Профицит на дефиците
В начале декабря Законодательное собрание Карелии приступит к рассмотрению во втором чтении проекта регионального бюджета на следующий год – документа, который вызывает немало вопросов у тех, кто попытался хотя бы немного проанализировать его цифры. Рассчитывать на то, что депутаты подвергнут законопроект серьезной корректировке, не приходится – нынешний карельский парламент почти полностью находится под контролем партии власти и республиканского правительства. Однако после утверждения законодателями основных параметров бюджета ответственность за него ложится не только на разработчиков документа, но и на депутатский корпус, поэтому мне бы хотелось привлечь внимание к наиболее значимым цифрам, за которые предстоит голосовать карельским парламентариям.
Почва для "успехов"
Начну с того, что республиканское правительство внесло на рассмотрение Законодательного собрания проект бюджета с явно заниженной оценкой собственных налоговых и неналоговых доходов региона в уходящем году. В пояснительной записке к законопроекту эта сумма составляет 23,5 миллиарда рублей, хотя в республиканском бюджете 2018 года с учетом вносимых в него изменений объем налоговых и неналоговых доходов заметно больше – 25,4 миллиарда. Такая заниженная оценка позволяет правительственным чиновникам констатировать рост собственных доходов карельской казны в 2019 году – согласно законопроекту они составят 24,7 миллиарда рублей, тогда как в действительности уместнее было бы говорить о снижении поступления налоговых и неналоговых доходов на 2,8%, или на 0,7 миллиарда.
Зачем нужно республиканским властям занижать прогноз собственных доходных поступлений региона? Вероятно, для того чтобы в следующем году можно было рапортовать о своих очередных успехах, или подстраховаться таким образом на тот случай, если их не будет.
КСП не заметила "майских указов"
Замечу, что некоторые вопросы к проекту регионального бюджета на следующий год были подняты Контрольно-счетной палатой Законодательного собрания Карелии в ее заключении о законопроекте. Однако большинство депутатов либо не придало этому значения, либо не захотело этого сделать.
В частности, в своем заключении КСП обратила внимание карельских парламентариев на тот факт, что в пояснительной записке к правительственному законопроекту не содержится информации о реализации в 2019-2021 гг. мероприятий небезызвестных "майских" указов президента, направленных на повышение заработной платы бюджетникам. "Установленная структура реестра расходных обязательств субъекта Российской Федерации не предусматривает обособление бюджетных ассигнований на исполнение расходных полномочий в рамках реализации "майских" указов, в связи с чем, оценить финансовое обеспечение расходов на указанные цели не представляется возможным", – говорится в заключении Контрольно-счетной палаты Законодательного собрания республики.
Кроме того, как отметили в КСП, "пояснительная записка, документы и материалы к законопроекту не содержат информации о дальнейшей реализации в 2019–2021 годах ранее запланированных мероприятий приоритетных проектов (программ) в рамках национальных проектов", а "нормативные правовые акты, регламентирующие проектную и программную деятельность, не содержат положений по обеспечению интеграции национальных и приоритетных проектов (программ) в госпрограммы".
Цена профицита
Как уже неоднократно говорилось, республиканское правительство предложило карельским парламентариям принять бюджет 2019 года с довольно большим по региональным меркам профицитом – около 760 миллионов рублей. При этом по сравнению с уточненными плановыми показателями уходящего года общий объем доходов сократится на 4,4 миллиарда, а расходов – на 4,5 миллиарда рублей. На публичных слушаниях по законопроекту министр финансов республики Елена Антошина заявила, что карельским властям пришлось пойти на это из-за требований федерального центра о снижении долговой нагрузки региона. Республиканское правительство рассчитывает тем самым снизить соотношение государственного долга Карелии к объему ее собственных доходов с 102% до 94%.
Однако чем обернется для социальной сферы республики этот профицит? Как следует из заключения КСП, в 2019 году предусматривается уменьшение бюджетных ассигнований по разделу "Общегосударственные вопросы" на 419 миллионов рублей, или на 23,5%, по разделу "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" – на 102 миллиона, или на 12,4%, по разделу "Национальная экономика" – на 395 миллионов рублей, или на 5,8%, по разделу "Здравоохранение" – на 751 миллион рублей, или на 24,3%, по разделу "Социальная политика" – на 652 миллиона рублей, или на 4,7%, а по разделу "Физическая культура и спорт" – на 222 миллиона рублей, или на 44,6%!
При этом нужно заметить, что проведенный Контрольно-счетной палатой мониторинг реализуемых в 2018 году на территории Карелии 15 приоритетных проектов и программ показал, что финансовое обеспечение за счет средств консолидированного бюджета региона предусмотрено только по восьми: "Развитие санитарной авиации", "Технологии и комфорт – матерям и детям", "Современная образовательная среда", "Рабочие кадры для передовых технологий", "Доступное дополнительное образование для детей", "Формирование комфортной городской среды", "Ипотека и арендное жилье", "Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы". Однако из перечисленных восьми наименований бюджетные ассигнования с признаком приоритетного проекта (в кодировке целевой статьи) утверждены на 2018 год лишь по четырем (!) приоритетным проектам ("Развитие санитарной авиации", "Рабочие кадры для передовых технологий", "Формирование комфортной городской среды", "Ипотека и арендное жилье".
Бюджетные учреждения ждут сокращения
Один из известных в Карелии финансистов, комментируя "Столице на Онего" на условиях анонимности представленный республиканскому парламенту законопроект, заметил:
"Самое серьезное испытание в 2019 году ожидает руководителей государственных и муниципальных учреждений, которые будут вынуждены нести ответственность за, казалось бы, безобидные фразы в пояснительной записке к проекту бюджета "Расходы на оплату труда на 2019 год сформированы с учетом сохранения предусмотренного на 2018 год повышения оплаты труда отдельных категорий работников в рамках реализации указов президента РФ от 2012 года. Недостаток средств на выполнение решений, принятых в 2018-2019 гг. на федеральном уровне по повышению минимального размера оплаты труда, а также на дальнейшую реализацию президентских указов планируется покрывать за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности из федерального бюджета". Эта ответственность будет выражена уже в начале следующего года в утвержденных документах о финансово-хозяйственной деятельности учреждений, которые должны предусматривать либо сокращение объемов предоставляемых услуг и сокращение персонала, либо снижение уровня оплаты труда работникам и сокращение закупок для обеспечения деятельности учреждений".
Дело в том, что, как следует из заключения Контрольно-счетной палаты, "общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в 2019 году на предоставление субсидий государственным бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение государственного задания и на иные цели составляет 5 миллиардов 605 миллионов рублей, или 14,3 % от общей суммы расходов проекта бюджета (в 2018 году – 14,6 %), что на 764 миллиона (!) рублей меньшебюджетных ассигнований, предусмотренных законом о бюджете на 2018 год".
Стоит напомнить, что в Карелии уже прошло масштабное сокращение государственных учреждений – на начало 2018 года их число составляло 208 единиц, а по состоянию на 1 октября 2018 года их осталось 115.
На публичные обязательства денег не хватит
Однако затянуть пояса в следующем году придется не только бюджетникам. Согласно проекту основного финансового закона региона, расходы карельской казны на публичные обязательства или меры социальной поддержки граждан уменьшатся на 102 миллиона рублей. В свою очередь Контрольно-счетная палата обратила внимание депутатов на то, что в законопроекте не запланированы бюджетные ассигнования на "ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего ребенка и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет".
Еще один фрагмент заключения КСП заслуживает того, чтобы его процитировали в полном объеме:
"С учетом проведенного анализа Контрольно-счетной палатой сделан вывод о недостаточности средств бюджета Республики Карелия на обеспечение в полном объеме ряда публичных нормативных обязательств:
– предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда Российской Федерации: потребность согласно расчету Министерства социальной защиты Республики Карелия составляет 843 248,5 тыс. рублей, предусмотрено проектом закона – 833 383,8 тыс. рублей;
– пособие на ребенка – 278 060,0 тыс. рублей и 276 060,0 тыс. рублей соответственно;
– единовременное пособие при рождении ребенка – 17 015,84 тыс. рублей и 15 901,0 тыс. рублей соответственно;
– ежемесячная выплата на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой, попечительством, в приемных семьях, в семьях патронатных воспитателей – 215 982,39 тыс. рублей и 212 000,0 тыс. рублей соответственно;
– доплаты к трудовым пенсиям иным категориям граждан – 181 408,0 тыс. рублей и 179 418,0 тыс. рублей соответственно".
Бюджет как индикатор политической стабильности
Если подытожить все сказанное, можно прийти к единственному выводу: карельскому парламенту предстоит утвердить в декабре региональный бюджет, который не обеспечивает, по крайней мере – в нынешнем виде, выполнение республикой своих социальных обязательств. Все это в очередной раз ударит по населению региона, уровень жизни которого снижается уже на протяжении нескольких лет.
Однако и правительству Карелии, и подконтрольным ему депутатам необходим сам факт принятия бюджета. Это один из главных показателей политической стабильности региона, за которой следит федеральный центр, а с последствиями принятого решения республике придется разбираться только в следующем году.
Валерий Поташов.
Фото автора.
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.