КАРЕЛЬСКОЕ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Коммунистической партии Российской Федерации

«Откуда берутся «керченские стрелки»?». Заметки педагога

Откуда берутся «керченские стрелки»? Постараюсь ответить на этот вопрос.

Федор Рякин.

Я учился в советской школе и советском вузе в 70-80-е годы, работал учителем в 90-е годы (даже успел захватить советский период), а сегодня являюсь родителем школьника. Изучал педагогику в вузе, в свое время много общался с ветеранами педагогического труда, поэтому не считаю себя дилетантом в этом вопросе. Думаю, что имею право высказать свое суждение, хотя, возможно, кому-то оно покажется спорным.

Вот высказывают мнение, что надо вернуть в школы пионерскую и комсомольскую организацию, и тогда подобные истории уже никогда не повторятся. То, что пионерию и комсомол надо возрождать в государственном масштабе, я согласен. Но даже, если бы нам и позволили это сделать, не думаю, что это решило бы окончательно данную проблему.

Я вспоминаю, как в начале 80-х в соседней школе ученик застрелил из самодельного пистолета другого ученика прямо на уроке. Хотя в то время были и комсомол, и пионерия. А в дореволюционной России не было ни пионерии, ни комсомола, но порядка в гимназиях и реальных училищах, пожалуй, было больше, чем сейчас.

Проблема, на мой взгляд, сегодня заключается не в отсутствии пионерии и комсомола (хотя это тоже одна из причин), а в том, что требуется навести в школах и колледжах элементарный ПОРЯДОК.

Сделаю небольшое отступление. Мне запомнился разговор с одной пожилой женщиной – ветераном педагогического труда. Она начинала работать учителем в сельской школе еще во времена Сталина. Она мне рассказала, что при Сталине в школе была идеальная дисциплина. Ученики даже старших классов сидели на уроках, сложив перед собой руки, учителей не перебивали. На уроках была тишина. А там, где дисциплина на уроках, там и высокая успеваемость.

Конечно, и в те времена попадались «охламоны», которые не хотели учиться. Но с такими не церемонились. Их вызывали на педагогический совет. В первый раз делали внушение. А во второй раз – выгоняли. И шел «охламон» работать в колхоз на конюшню. Годик поработает, а потом идет в школу с повинной. И после этого, рассказала пожилая учительница, сидел он на уроках «как шелковый».

«А когда же начались безобразия в школах?», - задал я вопрос пожилой учительнице. «Перемены в школьной жизни произошли при Хрущеве, когда начали внедряться новые педагогические методики, когда администрации школ стали давить на учителей, чтобы они ставили «липовые» тройки двоечникам. Безнаказанность привела к резкому падению дисциплины. Погоня за показателями переросла в очковтирательство, все вместе создавало негативный морально-нравственный фон в школе», - рассказала она.

Мы помним художественные фильмы, так полюбившиеся «либеральной» общественности: «Доживем до понедельника», «Тучи над Борском», «Друг мой Колька», «Мальчик со шпагой», где учителей могли изобразить в карикатурном виде, а учащиеся ("положительные" мальчики и девочки) спорили с учителями и родителями. Киношная жизнь переносилась в реальную. Так кинематограф низвергал ранее непререкаемый авторитет Учителя.

Но в 70-80-е годы у учителей еще сохранялись «рычаги воздействия» на «шкодливых» учеников. Самая действенная мера была, когда писали письма в партийную организацию на производство, где работали родители. А в 90-е года таких «рычагов» учителям, вообще, не оставили. Не стало оценок за поведение. Исчезла практика писем на производство. Да и куда писать, если многие родители остались без работы или стали индивидуальными предпринимателями. А кто спился или стал наркоманом. Даже запретили учеников выставлять из класса во время урока. Хоть на голове стой!

А детки, даже двоечники, они же сразу чувствуют слабину. В итоге сегодня стало нормой, когда ученики перечат и грубят Учителю и даже могут поднять на него руку. А причина одна – БЕЗНАКАЗАННОСТЬ.

Что же делать? Восстанавливать в школах ПОРЯДОК! Те традиции, которые были в дореволюционной гимназии и в советской школе (во времена Сталина). Прежде всего, надо защитить авторитет Учителя. Чтобы как в прежние времена, ученики соблюдали дистанцию перед Учителем, чтобы не смели спорить с учителями и родителями. Для этого надо менять школьные уставы, где четко прописать права и обязанности всех участников образовательного и воспитательного процессов. Надо возвращать оценки за поведение и вводить ясную и понятную систему наказаний для двоечников и школьных хулиганов.

И еще. По моему убеждению, надо создать школы-интернаты для двоечников и школьных хулиганов, куда их направлять по решению педагогических советов. Еще до того, как они совершат преступление. Только эти меры оздоровят школу.

Предвижу возражения либеральных педагогов, воспитанных на фильмах «Доживем до понедельника» и «Друг мой Колька». Моим оппонентам предлагаю прочитать письмо известного детского писателя Корнея Ивановича Чуковского, которое он написал Сталину в годы войны. Я полагаю, что авторитет этого детского писателя достаточно высок, чтобы прислушаться к его мнению. Заодно почитайте письмо Сталина преподавателю Мартышкину (учителю его сына Василия).

Письмо Корнея Чуковского Иосифу Сталину

(Архив президента РФ. Ф.45. Оп.1. Д.885. Л. 85-87).

- Глубоко уважаемый Иосиф Виссарионович!

После долгих колебаний я наконец-то решил написать Вам это письмо. Его тема – советские дети.

Нужно быть слепым, чтобы не видеть, что в огромном своем большинстве они благородны и мужественны. Уже одно движение тимуровцев, подобного которому не существует нигде на земле, является великим триумфом всей нашей воспитательной системы. Но именно потому, что я всей душой восхищаюсь невиданной в истории сплоченностью и нравственной силой наших детей, я считаю своим долгом советского писателя сказать Вам, что в условиях военного времени образовалась обширная группа детей, моральное разложение которых внушает мне большую тревогу.

Хуже всего то, что эти разложившиеся дети являются опасной заразой для своих товарищей по школе. Между тем школьные коллективы далеко не всегда имеют возможность избавиться от этих социально-опасных детей.

Около месяца назад в Машковом переулке у меня на глазах был задержан карманный вор. Его привели в 66-е отделение милиции и там оказалось, что этот вор-профессионал, прошедший уголовную выучку, до сих пор как ни в чем не бывало учится в 613-й школе!

Он учится в школе, хотя милиции отлично известно, что он не только вор, но и насильник: еще недавно он ударил стулом по голове свою мать за то, что она не купила ему какой-то еды. Фамилия этого школьника Шагай. Я беседовал о нем с директором 613-й школы В.Н.Скрипченко и она сообщила мне, что он уже четвертый год находится во втором классе, попрошайничает, ворует, не хочет учиться, но она бессильна исключить его, так как РайОНО возражает против его исключения.

Я не осмелился бы писать Вам об этом случае, если бы он был единичным. Но к сожалению, мне известно большое количество школ, где имеются социально-опасные дети, которых необходимо оттуда изъять, чтобы не губить остальных.

Вот, например, 135-я школа Советского района. Школа неплохая. Большинство ее учеников – нравственно здоровые дети. Но в классе 3 «В» есть четверка – Валя Царицын, Юра Хромов, Миша Шаковцев, Апрелов, – представляющая резкий контраст со всем остальным коллективом. Самый безобидный из них Юра Хромов (с обманчивой наружностью тихони и паиньки) принес недавно в класс украденную им женскую сумочку.

В протоколах 83-го отделения милиции ученики этой школы фигурируют много раз. Сережа Королев, ученик 1-го класса «В», занимался карманными кражами в кинотеатре «Новости дня». Алеша Саликов, ученик 2-го класса «А», украл у кого-то продуктовые карточки. И т.д. и т.д. Стоит провести один час в детской комнате любого отделения милиции, чтобы убедиться, как мало эффективны те меры, которые находятся в распоряжении милицейских сержантов, – большей частью комсомолок 17-летнего возраста.

Комсомолки работают очень старательно, с большим педагогическим тактом, но вряд ли хоть один вор перестал воровать оттого, что ему в милиции прочитал наставление благородный и красноречивый сержант. Особенно смущают меня проявления детской жестокости, которые я наблюдаю все чаще.

В Ташкентском зоологическом саду я видел 10-летних мальчишек, которые бросали пригоршни пыли в глаза обезьянкам, чтобы обезьянки ослепли. И одна из них действительно ослепла. Мне рассказывали достоверные люди о школьниках, которые во время детского сеанса, воспользовавшись темнотою зрительного зала, стали стрелять из рогаток в актеров, – так что спектакль пришлось отменить. Но как бы я ни возмущался проступками этих детей, я никогда не забываю, что в основе своей большинство из них – талантливые, смышленые, подлинно-советские дети, которых нельзя не любить. Они временно сбились с пути, но еще не поздно вернуть их к полезной созидательной работе.

Для их перевоспитания необходимо раньше всего возможно больше трудколоний с суровым военным режимом типа колонии Антона Макаренко. Режим в этих колониях должен быть гораздо более строг, чем в ремесленных училищах. Основное занятие колоний – земледельческий труд. Во главе каждой колонии нужно поставить военного. Для управления трудколониями должно быть создано особое ведомство, нечто вроде Наркомата Безнадзорных детей. В качестве педагогов должны быть привлечены лучшие мастера этого дела, в том числе бывшие воспитанники колонии Макаренко.

При наличии этих колоний можно произвести тщательную чистку каждой школы: изъять оттуда всех социально-опасных детей и тем спасти от заразы основные кадры учащихся. А хулиганов – в колонии, чтобы по прошествии определенного срока сделать из них добросовестных, дисциплинированных и трудолюбивых советских людей!

Может быть, мой проект непрактичен. Дело не в проекте, а в том, чтобы сигнализировать Вам об опасности морального загнивания, которая грозит нашим детям в тяжелых условиях войны.

Прежде чем я позволил себе обратиться к Вам с этим письмом, я обращался в разные инстанции, но решительно ничего не добился. Зная, как близко к сердцу принимаете Вы судьбы детей и подростков, я не сомневаюсь, что Вы, при всех Ваших титанически-огромных трудах, незамедлительно примете мудрые меры для коренного разрешения этой грозной проблемы.

С глубоким почитанием писатель К.Чуковский.

Ул. Горького, 6, кв. 89.

К-5-11-19

***

Письмо Сталина преподавателю т. Мартышину

Ваше письмо о художествах Василия Сталина получил. Спасибо за письмо.

Отвечаю с большим опозданием ввиду перегруженности работой. Прошу извинения.

Василий – избалованный юноша средних способностей, дикаренок (тип скифа!), не всегда правдив, любит шантажировать слабеньких “руководителей”, нередко нахал, со слабой или – вернее – неорганизованной волей.

Его избаловали всякие “кумы” и “кумушки”, то и дело подчеркивающие, что он “сын Сталина”.

Я рад, что в Вашем лице нашелся хоть один уважающий себя преподаватель, который поступает с Василием, как со всеми, и требует от нахала подчинения общему режиму в школе. Василия портят директора, вроде упомянутого Вами, люди-тряпки, которым не место в школе, и если наглец Василий не успел еще погубить себя, то это потому, что существуют в нашей стране кое-какие преподаватели, которые не дают спуску капризному барчуку.

Мой совет: требовать построже от Василия и не бояться фальшивых, шантажистских угроз капризника насчет “самоубийства”. Будете иметь в этом мою поддержку.

К сожалению, сам я не имею возможности возиться с Василием. Но обещаю время от времени брать его за шиворот.

Привет!

И. СТАЛИН

8.VI.38 г.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.