КАРЕЛЬСКОЕ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Коммунистической партии Российской Федерации

Из жизни КПРФ

22:22
19.11.2024
Г.А. Зюганов: «Ставка Центробанка в 21% душит экономику и не позволяет эффективно бороться с фашизмом»
14:01
19.11.2024
Вопрос о снижении стоимости вырубки лесов Петрозаводска - снять с повестки! 
18:06
18.11.2024
Карельские коммунисты выразили недоверие главе Петрозаводска Инне Колыхматовой и попросили ее уйти в отставку добровольно
11:52
15.11.2024
В Госдуме во втором чтении прошло обсуждение проекта федерального бюджета на трехлетний период. Коммунисты не поддержали этот проект с самого начала.
14:00
12.11.2024
Г.А. Зюганов: «Невозможно обеспечить внутреннюю стабильность в стране, когда 25 главных олигархов хватанули еще 26 миллиардов долларов»
11:09
12.11.2024
Фракция КПРФ в Заксобрании Карелии подготовила обращение в прокуратуру с просьбой проверить законность публичных слушаний, проведённых администрацией Петрозаводска 8 ноября.
12:27
08.11.2024
"И пока жива Россия, вместе петь и плакать нам". Г.А. Зюганов поздравил советского композитора А.Н. Пахмутову

Ольга Алимова: «Спасательный круг для инвалидов и престарелых»

Ольга АЛИМОВА, первый секретарь Саратовского обкома КПРФ.
 

Судьба обнищавших граждан нашей Родины все меньше и меньше волнует партию власти. «Единороссы» принимают один за другим проекты законов, защищающие их самих …от недовольных граждан. А «униженному и оскорбленному» народу остается лишь внимать совету экс-премьера Д.А. Медведева: «Денег нет, но вы держитесь…».

Тем временем депутаты фракции КПРФ, находясь в постоянном контакте с избирателями, пытаются хоть как-то обратить внимание руководства страны на проблемы самых слабых, самых бедных россиян. Так был разработан и внесен на рассмотрение нижней палаты парламента пакет из двух законопроектов.

Первый: № 739279-7 «О внесении изменений в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» в части установления мер по оказанию медико-социальной помощи на дому инвалидам и престарелым гражданам социальными помощниками из числа их родственников и близких».

Второй: № 739325-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» в части установления мер по оказанию медико-социальной помощи на дому инвалидам и престарелым гражданам социальными помощниками из числа их родственников и близких».

Предлагаемые пакетом законопроектов изменения в законодательство призваны внести определенную ясность в систему социально-медицинского обслуживания населения, провозгласив право на альтернативную надомную медико-социальную помощь, оказываемую, родными (близкими) инвалида или престарелого. В Трудовой кодекс Российской Федерации законопроектом предлагается ввести новую статью, устанавливающую особенности регулирования труда лиц, выполняющих функции новой категории занятых в социальной сфере, — «социальных помощников». К «социальным помощникам» будут относиться граждане, заключившие трудовой договор с организацией в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов (организацией социального обслуживания). Это приведет к снижению дефицита социальных работников.

Тяжелобольные инвалиды — это одна из самых незащищенных категорий граждан в современном обществе. По данным ВОЗ, в мире уже каждый 4-й человек является инвалидом. По состоянию на февраль 2020 года, согласно статистике Федерального реестра инвалидов, в Российской Федерации насчитывалось 1 258 728 инвалидов I группы и 5 3371 814 инвалидов II группы соответственно, большая часть которых лица старше 60 лет. Престарелых, в возрасте старше 80 лет в России более 4 миллионов человек. В настоящее время выплаты за осуществление ухода за тяжело больными инвалидами и престарелыми — недостаточно  урегулированы на законодательном уровне.

Сейчас все ухаживающие родственники и близкие инвалидов и престарелых де-юре безработные (пусть и с косвенными признаками занятости), у них нет никаких прав, никакой защиты. Они получают мизерное пособие в размере 1200 рублей в месяц от «социального» государства на ухаживающих за взрослыми инвалидами, а с 1 июля 2019 года 10 000 руб. — за детьми, установлено указом Президента № 95 от 7 марта. До этого времени было 5500 руб.

Очевидно, эта компенсация не может считаться полноценным доходом лица, осуществляющего уход за нетрудоспособным, поскольку установленная сумма значительно меньше уровня прожиточного минимума для трудоспособного населения.

Кстати, размер компенсационной выплаты в размере 1200 рублей не менялся уже более 10 лет, с 2008 года. Он был установлен Указом Президента РФ от 26 декабря 2006 г. № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами». Предложения об увеличении размера данной социальной помощи до величины прожиточного минимума неоднократно звучали от представителей общественных организаций инвалидов. Последнее из них было направлено в Совет Федерации в апреле 2017 года, однако там инициативу не поддержали.

Законодательство требует, чтобы ухаживающий был трудоспособным, но при этом нигде не работал и не имел никаких дополнительных источников дохода, в том числе пенсии или пособия по безработице.

Ухаживающие выполняют работу по уходу за инвалидом всю свою (или его) жизнь до самой старости (смерти). Причем данная выплата прекращается, когда ухаживающий родственник выходит на пенсию, так как государство не платит две компенсационные выплаты по одному поводу. Учитывая, что ухаживающие (в основном это касается родителей детей-инвалидов), как правило, имеют мало трудового стажа, поскольку почти всю жизнь официально не работали, то они будут получать минимальную социальную пенсию.

Фактически те, кто ухаживают за инвалидами (взрослыми инвалидами, детьми-инвалидами, престарелыми старше 80 лет) становятся «иждивенцами» своих инвалидов и живут на их пенсию, которая на настоящий момент составляет для I группы 11 372,50 руб. А пенсия инвалида должна направляться на его реабилитацию и лечение в первую очередь. В итоге выходит, что инвалид «кормит» того, кто за ним ухаживает, ведь ухаживающий не может прожить на 1200 рублей (ухаживающий за ребенком инвалидом 10000).

При этом, например, в Москве прожиточный минимум для трудоспособных граждан составляет 19797 рубля, а для детей — 14889 рубля. Таким образом, абсолютно очевидно, что одинокий неработающий с инвалидом находятся далеко за чертой бедности. И эта категория граждан может рассчитывать на настоящий момент только на благотворительную помощь. Очевидно, что компенсационная выплата была призвана «замещать» доход, который гражданин не может зарабатывать в связи с тем, что большую часть времени тратит на уход за инвалидом I группы, престарелым больным или просто человеком преклонного возраста (за 80 лет). Но если задуматься, какую часть некоего, пусть даже самого скромного, дохода может компенсировать выплата 1200 рублей в месяц? Ведь это меньше чем шестая часть МРОТ!

Однако, существующая система компенсационных выплат для родственников, осуществляющих уход за инвалидами и престарелыми, абсолютно не соответствует нормам о социальном государстве, декларированным в статье 7 Конституции РФ. Уход за родственником (близким) инвалидом или престарелым — это тяжелый каждодневный труд, осуществляемый без выходных, праздников и отпусков.

Комплекс функциональных задач, стоящих перед таким лицом весьма широк: это и санитарные, и бытовые, и медицинские услуги. Для того, чтобы ухаживать за тяжело больным, нуждающимся в постоянном уходе, одни люди вынуждены увольняться с работы, чтобы выполнить свой долг перед родным человеком, а более состоятельные прибегают к услугам сиделки.

На Комитете, рассматривая нашу инициативу, депутат от ЕР и мой оппонент предложил, что таких людей надо сдавать в спецучреждения. Такое заявление может делать человек, который никогда не сталкивался с бедой и проблемами других людей. Не дай Бог, если ему придется принимать решение и сдать свое дитя или свою мать в подобное учреждение. Хотя, глядя на него, могу поверить — сдаст. Сейчас в России действует более 1,5 тыс. стационарных организаций социального обслуживания: 584 дома-интерната для престарелых и инвалидов, ветеранов войны и труда, в которых проживают свыше 79 тыс. человек; 525 психоневрологических интернатов (там живут более 160 тыс. человек) и 30 геронтологических центров (7 тыс. человек), во многих интернатах не хватает персонала.

Неразвитая система поддержки и защиты пожилого человека вынуждает его жить в некомфортных условиях, лишая социальных благ. Состояние здоровья не позволяет людям с ограниченными физическими возможностями жить полноценно, поэтому инвалиды, имеющие тяжелые проблемы со здоровьем, требуют повышенного к себе внимания. Проблема катастрофической нехватки специализированных интернатов для инвалидов приводит к тому, что инвалиды не психоневрологического профиля сейчас живут либо в домах престарелых, либо в психоневрологических интернатах.

Находясь в социальных заведениях, престарелый человек или инвалид зачастую получает некачественную помощь. Обычно обязанности сиделки в домах престарелых выполняют обычные санитарки, а в больницах такие работники вообще в штате не числятся. В последние десятилетия в нашей стране за домами-интернатами закрепился определенный негативный имидж, где уровень жизни в разы ниже, чем в аналогичных социальных заведениях Европы. Жизнь пациентов во многих интернатах является подобием жизни в казарме — своего пространства нет, вечно на глазах у других, строгий режим, даже мебель передвигать нельзя, пенсия (если за проживание близкого человека не в состоянии платить родственники) идет интернату, жильцу достается лишь малая часть. Пожары в интернатах, унесшие жизни не одного десятка обездоленных стариков и инвалидов в разных регионах России, — яркая трагическая иллюстрация. Нехватка финансирования и дефицит кадров в постсоветской России привели именно к этому результату.

Именно поэтому престарелые и инвалиды предпочитают оставаться дома, пользуясь при этом помощью родственников или работников социальных служб. Кроме того, если инвалид или престарелый находится в стационарном учреждении (доме-интернате для престарелых и инвалидов), то государство тратит на него в месяц от 70 до 100 тыс. рублей. Таким образом, предложенное законопроектом решение поможет не только улучшить качество жизни инвалидов и престарелых, но и сэкономить бюджетные средства.

Заключение трудового договора позволит социальным помощникам не заниматься иной трудовой деятельностью, трудовой стаж работы социальных помощников будет включаться в общий трудовой стаж и учитываться при начислении пенсии. Трудовой договор позволит обеспечить социальных помощников всем комплексом социальных прав, вытекающих из трудовых отношений, включая оплачиваемый отпуск.

В случае принятия наших законопроектов мы избавим тяжелобольных от пребывания в интернатах, уменьшим число обездоленных инвалидов и престарелых, так как за ними будут ухаживать родственники дома, тем самым сократив число тех, кого вынужденно, по финансовым причинам, сдают в дом инвалидов и престарелых. Также будет меньше лиц, находящихся за чертой бедности, поскольку оформление «социальными помощниками» по трудовому договору поможет сократить количество безработных граждан.

Поддерживающие нашу законодательную инициативу участники общероссийского общественного движения ПОДНИМИТЕ ПОСОБИЕ ЛОУ (лиц, осуществляющих уход за инвалидами и престарелыми на дому) направляют в адрес инициаторов законопроектов письма с благодарностями и надеждой на принятие столь своевременных и общественно значимых законопроектов.

Они пишут: «Наша цель — добиться права на долговременный уход на дому для всех граждан России, что автоматически сделает работающими всех ЛОУ, которые на настоящий момент являются де-юре безработными, лишенными всех возможных прав и льгот работающих граждан. Данная ваша инициатива как никогда важна и своевременна. Я лично уже давно уверена, что именно к признанию долговременного ухода на дому за нетрудоспособными гражданами в качестве гарантированной государственной социальной услуги, а, следовательно, работы, должно прийти наше государство. Уход за инвалидом — это реальный труд, 24/365. Мы, родители детей-инвалидов и инвалидов I и II группы с детства, хотим признания нашего труда, хотим уверенности, хотим гарантий, хотим прав. И только оформление в качестве работающих при своих детях нам все это даст».

P.S. Такое выступление с трибуны Госдумы я подготовила, когда планировалось обсуждение  моей законодательной инициативы. Увы, пандемия перечеркнула возможность заявить об этой проблеме на всю страну. Теперь все инициативы, которые отклонил Комитет, не рассматриваются полномасштабно, а лишь в ускоренном режиме. Ставится на голосование только «Отклонить». «Единая Россия» всегда голосует против обездоленных.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.