КАРЕЛЬСКОЕ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Коммунистической партии Российской Федерации

Из жизни КПРФ

18:04
21.11.2024
АНТИКОММУНИСТИЧЕСКАЯ ИСТЕРИЯ ДОВОДИТ ДО ВАНДАЛИЗМА
22:22
19.11.2024
Г.А. Зюганов: «Ставка Центробанка в 21% душит экономику и не позволяет эффективно бороться с фашизмом»
14:01
19.11.2024
Вопрос о снижении стоимости вырубки лесов Петрозаводска - снять с повестки! 
18:06
18.11.2024
Карельские коммунисты выразили недоверие главе Петрозаводска Инне Колыхматовой и попросили ее уйти в отставку добровольно
11:52
15.11.2024
В Госдуме во втором чтении прошло обсуждение проекта федерального бюджета на трехлетний период. Коммунисты не поддержали этот проект с самого начала.
14:00
12.11.2024
Г.А. Зюганов: «Невозможно обеспечить внутреннюю стабильность в стране, когда 25 главных олигархов хватанули еще 26 миллиардов долларов»
11:09
12.11.2024
Фракция КПРФ в Заксобрании Карелии подготовила обращение в прокуратуру с просьбой проверить законность публичных слушаний, проведённых администрацией Петрозаводска 8 ноября.

РОМАНЧУК И СБОР ЛИБЕРАЛЬНЫХ ОТХОДОВ

К началу учебного года сайт udf.by разместил дежурную статью Ярослава Романчука «Нам нужен Учитель, а не сборщик б/у пэт-бутылок, цербер, подписчик газет и пропагандист».

Сборщик бутылок, цербер и пропагандист – это яркий собирательный образ, но отнюдь не учителя, а, скорее, интернет-колумниста. Многие из них годами не имеют ни официального источника дохода, ни легального места работы, но, аки греческие философы, учат жизни из бочки.

Также мы заметили, что в каждом тексте Ярослава про образование упомянут сбор отходов – посещение свалок, мусорок, сбор вторсырья, деталей, присутствуют фразы типа «натравить на бомжей» и т.д., что не может не настораживать. Возможно, виновата психологическая проекция или некая детская травма, нанесенная Ярославу во время пионерского детства и игр с товарищами.

Вот что пишет Ярослав:

«Министерство образования все превращает в колхоз, коммерчески бессмысленный, организационно архаичный, социально унизительный».

Ключевое слово в этой фразе – «коммерчески бессмысленный». Мы еще раз убеждаемся, что средняя школа – это тот лакомый кусок бюджета, на котором частник пока еще не погрел руки, но очень хотел бы. Собственно, конечные знания его мало интересуют – речь идет о государственных подрядах, поставках оборудования, программного обеспечения, питания, сборе дополнительных услуг с родителей и т.д.

Государственную школу при этом обвиняют в непрозрачности, хотя сам белорусский бизнес повально строится на занижении налоговой базы, взаимных неплатежах, левых списаниях и прочем. И в ситуации, когда общий рынок просел, им выгоднее всего работать с государственным бюджетом, из которого гарантированно заплатят.

Осталось только ликвидировать советские пережитки, которые мешают развернуться. Колумнист привычно стенает, что «учителя превратили в бесплатного, безотказного, крепостного многостаночника авторитарной, не подконтрольной людям Вертикали власти».

Заметим, что учитель уязвим не со стороны абстрактной «вертикали», а, что бывает чаще, со стороны хамоватых и наглых родителей. Однако вместо того, чтобы воспитывать родителей, общественность воспитывает то учителей, то органы государственного управления.

И эти же люди требуют некий «качественный скачок в системе образования».

Куда будем скакать? Если бы Ярослав внимательно слушал Президента на линейке, то понял бы, что проблема – зачастую в отсутствии мотивации и дисциплины у детей, которые плохо понимают, чем хотят заниматься и где работать после школы.

А учителю с немотивированными детьми очень сложно находить контакт. Тем более, когда в обществе доминирует единственная мотивация – деньги, причем здесь и сейчас.

– Без учителя мы ничто вообще, потому что не на кого опереться в это рыночное время, кроме учителя. Особенно в селах, малых городах. Не забывайте, мы договорились, что учитель должен получать как минимум среднюю зарплату, – отметил недавно Александр Лукашенко.

Но, как минимум, в рыночное время не стоит опираться на таких советчиков, как Ярослав. Напомним, что в этом году он был исключен из совета по развитию предпринимательства, так как не оправдал надежд и не поехал в колхоз. Теперь в СМИ его подписывают просто как «известного экономиста» – кстати, забавная аналогия с «известным репетитором».

В то же время другие частники уже кинулись считать, насколько государство «субсидирует» одного ребенка и даже стали требовать себе такие же субсидии на частные школы. Ярослав же предлагает государству поступить проще – дать денег и минимизировать финансовый контроль. Вот тогда заживем!

В конце статьи Романчуком предлагается некий список реформ – отменить централизованное использование одинаковых учебников (интересно, как потом сдавать экзамены), убрать культмассовые мероприятия, разрешить школам самостоятельно распоряжаться деньгами из бюджета, приглашать спонсоров на свое усмотрение и т.д.

Все это завершается призывами интегрировать в мировую экономику. Хотя заметим, что для успешного мытья полов в соседних странах, санитарных, грузовых, подсобных или сельхозработ получать образование вообще не нужно. В западной экономике вас примут любым – но только в строго отведенной нише, в которую не пойдет работать, к примеру, коренной поляк. Образование в такой «интегративной модели» – просто конвейер, который доставляет ребенка до ближайшей границы.

Наконец, присутствуют личностные выпады в адрес министра, куда же без них:

«Министр образования, классовый большевик, перекосил систему образования в сторону политических, идеологических и административных функций, а образования, знания, наука для него и Минобра – это так, подобное занятие, как, в свое время, для профессиональных советских спортсменов была прикрытием работа на заводах», – пишет Романчук.

Министр, на минуту, занимал должность проректора БГПУ и, в отличие от Ярослава, в прикрытии не нуждается, работал и в школе, и в вузе, и педагогику знает не только по теоретическим занятиям в инъязе, как Ярослав.

Но хватит умозрительных рассуждений, посмотрим практику.

Школа и реформы Всемирного банка

Чтобы понимать, куда либералы мягко ведут нашу школу, мы обратимся к опыту нашего южного соседа и познакомим читателя с украинской реформой. Причем самое любопытное там – это отнюдь не влияние националистов, а влияние международных кредиторов.

Начнем с кадров. Новый, 2019-й учебный год украинские работники сферы образования встретили с долгожданным новым начальством. Новым министром образования стала Анна Новосад, самый молодой украинский министр – ей всего 29 лет.

Самый молодой министр получила степень бакалавра в Киево-Могилянской академии в 2011 году, после чего стала стипендиатом Фонда открытого общества (Фонда Сороса), поступив в Университет Маастрихта, где получила степень магистра «европейских студий», а затем стажировалась в рамках украинско-канадской парламентской программы.

На родину вернулась в составе «десанта» стипендиатов Сороса на Евромайдан, где с декабря 2013 активно требовала евроинтеграции, завернувшись в украинский флаг. Участвовала в захвате здания Киевской горадминистрации. И уже в 2014 году в возрасте 24 лет стала советницей министра образования Сергея Квита, известного своими националистическими взглядами.

Сейчас Анна Новосад обещает ускорить внедрение концепции «Новой украинской школы» (НУШ), в рамках которой ученикам предлагается овладеть за 12 лет обучения не отдельными предметами, а «компетенциями». В число главных компетенций входит владение государственным языком, а все прочие «компетенции» объединены, чтобы дать общие представления и ряд практических навыков. Иными словами, украинская школа с классического образования переориентируется на производство работника с достаточно узким кругозором.

В отличие от нашей страны, в Украине активно внедряются специализированные школы. Упор в рамках реформы должен делаться на профильных предметах, то есть если родители в младших классах определились, что ребенок должен стать экономистом, то литература ему уже ни к чему. Физику, химию, биологию, географию, астрономию попытаются ужать в общий курс под названием «Человек и природа», а алгебру с геометрией в общий курс математики. Естественно, это предполагает массовое сокращение учительских ставок. Теперь какой-нибудь один оставшийся школьный географ должен попытаться объяснить детям целый ряд предметов.

Это есть следствие сокращения расходов на систему образования, чего требуют западные кредиторы. Со времен победы Евромайдана расходы на образование неуклонно сокращаются – растут лишь выплаты по внешним кредитам.

Тем не менее, в прошлом году директор Всемирного банка по делам Беларуси, Молдовы и Украины Сату Кахконен сетовала, что расходы на образование на Украине все еще высоки. На этом фоне обещания Владимира Зеленского в статусе кандидата дать учителям зарплату $4 тыс. в месяц выглядят откровенным издевательством.

Именно чтобы правительство снизило расходы, Всемирный банк выдает кредиты на «ускорение реформы образования». «Министерство образования сейчас работает с Всемирным банком над возможным большим кредитом для реформы образования», – прямо говорит Новосад.

Анализ ВБ: почему не изменилось качество образования

Между тем, сами аналитики Всемирного банка, изучая текущую реформу системы образования в Украине, отметили, что увеличение размера заработной платы педагогам не привело к улучшению качества образования.

Полностью с отчетом можно ознакомиться по ссылке.

В частности, там отмечено, что закон Украины «Про освіту» (ст. 78) обязывает государство фиксировано ассигновать на образование средства в размере не менее 7 процентов валового внутреннего продукта, что потенциально ослабляет стремление к повышению эффективности расходования средств.

Также авторы отчета полагают, что в Украине слишком большая сеть школьных заведений и во многих классах количество учеников не превышает 20 человек. Этот показатель – один из самых низких Европе.

Сравнение зарплат украинских учителей с их европейскими коллегами – некорректно, утверждают аналитики ВБ. Сравнивать нужно зарплаты по другим отраслям в пределах одной страны. И здесь зарплата педагогов вполне коррелирует с показателями в других странах — на 10-30% меньше, чем получают люди в других профессиях с подобным стажем и образованием. Эти 10-30% компенсируются тем, что педагоги имеют меньше рабочих часов и гарантированную занятость.

Кроме того, повышение платы не гарантирует лучший результат работы. Мнение о том, что увеличение оплаты привлечет талантливую молодежь – сомнительно, считает Всемирный Банк. Увеличение зарплат стимулирует в первую очередь учителей пенсионного возраста как можно дольше оставаться на работе.

Также увеличение зарплаты не снижает желания заниматься репетиторством, ведь, как ни крути, учителя все равно будут иметь свободное время, которое могут потратить для дополнительного заработка и вряд ли будут от него отказываться.

Поэтому если Романчук не доверяет мнению коммунистов, рекомендуем обратиться к мнению коллег-либералов. Их анализ наглядно показывает, что надо прекратить не сбор вторсырья, а сбор либеральных «отходов» – т.е. неработающих популистских идей.

В заключение напомним также, что расходы на образование – одни из самых больших в бюджете Беларуси. На них тратится 17% государственного консолидированного бюджета. В деньгах это примерно Br 6 млрд, причем почти половина идет на общее среднее образование. Фактически, дети – самые богатые люди в стране. Впрочем, светила либеральной мысли это плохо понимают, они умеют считать только зарплаты.

В целом же республика тратит на образование около 5% ВВП, что сопоставимо с расходами развитых стран – однако либералы, опять же, думают не над тем, как увеличить ВВП, а, наоборот, всячески протаскивают «реформы», которые обернутся его падением.

Андрей Лазуткин

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.