ПЛАНЕТА ПРОТЕСТУЕТ
Темпы распространения COVID-19 на планете практически не снижаются, и власти целого ряда государств ужесточили санитарные ограничения. Однако правительственные методы борьбы с коронавирусом больше не находят понимания у граждан, уставших от многомесячных локдаунов и запретов. Во всём мире недовольство нарушением прав и свобод людей в режиме пандемии день ото дня растёт. От Карибского бассейна до Европы бунтуют противники введения так называемых ковидных паспортов и зелёных пропусков (грин-пассов). Вопросы к принудительной вакцинации многих категорий населения и внедрению «разрешительных» документов возникли везде, где они начали действовать.
Центром народного сопротивления ковидным сертификатам стал Старый Свет, и прежде всего Франция, которую уже пятую неделю сотрясают мощнейшие антиправительственные выступления. После того как 5 августа Конституционный совет Пятой республики утвердил запуск с 9 августа санитарных пропусков, которые отныне требуются для посадки на поезда дальнего следования, посещения баров и ресторанов, театров и киноконцертных залов, супермаркетов и музеев, а также обязал привить персонал больниц и домов престарелых, около 250 тысяч человек в 150 городах страны приняли участие в манифестациях против «диктатуры здоровья». Протестная мобилизация охватила всю Францию, где за сутки состоялось 198 акций.
«Не смейте говорить, что нами манипулируют! Как бы не так: мы выключили телевизор, включили мозги и вышли на улицу», — цитирует демонстрантов, многие из которых убеждённые сторонники движения «жёлтых жилетов», агентство «Рейтер». А один из лидеров «жёлтых жилетов» Жером Родригес взобрался на статую Свободы возле парижской ратуши и призвал своих приверженцев к «единству, свободе и сопротивлению».
В демонстрациях против «санитарной диктатуры» принимали участие люди самых разных политических взглядов, объединённые духом противостояния тому, что они окрестили «иммунизационной вакханалией». В Ницце протестующие против отстранения от работы невакцинированных сотрудников и ограничения доступа пациентов без ковидных сертификатов к неэкстренной медпомощи развернули транспарант с надписью: «Новая волна — это мы».
В Марселе и Тулузе манифестанты с плакатами «Они хотят контролировать не вирус, а нас» пели: «Макрона в тюрьму, Макрона в тюрьму!» В городке Везуль, административном центре департамента Верхняя Сона на востоке Франции, демонстранты скандировали: «Нет — манипуляциям, мы не овцы!», «Вставайте! Не будьте подопытными кроликами!», «Тотальный бойкот пропускам позора!»
В департаменте Кальвадос на северо-западе страны демонстранты парализовали железнодорожное движение, выйдя на рельсы в административном центре Кан. Против санитарных пропусков единым фронтом выступили бармены и рестораторы города Камбре на севере Франции, закрывшие свои заведения в день общенациональной акции.
Между тем президент Пятой республики Эмманюэль Макрон игнорирует поднявшуюся волну народного гнева. Сразу после одобрения Конституционным судом всех своих сомнительных санитарных инициатив глава государства трижды обратился к нации, призывая вакцинироваться. Ответом ему стали плакаты на парижских митингах, где президента объявили таким же опасным, как Гитлер. «Макрон, заткнись, твой пропуск нам не нужен!» — гласили плакаты.
На Лазурном берегу в городке Дорм-ле-Мимоза разъярённая толпа пыталась прорваться к летней резиденции Макрона в форте Брегансон, где он проводил отпуск. Всех участников акции арестовали, к месту инцидента стянули значительные полицейские силы.
Повсеместно протестуют и жители Италии: на Аппенинах уже с прошлой недели «зелёный паспорт» необходимо предъявлять в кинотеатрах, кафе, спортивных залах и других закрытых помещениях. Документ о полной вакцинации, причём исключительно препаратом, одобренным в ЕС, или отрицательный ПЦР-тест на коронавирус понадобится теперь многим категориям населения, в том числе преподавателям и студентам.
Умом декрет о «зелёном пропуске» не понять, да и верить в его эффективность не получается. Манифестанты задаются вопросом, почему, к примеру, в битком набитом автобусе без «грин-пасса» ездить можно, так же как и наведываться в парикмахерскую, где всегда много пожилых, а вот посещать спортзал, средний возраст завсегдатаев которого составляет 25—30 лет, нельзя. Кстати, с сентября список ограничений заметно расширится: «зелёный пропуск» станет обязателен в самолётах, на паромах, в поездах. В школах преподавателей будут лишать зарплаты за отсутствие «грин-пасса».
«На данный момент вопреки Конституции общество чётко разделено на привилегированных и бесправных, — констатировали митинговавшие в Риме. — Невозможно смириться с внезапным ущемлением прав: те, кто вакцинировались, могут делать всё, что пожелают, остальные — словно люди второго сорта. Мы не против самой иммунизации, но не согласны с введением санитарного пропуска: ведь это чистейшей воды дискриминация».
Кстати, контролировать людей на входе в заведения, куда с начала августа закрыт доступ простым смертным, то есть невакцинированным, — отныне забота обслуживающего персонала. И отнюдь не всем подобное расширение круга обязанностей пришлось по душе. «Очень сложная система, её невозможно внедрить. Мы и так постоянно теряем 40% выручки. Лишних сотрудников для проверки документов гостей у нас просто нет. Да и следить за людьми нам претит», — пояснили рестораторы.
А по Ливану прокатились акции протеста, приуроченные к первой годовщине взрыва в порту Бейрута. Основная демонстрация состоялась в столице возле штаб-квартиры парламента арабской республики. Манифестанты, возмущённые затягиванием расследования обстоятельств трагедии, отсутствием справедливости по отношению к погибшим в одной из крупнейших в истории страны техногенных катастроф и резким падением уровня жизни, забрасывали здание камнями, а некоторые пытались взобраться на его ворота. Для разгона недовольных полиция применила водомёты и слезоточивый газ, около десятка человек получили ранения.
Напомним: 4 августа 2020 года на воздух взлетели 2750 тонн аммиачной селитры, шесть лет хранившейся на портовом складе без соблюдения мер предосторожности. Авария в Бейруте, жертвами которой стали около 200 человек, а ущерб достиг 5 млрд долларов, спровоцировала гуманитарный кризис в арабской республике, и так переживавшей затяжную рецессию. В результате взрыва, разрушившего сотни зданий и превратившего в руины несколько столичных районов, жилья лишились почти 300 тысяч человек. Следствие до сих пор не выявило виновных в халатности, а судья, отвечающий за расследование, не получил возможности допросить высокопоставленных чиновников. Судебные проволочки лишь усиливают гнев ливанцев.
Техногенная катастрофа и тяжелейшие последствия буйства коронавируса спровоцировали беспрецедентный кризис в стране. В нищету скатилось более половины ливанского населения, а национальная валюта за два года обесценилась на 90%. К крайне нестабильной экономической ситуации добавился политический хаос. Сразу после взрыва действовавшее на тот момент правительство ушло в отставку, а новый премьер-министр и президент почти 10 месяцев безрезультатно пытались договориться о формировании кабинета, и в итоге глава правительства покинул пост.
Общенациональные антиправительственные выступления начали сотрясать страну ещë до пандемии COVID-19 — с октября 2019 года и заметно усилились после трагедии в бейрутском порту.
Между тем к уже существующим в стране бедам добавилась новая напасть: в Ливане тревожными темпами растёт количество случаев пищевого отравления, поскольку в истерзанном социально-экономическим кризисом государстве наблюдаются масштабные отключения электроэнергии. В жаркие летние месяцы продукты, находящиеся в холодильниках и морозильниках в ресторанах и домах, быстро портятся. Местные жители жалуются: мясо замораживается в течение длительных периодов времени и хранится даже после истечения срока годности, а затем продаëтся торговыми фирмами как «свежее».
Нехватка электроэнергии — обычное явление в Ливане с момента окончания гражданской войны 1975—1990 годов.
В период сбоев в централизованной подаче электроэнергии граждане вынуждены ежедневно оплачивать дополнительный счëт за потреблëнные киловатты частным производителям.
В начале августа уровень пищевых отравлений в республике достиг критической отметки, что вынудило Ливанскую телерадиовещательную корпорацию LBCI опубликовать уведомление для населения под названием «Что делать, дабы избежать пищевого отравления».
Не успела завершиться самая скандальная в новейшей истории Олимпиада, как в Японии, стране-хозяйке престижных соревнований, вспыхнули новые протесты. На сей раз демонстранты требуют отмены Паралимпийских игр, которые должны состояться здесь с 24 августа по 5 сентября. Главным аргументом недовольных по-прежнему остаётся тяжёлая эпидемиологическая ситуация в Токио, где на фоне проведения главного летнего турнира четырёхлетия подскочили показатели заболеваемости COVID-19. Вообще XXXII Олимпиада вызвала у спокойных японцев чувство острой ненависти. Они уверены: именно её организация способствовала усилению темпов распространения коронавируса в стране. И хотя власти подчёркивают, что рост числа заразившихся напрямую не связан с Играми (виной всему — стремительное проникновение в Японию дельта-штамма), ряды противников теперь уже Паралимпиады ширятся.
По мнению экспертов, для организаторов Паралимпийские игры рискуют стать таким же кошмаром, как и недавняя Олимпиада, во время которой все состязания проводились при пустых трибунах, а оргкомитет запрещал спортсменам покидать олимпийскую деревню и даже выслал из страны некоторых атлетов за нарушение этого правила.
Разгневанные жители индийской столицы Нью-Дели провели акцию протеста у крематория, где в начале августа был изнасилован и убит девятилетний ребёнок. Митингующие, сидя на импровизированной сцене, держали плакаты с требованием восстановить справедливость в отношении девочки, жившей неподалёку и обычно просившей милостыню у суфийского мусульманского святилища. Трагедия породила очередной всплеск общественного негодования из-за постоянно растущего в стране количества чудовищных сексуальных преступлений против женщин, а также варварского обращения с теми, кто, как и погибшая, занимает самую низкую ступень в кастовой системе Индии.
Четверо работников крематория, подозреваемых в жестоком преступлении, арестованы, но, согласно индийским законам, официальные обвинения им не могут быть предъявлены до завершения полицейского расследования. По предварительной версии, девочка отправилась набрать воды из крана в крематории, а через полчаса её матери сообщили, будто она погибла от удара током. Женщине показали труп, который подозреваемые быстро сожгли, не вызвав стражей порядка. Как утверждает убитая горем мать, тело дочери было в синяках, но священник и ещё трое мужчин из крематория угрожали ей, не давая позвонить в полицию.
Часть останков девочки удалось сохранить, однако степень кремации не позволяет с помощью посмертной экспертизы установить способ убийства или зафиксировать факт изнасилования.
Агрессия в отношении представительниц прекрасного пола давно является одной из острейших проблем в Индии. По статистике, каждые 15 минут в стране насилуют женщину. Как отмечают правозащитные организации, женщины-далиты (неприкасаемые), находящиеся в самом низу индуистской кастовой иерархии, — наиболее уязвимая категория населения, часто подвергающаяся сексуальному насилию со стороны мужчин из доминирующих каст. Правоохранительные органы практически не расследуют такие преступления, а выжившие и семьи жертв безуспешно борются за справедливость.
Елена Морозова
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.