Репортаж в "Правде" с круглого стола КПРФ, посвященного проблеме вывода страны из системного кризиса
«Круглый стол», посвящённый проблеме вывода страны из системного кризиса, состоялся 23 мая в Госдуме по инициативе фракции КПРФ. Депутаты-коммунисты пригласили к разговору представителей законодательной и исполнительной власти, чтобы, обобщив все предложения, выработать «правовые основы антикризисного регулирования и структурных преобразований экономики России в условиях экономических, политических и финансовых санкций». В форуме приняли участие, в том числе с использованием видео-конференц-связи, 65 субъектов Федерации.
Открыл работу «круглого стола» Председатель ЦК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Государственной думе Геннадий ЗЮГАНОВ. Он выразил надежду, что парламентские слушания помогут в реализации двадцати неотложных мер для преображения России, предложенных КПРФ и поддержанных ведущими учёными, крупнейшими промышленниками, предпринимателями, патриотическим союзом. Эти меры обсуждались на двух крупных конференциях, которые проводились на Орловщине и были апробированы народными предприятиями. Теперь их необходимо подкрепить законодательно.
«Если не изменим курс, который проводится последние почти 30 лет, то катастрофа неизбежна, — подчеркнул Геннадий Андреевич. — Мы единственная страна в мире, которая с 1991 года потеряла 20 миллионов только русских, государствообразующего народа. За прошлый год вымер почти миллион. Эта политика должна быть изменена.
Идёт кадровая деградация. ЕГЭ и Болонская система не дают полноценного образования, разрушена вся система профтехобразования, без которой невозможно развивать ни одну отрасль производства.
Раскол общества углубляется. Восьмой год подряд трудящиеся нищают, олигархи, даже в условиях «гибридной войны», продолжают богатеть.
Износ оборудования достиг 60% и не сокращается. Технологическое отставание налицо, уже никто не удивляется, что в наших военных изделиях по-прежнему иностранные «закладки», чего не должно быть категорически.
Американцы, прежде чем начать «гибридную войну», хорошо к ней подготовились. Они вводят один пакет санкций за другим продуманно, согласованно. 42 страны поставляют оружие на Украину для того, чтобы мы убивали друг друга, а они будут потирать руки и жиреть.
Поэтому наша задача — всё сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему. И КПРФ показывает пример: наши народные предприятия стали образцовыми.
Очень важно иметь крепкие тылы и хорошо развитое производство. Поэтому нужен новый курс на импортозамещение. Надо избавиться от банковского диктата и скинуть с России удавку ВТО. Фракция КПРФ не раз предлагала выйти из Всемирной торговой организации, внося соответствующие законопроекты.
Ленинско-сталинская модернизация является вершиной индустриального развития человечества. Средние темпы роста экономики за 25 лет — 14%. Китайцы дали около 10%. Никто больше в мире не показал такие результаты. Наши народные предприятия их показывают.
Мы предложили В. Путину организовать во всех районах такого рода коллективы, как подмосковный совхоз имени Ленина, возглавляемый П. Грудининым, марийский СПК «Звениговский», руководит которым И. Казанков, Усольский свинокомплекс, где директор И. Сумароков. Правительство сейчас с огромным интересом изучает этот опыт».
Мобилизоваться для возрождения страны
С докладом выступил заместитель Председателя ЦК КПРФ, председатель комитета Госдумы по аграрным вопросам, академик РАН Владимир КАШИН:
«В 90-е годы прошлого века под лозунгом «У России врагов нет!» начала формироваться новая экономика нашей страны, глубоко интегрированная в мировую, чем гордились младореформаторы. Россию быстро заманили в Международный валютный фонд, Всемирный банк и ещё во множество международных организаций с целью взять страну под контроль и установить внешнее управление её экономикой и финансами.
К 2012 году в России был в основном завершён процесс ликвидации промышленности и страну срочно приняли во Всемирную торговую организацию (ВТО). Россия к тому времени уже мало что производила, поэтому её приём в ВТО был нужен, чтобы обеспечить такое состояние на длительное будущее. Запад получил полный контроль над новым потребителем.
С 2012 года выпуск промышленной продукции уменьшался. Ежегодно закрывалось около 400 промышленных предприятий, а потом приступили к ликвидации малого и среднего бизнеса. В 2016 году была создана корпорация по оказанию помощи малому и среднему бизнесу, которая «помогла» сократить количество предприятий на 1,5 млн. ВВП России в 2012 году составлял 85 трлн руб., в 2017-м — 87 трлн, а к 2021 году он подрос до 93 трлн руб. в ценах 2016 года. Обещанного удвоения ВВП не произошло!
Долговые обязательства почти утроились, но наряду с этим золотовалютные резервы достигли 630 млрд долл. Доходы от размещения ФНБ в 2022 году составят 39 млрд руб., а расходы на обслуживание государственного долга — 1,4 трлн. Где тут выгода?!
Была изменена структура экономики. 65% крупной собственности оказалось у иностранных инвесторов. Количество предприятий с участием иностранного капитала в 2021 году составило 28,4 тысячи.
44 тысячи предприятий России были зарегистрированы в зарубежных юрисдикциях в 82 странах. Государство теряло около 5 трлн налогов ежегодно. По разным данным, от 25 до 46% российской экономики оказалось в тени. Такая структура экономики позволяла ежегодно вывозить из России в среднем 50 млрд долл., а в первом квартале нынешнего года вывезено 62 млрд. Россия стала кормушкой стран Запада.
Экономическая политика правительства без влияния санкций привела к сокращению количества предприятий с 4,8 млн в 2015 году до 3,03 млн в 2021-м. И потери продолжаются: в 2021 году — сокращение ещё на 160 тысяч.
Рост промышленного производства в 2021 году составил 5,3% по сравнению с предыдущим годом, однако по сравнению с 2019-м (доковидным) рост — всего 3,1%. При этом по сравнению с 2019 годом добыча выросла на 1,1%, обрабатывающее производство — на 1,4%, энергетика — на 4,3%.
Но даже этот микроскопический рост был обеспечен повышением цен производителей на 24%, в чём особенно отличились: добывающие отрасли — на 43,1%, обрабатывающие производства — на 21,4%, производство пищевых продуктов — на 15%.
Экономика России деградирует. В 2017 году страна производила 307 тысяч шт. двигателей внутреннего сгорания, в 2020-м — только 294 тысячи. Производство легковых автомобилей упало на 94 тысячи. Производство автокранов за один год (2019/2020) упало на 177 штук. Магистральных электровозов стали выпускать на 56 штук меньше. С 2017 года выпуск деревообрабатывающих станков упал на 556 штук, машин кузнечно-прессовых — на 426 единиц. Прядильных машин производим только 14 единиц в год.
В сельском хозяйстве благодаря строительству 9 свинокомплексов и 12 птицефабрик удалось решить проблему производства куриного и свиного мяса. Зерновых стали выращивать в среднем более 100 млн тонн. Но поголовье крупного рогатого скота катастрофически сокращается. Если в 2012 году КРС было 19 млн голов, то 2021-м — 17 млн. Коров было — 8,6 млн, стало 7,7 млн. Сокращается поголовье овец, да и вообще половина скота выращивается в личных подворьях граждан, государство к скотоводству относится прохладно. Программа комплексного развития села закрыта, финансирование сельского хозяйства снижается каждый год. Россия давно лишилась семенного фонда, маточного поголовья скота и даже яиц для разведения кур.
В стране продолжается деградация!
Граждане набрали кредитов в банках на сумму 24 трлн руб. Просроченные кредиты составили сумму 1 трлн руб. За 2021 год суды объявили несостоятельными 137 тысяч граждан и ИП. Определены к взысканию судебными приставами 482 млрд руб.
Чем расплачиваться, если средняя реальная зарплата 37089 руб. (снизилась на 11%), номинальная зарплата — 52355 руб. 49,9% граждан имеют доходы менее 19 тыс. руб. в месяц.
Средняя пенсия составила 17,5 тысячи руб. и увеличилась на 6,3%. Но её рост произошёл за счёт разовой выплаты по 10 тысяч руб., а также за счёт сельской надбавки, которая составила 1511 руб., и надбавки восьмидесятилетним — 916 руб. У всех остальных пенсия поднялась незначительно.
Тридцатилетний период проживания на прожиточном минимуме сократил численность населения страны на 15 млн человек. По данным ООН, Российская Федерация по коэффициенту смертности занимает 187-е место из 196 стран мира.
Население стремительно покидает сельскую местность. За 30 лет численность селян уменьшилась на 3 млн человек, а естественная убыль составила 4,6 млн человек.
В стране более 4 млн безработных и 30 млн самозанятых, которые, по сути, те же самые безработные. За чертой бедности проживает 31% населения, доля малоимущих почти не меняется на протяжении последних 10 лет.
Фракция КПРФ 9 раз вносила законопроект о «детях войны», чтобы улучшить положение этого героического поколения, но фракция «Единой России» блокирует его принятие.
Рост цен и тарифов отбирает у людей последние копейки. В среднем платежи за услуги ЖКХ за последние 6 лет подорожали на 30%, а долги населения сбытовым организациям выросли до 461 млрд руб.
Сегодня на 50% бедных граждан приходится всего 17% национального дохода, в то время как в первый год пандемии российская олигархия приумножила своё состояние на 62 млрд долл. США. Даже в нынешнее непростое время число долларовых миллиардеров составляет 88 человек с суммарным состоянием в 352 млрд долларов.
Наряду с ростом богатства олигархии продолжается рост потребительских цен, иногда в 10 раз на отдельные продукты, что говорит о необходимости регулировать цены, но закон КПРФ, трижды вносимый в Думу, всякий раз отвергался.
Не может быть такого, чтобы цена пшеницы была 15 руб. за килограмм, а цена печёного хлеба — 92. Молоко принимается от производителя по цене 29 руб., а продаётся за 87.
Рыночные процессы не регулируют ценообразование. Наше законодательство практически уничтожило отечественную торговлю и колхозные рынки, предоставив монопольное право на торговлю в России иностранным торговым сетям.
В отсутствие государственного регулирования и реальной конкуренции цены на продовольствие в 2021 году подскочили на 8,6%, плодоовощная продукция подорожала на 12%, цены на свёклу и морковь взлетели до 200 руб. за килограмм.
Между тем в стране ещё остались немалые денежные накопления — 162 млрд долл., и, если прекратить утечку капитала и навести порядок в экономике, они будут приумножены. Развёрнутую характеристику финансов и бюджета развития КПРФ дала в прошлом году на заседании «круглого стола». Прогрессивный подоходный налог на сверхдоходы даёт 1,7 трлн руб. Государственная монополия на производство и реализацию спиртсодержащей продукции и табака увеличит поступления в бюджет на 1,5 трлн руб., взимание природной ренты с продажи нефтегазовых ресурсов может дать ещё 2 трлн. Отмена возврата НДС от продажи природных ресурсов даст бюджету 2 трлн руб. в год, ликвидация теневой экономики — 13,6 трлн, регистрация российских офшорных предприятий в России — 5 трлн, ликвидация профицита бюджета — 1 трлн, упразднение бюджетного правила — 2,3 трлн, дивиденды национализированных компаний — 1 трлн, международные резервы — 13 трлн, кредитные ресурсы в банковской системе — 60 трлн, доходная часть федерального бюджета — 23 трлн. Итого 126 трлн руб. Это общий объём накоплений, которым может располагать Россия сегодня. Из этой суммы консолидированный бюджет развития России может составлять 50—65 трлн руб. в год, а федеральный бюджет — порядка 40 трлн в зависимости от реального плана социально-экономического развития.
Для того чтобы реализовать бюджет развития, фракция КПРФ разработала необходимые законопроекты, но они даже не рассматриваются. Мы внесли законопроект о прогрессивной шкале обложения подоходным налогом, который мог принести бюджету 1,7 трлн руб., но председатель правительства М. Мишустин заверил нас, что собрать этот налог невозможно. Однако через полгода по инициативе правительства был увеличен НДФЛ на сверхдоходы на 2%, и по итогам года страна получила 87 млрд руб., которые должны были пойти на лечение детей с орфанными заболеваниями, но не пошли.
Фракция КПРФ вносила законопроект о госмонополии на производство и реализацию спиртсодержащей продукции. Этот законопроект мог принести бюджету более 1,5 трлн руб. дохода, но был отвергнут.
Мы вносили законопроект о деофшоризации экономики, который мог принести бюджету 5 трлн дохода. Разрабатывали проект закона об изъятии природной ренты с выручки от продажи нефтегазовых ресурсов. Сколько раз в Госдуме ставился вопрос о прекращении возврата НДС при продаже природных ресурсов, но всё бесполезно!
КПРФ долгое время настаивала на введении планирования, был принят соответствующий закон, но, к сожалению, он не работает, а правительство продолжает ориентироваться на прогнозы.
Все уродливые схемы российской экономики были рекомендованы международными организациями, которые были созданы в интересах США и стран «золотого миллиарда». В первую очередь России необходимо выйти из всех международных организаций, которые мешают ей развиваться и не защищают её от произвола США. К таким организациям относятся прежде всего МВФ, ВТО, ВОЗ, Всемирный банк.
Россия должна отказаться от ВТО в пользу Таможенного союза и Евразийского экономического союза. Участие во Всемирной торговой организации приносит России только убытки, которые уже превысили 4 трлн руб. Законопроект о выходе из ВТО фракцией КПРФ подготовлен и внесён в Госдуму три года назад, но до сих пор не рассмотрен.
Настойчивое приглашение иностранных инвесторов привело к скупке акций наших предприятий, но не для их развития, а для уничтожения, чтобы убрать конкурента, либо выкачать из России максимум доходов и вывести за границу. Сегодня иностранцы закрывают свои предприятия, оставляя страну без главных отраслей промышленности.
Теперь главное. Принимая во внимание сложную структуру российской экономики и вызванную этим неуправляемость в среде предприятий, КПРФ предлагает ввести мобилизационную экономику, то есть государственное управление крупными предприятиями промышленности и агрокомплекса. Это необходимо прежде всего для того, чтобы подчинить предприятия разных форм собственности, в том числе иностранной, единой задаче преодоления кризисной ситуации и возрождения экономики.
Пока импортозамещение есть только на бумаге. Эта идея деформировалась в фарс, когда импорт из одних стран заменён тем же импортом из других.
Вторая индустриализация требует подготовки квалифицированных кадров. Но происходит всё наоборот: снижается доступность высшего образования, количество учреждений среднего профессионального образования сократилось до 3,6 тысячи (с 2019 года — на 0,9%). Чтобы развивать собственное производство, необходимо восстановить все ПТУ для подготовки рабочих кадров, обязать руководителей и собственников промышленных предприятий проводить фабрично-заводское обучение молодёжи рабочим профессиям, возродить образовательную систему в полном объёме по данным на 1 января 1990 года, отменить платное обучение, воссоздать систему оплаты труда работников народного образования, которая была до 1988 года, упразднить ЕГЭ, восстановив классическую систему образования в средней школе.
С целью успешной реализации плана второй индустриализации России на основе достижений научно-технического прогресса необходимо привлечь представителей научных центров к возрождению отраслевой науки. Для этого нужно увеличить в три раза расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКРы), восстановить отраслевые НИИ при минпромторге, научно-исследовательские институты сельского хозяйства закрепить за минсельхозом, расширить спектр фундаментальных и прикладных научных исследований и формирование перспективных планов НИР на основе приоритетных направлений развития науки и техники, пересмотреть структуру экономики.
Необходимо ввести запрет на регистрацию российских предприятий за рубежом, за исключением их представительств. Во-первых, бюджет теряет налоги, во-вторых, утрачивается влияние руководства страны. Также неприемлемо, когда 92% торговли принадлежит иностранным торговым сетям. Они заинтересованы выполнять указания своих правительств по распространению товаров импортного производства, но не российского!
Нужна госпрограмма развития предприятий по производству товаров народного потребления, транспортных средств, станкостроения, энергетики, по обработке древесины. Следует оказать особую поддержку отечественной фармацевтической промышленности как фактору обеспечения безопасности населения.
Стоит задача восстановить единую энергетическую систему страны и обеспечить государственный контроль за ней. Реформа РАО ЕЭС привела к полной неэффективности энергетики России. За 31 год рост выработки электроэнергии в России составил 4,5%. За этот же период производство электроэнергии в Италии выросло на 23%, в Канаде — на 27%, во Франции — на 31%. При этом стоимость электроэнергии у нас увеличилась в 6,4 раза. Хуже того, в России более 60% газотурбинных установок (ГТУ) — импортные. При этом все отечественные ГТУ большой мощности произведены на основе лицензионных соглашений с иностранными компаниями. Таким образом, Россия лишилась права даже на производство отечественных ГТУ. Не зря А. Чубайс получил щедрую награду от королевы Великобритании, которой служил верой и правдой все эти годы.
Ни одна российская реформа, ни одно преобразование не будут иметь успеха, если не изменить финансовую систему страны. ЦБ допустил изъятие золотовалютных резервов из казны государства. Именно поэтому в первую очередь необходимо изменить статус Банка России, подчинить его президенту РФ и придать ему статус казённого учреждения. Об этом можно спорить или обсуждать разные варианты, но оставлять ЦБ в нынешнем положении нельзя!
Необходимо вывести иностранный капитал из банковской системы России. Это не дело, когда половина акций системных банков находится в руках враждебных России государств. Отсюда и финансовая политика, направленная на недоступность кредитов в отечественных банках. Зато за рубежом российские предприятия набрали кредитов на сумму около 500 млрд долл. По примеру Китая банковскую систему необходимо национализировать, при этом оставить только системные государственные банки. Следует установить госрегулирование размера процентных ставок по кредитам и полный валютный контроль. Банковская система должна выполнять функции беспрепятственного оборота денежной массы, но не являться средством наживы!
Объём золотовалютных резервов целесообразно привязать к размеру трёхмесячного импорта, тогда будет возможность направить остальные финансовые накопления на кредитование и развитие экономики.
Преобразование налоговой системы России надо начать с отказа от особых экономических зон и территорий опережающего развития, а далее отменить налоги, которые делают нашу продукцию неконкурентоспособной: НДС, НДПИ, налог на землю и недвижимое имущество с кадастровой стоимости.
Бюджетное финансирование реального сектора экономики должно составлять не менее 4—6 трлн руб. в год.
Необходимо принять долгосрочную программу развития малого и среднего бизнеса. Налоги и обязательные платежи для этой категории хозяйств не должны превышать 20% в цене продукции. Нужно объявить налоговые каникулы для малого и среднего бизнеса с учётом его социальной значимости и «заморозить» рост арендной платы для его предприятий.
Особое место в экономике страны занимает сельское хозяйство. Эта отрасль обеспечивает стране продовольственную безопасность и потому является главенствующей!
Сегодня речь идёт не о развитии экономики сельского хозяйства, а о восстановлении села. В большинстве регионов сёла заброшены, производства нет, народ разбежался, остались только старики. Посмотрите, как возрождает своё село братская Белоруссия: в агрогородках вместе с сельхозпредприятием создаётся социальная инфраструктура. Жильё предоставляется бесплатно с перспективой выкупа. В такие городки с удовольствием едут все специалисты, а эффект потрясающий! У нас же специалистов заманивают то дальневосточным гектаром, то мизерной зарплатой, то миллионом рублей на обзаведение хозяйством. Всё это не даёт необходимого эффекта.
Чтобы поднять село, нужно государственную финансовую поддержку довести до 10% расходной части бюджета, установить паритет закупочных цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию и развивать малый бизнес. Программу импортозамещения необходимо трансформировать в государственную программу развития сельского хозяйства, задачами которой должны стать: создание агрогородков при крупных сельскохозяйственных предприятиях; освобождение от налогообложения фермеров и граждан, занимающихся сельскохозяйственным производством без образования юридического лица; восстановление в полном объёме сельхозмашиностроения.
Вся земля должна быть обращена в государственную собственность. Чтобы заместить импорт, необходима ориентация на крупнотоварное производство во всех отраслях сельского хозяйства. Образцом качественной жизни и труда должны быть народные предприятия. Надо установить мораторий на банкротство сельскохозяйственных предприятий, жёстко карать за преднамеренное и фиктивное банкротство организаторов этих процедур.
Только на основе таких преобразований можно вывести Россию на путь прогрессивного развития. Но во главу угла всех преобразований должен быть поставлен человек. Главная потребность человека — это его здоровье.
Именно поэтому важными требованиями коммунистов остаются упразднение страховой медицины и восстановление государственной системы здравоохранения.
Уровень жизни народа не должен понижаться. В рыночных отношениях средняя зарплата работающих должна быть не менее средней по Евросоюзу, средняя пенсия — 40% от этой суммы.
Вместо материнского капитала ввести бесплатное высшее образование для детей из многодетных семей и бесплатное предоставление жилой площади.
Для граждан, имеющих совокупный доход семьи менее 50 тысяч руб. в месяц, ограничить размер жилищно-коммунальных платежей 7% от суммы совокупного дохода. Запретить выселение из единственного жилья граждан России. Отменить платежи за капитальный ремонт в многоквартирных домах и налог на недвижимость с кадастровой стоимости.
Понизить пенсионный возраст до 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Упразднить Пенсионный фонд, его средства консолидировать в федеральный бюджет. Пенсии индексировать независимо от трудовой деятельности пенсионера, возвратить все недоплаченные денежные средства работающим пенсионерам. Принять закон о «детях войны», в котором установить льготы, соответствующие льготам тружеников тыла. Отменить Федеральный закон №122 от 22.08.2004 года (о «монетизации» льгот), восстановить все упразднённые этим законом льготы.
Сейчас полмира ополчилось на Россию, экономические санкции поставили страну на уровень военного положения. Надо восстанавливать экономику до мощи Советского Союза. Вторая индустриализация на основе новейших технологий, реставрация образовательной системы, восстановление государственной системы здравоохранения — вот «три кита» возрождения величия и мощи нашей страны.
При этом важно создать условия для консолидации общества на принципе социального равенства. Оно должно определяться не только имуществом и доходами, но и в большей мере долей вклада в свою страну и ответственностью за судьбу своей страны и её народа. Такая идеология не приходит командным способом, она долгие годы вырабатывается воспитанием детей и молодёжи в духе патриотизма, любви к своей большой и малой родине, любви и уважения к своему народу. Однако такое воспитание будет иметь успех лишь в том случае, если любовь гражданина и Отечества будет взаимной. Именно поэтому КПРФ давно настаивает на создании детских и юношеских организаций, на введении воспитания в школах и во всех учебных заведениях.
Принятие этих мер позволит преодолеть кризис, консолидировать общество, вселить в людей уверенность, что экономику России можно вывести на путь развития, а страну — на путь процветания!»
Не быть подсобным хозяйством мирового капитала
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Николай АРЕФЬЕВ:
«В начале Первой мировой войны царю Николаю II доложили, что на предприятиях идёт саботаж поставок вооружения. При выяснении причин оказалось, что 42% предприятий принадлежат «иностранным инвесторам недружественных стран». Провели национализацию, снизили иностранное присутствие до 12%, и вооружение стало поступать на фронт.
Ныне ситуация аналогичная.
В структуре экономики России 65% крупной собственности принадлежит иностранцам. В общем, Россия куплена и попала под тотальный контроль Запада. А реформировать чужое нам никто не позволит.
Сегодня оккупационная политика предстала во всей красе! Из 12 иностранных автозаводов 8 остановлены. 328 иностранных компаний прекратили работу полностью и 74 — частично. 200 тысяч человек оказались за воротами.
768 российских самолётов были зарегистрированы на Бермудах, и у них отобрали регистрационные документы. 520 российских самолётов иностранных лизингодержателей запрещены к использованию из-за санкций, а 20 российских авиакомпаний, то есть почти все, внесены в «чёрный список» по воздушной безопасности.
Правительство занимается уговорами иностранцев остаться в России, вместо того чтобы дать им пинка под зад. Политика иностранной зависимости продолжается, санкции ничему не научили.
Надо создавать собственную экономику!
Для этого России в первую очередь необходимо выйти из всех международных организаций, которые мешают ей развиваться и не защищают её от произвола США. К таким организациям относятся прежде всего МВФ, ВТО, Всемирный банк.
Во-вторых, принимая во внимание сложную структуру российской экономики, КПРФ предлагает ввести мобилизационную экономику, то есть государственное управление крупными предприятиями промышленности и агрокомплекса.
В-третьих, нужен конкретный стратегический и краткосрочный план выпуска импортозамещаемой продукции. Сейчас в России строятся 20 крупных перерабатывающих заводов. Среди них два судостроительных, да и то под газовозы, остальные — сырьевые. Всё опять делается не для развития страны, а для извлечения олигархией скорой прибыли.
В-четвёртых, необходимо пересмотреть структуру экономики и ввести запрет на регистрацию российских предприятий за рубежом, за исключением их представительств. Было бы правильным в течение 6 месяцев вернуть в юрисдикцию России все предприятия и транспортные средства, зарегистрированные в офшорных государствах мира. Предприятия и организации, не зарегистрированные в России, национализировать после этого срока и преобразовать в казённые предприятия.
В-пятых, национализировать предприятия иностранных инвесторов, имеющих полную локализацию производства и остановленные инвесторами в связи с экономическими санкциями.
В-шестых, необходимо преобразовать финансовую систему. По примеру Китая необходимо срочно национализировать всю банковскую систему, а Центральному банку придать статус казённого учреждения и подчинить президенту страны.
И, наконец, нужна вторая индустриализация страны на основе новейших технологий. По существу, необходимо вести политику импортонезависимости, а значит, производить всё самим, оставляя небольшое и незначительное место импорту для подсортировки.
О том, какой должна быть экономика, чтобы страна была независимой, сказал И.В. Сталин на XIV съезде ВКП(б): «…Мы должны строить наше хозяйство так,.. чтобы наше хозяйство развивалось не как подсобное предприятие мирового капитализма, а как самостоятельная экономическая единица, опирающаяся, главным образом, на внутренний рынок, опирающаяся на смычку нашей индустрии с крестьянским хозяйством…»
Заместитель министра промышленности и торговли Алексей УЧЁНОВ:
«Сегодня в зоне ответственности нашего ведомства находится обрабатывающая промышленность, и она по итогам 2021 года составляет долю в объёме ВВП 16,1%.
Мы находимся в постоянном диалоге с КПРФ, которая ставит нам цель наращивания этой доли в структуре ВВП. И тут можно радостно отметить положительную динамику: по итогам 2020 года доля обрабатывающей промышленности в объёме ВВП составляла 13,7%. Доля торговли находится на уровне 13%.
Что касается предпринимаемых мер, на уровне правительства создана Комиссия по повышению устойчивости финансового сектора отдельных отраслей. В целом было принято более 200 мер поддержки. По блоку промышленности — около 40. И отрадно отметить то, что предложения КПРФ нашли отражение по духу, по сути в тех мерах, которые были приняты. В финансовом блоке — это программа льготного кредитования. Было принято решение о необходимости выделения на эту программу около 120 млрд руб. Сегодня наше ведомство активно приступило, согласно соглашениям, заключённым с банками, к выдаче этих субсидий. Кредитных договоров по льготной ставке заключено на сумму более 880 млрд руб. Фактически выдано уже 450 млрд реальному сектору. Эта мера позволит привлечь до 1,5 трлн руб. льготных кредитов.
Мы активно работаем над формированием консолидированного спроса. И здесь ведущую роль мы видим в возобновлении полноценной системы ГОСТов в техническом регулировании. В советское время эти ГОСТы были обязательными, сегодня система, скажем так, не обязательная, а добровольная. Но наше ведомство ведёт активную работу над возобновлением этого института как полноценного. Это позволит формировать те требования к отечественной продукции, которые сделают её конкурентоспособной и востребованной».
Заместитель министра здравоохранения РФ Владимир ЗЕЛЕНСКИЙ попытался уверить участников «круглого стола», что в условиях борьбы с ковидом на здравоохранение были брошены «беспрецедентные» ресурсы. Чиновник минздрава сообщил, что в 2021 году из федерального, региональных бюджетов и бюджета ОМС на здравоохранение было потрачено 5 трлн руб. В объёме ВВП это составляет 3,8%. Однако коммунисты настаивают: расходы на здравоохранение должны составлять минимум 6—7% ВВП.
Защищая систему обязательного медицинского страхования, В. Зеленский заметил: «Как ни парадоксально, система ОМС позволяет не размазывать сметы по всем учреждениям, а хотя бы понимать объём оказанной медицинской помощи и её реальную стоимость». Тем не менее эта система весьма затратна и недостаточно эффективна, о чём свидетельствуют и анализ Счётной палаты РФ, и выводы специалистов из КПРФ. Стоимость одних и тех же медицинских услуг по регионам отличается в разы. Кратная разница и в зарплатах врачей и медработников, и в подушевом финансировании, что сказывается на оснащении медучреждений. Поэтому дискуссия «бюджетная или страховая модель» — не научная, как старался доказать В. Зеленский, а политическая и сугубо практическая.
«У нас беда в том, что всю первичную медицину сбросили на местные плечи, а там пустые бюджеты: долги 2,5 трлн руб. Мы должны всё восстановить», — подчеркнул Г. Зюганов, комментируя выступление чиновника из минздрава.
Четыре года возглавляет Орловскую область красный губернатор Андрей КЛЫЧКОВ. За это время регион, опередив Кубань, вышел в чемпионы по производству хлеба: 5 тонн на человека. Молодой руководитель поделился опытом работы своей команды и свежими идеями:
«В этот тяжелейший период мы в ежедневном режиме ведём мониторинг текущей ситуации, вносим предложения в федеральные министерства, работаем и с нашим депутатским корпусом. С 1 марта 2022 года под моим руководством создана и функционирует комиссия по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в регионе.
Мы видим несколько сложных направлений, которые требуют решения. Это в первую очередь поиск российских поставщиков комплектующих взамен иностранным. Здесь мы индивидуально работаем с каждым предприятием.
Второе направление — поиск новых логистических цепочек по поставкам оборудования и прохождению таможенных процедур для наших предприятий.
Особое внимание хочу обратить на развитие промышленной кооперации в производстве изделий и комплектующих. Мы создали биржу кооперации для решения задачи импортозамещения, и буквально на первой неделе её работы заявило о себе 89 предприятий».
Среди рисков Андрей Клычков назвал нехватку оборотных средств, высокие ставки по кредитам в банковской сфере. Потребность в оборотных средствах для области составляет без малого 3 млрд руб. до конца года.
Новая мера поддержки — выделение грантов на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам в целях пополнения оборотных средств. Предприятиям возмещается часть затрат на приобретение нового оборудования.
С 10 марта до конца года введён мораторий на плановые проверки индивидуальных предпринимателей и малых предприятий Агропромышленный комплекс Орловской области работает с достаточно высокими показателями. Объём господдержки АПК на текущий год превысит 1,7 млрд руб. Получила поддержку хлебопекарная промышленность для сохранения цен на социальный хлеб.
Ещё одна важная тема — поддержка экспортно ориентированных предприятий. Внешнеторговый оборот региона за прошлый год увеличился почти на 45% и составил 814 млн долл. Причём более 99% — это не сырьевой экспорт. В первом квартале произошло изменение ключевых направлений поставок региональной продукции — приоритетными стали страны СНГ.
По итогам первого квартала 2022 года индекс промышленного производства в Орловской области составил 105%, результат 2021 года — 111%. Численность официальных безработных с 1 апреля уменьшилась в 1,6 раза по сравнению с 1 апреля прошлого года.
Важным инструментом развития в современных условиях является межрегиональная производственная кооперация. Необходимо очень чётко в масштабах всей страны понимать потребность каждого региона в номенклатуре импортозамещения и оказывать содействие в развитии необходимых производств с учётом имеющейся специализации регионов.
К сожалению, на фоне всех сложностей мы видим большой отрыв науки от производства. И считаем возможным предложить выстраивание системы государственного заказа на научные исследования, создание научных полигонов, которые бы позволяли проводить апробацию изысканий и, соответственно, обеспечивать экономическое и технологическое развитие.
Выдвиженец КПРФ губернатор Ульяновской области Алексей РУССКИХ рассказал о том, как регион справляется с последствиями международных санкций:
«Мы разработали план первоочередных действий по обеспечению устойчивого развития Ульяновской области, который структурно синхронизирован с федеральным планом. В нём 76 мероприятий с бюджетом 5,4 млрд руб.».
В этом плане программы льготного кредитования, докапитализация регионального Фонда развития предпринимательства, секторальные меры поддержки различных отраслей, например АПК, IT, субсидии предприятиям по оплате коммунальных услуг, обучение персонала, перелокация работников, субсидирование до 50% логистических затрат компаний области, связанных с доставкой грузов из-за рубежа.
В плане первоочередных действий заложена поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
Ведётся целенаправленная работа с системообразующими предприятиями федерального и регионального уровня.
Ещё одно направление — меры по обеспечению импортозамещения и выстраиванию новых логистических цепочек. Для этого создан Центр субконтрактации и импортозамещения. В базе данных центра 2135 ульяновских компаний.
Как результат работы — сейчас можно говорить о выстроенном взаимодействии по локализации автокомпонентов китайского автомобильного концерна, который планирует разместить производство легковых автомобилей в России в 2022 году.
В новых экономических условиях региональная инвестиционная политика переориентируется на отечественных инвесторов.
О том, что ульяновцы не только сами успешно справляются с трудностями нынешней ситуации, но и помогают другим, свидетельствует участие Ульяновской области в формировании гуманитарного конвоя, который регулярно отправляет КПРФ в Донецкую и Луганскую народные республики. Более 100 тонн груза отправила Ульяновская область в Донбасс.
Первый заместитель руководителя фракции КПРФ в Госдуме Николай КОЛОМЕЙЦЕВ сделал акцент на макроэкономических вопросах:
«В нашей стране самые недоступные для производства финансы. Банк России в сотни раз уступает по процентным ставкам Банку ЕС, ФРС США, Банку Китая, Банку Японии. Как мы можем конкурировать в такой ситуации? Поэтому мы считаем, что Центробанку (и мы внесли такие законы) необходимо вернуть ответственность прежде всего за рост экономики, как во всех ведущих странах.
Американский экономист, нобелевский лауреат Милтон Фридман объяснял причину Великой депрессии в США тем, что за пять лет в Америке было три сжатия денежной массы. У нас сегодня происходит четвёртое сжатие. Только в течение двух лет за счёт пандемии мы перешли чуть-чуть за 50% по монетизации экономики, а все страны «двадцатки» имеют не ниже 70%. Поэтому одним из вопросов нашего ускоренного восстановления является поднятие денежной массы через связанные кредиты.
У нас банковская система — не кровеносная система экономики, а система, существующая для обогащения узкой группы людей. За последние 4 года прибыль банковской системы выросла с 900 миллиардов до 2 триллионов рублей. Мы внесли законопроект об ограничении маржинальной прибыли банков 2%, как во всём мире, ведь если смотреть в корень, банкиры обогащаются за счёт уничтожения промышленности.
Наша инфляция — импортируемая, потому что большая часть ширпотреба поставляется из-за рубежа. Мы трижды вносили законы об ограничении роста цен на товары первой необходимости. Не хотят принимать. Почему? Потому что аффилированы теми самыми торговыми сетями.
Нам нужны план импортозамещения, связанное кредитование, восстановление образования с привязкой к предприятиям и распределением. Как мудро государство поступало, когда было распределение: за 3 года, которые надо отработать, человек прирастал к коллективу и становился специалистом. Сегодня этого, к сожалению, нет. Нам надо с вами мобилизоваться для возрождения страны».
О северных проблемах и о работе депутатов-коммунистов над их решением рассказал член комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики, редактор газеты «Правда» Борис КОМОЦКИЙ:
«Сегодня развитие Дальнего Востока и Арктики имеет колоссальное значение. Наши министры уже официально заявляют, что надо делать логистический поворот на Азию. Но они обращаются к предпринимательскому сообществу: дескать, ищите ходы, лазейки и т.д. Но, когда речь идёт о развитии таких территорий, как Дальний Восток и Север, ведущая роль должна быть за государством. И здесь ключевое значение имеет планирование.
Первый и главный вопрос — это северный завоз (обеспечение районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей основными жизненно важными товарами в преддверии зимнего сезона). Мы будем настаивать на разработке и принятии национального плана модернизации флота ледового класса. Те цифры, которые сегодня мы видим — 150 миллионов тонн к 2030 году, нас не устраивают. Техника выбывает, и такие объёмы не обеспечат плановые показатели.
Эффективной системы осуществления северного завоза на сегодня нет, и КПРФ будет выступать за скорейшее принятие соответствующего закона. Он крайне востребован в дальневосточных и арктических регионах.
Планово должна развиваться и малая авиация. Мы неоднократно об этом говорили. Именно малой авиацией перевозится более 80% пассажиров в Арктике, что составляет порядка 40% от всех местных авиаперевозок в стране. Авиация — это не только самолёты, но и аэродромы, и площадки. В советское время была прекрасно развитая сеть. Она сегодня приходит в упадок. Инфраструктура долгое время не эксплуатировалась, не ремонтировалась и требует колоссальных вложений, внимания и планового подхода.
План реализации основных стратегических документов по Арктике включает 268 мероприятий. Мы в рамках парламентского контроля проверим, что и как происходит. А проверять есть что. Как ни поразительно, но в этих условиях сокращается бюджетное финансирование по многим федеральным целевым программам. Это касается и северного развития. В 11 раз уменьшено финансирование федеральной целевой программы «Курилы». Председатель профильного комитета Госдумы Николай Михайлович Харитонов разговаривал с Силуановым, ставил этот вопрос перед Мишустиным во время отчёта правительства.
Острейшая проблема для этих территорий — переезд и жильё для населения. В настоящий момент имеют законное основание на жилищные дотации порядка 170 тысяч семей пенсионеров-северян. Они стоят на очереди на положенные им по закону жилищные субсидии. Но темпы получения этих субсидий таковы, что очередь закончится через 95 лет. Глядя на этот пример, скажите, кому захочется ехать осваивать северный край и оказаться потом в такой ситуации?
К социально-экономической стороне вопроса хочется добавить одну морально-политическую. КПРФ выступила с инициативой уточнения наименования дня воинской славы России, а именно: 3 сентября — День победы над милитаристской Японией, окончание Второй мировой войны. Это блестящая операция — образец стратегической мощи и массового героизма. Более ста человек стали героями Советского Союза, более миллиона награждены медалью «За победу над Японией». Наша инициатива — не только законодательная, в рамках КПРФ создано движение за её реализацию. И эта инициатива обязательно должна стать законом. Мы будем этого добиваться».
Заместитель председателя Мурманской областной думы, руководитель фракции КПРФ Геннадий СТЕПАХНО обозначил некоторые другие болевые точки северных регионов: на Севере строительного комплекса сегодня практически нет, остались две строительные организации... Надо либо создать государственную строительную корпорацию «Арктикстрой», привлекая туда все горнопромышленные предприятия и строительные организации, которые остались, либо создать серьёзный государственный инвестиционный проект с привлечением инвесторов.
Кроме того, Мурманская область — единственная на Северо-Западе, которая не обеспечена газом. Баренцево море, к сожалению, несправедливо поделили президент РФ Медведев и министр иностранных дел Лавров, когда отдали значительную его часть в ведение Норвегии, где находится месторождение Свод Федынского, которое не уступает по своим масштабам Штокмановскому. Геннадий Степахно призвал фракцию КПРФ в Госдуме поддержать строительство газопровода Волхов — Мурманск, обеспечивая Карелию и Мурманск газом.
Депутат Госдумы, первый заместитель председателя комитета ГД по науке и высшему образованию Олег СМОЛИН начал своё выступление с сообщения о том, что по его обращению «Аэрофлот» принял решение присвоить одному из самолётов имя нобелевского лауреата Жореса Ивановича Алфёрова — гениального учёного-физика, долгие годы работавшего во фракции КПРФ в Госдуме. Эту новость зал встретил аплодисментами. Затем депутат обратился к проблемам сегодняшнего дня:
«Слушая многих государственных чиновников, создаётся впечатление, что они надеются: кончатся военные действия, отменят санкции и можно будет проводить ту же политику, которая уже однажды привела нас к современному положению. Это иллюзия. Мы вступили в новый исторический период. Новая ситуация требует новой политики».
Олег Смолин представил шесть возможных предложений в этой области.
Первое — нужна новая индустриализация. Без неё страна не может обеспечить свою национальную безопасность.
Второе — научно-технологические проекты. Правительство и Российская академия наук согласовали направления совместных действий, среди них информационные технологии и искусственный интеллект, биотехнологии (включая лекарства и вакцины) и современное машиностроение, в частности авиастроение. Однако дополнительного финансирования нет, то есть с одного направления деньги сняли и на другое добавили.
Третье — кадры. Налицо кадровый кризис в образовании, медицине, науке. По данным Общероссийского народного фронта в 75 регионах из 85 не исполняется указ президента от 7 мая 2012 года о зарплате педагогов. 86% врачей не получают зарплату, положенную по указу. По данным Российской академии наук, отъезд учёных за рубеж за 7 лет увеличился практически в 5 раз. Фракция КПРФ многократно вносила законопроекты на эту тему. В частности, два законопроекта в рамках стратегии «Образование для всех» и сейчас находятся на рассмотрении Государственной думы.
Четвёртое — вложения в человека в целом. В 2012 году по расходам на образование РФ занимала 98-е место в мире, в 2018-м — 120-е.
КПРФ вносила законопроекты о снижении пенсионного возраста и возобновлении индексации пенсий работающим. В рамках закона «Об образовании» мы требовали поэтапного увеличения расходов на образование до 7% от ВВП.
Пятое — переориентация образования. По сравнению с советскими временами в учебных планах сокращены от 15% до полутора раз математика, физика, химия, биология, русский язык, литература, история, география. Резко увеличен иностранный язык. Советский учебный план был ориентирован на тех, кто поднимал свою страну. Современный учебный план — на тех, кто будет работать либо за рубежом, либо в каких-нибудь международных компаниях. Нужно сориентировать вновь нашу систему образования на тех, кто будет работать для своей страны, поднимать её.
Шестое — дебюрократизация. Бюрократия является тормозом развития нашей страны. В частности, российский учитель является мировым рекордсменом по количеству времени, которое он тратит на бюрократические процедуры. Подготовлены законопроекты на эту тему.
В завершение Олег Смолин напомнил классическое высказывание из Евангелия: «Незнание — это рабство. Знание — это свобода». Без науки и образования свобода и национальная безопасность нашей страны обеспечены не будут».
Тему продовольственной безопасности раскрыл директор департамента координации деятельности организаций в сфере сельскохозяйственных наук министерства науки и высшего образования академик Вугар БАГИРОВ. Министерство отвечает за обеспечение семенами высших репродукций для реализации доктрины продовольственной безо-пасности. До 2030 года необходимо на 75% обеспечить потребность страны в семенах высших репродукций. Есть успехи в импортозамещении, особенно по мясу птицы. Но, к сожалению, сегодня селекционный материал весь иностранный. Транснациональные компании вытеснили Селекционно-генетический центр «Смена», который обеспечивал Советский Союз на 88% своим материалом. Однако научный потенциал полностью не потерян, и сейчас ведётся работа по его возрождению.
Предложения депутатов Мосгордумы по возрождению промышленности главного города нашей страны изложил руководитель фракции КПРФ в столичном парламенте Николай ЗУБРИЛИН:
«В своё время Москва была высокоиндустриальным городом, в котором производилось огромное количество наименований транспортно-технических средств, множество видов моделей технологического станочного оборудования, включая современные станки с ЧПУ.
Под видом борьбы за экологию в Москве было ликвидировано большое количество заводов, отраслевых научно-технических комплексов и т.д. Кроме высококачественного производства, Москва лишилась десятков тысяч рабочих мест».
В марте 2022 года фракция КПРФ в Мосгордуме направила в оперативный штаб города Москвы по экономическим вопросам свои предложения по поддержке развития промышленности столицы, в частности, использовать имеющиеся технологические возможности бывших автозаводов ЗИЛ и АЗЛК.
Депутат Московской областной думы (фракция КПРФ), член комитета по бюджету, финансовой, экономической политике, инвестиционной деятельности и предпринимательству Елена МОКРИНСКАЯ рассказала о мерах поддержки бизнеса в Московской области. В регионе более 400 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства, которые обеспечивают занятость 3 миллионов человек.
В последнее время Московской областной думой принято много законопроектов, решающих задачу поддержки бизнеса: о займах Фонда развития промышленности Российской Федерации, о предоставлении земельных участков за 1 руб., о льготных кредитах и субсидии процентной ставки. В регионе введены кредитные каникулы, отменены проверки на 2022 год, принято решение об отсрочке уплаты налога для бизнеса, применяющего упрощённую систему налогообложения, выдаются всевозможные субсидии для МСП, гранты Фонда развития промышленности Московской области для IT-компаний.
Депутат Липецкого областного Совета депутатов, заместитель председателя комитета по экономике, член фракции КПРФ Сергей ТОКАРЕВ подтвердил актуальность предложений депутатов Госдумы от КПРФ фактами из жизни своего региона.
Износ коммунальной инфраструктуры в регионе составляет 80%. Остро ощущается, особенно в густонаселённых районах областного центра, нехватка учреждений дошкольного образования и здравоохранения. За последние 30 лет в Липецке не построено ни одного объекта культуры.
Депутат поддержал тезис о необходимости национализации в особенности тех предприятий, иностранные владельцы которых сегодня наносят ущерб стране. Он также напомнил, что по-прежнему приносят доход предприятия, построенные в основном в советское время, а потому надо вернуть в госсобственность то, что было отобрано у людей.
Депутат Госдумы, член фракции КПРФ Николай ОСАДЧИЙ конкретизировал один из пунктов программы КПРФ «Двадцать неотложных мер для преображения России», касающийся подготовки кадров и системы воспитания и образования — это учебники для системы среднего и профессионального образования. Ещё в феврале 2013 года на Совете по межнациональным отношениям президент России заявил о необходимости разработать единые учебники истории России для средней школы, которые будут написаны хорошим русским языком и лишены внутренних противоречий и двойных толкований. Прошло столько лет, но проблема осталась.
20 мая этого года депутаты фракции КПРФ уже третий раз за полтора года внесли проект Федерального закона «Об экспертизе учебников для среднего и высшего профессионального образования».
Депутат Госдумы (фракция КПРФ), член комитета ГД по промышленности и торговле Сергей ПАНТЕЛЕЕВ высказал свои соображения по поводу импортозамещения. Чтобы обеспечить экономическую и продовольственную безопасность в стране, надо самостоятельно обеспечивать свои потребности не менее чем на 75%.
«Когда страну почти полностью отгородили, не надо делать главным в своей экономической политике ковыряние дырок в этом заборе с надеждой, что через них к нам хлынет благодать, — заметил С. Пантелеев. — Сначала — надежда на Запад, теперь — на Восток. Надо собой заняться, изменив в первую очередь денежно-кредитную, налоговую и экономическую политику. Рост собственного производства — это лучший способ макроэкономической стабилизации».
* * *
По итогам работы «круглого стола» были подготовлены рекомендации:
1. Правительству РФ рассмотреть вопрос о введении мобилизационной экономики, то есть установить государственное управление крупными предприятиями промышленности и агрокомплекса.
2. Ввести стратегическое и краткосрочное планирование и государственный заказ на основе пятилетнего плана.
3. Освободиться от иностранных инвесторов, участвующих в капитале предприятий и корпораций, имеющих стратегическое для российской экономики значение.
4. Рассмотреть вопрос о целесообразности членства России в международных организациях: ВТО, МВФ, ВОЗ, Всемирном Банке, которые мешают развиваться России и не защищают её от произвола США.
5. Для осуществления импортозамещения построить предприятия по производству отечественных товаров.
6. Проводить кадровую политику, основанную на подготовке специалистов всех уровней, от профессиональных училищ до высшей школы.
7. Ввести запрет на регистрацию российских предприятий за рубежом, за исключением их представительств.
8. Национализировать предприятия иностранных инвесторов, имеющих полную локализацию производства и остановленные инвесторами в связи с экономическими санкциями.
9. Развитие отраслей. Разработать государственную программу развития предприятий по производству транспортных средств, станкостроения, энергетики, обработке древесины. Оказать особую поддержку отечественной фармацевтической промышленности как фактору обеспечения безопасности населения. Возродить предприятия по производству товаров народного потребления. Восстановить единую энергетическую систему страны и обеспечить государственный контроль над ней.
10. Принять долгосрочную программу развития малого и среднего бизнеса. Налоги и обязательные платежи для этой категории хозяйств не должны превышать 20% в цене продукции. Объявить налоговые каникулы для малого и среднего бизнеса с учётом его социальной значимости. «Заморозить» рост арендной платы для его предприятий. Обеспечить льготное кредитование предприятий малого и среднего бизнеса, производящих товары для населения, продукты питания и лекарства. Способствовать импортозамещению товаров и снижению потребности в иностранной валюте. Оказать государственную помощь народным предприятиям как наиболее выносливым в нестандартных ситуациях.
11. Центральный банк подчинить Президенту РФ и придать ему статус казённого учреждения. Установить полный валютный контроль. Национализировать банковскую систему России. Определить два уполномоченных государственных банка для промышленности и сельского хозяйства, посредством которых осуществлять государственную финансовую помощь этим отраслям народного хозяйства.
В России должна быть создана двухконтурная денежная система с двумя эмиссионными центрами — Казначейство и ЦБ. Первое выпускает деньги, согласно требованиям экономики, а второе — купюры, обеспеченные золотом и драгоценными металлами.
12. Отменить налоги: НДС, НДПИ, налог на землю и недвижимое имущество с кадастровой стоимости. Выпадающие доходы бюджета заменить отменой бюджетного правила, профицита бюджета, восстановлением 30-процентной вывозной пошлины на нефтегазовые ресурсы.
13. Возрождение агропромышленного комплекса. Государственную финансовую поддержку осуществлять в объёме 10% расходной части бюджета при паритете закупочных цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Разработать программу оказания государственной финансовой помощи гражданам, занимающимся сельскохозяйственным производством без образования юридического лица. Освободить от налогообложения фермеров и граждан, занимающихся сельскохозяйственным производством без образования юридического лица. Восстановить в полном объёме сельхозмашиностроение.
Остановить рост цен на ГСМ и энергоресурсы, минеральные удобрения и сельхозтехнику. Отменить уплату земельного налога с кадастровой стоимости.
14. Жилищно-коммунальное хозяйство. Передачу в частную собственность, аренду или концессию коммунального (общественного) хозяйства считать нецелесообразной. Обеспечивать достаточное финансирование для текущего содержания и модернизации объектов ЖКХ до момента, когда доходы граждан достигнут величины, при которой они смогут оплачивать тарифы на услуги ЖКХ в объёме 7% дохода семьи, достаточных для содержания объектов коммунального хозяйства без государственных дотаций.
15. Наука и образование. Привлечь представителей научных центров к возрождению отраслевой науки. Увеличить в три раза расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКРы). Расширить спектр фундаментальных и прикладных научных исследований и формирование перспективных планов НИР на основе приоритетных направлений развития науки и техники. Ввести ответственность заказчиков НИОКР, выполняемых за счёт средств бюджетов, за эффективное использование законченных НИР.
16. Восстановить образовательную систему в полном объёме по данным на 1 января 1990 года.
17. Здравоохранение. Упразднить страховую медицину, восстановить государственную систему здравоохранения.
18. Повышение уровня жизни. В рыночных отношениях средняя зарплата работающих должна быть не менее чем средняя зарплата в Евросоюзе, а средняя пенсия — 40% от этой суммы. Вместо материнского капитала ввести бесплатное высшее образование для детей из многодетных семей и бесплатное предоставление жилой площади. Для граждан, имеющих совокупный доход семьи менее 50 тысяч рублей в месяц, ограничить размер жилищно-коммунальных платежей семью процентами от суммы совокупного дохода. Запретить выселение из единственного жилья граждан России. Отменить платежи за капитальный ремонт в многоквартирных домах.
19. Понизить пенсионный возраст до 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Упразднить Пенсионный фонд, его средства консолидировать в федеральный бюджет. Пенсии индексировать независимо от трудовой деятельности пенсионера, возвратить все недоплаченные денежные средства работающим пенсионерам. Принять закон о «детях войны», в котором установить льготы, соответствующие льготам труженикам тыла.
20. Принять бюджет развития, для чего: ввести прогрессивный подоходный налог на сверхдоходы; установить государственную монополию на производство и реализацию спиртсодержащей продукции и табака; взимать природную ренту с продажи нефтегазовых ресурсов; отменить возврат НДС от продажи природных ресурсов; ликвидировать профицит бюджета; упразднить бюджетное правило и др.
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.