"Но пасаран!"
Когда-то фраза – а вернее, международный девиз антифашистов – "Но пасаран!" ("Они не пройдут!") была на слуху практически у всех.
Сейчас и сама она, и впервые произнесшая ее женщина основательно подзабыты. Однако Долорес Ибаррури, деятель испанского и международного рабочего движения и яростный борец с фашизмом, стоит того, чтобы о ней знали и помнили.
Долорес Ибаррури родилась 9 декабря 1895 года в городке шахтеров Гальярта провинции Бискайя в многодетной семье горняка. (Примечательно, что ударение в ее имени и фамилии следует ставить на втором слоге – Доло́рес Иба́ррури.)
Обстановка в Испании в те годы была сложной – социальное расслоение, нищета трудящихся, экономический дисбаланс… Однако отец сумел дать детям образование, а мать прививала им религиозные ценности католичества. Девочка хотела стать учительницей, но родители прочили ей занятия кухарки либо швеи. Тем не менее, судьба распорядилась по-своему – против воли родителей Долорес вышла замуж за шахтера и члена социалистической партии Хулиана Руиса. Мужа нередко отправляли в тюрьму, а жена все активнее участвовала в деятельности местных социалистов. И уже в 1918 году в газете "Бискайский шахтер" была опубликована первая статья Долорес. Подписана она была псевдонимом Пасионария (Pasionaria), что в переводеозначает "страстная, пламенная".
В 1921 году Д. Ибаррури стала членом Коммунистической партии Испании и активным участником политических мероприятий. К тому же она занималась самообразованием, чтобы понять, почему одни ничего не делают и живут в роскоши, а другие, работая от зари до зари, влачат жалкое существование.
Пасионария выступала перед рабочими, агитировала, убеждала, призывала бороться за лучшую жизнь.Благодаря своей активности она вошла в число первых лиц Компартии Испании.
В 1934 году Д. Ибаррури впервые приехала в Москву и затем необычайно ярко выступила на конгрессе Коминтерна (организации, объединяющей компартии разных стран), призывая коммунистов объединяться с социалистами и профсоюзами, чтобы действовать более эффективно.
В СССР Д. Ибаррури потрясло то, насколько иными оказалась советские рабочие и их жизнь. А советские люди не смогли остаться равнодушными к ней, и Долорес Ибаррури стала и нашей национальной героиней.
В июле 1936 года в Испании начался военный мятеж. Целью его было свержение власти Второй испанской республики, установление военно-националистической диктатуры и избавление страны от "красной угрозы". Согласно легенде, сигналом для оппозиции послужила фраза, переданная по радио: "Над всей Испанией безоблачное небо".
Выступая 3 сентября 1936 года на митинге в Париже, Д. Ибаррури провозгласила: "Если позволить фашистам продолжать преступления, которые они совершают в Испании, агрессивный фашизм обрушится и на другие народы Европы. Нам нужна помощь, нужны самолеты и пушки для нашей борьбы... Испанский народ предпочитает умереть стоя, нежели жить на коленях".
Мир раскололся на два лагеря: один поддерживал республиканцев, а другой встал на сторону мятежников под предводительством генерала Франко. К сожалению, сторонников франкистов среди правящих кругов других стран оказалось значительно больше – европейцы серьезно опасались, что Испанская республика станет поставщиком к ним революционных идей. Вдобавок их пугал потенциальный союз с СССР. Повстанцам всячески помогали Португалия, нацистская Германия, фашистская Италия и т.д. Другие страны Запада решили придерживаться политики невмешательства. Однако неофициально мировая общественность – в первую очередь СССР – стала оказывать республиканцам гуманитарную и военную помощь. Формировались интернациональные бригады из добровольцев – представителей более 50 стран.
В СССР в то время сложно было найти тех, кого бы не трогала трагедия испанского народа. Военные рвались на испанский фронт, а гражданские – от мала до велика – собирали средства для помощи Испанской республики. Испанцы встречали советских бойцов восторженно.
Долорес Ибаррури много выступала перед сражающимися за идеалы свободы и справедливости. Вот как одну из встреч с летчиками-истребителями описывает один из ее участников, ветеран-интернационалист Взоров В.Н.: "Молодая, красивая, энергичная Долорес обратилась к нам с речью. Потом она обошла весь наш небольшой строй и с каждым поздоровалась за руку, говоря что-то на испанском, а мы все твердили "грасиас, синьорина". В те годы она была красавицей. Стройная брюнетка, с большими черными сверкающими глазами, красивый рот и очертания лица и фигуры. Яркое платье дополняло ее красоту. Ее контральто звучало в ушах музыкой, когда она провозгласила: "Но пасаран!"
Позже Долорес Ибаррури так обращалась к участникам испанских боев: "Среди героев-бойцов, которые вызвали в нашем народе вечно живые и неизгладимые чувства любви и признательности, были и вы, советские товарищи и друзья. Примите же эти строки как дружественное напутствие к вашим воспоминаниям о тех славных и героических днях, когда вы сражались на земле и в небе Испании за свободу и независимость нашего народа и за свободу всего мира. Позвольте от души сказать вам еще раз: "Спасибо за принесенные вами жертвы, товарищи и друзья".
В стороне от борьбы с фашизмом не могли остаться и деятели культуры разных стран, которым были дороги гуманистические ценности. После того, как испанский город Герника бомбардировками люфтваффе был практически стерт с лица земли, художник Пабло Пикассо написал картину. Долорес Ибаррури так сказала про это знаковое полотно: "Герника" – страшное обвинение фашизму и Франко. Оно мобилизовывало и поднимало на борьбу народы, всех мужчин и женщин доброй воли. Если бы Пабло Пикассо за свою жизнь не создал ничего, кроме "Герники", его все равно можно было бы причислить к лучшим художникам нашей эпохи".
Республиканцы и их сторонники сражались отчаянно. И не случайно многие историки считают Гражданскую войну в Испании своего рода репетицией и предвестником Второй мировой войны. Но силы оказались неравными. Весной 1939 года Испанская республика пала, и на всей территории страны установилась диктатура Франко.
Д. Ибаррури неоднократно арестовывали и заключали в тюрьму, а ее жилище – обыскивали. Она была вынуждена эмигрировать в СССР. Но это не помешало ей возглавить Коммунистическую партию Испании и активно бороться не только с франкистами, но и с мировым фашизмом. Знаменитыми стали ее выступления по радио.
Вдобавок она являлась одной из основательниц Международной демократической федерации женщин.
В 1935 году Долорес, поддавшись уговорам товарищей, отправила сына и дочь в СССР. Дочь Д. Ибаррури вспоминала, с какой любовью и заботой принимали советские люди испанских детей, чувство благодарности за теплый прием она сохранила на всю жизнь. Напомним, что около трех тысяч испанских детей были вывезены в Советский Союз из горящей в огне войны Испании. Через некоторое время юный Рубен вернулся на родину и воевал в интербригаде за республику, а в 1939 году – он вновь в СССР. Уже на третий день Великой Отечественной войны Р. Ибаррури был на передовой.
За мужество и героизм, проявленные в одни их самых трудных дней войны, его наградили орденом Красного Знамени. В 1942 году Рубен участвовал в боях за Сталинград. Старший лейтенант Ибаррури командовал ротой пулеметчиков, а когда был убит командир батальона, он занял его место и возглавил контратаку. В жестоком сражении с немецко-фашистскими захватчиками мужественного испанца тяжело ранили. Р. Ибаррури скончался в госпитале 3 сентября 1942 года. Он похоронен на площади Павших Борцов в центре Волгограда. Посмертно Р. Ибаррури присвоено звание Героя Советского Союза. И не зря мать когда-то писала ему: "Помни о нашем идеале, будь готов бороться, не ослабевая, будь готов до конца пожертвовать собой за наше дело".
Узнав о смерти сына, Д. Ибаррури сказала, что когда над Берлином взовьется Красное знамя Победы, то на нем будет капля крови и ее Рубена.
Д. Ибаррури была умной, красивой, энергичной, гордой, сильной и принципиальной женщиной. Она умела располагать к себе и притягивать людей, а если видела несправедливость, то не отмалчивалась, а бросалась в бой.
После окончания Второй мировой войны она первой выступила с идеей национального примирения в Испании, где все еще действовало партизанское движение, так как понимала, что кровь проливается зря и никакого смысла в гибели молодых противников Франко нет.
В Москве в гостях у Д. Ибаррури бывали Илья Эренбург, Алексей Толстой, Фидель Кастро, она дружила с Фернаном и Надей Леже, Ирен и Жолио Кюри, Эльзой Триоле и Луи Арагоном.
К детям и внукам, при всей огромной любви, она была строга и никого из потомков не баловала. Как вспоминает ее дочь Амайя, она говорила: "Жизнь не так просто прожить. Надо быть готовым к трудной жизни". При этом, как рассказывал Рубен Артемович Сергеев, Д. Ибаррури была веселой и заводной бабушкой, с внуками говорила по-испански, а ругала их по-русски. И в сердцах могла запустить в шалунов тапочком.
После смерти диктатора Франко в 1975 году Долорес Ибаррури вернулась в Испанию и активно включилась в ее политическую жизнь.
Пережившая три войны и знавшая, к каким ужасным последствиям они приводят, Д. Ибаррури считала "самой святой своей задачей борьбу за мир". Согласитесь, эта задача актуальна и сейчас.
Про себя Пасионария говорила, что не воевала. Однако именно она смело протестовала против полицейского произвола, шла к бастующим шахтерам, открывала двери тюрьмы для политических заключенных, ездила по местам боевых действий и всячески поддерживала сражающихся с франкистами. Поэтому ее имя по праву символизирует борьбу с мировым злом.
Ушла из жизни Д. Ибаррури 12 ноября 1989 года в Мадриде, чуть не дожив до 94-летия. В память о национальной героине на ее могиле растет дуб – символ Страны Басков, олицетворяющий силу, мощь и благородство ее представителей.
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.