Публицист Федор Рякин: "Как стать пролетарским вожаком?"
Мы полагаем, что одного только превосходного знания марксистской теории недостаточно, чтобы завоевать авторитет в пролетарской среде. Лежа на диване с томиком Маркса, Ленина и Сталина или сидя за компьютером, погрузившись в социальных сетях в дискуссию о коммунизме и социализме, пролетарским вождем (вожаком) никогда не станешь.
Недавно перечитывал в серии «Жизнь замечательных людей» биографию Феликса Дзержинского (кстати, всем рекомендую обязательно почитать). Он хоть и был выходцем из семьи интеллигентов, но, увлекшись марксизмом, специально обучился рабочей специальности – стал печатником. И после очередного побега с этапа или из ссылки, сразу устраивался на какое-нибудь предприятие, где продолжал свою революционную деятельность. У него даже одно время был такой партийный псевдоним «печатник». Конечно, такой человек, как Дзержинский, был настоящим пролетарским вожаком. Такому человеку рабочие верили, такого вожака они уважали.
Ленин и Крупская на заводе и фабрике не работали, но Крупская одно время преподавала в воскресной школе для рабочих. Ленин не только вел занятия в марксистском кружке для рабочих, но и непосредственно организовывал рабочие стачки на предприятиях. За это, кстати, его судили. Но и «тюремный университет» и последующая ссылка в Шушенское только закалили его характер, сделали из него настоящего революционера. Вся его последующая жизнь была полностью посвящена не только теоретической разработке марксистского учения, но и практической работе (созданию и руководству пролетарской партией).
Короче говоря, если вы решили свою жизнь посвятить революционной работе, то вы должны не только в совершенстве знать марксистско-ленинскую теорию, но и освоить хотя бы одну, а лучше несколько рабочих профессий. И непосредственно устроиться на одно из предприятий, чтобы иметь возможность контактировать с рабочими на самом производстве.
Поскольку гегемоном революции все-таки является рабочий класс. Безусловно, много наших сторонников и в среде интеллигенции, и даже среди мелкой буржуазии. Это объясняется в том числе и тем, что все мы – выходцы из СССР, многие из нас получили советское образование. И по духу мы остаемся советскими людьми. Но поднимать на борьбу надо, прежде всего, рабочих. Только рабочий класс способен совершить революцию. Этому нас учили Маркс и Ленин. Кто хочет приблизить революцию и увидеть ее победу, тот будет развертывать классовую борьбу рабочих.
Конечно, можно распечатать на принтере листовки с воззванием к рабочим. И попытаться распространить эти листовки возле заводской проходной. Но мы очень сомневаемся, что рабочие прислушаются к вам и выйдут на стачку. Скорее всего, вы услышите от них: «Легко быть таким смелым и умным, сидя на печи. Ты вот сам побудь в нашей шкуре. Если завтра нас, как зачинщиков забастовки, уволит начальство, на что мы будем жить? Чем мы будем кормить наши семьи?».
Только непосредственно находясь в рабочей среде, только принимая непосредственное участие в классовой борьбе (организуя стачки, рабочие профсоюзы, отстаивая права рабочих и др.), можно завоевать авторитет у рабочих. Только так можно закалить свой характер. Только так рабочие признают в тебе своего пролетарского вождя (вожака).
И сила такого вождя (вожака) заключается в его тесной связи с рабочими массами. Стоит утратить эту связь – и нет у тебя никакой силы. Сталиндля иллюстрации этого вывода приводил такую историю: «У древних греков в системе их мифологии был один знаменитый герой – Антей, который был, как повествует мифология, сыном Посейдона – бога морей, и Геи – богини земли. Он питал особую привязанность к матери своей, которая его родила, вскормила и воспитала. Не было такого героя, которого бы он не победил – этот Антей. Он считался непобедимым героем.
В чем состояла его сила? Она состояла в том, что каждый раз, когда ему в борьбе с противником приходилось туго, он прикасался к земле, к своей матери, которая родила и вскормила его, и получал новую силу.
Но у него было все-таки слабое место – это опасность быть каким-либо образом оторванным от земли. Враги учитывали эту его слабость и подкарауливали его. И вот нашелся враг, который использовал эту его слабость и победил его. Это был Геркулес. Но как он его победил? Он оторвал его от земли, поднял на воздух, отнял у него возможность прикоснуться к земле и задушил его, таким образом, в воздухе» (Сталин).
Мы полагаем, что для революционной работы также необходимы юридические знания. Отлично знать не только Трудовой кодекс, но и Уголовное и Гражданское право. Вы должны знать, как правильно организовать забастовку, как защитить права рядового труженика и др. Надо знать, как правильно себя вести во время ареста и на допросе в полиции (настоящий революционер должен достойно пройти и эту школу).
В эксплуататорском обществе нет и не может быть единых моральных норм. Там всегда живут две морали: одна – для эксплуататоров, другая – для эксплуатируемых. Любое эксплуататорское общество, отмечал Ленин, «основано на том, что либо ты грабишь другого, либо другой грабит тебя, либо ты работаешь на другого, либо он на тебя, либо ты рабовладелец, либо ты раб».
Коммунистическая мораль рабочего класса подчинена интересам классовой борьбы с буржуазией, интересам борьбы за коммунизм. «В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма» (Ленин). Следовательно, коммунистическая мораль признает нравственным такое поведение людей, которое направлено на благо трудящихся.
«Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества», - эти слова Павки Корчагина из книги Николая Островского «Как закалялась сталь» становились жизненным девизом для многих миллионов советских людей.
Буржуазная мораль связывает понятие «счастье» с богатством, славой и покоем. Свои воззрения буржуазия пытается привить и трудящимся (разумеется, прежде всего, для собственной выгоды): пусть безработные мечтают получить работу; работающие – о том, чтобы их не уволили, молодые люди – о карьере Генри Форда: от мастерового до миллиардера; а девушки – о выгодном замужестве…
Но эгоисты, думающие только о себе, о том, как бы избавиться от необходимости трудиться и вместе с тем побольше урвать жизненных благ, никогда не бывают по-настоящему счастливы. Подлинное счастье человек может найти лишь вместе со счастьем других людей, всего народа в общем труде, в удовлетворении общих интересов, общих стремлений и чаяний.
Что же такое счастье? Когда об это спросили Маркса, он ответил:
- Борьба!
Подобно Марксу и Ленину, лучшие люди находят свое счастье в борьбе за счастье человечества. Их не страшит жизнь, полная опасностей и лишений, их не страшит даже смерть: они знают, что делают великое дело, и это сознание для них является высшей наградой.
И до чего же жалкими выглядят те, для кого счастье заключается в собственном мещанском благополучии, те, кто отгораживается от большой и захватывающей интересной жизни тесными стенами своего квартирного мирка!
На XXII Съезде КПСС (1961) была принята Третья Программа КПСС, куда вошел Моральный кодекс строителя коммунизма — свод принципов коммунистической морали. Эти принципы остаются актуальными и для нас.
Моральный кодекс строителя коммунизма:
1. Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.
2. Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.
3. Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.
4. Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.
5. Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.
6. Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.
7. Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.
8. Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.
9. Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.
10. Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.
11. Непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.
12. Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.
В наши дни настоящий коммунист живет той же жизнью, что и рядовой труженик. Вместе с рабочими он испытывает все тяготы и лишения капитализма. Он не проповедует отказ от жизненных благ, но и сам не стремится к богатству и славе. Образно говоря, настоящий коммунист ест с рабочими из одного котелка. Но, если коммунист оторван от простого народа, то вряд ли он добьется его доверия.
Из «Политического словаря» за 1940 год:
«Советский гражданин должен быть человеком ленинско-сталинской закалки, патриотом своей социалистической родины, до конца преданным народу, не имеющим иных целей жизни, кроме интересов народа, преодолевающим любые трудности и беспощадным в борьбе с врагами народа. Таким образцом нового человека, пролетарского борца являются Ленин и Сталин.
Советская, коммунистическая этика не проповедует отказа от жизненных благ, но беспощадно бичует тех, кто порочит недостойным поведением почетное звание советского гражданина, кто нечистоплотен в личной жизни. Чуждым для большевизма является представление о личном быте как о частном деле, далеком от политики.
Этика партийная требует от каждого большевика неуклонного выполнения устава и программы партии, твердого соблюдения строжайшей партийной дисциплины, коммунистического поведения в быту» (Политический словарь, 1940г.).
Обратим внимание на последнее требование – строжайшее соблюдение партийной дисциплины, коммунистического поведения в быту. Да, настоящий коммунист должен быть примером не только в быту, но уметь подчиняться партийной дисциплине даже, если у него есть возражения по каким либо указаниям партийного руководства.
И по семейному вопросу. Нам все-таки представляется, что пролетарский вождь (вожак) не должен быть связан семейными узами. Если над коммунистом будут довлеть родители, жены, дети, то он будет связан по рукам и ногам. Семья для революционера – это его слабое место, его «ахиллесова пята». Если уж и создавать семейный союз, то по примеру Ленина и Крупской, это должен быть бездетный союз единомышленников. Во всяком случае, на весь период до завоевания власти.
В завершении хочу привести стихи из поэмы Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Эти стихи актуальны для тех, кто все-таки изберет для себя путь народного заступника – пролетарского вожака.
ДВА ПУТИ
Средь мира дольного
Для сердца вольного
Есть два пути.
Взвесь силу гордую,
Взвесь волю твердую:
Каким идти?
Одна просторная —
Дорога торная,
Страстей раба,
По ней громадная,
К соблазну жадная,
Идет толпа.
О жизни искренней,
О цели выспренней
Там мысль смешна.
Кипит там вечная
Бесчеловечная
Вражда-война
За блага бренные…
Там души пленные
Полны греха.
На вид блестящая,
Там жизнь мертвящая
К добру глуха.
Другая — тесная
Дорога, честная,
По ней идут
Лишь души сильные,
Любвеобильные
На бой, на труд
За обойденного,
За угнетенного,
Умножь их круг,
Иди к униженным,
Иди к обиженным —
И будь им друг!
(Из поэмы Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»).
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.