ОТЧЕЙ ЗЕМЛЕ, ЕЁ АЛОМУ СТЯГУ ВЕРЕН ОН БЫЛ ДО КОНЦА!
6 июля 2018 г. исполнилось 75 лет со дня беспримерного подвига, совершенного в ходе Курского сражения Великой Отечественной войны легендой советской авиации, членом ВКП(б) белорусом А.К. Горовцом – единственным летчиком в мире, сбившим 9 вражеских самолетов в одном бою.
ПУТЕВКУ В НЕБО ДАЛА БЕЛАРУСЬ
Будущий летчик-герой родился 12 марта 1915 г. в деревне Мошканы Сенненского района Витебской области в многодетной белорусской семье, в которой у Константина Ивановича и Амалии Михайловны было семеро детей. Александр окончил 7 классов средней школы, затем учился в Полоцком лесном техникуме, работал слесарем на предприятии «Сантехстрой» г. Витебска. Одновременно проходил обучение в 1-й Белорусской школе по подготовке пилотов для гражданской авиации, преобразованной в Витебский аэроклуб Осовиахима. После обучения в аэроклубе в 1932 году молодой рабочий был призван в ряды Красной Ар-мии, обучался в Ульяновской объединенной школе пилотов и авиатехников. Окончив в 1935 году летную школу и овладев техникой пилотирования на самолете У-2, Горовец получил назначение в аэроклуб Осоавиахима им. М. В. Водопьянова города Шахты Ростовской области, где работал летчиком-инструктором, командиром звена, командиром отряда, начальником летной части. В 1938 году Горовца приняли в ряды ВКП(б), он был избран секретарём комсомольской организации аэроклуба, членом Ворошиловского райкома ВЛКСМ, депутатом Октябрьского районного совета депутатов трудящихся города Шахты.
В ПЫЛАЮЩЕМ НЕБЕ ВОЙНЫ
С началом Великой Отечественной войны А.К. Горовец служил командиром звена в 20-й военной авиационной школе летчиков первоначального обучения Северо-Кавказского фронта. Александр рвался в действующую армию, но его не отпускали ввиду того, что опытные летчики–инструкторы были остро необходимы для подготовки летных резервов в тылу. В действующей армии Горовец с июля 1942 г., воевал на одноместном поршневом истребителе ЛаГГ-3 в составе 166-го истребительного авиационного полка 217-й истребительной авиационной дивизии 4-й воздушной армии. Через полгода в небе над Моздоком открыл свой счет сбитым вражеским самолетам – это был истребитель «Мессершмитт-109». Потом были напряженные фронтовые будни, о которых можно судить из наградного листа, подписанного командиром 166-го иап майором Стефаном Рымшей 5 февраля 1943 г.: «Тов. Горовец имеет 34 боевых вылета, из них на штурмовку с бомбометанием войск противника – 17, 10 – на разведку противника. Осмотрительность в воздухе отличная, водил группы самолетов на обнаруженную цель и всегда точно выводил их на цель. Сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков в своем звене отработал отлично. Потерь сопровождаемых самолетов не имел. Непрерывно учится тактике воздушного боя. Участвовал в перегонке самолетов с завода на фронт». В единственном письме с фронта, написанном 30 июня 1943 г. жене Валентине и дочери Инге, Александр написал: «…сейчас воюю с оголтелой бандой, коричневой чумой, фашистскими оккупантами. Правительство оценило мою службу – наградило орденом Красного Знамени, а также присвоило звание гвардейца». Тогда же, как одному из наиболее отличившихся летчиков, Горовцу вручили новый одномоторный истребитель Ла-5, на фюзеляже которого красовалась надпись: «От колхозников и колхозниц Горьковской области» – на одной стороне и «Эскадрилья «Валерий Чкалов» – на другой.
Героически сражаясь с немецко-фашистскими захватчиками, воины-авиаторы клялись: «Мы уничтожили гитлеровскую гадину под Сталинградом, уничтожим ее и здесь – под Орлом и Курском. Будем стоять насмерть. Враг не пройдет!». Из воспоминаний бывшего командира эскадрильи 88-го гвардейского истребительного полка Героя Советского Союза гвардии полковника Василия Мишустина: «На состоявшемся в июне 1943 г. партийном собрании кто-то из офицеров спросил Горовца, что он будет делать, если придётся в бою встретиться с десятком гитлеровских самолётов? На что Александр Константинович твёрдо и решительно: «Буду драться до победы и не дрогну, пока руки держат штурвал, а в груди бьётся сердце. Никому из лётчиков-коммунистов в голову не пришло тогда, что этим словам суждено было сбыться».
ГЕРОИЧЕСКИЙ ПОЛЕТ В БЕССМЕРТИЕ
Летом 1943 года, с началом Курского сражения, боевые действия противника приняли ожесточенный характер, непрерывные атаки врага поддерживались массированными налетами авиации. 88-й гвардейский истребительный авиационный полк 8-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 5-го истребительного авиационного корпуса 2-й воздушной армии, в котором воевал гвардии старший лейтенант А.К. Горовец, решал боевые задачи по прикрытию советских наземных войск Воронежского фронта. 6 июля, на второй день Курской битвы, 15 истребителей Ла-5 вылетели для воздушного патрулирования в pайоне населенных пунктов Владимиpовка – Кочетовка – Зоpинские Двоpы – Ольховатка.
О героическом подвиге летчика написал уроженец деревни Глухи Быховского района Могилевской области Герой Советского Союза, член ВКП(б) с 1918 года, командующий 2-й воздушной армии маршал авиации Красовский С.А. в мемуарах «Жизнь в авиации», изданных в Минске в 1976 году. Из воспоминаний военачальника, в послевоенное время – члена Центральной ревизионной комиссии ЦК КПСС, члена ЦК КПБ. «Закончив дежурство близ линии фронта, группа истребителей развернулась на свой аэродром. Замыкающим в ней летел гвардии старший лейтенант Александр Горовец. И вот Горовец увидел позади себя большую группу Ю-87, которая шла к нашим позициям. Горовец один ринулся навстречу группе «юнкерсов». Очередь – и объятый пламенем флагман фашистской армады нырнул к земле. Это сразу же посеяло панику в строю врагов. Они сбросили бомбы: теперь им было не до прицельного бомбометания. Строй «юнкерсов» рассредоточился, огневое взаимодействие внутри группы нарушилось. Прошли считанные минуты, а на земле уже пылало четыре «юнкерса», сбитых советским истребителем. Потом он поджег пятого, шестого... Бой шел уже на небольшой высоте, когда Александр уничтожил девятого «юнкерса». Охваченный азартом схватки, Горовец только теперь заметил у себя в хвосте четыре вражеских истребителя. Однако он принял бой. Имитируя атаки, он, вероятно, выбирал момент для нанесения таранного удара, но вскоре его самолет был подбит. Выпрыгнуть с парашютом не было никакой возможности – слишком мала высота. Изрешеченная машина рухнула на землю. Все, кто с земли наблюдал за воздушным боем Александра Горовца, с восторгом отзывались об отваге, мужестве и мастерстве летчика. Никому и никогда еще не удавалось в одном бою одержать девять побед!».
Весть о героическом бое летчика Горовца обле¬тела Воронежский фронт, газета «За Родину» 2-й воздушной армии со¬общила о беспримерном подвиге гвардейца. Советская страна о подвиге узнала из сводки Совинформбюро, где говорилось: «На Белгородском направлении продолжались ожесточенные бои. Летчики Н-ской гвардейской части за три дня боев сбили 156 немецких самолетов. Летчик гвардии лейтенант Горовец встретился в воздухе с группой немецких самолетов. Вступив с ними в бой, т. Горовец сбил 9 немецких бомбардировщиков». Как сказано в наградном листе, подписанном командиром 88-го гвардейского истребительного авиационного полка, «…за время своей боевой деятельности А.К. Горовец совершил 74 боевых вылета, в 11 воздушных боях лично сбил 11 самолётов противника и 6 в составе группы, уничтожил 40 автомашин и 24 повозки с боеприпасами». Из донесения политотдела 2-й воздушной армии: «Выдающийся героический поступок совершил заместитель командира эскадрильи 88-го гвардейского иап член ВКП(б) гвардии старший лейтенант тов. Горовец. Он один в неравном бою с самолётами противника сбил 9 самолётов Ю-87. Сам тов. Горовец, будучи смертельно ранен в этом бою, погиб смертью героя, не дойдя 4 км до своего аэродрома. Этот бой советского богатыря с восхищением наблюдали наземные войска, которые и подтвердили результат этого боя».
И ПАМЯТЬ СЕРДЦА ГОВОРИТ…
Звание Героя Советского Союза А.К. Горовцу было присвоено посмертно 28 сентября 1943 г. Долгие годы летчик-герой считался пропавшим без вести, и только спустя 14 лет, в апреле 1957 г., центральные газеты СССР сообщили, что на хуторе Зоринские Дворы Ивнянского района Белгородской области был обнаружили остов советского самолёта. На партийном билете с остатками запекшей крови, найденном среди останков лётчика, сохранилась запись: «Горовец Александр Константинович, 1915-й год рождения. Партийный билет выдан в 1939 году Ворошиловским райкомом партии г. Шахты Ростовской области».
Ветеран Великой Отечественной войны, советский поэт Михаил Львов ярко и образно дал оценку бесстрашному героическому поступку героя:
Готовность к смерти – тоже ведь оружье,
И ты его однажды примени…
Мужчины умирают, если нужно,
И потому живут в веках они.
Память о бесстрашном летчике Александре Константиновиче Горовце навсегда хранится в сердцах благодарных потомков. На месте его гибели на 597-го километре шоссе Москва-Симферополь установлен бронзовый бюст. В честь героя-летчика установлены бюсты и памятники в Витебске, Полоцке и других городах. Именем Горовца названы улицы в Минске, Витебске, Богушевске, Шахтах, Белгороде. О герое написаны книги, в том числе документальная повесть белорусских авторов Б. Крепака и Л. Крушинской «В поединках на высоте», создан фильм «Подвиг героя». Его имя носят Витебский аэроклуб ДОСААФ, школы и пионерские дружины во многих городах бывшего Советского Союза. Имя Горовца увековечено также на его родине в деревне Мошканы. Материалы знаменитого летчика хранятся и экспонируются в разделе экспозиции, посвященной Курской битве в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны. Имя героя золотыми буквами выбито в Зале Победы музея.
Подвиг лётчика-коммуниста белоруса Александра Горовца навечно вписан в историю Великой Отечественной войны. Его короткая, но яркая жизнь служит примером горячей любви к своему народу, к Родине.
Николай Шевченко, член Компартии Беларуси, Белорусского союза журналистов
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.