Неверно будет думать, что строительство нового государства происходило спонтанно, а руководители большевиков двигались «на ощупь», методом проб и ошибок. Основные принципы социалистического общественного устройства разрабатывались задолго до Великой Октябрьской революции. Ещё К. Маркс и Ф. Энгельс выступили против мелкобуржуазных идеологов, заявлявших о классовом примирении, а также против анархистов, призывавших к немедленному разрушению государства как такового. Они обосновали необходимость завоевания пролетариатом политической власти для построения нового общества.
В работе «Критика Готской программы» Маркс установил историческую неизбежность особой стадии перехода от капитализма к коммунизму, которая не может быть успешной без специфической государственной формы – диктатуры пролетариата. Будучи властью рабочего класса, диктатура пролетариата нацелена на построение социализма и переход общества к строительству коммунизма. «Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата», - писал Маркс.
Важной особенностью диктатуры пролетариата является то, что, осуществляя самую широкую демократию для трудящихся, она использует силу при необходимости подавления сопротивления эксплуататорских классов и защиты от агрессии внешних – империалистических – сил.
Учение о социалистическом строительстве получило дальнейшее развитие в работах В.И. Ленина. Системное изложение вопросов об отношении пролетариата к государству и о его задачах в революции дано в его книге «Государство и революция». Эта важнейшая и с теоретической, и с практической точки зрения работа была написана в августе-сентябре 1917 года. На её выводах во многом базировались первые шаги Советской власти. Автор доказывал, что рабочий класс, борясь за власть, должен уничтожить старую государственную машину и создать новое, пролетарское государство.
Формы государственной власти, которые сложатся при переходе от капитализма к социализму, могут быть разными. Но их сущность неизбежно будет одна – диктатура пролетариата. По словам Ленина, пролетарское государство принципиально отличается от буржуазного своим демократизмом. Если буржуазный «демократизм всегда остаётся … демократизмом для меньшинства, только для имущих классов, только для богатых», то пролетарская демократия будет доступна всем трудящимся. Не отдельные представители, пришедшие к власти в результате контролируемых буржуазией выборов, а всё трудящееся население страны участвует в политической жизни. Если помнить все особенности современных российских выборов, то станет ясно, сколь злободневны эти ленинские подходы.
Решительной отмене, по мнению В.И. Ленина, подлежит «продажный и прогнивший» буржуазный парламентаризм: «Парламентарии должны сами работать, сами исполнять свои законы, сами проверять то, что получается в жизни, сами отвечать непосредственно перед своими избирателями. Представительные учреждения остаются, но парламентаризма, как особой системы, как разделения труда законодательного и исполнительного, как привилегированного положения для депутатов, здесь нет».
Ещё одна принципиально важная идея В.И. Ленина заключалась в том, что он разглядел в Советах форму диктатуры пролетариата. «Если бы народное творчество революционных классов не создало Советов, то пролетарская революция была бы в России делом безнадёжным», – писал он. По словам Ленина, Советы обладают следующими преимуществами перед буржуазными парламентскими учреждениями.
Во-первых, этот новый государственный аппарат даёт вооружённую силу рабочих и крестьян, которая не оторвана от народа.
Во-вторых, он даёт тесную и неразрывную связь с массами, с большинством народа.
В-третьих, этот аппарат в силу выборности и сменяемости его состава по воле народа является гораздо более демократическим, чем прежние аппараты.
Наконец, он даёт возможность соединять выгоды парламентаризма с выгодами непосредственной и прямой демократии, т.е. соединять в лице выборных представителей народа и законодательную функцию, и исполнение законов.
«По сравнению с буржуазным парламентаризмом это такой шаг вперёд в развитии демократии, который имеет всемирно-историческое значение», – отмечал Ленин. Учредительное собрание, созыва которого добивались буржуазные и некоторые социалистические партии (эсеры и меньшевики), было в этих условиях большим шагом назад. В отличие от Советов, этот орган был неспособен бороться с буржуазной системой и способствовать становлению пролетарского государства.
Все эти идеи легли в основу советского государственного строительства. При этом, конечно, конкретная ситуация требовала творческого подхода и практического применения теоретических наработок. С победой Октябрьской революции ленинская идея республики Советов была претворена в жизнь. Второй Всероссийский съезд Советов законодательно закрепил переход всей власти в стране к Советам. Они стали политической основой социалистического государства.
Первый же конституционный акт Советской республики провозгласил основные принципы и задачи пролетарского государства. Им стала Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Её проект был написан В.И. Лениным и 3(16) января 1918 года принят ВЦИК. Спустя два дня фракция большевиков от имени Советской власти внесла документ на утверждение Учредительного собрания, однако его эсеро-меньшевистское большинство отказалось его рассматривать.
12(25) января проект декларации с некоторыми изменениями был утверждён Третьим Всероссийским съездом Советов. Конституционный акт состоял из четырёх разделов. В первом разделе устанавливались политические основы государства. Россия была провозглашена республикой Советов, которым принадлежала вся власть. Советская республика учреждалась на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик.
Второй раздел определял основные задачи Советской власти: построение социализма, уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, ликвидацию деления общества на классы. Провозглашалась отмена частной собственности на землю. Весь земельный фонд, а также «все леса, недра и воды общегосударственного значения, а равно и весь живой и мёртвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия» были объявлены общенародным достоянием. Декларация вводила на предприятиях рабочий контроль как первый шаг к полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных дорог и прочих средств производства и транспорта в собственность Республики. Была провозглашены национализация банков, декретировалось вооружение трудящихся и создание Красной Армии.
В третьем разделе устанавливались основные принципы внешней политики: борьба за мир, отмена тайных договоров, уважение к суверенитету всех народов.
В четвёртом разделе провозглашалось отстранение эксплуататорских классов от участия в управлении Советским государством. Указывалось, что вся власть в Республике должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству – Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
Задачи государственного строительства требовали выработки полноценной социалистической Конституции. Решение о её подготовке было принято на том же Третьем Всероссийском съезде Советов. Съезд поручил ВЦИК разработать «основные положения конституции… для внесения на следующий Съезд Советов». Однако из-за осложнения политической ситуации начало этой работы затянулось.
Четвёртый Всероссийский съезд Советов (14-16 марта 1918 года) имел статус чрезвычайного и был посвящён единственному вопросу – ратификации Брестского мира, поэтому вопрос о Конституции на нём не поднимался. Центральные органы Советской власти вернулись к нему в конце месяца. 30 и 31 марта вопрос о Конституции обсуждался на заседаниях ЦК РКП(б), который рекомендовал ВЦИК создать Конституционную комиссию. Её сформировали 1 апреля. В комиссию вошли 15 человек: Я.М. Свердлов, И.В. Сталин и М.Н. Покровский (от большевиков), Д.А. Магеровский, А.А. Шрейдер (от фракции левых эсеров), А.И. Бердников (от эсеров-максималистов, с правом совещательного голоса). Кроме того, в комиссию вошли представители наркоматов по делам национальностей, юстиции, финансов, по военным делам, внутренних дел, а также Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) – В.А. Аванесов, Д.П. Боголепов, Н.И. Бухарин, Г.С. Гурвич, М.Я. Лацис, М.А. Рейснер, А.П. Смирнов, Ю.М. Стеклов, Э.М. Склянский. Председателем был избран Я.М. Свердлов, заместителем председателя – М.Н. Покровский, секретарём – В.А. Аванесов.
Работа Конституционной комиссии проходила гласно, в условиях открытой дискуссии. В обсуждении принимали участие широкие массы трудящихся. Информация о заседаниях регулярно докладывалась на сессиях ВЦИК и публиковалась в печати, в том числе в «Известиях ВЦИК». Редактором этого издания был член Конституционной комиссии Ю.М. Стеклов. В этой газете содержатся отчёты практически обо всех заседаниях комиссии, некоторые проекты Конституции, а также критические отклики читателей.
О глубине дискуссии говорит тот факт, что комиссией обсуждалось несколько вариантов документа. Так, 19 апреля комиссия рассмотрела три проекта Конституции: проект большевистской фракции, проект группы левых коммунистов, представленный М.А. Рейснером, и проект фракции эсеров-максималистов. В ходе жарких дебатов комиссия приняла за основу представленный большевиками документ «Общие положения Конституции РСФСР». Он был направлен на дальнейшую разработку в три подкомиссии. В основу «положений» легли разработанные при активном участии Свердлова и Сталина «Тезисы о типе федерации».
Окончательная разработка проекта Конституции была возложена на специальную комиссию ЦК РКП(б), которую возглавил В.И. Ленин. 3 июля она рассмотрела два проекта – ВЦИК и Народного комиссариата юстиции. За основу был принят проект ВЦИК, в который был включён ряд положений из проекта Наркомата юстиции. По предложению Ленина Первый раздел Конституции составила Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа.
После этого проект документа был вынесен на рассмотрение Пятого Всероссийского съезда Советов, который открылся в Москве 4 июля 1918 года. Съезд оказался очень непростым. Вопрос о Конституции значился четвёртым пунктом в повестке дня – после отчётов ВЦИК и СНК, обсуждения продовольственного вопроса и вопроса организации Красной Армии. Однако 6 июля в работе съезда наступил вынужденный перерыв. В Москве вспыхнул левоэсеровский мятеж, так что съезд возобновился только 9-го числа.
Докладчиком по вопросу о Конституции выступил Ю.М. Стеклов – революционер, член социал-демократических организаций с 1893 года. 10 июля делегаты единогласно утвердили документ и приняли постановление: «Утверждённая III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 г. декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа вместе с утверждаемой V Всероссийским съездом Советов Конституцией Советской республики составляют единый Основной Закон Российской Советской Федеративной Республики». Съезд поручил ВЦИК завершить работу над Конституцией и принять окончательную её редакцию. Полный текст документа был опубликован в «Известиях ВЦИК» 19 июля 1918 года, и с этого момента Конституция официально вступила в действие.
Принятие первой советской Конституции имело громадное значение – и не только для Советской России, но и для всего мира. Став первой в истории социалистической Конституцией, она являлась самой передовой и самой демократической из всех существовавших на тот момент. По словам В.И. Ленина, «в мире не бывало таких конституций, как наша. В ней записан опыт борьбы и организации пролетарских масс против эксплуататоров и внутри страны, и во всём мире».
Конституция Советской власти
Конституция 1918 года законодательно закрепила завоевания Великого Октября – диктатуру пролетариата в форме Республики Советов, союз рабочего класса и трудового крестьянства, равноправие наций огромной страны, федеративное устройство государства, пролетарский интернационализм, переход основных средств производства в собственность народа, основные права и свободы трудящихся. Главной целью Советского государства в Конституции называлось «уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы…, установление социалистической организации общества».
Конституция состояла из 6 разделов, 17 глав и 90 статей. В качестве первого раздела в Конституцию вошла Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.
Второй раздел («Общие положения Конституции РСФСР») начинался со статьи, заявлявшей, что «основная задача рассчитанной на настоящий переходный момент Конституции РСФСР заключается в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти». Далее отмечалось, что «Российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Вся власть в пределах РСФСР принадлежит всему рабочему населению страны, объединённому в городских и сельских Советах».
Высшим органом государственной власти объявлялся Всероссийский съезд Советов, а высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом между съездами – ВЦИК, который формировал правительство – Совет Народных Комиссаров. На местах органами Советской власти являлись областные, губернские (окружные), уездные (районные), волостные съезды Советов, городские и сельские Советы и их исполкомы. Особо подчёркивалось при этом, что Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединиться в автономные областные союзы, во главе которых стоят областные съезды Советов и их исполнительные органы. «Эти автономные областные союзы входят на началах федерации в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику», - говорится в документе.
Церковь «в целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести» отделялась от государства, а школа – от церкви. Свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признавалась за всеми гражданами.
Конституция провозглашала уничтожение зависимости печати от капитала. Она заявляла, что РСФСР предоставляет в руки рабочего класса и крестьянской бедноты все технические и материальные средства к изданию газет, брошюр, книг и всяких других произведений печати и обеспечивает их свободное распространение по всей стране. Признавалось право граждан свободно устраивать собрания, митинги, шествия, организовывать союзы. Причём это право не было абстрактным, как в буржуазном обществе. Республика гарантировала предоставление в распоряжение рабочих и крестьянской бедноты всех «пригодных для устройства народных собраний помещений с обстановкой, освещением и отоплением».
Статья 17 говорила о том, что «в целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию» РСФСР «ставит своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование». Труд признавался обязанностью всех граждан, провозглашался лозунг «Не трудящийся, да не ест!»
Отдельное внимание было уделено вопросам обороны. Конституция признавала обязанностью всех граждан Республики защиту социалистического Отечества и всемерную охрану завоеваний Великой Рабоче-Крестьянской Революции. Для этого устанавливалась всеобщая воинская повинность. «Почётное право защищать революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся, – звучало уточнение, – На нетрудовые же элементы возлагается отправление иных военных обязанностей».
Согласно Основному закону страны РСФСР предоставляла иностранцам, проживающим на территории страны, все политические права российских граждан, а также гарантировала право убежища всем иностранцам «подвергающимся преследованию за политические и религиозные преступления».
Конституцией признавались «равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности». Установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, равно как и угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия объявлялось противоречащим основным законам Республики.
В то же время Конституция отмечала, что, «руководствуясь интересами рабочего класса в целом», РСФСР «лишает отдельных лиц и отдельные группы прав, которые используются ими в ущерб интересам социалистической революции».
Третий раздел носит название «Конструкция Советской власти» и посвящён порядку созыва Всероссийского съезда Советов, формированию ВЦИК и Совета Народных Комиссаров, их полномочиям в сфере внутренней и внешней политики, а также организации Советской власти на местах.
В Четвёртом разделе – «Активное и пассивное избирательное право» – расписана процедура выборов в Советы разных уровней. Конституция, в частности, предусматривала возможность оспаривания результатов выборов. «В случае неправильности выборов в целом вопрос об отмене выборов разрешается высшим по порядку органом Советской власти, – говорится в документе. – Последней инстанцией по кассации советских выборов является ВЦИК». Кстати, избиратели, пославшие в Совет депутата, наделялись правом «во всякое время отозвать его и произвести новые выборы согласно общему положению». Это предложение и сегодня звучит со стороны КПРФ, когда речь заходит о принципиальном ремонте существующей избирательной системы.
Тот же раздел советской Конституции подробно перечислял категории граждан, лишённых избирательных прав. Среди них: лица, прибегающие к наёмному труду с целью извлечения прибыли; лица, живущие на нетрудовой доход; частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; монахи и духовные служители церквей и религиозных культов; служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома; лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишёнными, а равно лица, состоящие под опекой; лица, осуждённые за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором.
Таким образом, первая Советская Конституция носила открыто классовый характер. В условиях ожесточённого сопротивления свергнутых классов, развязывавших гражданскую войну, она устанавливала ограничения в правах для нетрудящихся групп населения и представителей бывших репрессивных органов. Помимо этого, рабочий класс имел преимущества в избирательном праве по сравнению с крестьянством в нормах представительства при выборах в Советы. Городские и сельские Советы посылали разное число делегатов: в первом случае из расчета 1 депутат от 25 тысяч избирателей, во втором – от 125 тысяч. При этом руководители Советского государства подчёркивали временный характер этих мер. По словам Ленина, будет происходить «… распространение советской конституции, по мере прекращения сопротивления эксплуататоров, на всё население». Забегая вперёд, отметим, что Советская власть сдержала своё обещание меньше чем 20 лет спустя.
Пятый раздел Конституции именовался «Бюджетное право» и регулировал правила установления налогов, сбора доходов, распределения средств в масштабах государства.
Шестой раздел утвердил герб, а также торговый, морской и военный флаг РСФСР. Герб РСФСР состоял «из изображений на красном фоне в лучах солнца золотых серпа и молота, помещённых крест-накрест рукоятками книзу, окружённых венцом из колосьев» и с надписью «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Флаг представлял собой полотнище красного цвета, в левом углу которого, у древка, наверху, помещены золотые буквы РСФСР или надпись: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика».
Значение Конституции 1918 года исключительно велико. Она стала образцом для принятых в последующие годы конституций союзных и автономных советских республик. После того, как было принято решение о создании СССР, на принципах Конституции 1918 года была разработана и принята в 1924 году Конституция СССР. Однако в связи с изменением политического устройства страны возникла необходимость уточнения ряда положений первой Советской Конституции. В связи с этим была разработана новая Конституция РСФСР, принятая Двенадцатым Всероссийским съездом Советов 11 мая 1925 года. После этого действие Конституции 1918 года было прекращено.
Развивая народовластие
В истории Советского государства первая Конституция сыграла огромную по своей важности роль. Оформив конституционные основы организации и деятельности Советского государства, она закрепила реальные механизмы власти и формирования её структур. В их основание была положена новая идеология. Первая Советская Конституция подвергла пересмотру всю старую систему общественных отношений, провозгласила новые принципы и ценности, стала юридической базой всего советского законодательства.
Говоря о Конституции 1918 года, В.И. Ленин указывал, что она «будет исправляться и дополняться практическим применением её в жизни». За время существования РСФСР и СССР было создано несколько Основных законов. Это было связано с изменением экономической и классовой структуры общества и государства, а также с потребностями дальнейшего совершенствования работы госаппарата.
В 1935 году Седьмой Всесоюзный съезд Советов указал на необходимость внесения в Конституцию дополнений, обусловленных важными преобразованиями в жизни советского общества. В обсуждении проекта нового Основного закона участвовало 75 миллионов человек, было внесено 1,5 миллиона предложений, дополнений и поправок, публиковавшихся в периодической печати.
Следующий, Чрезвычайный Восьмой съезд Советов СССР 5 декабря 1936 года принял новую Конституцию, в которой был закреплён факт победы социализма в стране. В отличие от прежних конституций СССР и союзных республик, она ввела принцип всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Была демократизирована система организации государственной власти. Более чётко разграничивалась компетенция между органами власти и их исполнительно-распорядительными органами.
Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков) провозглашалась представителем «руководящего ядра» всех общественных и государственных организаций трудящихся. Высшей законодательной властью в стране объявлялся двухпалатный Верховный Совет СССР, а в перерывах между его сессиями – Президиум Верховного Совета СССР. Предусматривалось равенство палат Верховного Совета и его право создавать следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу. Закреплялась ответственность депутатов перед избирателями и право отзывать тех, кто не оправдывал оказанное им доверие. Правительство страны сохраняло своё название – Совет Народных Комиссаров, но в 1946 году оно было преобразовано в Совет Министров СССР. Правительство являлось высшим исполнительным органом, подотчётным Верховному Совету и его Президиуму.
Как и в прежних конституциях, провозглашалась свобода совести, слова, печати, собраний и митингов, а также неприкосновенность личности и тайна переписки. Земля, её недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный, наземный и воздушный транспорт, банки, средства связи объявлялись всенародным достоянием; земля, занимаемая колхозами, передавалась им в вечное пользование.
В 1962 году Верховным Советом СССР было принято постановление об образовании комиссии, которой поручалось разработать проект новой Конституции. Майский 1977 года Пленум ЦК КПСС рассмотрел представленный проект Конституции CCCP. Вслед за этим Президиум Верховного Совета принял указ о вынесении проекта на всенародное обсуждение. В нём приняло участие свыше 140 миллионов человек. Было получено около 400 тысяч предложений. Все они были изучены, обобщены, рассмотрены на заседаниях Конституционной комиссии и Президиума Верховного Совета CCCP.
7 октября 1977 года на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва была принята новая Конституция. Сохранив преемственность по отношению к ранее действовавшим советским конституциям, она содержала много нового. Впервые составной частью Основного закона стала преамбула. B ней прослеживался исторический путь советского социалистического общества, давалась его характеристика. B статье 1 говорилось о советском государстве как о социалистическом общенародном государстве, выражающем волю н интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны. Как и в Конституции CCCP 1936 года, в качестве политической основы закреплялись Советы. Однако в условиях общенародного государства они получили название Советов народных депутатов. B качестве экономической основы Конституция сохраняла социалистическую собственность.
Одной из характерных черт Конституции CCCP 1977 года являлось расширение пределов конституционного регулирования. Так, в ней рассматривались вопросы, связанные с охраной природы, обеспечением воспроизводства природных богатств и улучшением окружающей человека среды. Впервые в истории советских Конституций прямо закреплялся принцип социалистической законности как один из основных принципов деятельности государства, его органов и должностных лиц. Шестая статья закрепляла руководящую роль Коммунистической партии в политической системе.
Конституция CCCP 1977 года существенно расширяла совокупность прав и свобод граждан. K ранее установленным правам добавлялись право на охрану здоровья, право на жилище, право на пользование достояниями культуры, право участвовать в управлении государственными и общественными делами, вносить предложения в государственные органы, критиковать недостатки в их работе. Впервые в советском конституционном законодательстве предусматривалось право граждан обжаловать действия любых должностных лиц в суде. Сегодня этот перечень гарантий – недостижимая мечта для миллионов наших сограждан. Еще три десятилетия назад все это было реальностью.
Временное отступление
С началом перестройки Конституция стала одной из главных мишеней, по которым наносились удары тех сил, что стремились уничтожить социалистический строй и Советское государство. Согласно внесённым в 1990 году поправкам, из Основного закона было исключено упоминание о руководящей и направляющей роли КПСС, а понятие «общенародная собственность» было заменено понятием «государственная собственность». Одномоментно была легализована частная собственность. Новая ельцинско-гайдаровская власть видела в советской Конституции своего смертельного врага. В ход пускались все средства, чтобы уничтожить остатки социалистического законодательства, дискредитировать конституцию для народа.
В 1992 году Съезд народных депутатов Российской Федерации трижды отказался ратифицировать Беловежские соглашения и исключить из текста конституции РСФСР упоминания о Конституции и законах СССР. Это усиливало противостояние Съезда народных депутатов и президента Ельцина. Конфликт завершился кровавым разгоном Съезда в октябре 1993 года.
После государственного переворота стране было навязано новое законодательство. Оно было лишено большинства прогрессивных положений, закреплённых в своё время советскими конституциями. Наступление на права и гарантии трудящихся растянулось на многие годы. КПРФ и её фракция в Государственной думе ещё долго удерживала многие достижение советского времени. Новая власть атаковала их шаг за шагом. Борьба вокруг закона о земле, Трудового кодекса, законодательных норм в сфере образования и здравоохранения – за каждым из эпизодов стоят острые политические схватки последних десятилетий. Сегодня эта борьба разворачивается вокруг отстаивания пенсионных гарантий, установленных в советское время. Нынешнее правительство вознамерилось их отобрать.
Но борьба за социализм продолжается. Миллионы людей отказываются рукоплескать навязанной им власти капитала. Идти вперёд сторонникам социализма помогают принципы, отражённые в советских конституциях. Сегодняшние цели борьбы – это достижения, возникшие на законодательном фундаменте первой социалистической Конституции 1918 года.
Программные документы КПРФ провозглашают нашей целью социализм и народовластие, настаивают на проведении национализации, на изменении налоговой системы, на гарантированном предоставлении жилья, на бесплатном и широкодоступном образовании и здравоохранении, на поддержке материнства и детства, на развитой системе социального обеспечения. Всё это – завоевания, достигнутые в советской стране. Всё это – принципы, без которых развиваться успешно страна просто не сможет.
Дмитрий НОВИКОВ.
Заместитель Председателя ЦК КПРФ.
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.