Правительство «национального нарыва»
Незадолго до своей победы на выборах 2018 года В.В. Путин в Послании Федеральному собранию заявил о том, что целью его деятельности на посту президента в ближайшие годы станет «прорывное развитие» страны во всех сферах: в экономике, социальной жизни, образовании, науке, культуре. Слово «прорыв» в различных вариациях в Послании встречается 12 раз! «Ну наконец-то дождались, — подумали многие, — будет и на нашей улице праздник!» Однако последние перестановки в правительстве говорят об обратном: разговоры о «прорыве» — лишь прикрытие для продолжения прежнего провального курса.
СУТЬ ЕГО В ТОМ, чтобы постоянно и громогласно рассуждать о реформах, о борьбе с коррупцией, об импортозамещении, о необходимости срочно решать наболевшие социальные проблемы, покончить с бедностью… И при этом ничего не менять в реальности. Главное — пересидеть, переждать (не без пользы для себя) в насиженных тёплых креслах трудные времена, а там, глядишь, и нефть подрастёт, тем более что цены на неё в последние недели бьются об уровень в 80 долларов за баррель.
Давайте не будем забывать, что Россия — президентская республика, где министры правительства назначаются президентом и исполняют его волю, претворяют в жизнь его политику. Поэтому состав нового кабинета министров принципиален, он указывает на то, какие «прорывы» нам светят в ближайшие шесть лет.
Из десяти заместителей председателя правительства новых — половина, из 21 федерального министра — 9 новички. Казалось бы, вот она, свежая струя в коридорах власти! Но не тут-то было! Наибольшие вопросы у наблюдателей вызвала скандальная фигура Виталия Леонтьевича Мутко в качестве вице-премьера, курирующего строительную отрасль (см. «Современный «Квартет», или Снова о «нужниках», «Правда», №50, 2018г.).
Не менее удивительна персона нового министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева, сына секретаря Совета безопасности и бывшего главы ФСБ Николая Патрушева. Похоже, в стране нарождается потомственная аристократия, которой одной будет доверено заниматься делами государства на высоких постах. Формальным поводом (как же без него!) к назначению Патрушева-младшего министром стало его предыдущее место работы в качестве председателя правления Россельхозбанка — опорного отраслевого госбанка. Д. Патрушев возглавил банк в 2010 году, когда из совета директоров финансового учреждения вывели его предшественницу на нынешнем посту — бывшего министра сельского хозяйства Елену Скрынник.
К слову, Елена Скрынник (министр сельского хозяйства с 2009 по 2012 год), точно так же, как Д. Патрушев, никак не связанная в профессиональном плане с аграрным сектором, проходила в качестве свидетеля и обвиняемой по ряду уголовных дел в России и за рубежом о хищении государственных средств и отмывании денег. Так, бывший заместитель Скрынник в министерстве Алексей Бажанов был арестован в апреле 2013 года по подозрению в организации схемы хищения из «Росагролизинга» 1 млрд рублей. До того, как занять пост министра сельского хозяйства, Елена Скрынник с декабря 2001 года возглавляла компанию «Росагролизинг», которая была создана для обеспечения сельхозпроизводителей техникой на льготных условиях. А в 2013 году прокуратура Швейцарии возбудила против Скрынник уголовное дело, обвинив бывшего министра в отмывании незаконно полученных финансовых средств. Опасное это место — министерство сельского хозяйства.
ОДНАКО ВЕРНЁМСЯ К Патрушеву-младшему. Как сообщила газета «The Moscow Post», в период его руководства Россельхозбанк просто «питался» бюджетными миллиардами: с 2009 по 2015 год государство вложило в его капитал почти 250 млрд рублей! В 2012 году глава минфина Антон Силуанов оценивал проблемные активы банка в 150 млрд рублей. И с годами ситуация только ухудшалась. В 2014 году почти треть кредитов банка была признана проблемными или как минимум сомнительными.
Притворяться успешным банк перестал только в конце 2015-го, когда оказалось, что он получил по итогам года рекордный убыток почти в 70 млрд рублей против 45,4 млрд рублей годом ранее. Объём просроченных долгов в его корпоративном портфеле вырос за год со 165,8 млрд рублей до 226,2 млрд рублей, уровень просрочки поднялся с 13,4 до 14,9%. По оценкам агентства Moody`s, на середину 2015 года портфель проблемных кредитов был зарезервирован чуть более чем на треть. Согласно отчётности банка, покрытие резервами просроченной задолженности составляло на 1 января 2016 года лишь 78% (для сравнения: у Сбербанка этот коэффициент на 1 января 2016 года составлял 190%).
Тем не менее доведший Россельхозбанк до такого состояния Дмитрий Патрушев был награждён почётной грамотой министерства сельского хозяйства РФ «за многолетний добросовестный труд в системе АПК». Сверх того, сын высокопоставленного чиновника получил почётное звание «банкир года». Однако, судя по результатам его управления Россельхозбанком, называть Дмитрия Патрушева эффективным топ-менеджером было бы преувеличением. Ещё более сильное преувеличение считать его специалистом по аграрным вопросам. И, видимо, поэтому к такому министру «для страховки» приставлен целый вице-премьер, курирующий сельское хозяйство, — Алексей Гордеев.
Возникает закономерный вопрос: к каким таким прорывам и высотам поведут Россию подобные Дмитрию Патрушеву абсолютно некомпетентные министры, единственная заслуга которых — родственные связи с высокопоставленными вельможами?
НЕ МЕНЕЕ ЗАГАДОЧНЫМ представляется переназначение на пост министра культуры Владимира Мединского. Казалось бы, появился удобный случай, как говорится, без шума и пыли сместить скомпрометировавшего себя чиновника, дав ему сохранить лицо. Но, видимо, по соображениям «прорыва», этого не сделано. А между тем за годы его пребывания на посту руководителя минкульта (с 2012-го) ведомство регулярно сотрясают коррупционные скандалы.
И речь не только о Гоголь-центре и конкурсе имени Чайковского (см. «Виртуозы бюджетного распила», «Правда», №122, 2016 г.). Вот новость из последних: «Бывший заместитель Владимира Мединского Григорий Пирумов опять за решёткой». Напомним: ближайшего к министру чиновника в октябре 2017 года суд приговорил к полутора годам колонии по статье о мошенничестве в особо крупном размере (ст. 159 п. 4 УК РФ). Уголовное дело по факту хищения бюджетных средств, выделенных на реставрацию объектов культуры, журналисты окрестили «делом реставраторов».
По версии ФСБ, организатором хищений выступил замминистра культуры Григорий Пирумов, который с этой целью в 2012 году создал преступную группу. Как следует из материалов дела, фигуранты заключали с близкими к ним коммерческими структурами госконтракты на реставрацию Новодевичьего и Иоанно-Предтеченского монастырей в столице, Псковского академического театра драмы им. А.С. Пушкина, Музея космонавтики в Калуге, Изборской крепости в Псковской области, усадьбы Асеевых в Тамбове и башни «Кронпринц» в Калининграде по заведомо завышенной цене (по данным следствия, стоимость завышалась на 25%). За это организаторы махинаций, как считают следователи, получали откаты. Сумма ущерба составила порядка 163 миллионов рублей.
Мединский тогда вступился за своего заместителя, прислав в ФСБ хорошую рекомендацию на Пирумова, а затем представил в суд положительную характеристику на своего подчинённого. После оглашения приговора судья освободил Пирумова, так как тот возместил ущерб и отсидел положенный срок во время следствия. И вот теперь — новое обвинение и новый арест.
Главное управление по расследованию особо важных дел СК РФ 18 мая 2018 года сообщило, что бывший заместитель министра культуры Григорий Пирумов снова взят под стражу. Он обвиняется в том, что совместно с бывшим директором департамента управления имуществом и инвестиционной политики минкульта Борисом Мазо и руководителем группы компаний «Роспан» Никитой Колесниковым совершил «организованной группой хищение не менее 450 млн рублей, выделенных на строительство комплекса зданий и фондохранилища ФГБУК «Государственный Эрмитаж». Они организовали заключение государственного контракта без реального намерения его исполнить. При этом большая часть полученных в качестве аванса денежных средств была перечислена в подконтрольные им организации».
Трудно сказать — станет ли Мединский снова выгораживать своего бывшего зама, но очевидно другое: все разговоры о «прорыве» в борьбе с коррупцией на фоне переназначения Владимира Ростиславовича федеральным министром можно считать пустым звуком.
НЕ МЕНЕЕ ЗНАКОВАЯ фигура в обновлённом правительстве — новоиспечённый министр транспорта Евгений Дитрих. Как пишут «Ведомости», его кандидатуру на высокий пост лоббировал председатель совета директоров «Стройгазмонтажа» Аркадий Ротенберг (по сведениям СМИ, личный друг Владимира Путина). Среди достижений Дитриха, которые стали основанием для его повышения, называют, в частности, участие в погашении протестов дальнобойщиков против введения системы «ПЛАТОН», напрямую связанной с братьями Ротенбергами. Дитриха считают чиновником амбициозным и авторитарным, но главное его достоинство: он — «системный человек».
Пожалуй, почти о любом из министров нового правительства можно сказать что-то подобное. И почти за каждым из них стоят либо кланово-олигархические группировки, либо сверхвлиятельные вельможи и сановники, интересы которых вновь назначенные министры и станут «проталкивать», выполняя свои должностные обязанности. Министры не управляют отраслями хозяйства (экономика ведь рыночная!), а присматривают за ними, «рулят» их финансами. Наши министры — это по сути «смотрящие» за бюджетными денежными потоками, которые приватизировали влиятельные кланы и корпорации. А чтобы выполнять функции «смотрящего», не нужны ни компетентность, ни профессионализм, ни щепетильность, ни высокие нравственные качества.
Так о каких же «прорывах» при таком способе раздачи министерских портфелей может идти речь? Понятно о каких: каждый клан, каждый олигарх, делегировавший в правительство своего министра, добьётся «прорыва» для себя. То есть — наиболее выгодных проектов и условий, наиболее щедрых ассигнований из бюджета. Это будут «прорывы» не для всей страны, не для всей экономики, не для всех граждан, а только для тех, кто имеет непосредственное отношение к представленным в правительстве кланово-олигархическим группировкам. Через пару лет нам наверняка расскажут об их невероятных достижениях. И мы всё это сможем даже увидеть собственными глазами. По телевизору. Нынешнее правительство уместно было бы назвать не правительством «прорыва», а правительством «национального нарыва».
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.