КАРЕЛЬСКОЕ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Коммунистической партии Российской Федерации

С.Г. Левченко: «В бюджете - бедность и безнадёга»

С 1 января вступит в силу финансовый план страны на 2023 – 2025 гг., свёрстанный силуановским Минфином по старой гайдаровско-кудринской схеме. Он одобрен «Единой Россией», её думскими сателлитами, Советом Федерации и уверенно ждёт подписи президента. Только оппозиция не перестаёт критиковать бюджет, который отменяет развитие страны, сохраняет так называемое «бюджетное правило», чтобы вынимать из расходной части «лишние» триллионы и не пускать их в реальную экономику. Это «бюджет безнадёги», говорят коммунисты. Это «ошибка или измена?», вопрошают по-милюковски эсеры. 

Депутат-коммунист Сергей Георгиевич Левченко, губернатор Иркутской области в 2015 – 2019 годах, а сейчас первый заместитель председателя думского комитета по энергетике обеспокоен ситуацией в регионах: 

- Они у нас деградируют из-за проводимой бюджетной политики. Принцип формирования федерального бюджета и ниже стоящих, - не эффективный, на местах нет никакой мотивации увеличивать доходную часть своих бюджетов.

- Как это понимать?

- Просто. Достаточно региону увеличить, скажем, на 10% доходы своего бюджета, как ровно на столько же ему снизят субсидии из федеральной казны. Регион старается побольше получить средств на развитие, на социальные расходы, полагая, что сохраняться доплаты из большого бюджета. Но, в итоге регион остаётся с прежним объёмом финансов. Какой же смысл наращивать доход региону, если у него будет конфисковано то, что он дополнительно заработал?

Это прослеживается на примере регионов, которые что-то пытаются сделать. А Центр лишает субъекты стимула пополнять свои бюджеты, чем, по сути, искусственно плодит дотационные области и края. На местах уяснили, если ты дотационный, то гарантированно получишь всю положенную субсидию. Если увеличил наполнение своего бюджета, то тут же тебе обрежут дотацию. Не смей, дескать, выходить за отведённые рамки. Вот этот тормоз, заложенный в бюджетной политике РФ, препятствует развитию экономик субъектов.

 Потому у нас и не получается ничего. Потому мы, РФ, и находимся на сотом месте из 140 стран по эффективности управления.  

 Невольно задумываешься: для чего придумана такая схема? Бюджеты у нас формируют конкретные люди. Неужели они не понимают, что нужно мотивировать к активности будь то человека, организацию или регион? Или они намеренно делают так, чтобы загонять всех в яму и держать на коротком поводке, манипулируя дотациями из бюджета?  

 - Возможно, МВФ рекомендует Минфину применять такую методику, чтобы никакого развития в РФ не было?

- Возможно. МВФ во многом настроен своим диктатом загонять нашу страну в стагнацию. По такой же схеме действуют регионы по отношению к муниципалитетам. Получилась своеобразная бюджетная вертикаль. Региональные центры говорят муниципалитетам: кто увеличил на миллиард доход своего городского или районного бюджета, мы этот миллиард вычтем из дотации.  

В этом первая ущербность федерального бюджетирования.

- Есть и вторая ущербность?

Да. Она заключается в том, что регион и ниже стоящий муниципалитет не заинтересованы улучшать свою социальную сферу. 

- Почему?

- Если там строят социальные объекты – школы, больницы, детские сады, – то возрастают расходы на их содержание. Нужно изыскивать в бюджетах средства на зарплату учителям, врачам, воспитателям.

Конечно, руководитель региона, города, района обязан расширять социальную среду на своей территории. Люди об этом просят: школа у нас работает в 3 смены, нужна ещё школа. Губернатор идёт навстречу избирателям. А на федеральном уровне ему говорят: тебя никто не заставлял это делать, ты сам увеличил свои расходы, сам и справляйся, а мы такой команды тебе не давали. Будучи губернатором, я несколько раз попадал в такую ситуацию. У меня тогда и строительство в 6 раз увеличилось, и новые объекты появились. Шло всё за счёт того, что я в два раза увеличил бюджет области.

Был ещё такой момент. В период, когда Медведев был премьером, мы, несколько губернаторов, стремившихся улучшать положение своих регионов, уговорили правительства заложить в федеральном бюджете средства на премирование субъектов, добившихся увеличения своих бюджетов. Деньги заложили, но, свелось всё к неадекватной оценке затраченного труда. Пример по моей Иркутской области: я на 40 млрд. увеличил доходную часть бюджета, а мне дали премию менее 2% от полученной суммы. Какой же это стимул?

- Не поощрение, а издевательство

- Совершенно верно. Увеличил производительность труда на треть, стал выпускать больше продукции, а тебе за твой труд – полпроцентика к зарплате. Какая тут может быть заинтересованность?

-  Это неспособность выше стоящих чиновников оценить труд людей?

- И это, и то, что в высших эшелонах власти нет управленцев, у которых за спиной были бы хорошие результаты. Ни одного!

 - Потому у нас не идут дела ни с местными бюджетами, ни с федеральным. КПРФ доказала, что бюджет страны должен быть до 45 трлн. рублей, а Минфин насчитал всего 26 трлн.130, 3 млрд. рублей на 2023 год… 

- Бюджет страны все эти годы, начиная с 90-ых, формировался, в основном, за счёт торговли углеводородами. Нынешнему бюджету-трёхлетке не повезло. Россию обложили санкциями. Всем открылась зыбкость экономической модели, зависимой от торговли нефтью и газом. Минфин спрогнозировал сокращение нефтегазовых доходов: ещё в этом году эти доходы составляют 42% бюджета, в 2023-ем - не более 39%, в 2024-ом – 31%, в 2025-ом – около 30%...   

- Как компенсируют выпавшие доходы?

- Лучшим решением был бы производственный сектор. Но, у нас его мало. Понимая, что любимые «партнёры» отвернулись, а с востоком ещё не заключены контракты, и вряд ли в ближайшее время на имеющийся к продаже объём сырья мы их заключим, то разработчики проекта бюджета написали, что на тот же объём увеличатся не нефтегазовые доходы. Но, не написали, как это произойдёт. Какое чудо случится с нашей экономикой, после чего вырастут доходы и наполнят бюджет? Увеличение налогов и поступлений в бюджет может дать производства. Но, мы ж его не развивали и не развиваем, с чего вдруг вырастут налоги?

- Силуанов сказал, что должны появиться 8 заводом по производству электронной продукции, для этого на будущий год будет направлено 124 млрд. рублей, в другой - 126 млрд. 

-Так это копейки… Как их может хватить на 8 предприятий? Мы видим, что вложения в экономику, инвестиции в промышленность уменьшаются. И не нефтегазовым доходам взяться неоткуда. Это чистой воды фикция. 

 В минувшие десятилетия надо было расширять переработку сырья, помимо нещадной эксплуатации недр. Но, инвестиции были мизерные, прорыва в области переработки не случилось. Поэтому запланировано снижение добычи не только газа, но и нефти. А чтобы казна не опустела, остаётся продолжить торговлю сырьём.

- Европа отказывается покупать, РФ направит углеводороды на восток?

-  Мы пытаемся повернуться на восток. Но, пока такой поворот не удалось сделать, потому снижается экспорт газа. Например, на следующий год по сравнению с текущим, планируется уменьшение продажи голубого топлива на 40%.

- Восточным партнёрам не требуется так много газа, как Европе?

- Не поэтому. Газотранспортная сеть ещё не готова перегонять газ на восток. Да, и восточные страны не торопятся заключать с РФ соглашения об увеличении закупок. Понимая, что Россия попала в безвыходное положение, они ждут, что ситуация заставит нас снижать цены.  

А нашей исполнительной власти время сделать выводы. Несмотря на многочисленные заявления ответственных лиц «слезть с сырьевой иглы», в стране по сей день продолжается уязвимая от внешнего мира экономическая политика. В нулевые годы, когда мировые цены на углеводороды выросли в 3 раза, нынешняя власть не вкладывалась в производство, щедро выделяла средства банкам, которые сразу же отправляли их за рубеж. Даже сейчас, когда мы недопустимо зависимы от импорта, продолжается политика снижения инвестиций в отечественную экономику. 

- Тут бы миллиардерам вспомнить о долге перед страной и народом. Но, буржуазная верхушка тогда спешила обогатиться, не думая о последствиях для государства, и сейчас ничего не создаёт?

- Правящий режим работал и работает на крупных олигархов, что подтверждает специальная военная операция. Продаёт углеводороды в большей степени не государство, по магистральным трубопроводам гонят сырьё те, кто получил эти ресурсы в собственность. Получил ни за что, просто так. Хотя по Конституции - природные богатства, полезные ископаемые принадлежат народу.

Однако же, большая часть выручки от продажи богатств наших недр оседает на счетах «эффективных собственников», стране, народу достаются крохи в виде 15%-ого налога.  Есть ещё и офшоры, и другие механизмы снижения прибыли, чтобы налоги оставались совсем небольшими.

- Правительство говорит о снижении поступлений в бюджет от нефти.

- И одновременно закладывает увеличение её экспорта.

- Взаимоисключающие решения?

-   Бюджетные цифры подтверждают: экспорт нефти в 2021 году составил 231,0 млн. тонн, в этом году вывоз будет в объёме 243,1 млн. тонн, 250 млн. тонн планируют вывезти из РФ в 2023 году, 255 млн. – в 2024-ом, 260 млн. – в 2025-ом. А добыча будет снижаться: с 523,7 млн. тонн в 2021 году до 515 млн. в текущем году, до 430 млн. – в 2023-ем, 495 млн. – в 2024-ом… Снижение добычи с одновременным увеличением экспорта говорят о том, что расширения переработки сырья не планируется. Но, планируется изъятие из ТЭК дополнительных доходов: из нефтяной отрасли – 400 млрд. рублей, из газовой – 1,3 тлрн. рублей, из угольной – 60 млрд. рублей, при методичном снижении инвестиций.

- Средства, в которых нуждается экономика, изымают и замораживают в ФНБ?

- Да. Потому мы и не достигли ни импортозамещения, ни создания 20 млн. высокотехнологичных рабочих мест, ни ухода от сырьевой зависимости. Реальная экономическая политика в стране всегда была иной, чем власть обещала. А чтобы люди не раскусили этот блеф, запускают такое информационное сопровождение, которое вколачивает людям в головы, что у нас всё прекрасно.

- А на деле - безнадёга?…

- Есть реальная возможность получить от топливно-энергетического комплекса (ТЭК) прирост валового внутреннего продукта (ВВП) при одновременном снижении себестоимости нашей продукции -  сельскохозяйственной, промышленной.

Правительство, как я уже сказал, хочет снизить экспорт газа почти в 2 раза. Это, конечно, деградация отрасли. Но, есть ресурс, который можно задействовать и наверстать упущенное. Сегодня техника - транспортная, строительная, грузовая, пассажирская - работает, в основном, на бензине и дизтопливе. Но, её можно заправлять сжиженным природным газом (СПГ). Это сразу даст снижение транспортных расходов на 30%.  

А так как транспортные расходы заложены в стоимость любой продукции, начиная с экспорта и доставки любых ресурсов, то оперативный перевод транспорта, да всей техники, на СПГ, заметно снизит и стоимость перевозок, и стоимость строительства. Всё удалось бы удешевить за счёт перехода техники на СПГ. Наша продукция стала бы дешевле, значит, более конкурентоспособной.      

Сегодня есть уже индивидуальные образцы по самосвалам, экскаваторам, погрузчикам, по пассажирским автобусам. Эта техника нашими предприятиями уже освоена. Если её переоборудовать для работы на сжиженном природном газе, то это даст нам увеличение объёмов использования газа внутри страны и снижение себестоимости всех видов продукции.

- Оптимистичное предложение.

- К сожалению, его не слышат. Тут я привел только один пример, как можно поднять стагнирующую экономику. Если, конечно, мыслить по-государственному.

- В Минпромторге, Минфине, Минэкономразвития до этого не додумываются и не хотят слышать разумных предложений?

- Полагаю, им интереснее продавать сырьё. Это проще владельцам, т.е., «эффективным собственникам».  Конституция РФ хоть и утверждает, что природные ресурсы принадлежат народу, но, мы знаем этот «народ» наперечёт. Это несколько десятков человек, которым намного проще перегонять наши углеводороды по построенным в советское время трубопроводам, чем создавать новые производства.

Да, хотя бы изготовление пластмасс, и то мы бы получили экономический прирост и налоговые поступления.

Россию тащат по самому убыточному пути – примитивная продажа ценнейшего сырья за рубеж, а там – закупка различных изделий из наших же нефти и газа. В итоге, наша страна остаётся слишком зависимой от запада. Потому они сейчас и позволяют себе унижать нас.

Особенно зависимы от запада те персоналии, которых мы хорошо знаем, - они правят бал. Сегодняшнее руководство РФ выражает интересы тех самых олигархов, которые разбогатели на природных ресурсах России. Их интересы для власти - превыше всего. 

Сегодняшняя власть – это верхушка айсберга. Во всеуслышание она рассказывает то, что народу нравится. Но, держится - на той подводной части, которая себя не обнаруживает, но, является главной в принятии решений.  

- Несмотря на военные действия, которые расширяются каждый день, они уже перекинулись на территорию России, в нашей экономике ничего не меняется. Мир изменился, страна сражается с возродившимся нацизмом, а бюджет – всё тот же, абсолютно ущербный, с 90-ых, и производство на нулевом цикле.

- Российская власть по-другому не может. Мы видим, как жёстко идёт спецоперация, расходы растут, всё больше и больше людей втягивается в эту воронку. А бюджет, с моей точки зрения, - он больше рекламный.

- Почему?

- Его задача доказать, что ничего особенного у нас не происходит. Идёт спецоперация? Так ею занимается Министерство обороны. А вы, массы, ведите себя спокойно, вот вам обычный мирный бюджет. Думаю, это один способов людей отвлечь от СВО, от провалов и зол. Убаюкивают людей и информационно-телевизионной мишурой, переключая их внимание на второстепенные, третьестепенные темы.

Сегодня мало кто знает, что проводимая в РФ бюджетная политика, в целом, экономическая политика, в том числе, касающаяся ТЭКа, - пагубна, она лишает страну, народ перспектив развиваться динамично, создавать конкурентоспособную, передовую, с самым высоким уровнем переработку углеводородного сырья. Для этого нам и даны такие природные богатства. Но, бездарная власть, алчные нувориши истощают Россию. И с этим невозможно мириться.

- Спасибо, Сергей Георгиевич.

 

Интервью вела Галина Платова.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.