Публицист Павел Орехов: Чему научили протесты во Франции
Сами по себе народные волнения для Франции не редкость. В рамках протеста «желтых жилетов» эта акция также была не первой. Однако, ее отличал ряд особенностей, ставящих ее намного выше всех предыдущих.
1. На смену требованиям экономическим пришли требования политические. Протестующие уже добились заморозки цен на топливо, однако в ответ на уступки правительства заявили о необходимости отправить само это правительство в отставку во главе с президентом, а также повысить уровень жизни трудящихся и вернуть те социальные гарантии, которые были отняты у трудящихся за последние годы. Люди требовали социальной справедливости.
2. Протест перерос узкопрофессиональный и приобрел классовый характер. К движению «желтых жилетов» примкнули широкие слои эксплуатируемых масс. Недовольство выражали школьники и студенты, врачи, аграрии, наконец, отчасти и сама полиция. Уличные музыканты играли революционные песни, призывая протестующих к решительным действиям. Таксисты подвозили участников акции к месту сбора. Протест получил симпатии и молчаливую поддержку народных масс по всей стране.
3. Акция уже не носила характера демонстрации силы и не была нацелена на привлечение внимания к общественным проблемам. «Желтые жилеты» целенаправленно шли свергать президента и правительство.
Вместе с тем нашим, российским трудящимся нечему учиться у своих французских товарищей, разве что решительности действий. Протест изначально был обречен на провал.
Во-первых, планы участников акции были заранее известны, был определен день выступления, что дало возможность власти основательно подготовиться.
Во-вторых, сами «желтые жилеты» оказались не готовы к реализации своей цели. Наличие спецсредств и бронетехники обеспечило сравнительно легкую победу полиции над безоружной толпой.
В-третьих, массы не показали способность к самоорганизации. Действия протестующих на месте событий никак и никем не координировались, носили хаотичный характер и неизбежно вылились в конечном счете в погромы. Не было даже подобия советов, стихийно возникающих в России в подобных ситуациях.
Наконец, в-четвертых, и это самое главное, отсутствовала руководящая сила, авангард протестных масс, способный идейно вооружить и направить протест в нужное русло. И этот упрек должен быть обращен в сторону французских коммунистов, растерявшихся, испугавшихся решительности масс, не сумевших завоевать авторитет среди трудящихся.
Вместе с тем народные волнения во Франции в очередной раз показали, что все заявления о классовом мире, о безнадежном устаревании идей марксизма – не более чем буржуазные сказки, самоуспокоение. Протест «желтых жилетов», пробудивший широкие массы трудящихся во Франции, вполне может стать катализатором обострения классовой борьбы и в других странах. Благо предпосылок к тому хватает.
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.