Подводные камни «религиозного ренессанса»
В Узбекистане снимаются ограничения на деятельность религиозных организаций, введённые при прежнем президенте. Открываются новые мечети, а детям разрешено посещать проповеди. Этот процесс имеет свою изнанку в виде роста количества подпольных медресе, работники которых нередко совершают преступления.
ОТНОШЕНИЯ государства и религии при бывшем главе Узбекистана Исламе Каримове не были простыми. В первые годы независимости в стране наблюдался настоящий «религиозный ренессанс». Количество мечетей, составлявшее в конце 1980-х годов не более 300, к 1993 году возросло до 6 тысяч. Открывались исламские учебные заведения, были сняты ограничения на пропаганду религиозных идей.
Однако этот период государственно-конфессионального согласия длился недолго. В стране стало расти влияние экстремистских течений, объединившихся в Исламское движение Узбекистана*. В 1999 году в Ташкенте произошла серия терактов и нападений, попытки вооружённых выступлений предпринимались и в других регионах республики. После этого власти приступили к ужесточению религиозной политики. Содержание проповедей стало строго контролироваться, количество мечетей сократилось втрое, а к каждой из сохранившихся, по слухам, был приставлен специальный куратор из спецслужб. Подобные меры вызывали критику со стороны западных государств и правозащитных организаций. К примеру, государственный департамент США внёс Узбекистан в список из десяти стран, «вызывающих особую обеспокоенность» по причине подавления религиозных свобод.
Новый президент Шавкат Мирзиёев с первых месяцев пребывания в должности озаботился репутацией страны за границей. В Узбекистане происходит либерализация экономики, активизировалась дипломатическая деятельность главы государства и его подчинённых, выпущен на свободу ряд политзаключённых. Послабления коснулись и конфессиональной сферы. Выступая в прошлом году на съезде имамов, глава государства пообещал перейти к более гибкой политике в отношении религии.
Плоды этого уже видны. Несколько месяцев назад стало известно о снятии запрета на посещение мечетей несовершеннолетними. Введённое при Каримове ограничение строго соблюдалось и предусматривало в случае нарушения крупные штрафы. Теперь же дети смогут участвовать в богослужениях наряду со взрослыми. Пока, правда, это касается только молитв, совершаемых в священный месяц Рамазан («таравих-намазы»).
Другой заметной переменой стало разрешение на использование громкоговорителей при азане — призыве прихожан на молитву. Как сообщают местные СМИ, соответствующее распоряжение отдал сам президент. Впервые нововведение было использовано в крупнейшей столичной мечети «Хазрати имам», после чего её настоятель прочитал молитву за здравие Мирзиёева.
Само количество культовых сооружений стало быстро увеличиваться. В одной только Сурхандарьинской области за первые шесть месяцев нынешнего года открылось семь новых соборных мечетей. Также власти дали разрешение на строительство небольших мечетей вдоль автомобильных трасс, где смогут молиться находящиеся в пути люди. Комнаты для совершения молитвы между тем уже открыты в международном аэропорту Ташкента. Кроме того, в июне Шавкат Мирзиёев заложил символический камень в фундамент строящегося в столице Центра исламской цивилизации. Как сообщается, это будет огромный комплекс, включающий музей, библиотеку, информационно-ресурсный центр, научные кафедры и т.д.
Ещё больше уступок содержит разрабатываемая правительством новая редакция закона «О свободе совести и религиозных организациях». Как заявил министр юстиции Русланбек Давлетов, возглавляемое им ведомство изменило подходы к выполнению своих функций в религиозной сфере. «Теперь министерство видит себя партнёром, а не бюрократическим регулятором», — отметил чиновник. По его словам, республика избавилась от «чёрных списков» людей, заподозренных в симпатиях к экстремизму, а также провела амнистию заключённых, многие из которых были осуждены за религиозные преступления. Как добавил Давлетов, сейчас ведётся работа над последовательной декриминализацией определённых преступлений, в том числе связанных с конфессиональными вопросами.
Несмотря на то, что некоторые перекосы в религиозной политике государства требовали исправления, столь быстрые и глубокие реформы в этой сфере могут принести большие проблемы. Одним из тревожных признаков стал резкий рост числа незарегистрированных медресе — мусульманских учебных заведений. Только за первую половину этого года было установлено 116 таких заведений, в то время как за весь 2017-й — лишь 33. Открывают медресе, как правило, люди, сами не имеющие специального богословского образования, не говоря уже о педагогических навыках. Это приводит к вопиющим случаям. В Сырдарьинской области преподаватель одного из подпольных медресе так рьяно «воспитывал» 6-летнего мальчика, что тот скончался от побоев. От тяжёлых физических наказаний страдали и другие учащиеся. Суд в итоге отправил преступника за решётку. Правда, на достаточно непродолжительный срок — всего 7 лет. Схожая религиозная школа, где обучались 5— 6-летние мальчики, обнаружена в Андижанской области. Её организатор за малейшие провинности применял телесные наказания, запирал учеников в подвале и лишал их еды.
Это лишний раз доказывает необходимость строгого контроля над религиозной сферой. И главным мотивом здесь должна быть безопасность государства, а не мнение иностранных держав с их весьма хитрой политикой.
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.