КАРЕЛЬСКОЕ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Коммунистической партии Российской Федерации

НОВЫЙ ГОД В ПАРТИЗАНСКОЙ ЗЕМЛЯНКЕ

Встречаясь с ветеранами в Минской городской организации ветеранов, Центральном Доме офицеров, Минском горкоме партии, заметил особую закономерность: все они говорили о том, что помимо боевой учёбы и плановых операций в партизанских отрядах шла и обычная будничная жизнь. Здесь росли и обучались в «лесных школах» дети, появлялись партизанские семьи, устраивались концерты художественной самодеятельности, всевозможные конкурсы мастеров-умельцев по изготовлению оружия, минно-взрывных устройств. Во всех отрядах активно работала стенная печать, создавали её в землянках на кусках любой бумаги – старых газетах, обрывках обоев и на трофейных картах.

Лагеря больших отрядов и бригад имели развитые хозяйственные службы: столярные, сапожные, слесарные и швейные мастерские, конюшни, бани. Специальные площадки отводились для построений, ведения боевой и политической учебы. Народным мстителям нужно было владеть всеми видами оружия, минно-подрывной техникой, навыками разведчика и вместе с тем уметь делать все необходимое по хозяйству: строить шалаши и землянки, разжечь костер, молоть муку и печь хлеб, починить обувь и одежду, запрячь коня в телегу, сплести лапти, сварить обед, подоить корову, выкопать колодец и многое другое. В обычные, будничные дни для всех бойцов, не бывших на заданиях и в охране, проводилась боевая учеба. В бригадах и соединениях было налажено обучение вновь пришедших в отряды партизан из числа местных жителей. Занятия по особой программе вели опытные партизаны, офицеры и сержанты.

А как в лесных чащобах, в заболоченных местах, в партизанских отрядах и бригадах встречали очередной Новый год? Здесь надо сделать небольшое отступление. Дело в том, что в полной мере празднование Нового года в гражданских условиях ещё не набрало должного размаха и разнообразия. Как известно, после Великой Октябрьской социалистической революции официальное празднование Нового года и Рождества Христова были отменены и эти дни были обычным рабочим днём. Однако отмечать праздники совсем не перестали – люди стали делать это в кругу семьи, в спокойной и почти скрытной обстановке, с традиционными поздравлениями и подарками, особенно для детей. Но уже без ёлок и светских мероприятий. В конце 1935 года в газете «Правда» была опубликована статья «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!». Автор публикации – видный советский государственный и партийный деятель, кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП(б), первый секретарь Киевского обкома партии Павел Петрович Постышев.

Он отмечал: «В школах, детских домах, в Дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах – везде должна быть детская ёлка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы вместе с комсомольцами правление не устроило бы накануне Нового года ёлку для своих ребятишек». Партийный руководитель выразил уверенность, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская ёлка является буржуазным предрассудком. Он призвал организовать весёлую встречу Нового года для детей, устроить хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах СССР!

Именно с этого времени стали производиться и появляться на прилавках и в домах горожан елочные игрушки: сначала очень простые –затем все более яркие и нарядные, напоминающие дореволюционные. На советской новогодней ёлке стали соседствовать традиционные рождественские шарики, снежинки, ватные медвежата, снегурочки, фрукты, и игрушки с новой символикой – рубиновыми звездами, дирижаблями, флажками с изображением пионеров и октябрят.

В землянках и блиндажах народные мстители и их дети слушали по радиоприёмникам новогоднюю речь Председателя Президиума Верховного Совета СССР, «Всесоюзного старосту» Михаила Ивановича Калинина. С особым интересом слушали, конечно же, и сводки Совинформбюро. Дети с особым нетерпением ждали партизанского Деда Мороза в белом маскхалате, который приходил в гости к партизанской детворе со скромными подарками – пряниками, испеченными из ржаной муки с сухофруктами, блинами из этой же муки, но с крапивой, душистым чаем, приготовленным на травах.
Главным, а чаще – единственным символом праздника, символом бывшей мирной и счастливой жизни, в партизанской землянке являлась маленькая живая ель. Ёлку венчала жестяная звездочка из консервной банки, обмотанная красной материей. Её наряжали кусочками медицинской ваты, бинтами, картоном, стреляными гильзами. Мастеровые партизаны многие привычные вещи переделывали в новогодние игрушки.

Так, химическая колба из медчасти становилась звездой на ёлке, лампочки без цоколя – шарами.

Даже на открытках того времени Дед Мороз часто превращался в бородатого партизана. На одной листовке, выпущенной партизанами Минского соединения, бородатый партизан в тулупе и в валенках с автоматом в Новогоднюю ночь ведёт пленного немца, кое-как одетого и обутого. Рисунок сопровождён четверостишьем на манер отрывка из знаменитого «Евгения Онегина» А.С.Пушкина:

Зима! Крестьянин, торжествуя,
Карлушку пленного ведёт.
Фашист, винтовку сзади чуя,
Походкой быстрою идёт.

Подарок Новому году от Деда Мороза – символическая шкатулка с обозначенными на карте освобожденными городами, заглавный рисунок и передовица начала 1944 года настенной газеты партизанской бригады имени М.И. Калинина, что действовала на Минщине (командир бригады Петр Качков, комиссар – Алексей Дробеня).

Самые знаменитые новогодние карикатуры были опубликованы в сатирическом журнале ЦК КП(б)Б «Раздавим фашистскую гадину», который распространялся среди партизан и населения Беларуси во время войны. Редакцию с 1943 года возглавлял член ВКП(б) с 1941 года Кондрат Крапива – известный белорусский писатель, поэт, сатирик, общественный деятель. В послевоенное время – народный писатель Белорусской ССР, Герой Социалистического Труда, лауреат двух Сталинских премий и Государственной премии СССР. В этом партийном издании печатались произведения разных жанров, начиная от острого политического памфлета и кончая партизанскими частушками. Большую роль играла карикатура, занимавшая больше половины площади листка. Использовались обращения к партизанам и народу Белоруссии руководителей партии и правительства, деятелей культуры и т. п. Широко использовались фотодокументы, информационные сообщения о боевых успехах партизан и воинов Советской Армии. Боевой характер имели сатирические отделы и рубрики «Не в бровь, а в глаз», «Партизанские частушки», «Белорусские пословицы»... Хорошо была поставлена связь листка с партизанскими отрядами, откуда поступала информация о ходе борьбы с оккупантами, о героизме и патриотизме народных масс.

В новогоднем номере на одном из рисунков гитлеровцы изображены в совсем убогом, но очень забавном положении: в легких курточках в лютый мороз водят вокруг елки «праздничный» хоровод, чтобы хоть как-то согреться. На другой карикатуре Дед Мороз со свойственной ему добротой встречает фашистских лидеров. Он подготовил для них особенную елочку: вместо шариков на ней петли для виселицы.

Подпольщики и партизаны Бобруйска по решению подпольного райкома партии издавали газету «Бобруйский партизан». До войны эта газета называлась «Камунiстычная праца». В поздравительной листовке «С Новым годом, товарищи!», изданной в типографии этой газеты, читаем: «Героическое сопротивление Красной Армии сорвало все планы Гитлера. Советская страна не только выдержала, но нанесла и наносит гитлеровской банде такие удары, после которых захватчики катятся с воем обратно. Красная Армия в настоящее время на Центральном и Сталинградском фронте и в районе Северного Кавказа успешно гонит немцев на запад. Количество освобожденных населенных пунктов за вторую половину декабря превышает тысячу. Захвачены огромные трофеи, в том числе большое количество исправного вооружения».

Встречая в землянках очередной Новый год за импровизированным праздничным столом, партизаны желали лишь одного – полного разгрома ненавистного врага, освобождения от захватчиков родной Беларуси и долгожданной Великой Победы.

Николай Шевченко, член Компартии Беларуси

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.