КАРЕЛЬСКОЕ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Коммунистической партии Российской Федерации

Незатухающий очаг. Хрупкое перемирие на севере Сирии

На минувшей неделе весь мир следил как президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган полетел в Москву к Путину договариваться об урегулированию ситуации в Идлибе.

Ситуация  там обострилась 27 февраля после того, как боевики из террористической группировки «Хайят Тахрир аш-Шам» организовали масштабное наступление на позиции правительственных войск у населённого пункта Бехун. В результате ответной атаки погибли 33 турецких военнослужащих, которые не должны были там находиться. После чего были приняты меры для полного прекращения огня с сирийской стороны и обеспечения эвакуацию погибших и раненых.

Затем Турция объявила о начале наземных и воздушных ударов по сирийским войскам. В Анкаре сочли случившееся «нападением» на НАТО и запросили консультации на уровне послов стран-членов альянса. В Госдепе отметили, что поддерживают Турцию как своего союзника по НАТО, однако конкретных мер не предприняли.

После переговоров президента России и турецкого лидера, которые продлились более шести часов, стороны заключили соглашение, которое включает в себя:

– Прекращение всех боевых действий по существующей линии соприкосновения с полуночи 6 марта.

– Россия и Турция создают коридор безопасности шириной шесть километров к северу и к югу от автотрассы М4 в Сирии.

– Россия и Турция с 15 марта начинают совместное патрулирование вдоль трассы М4.

По итогам переговоров многие иностранные журналисты пришли к выводу, что Москва приобрела от встречи больше, чем Анкара.

В частности, немецкое радио Deutschlandfunk сообщает, что российская сторона после переговоров добилась всех желаемых целей: «Турецкая сторона сохраняет контроль над частью региона, российская военная полиция создает буферную зону. Такой сценарий основывается на соглашении, достигнутом полтора года назад в Сочи, и он в российских интересах». По их мнению, Россия начиная с 2015 года методично достигает своих целей в Сирии, так как Москва в сирийском конфликте занимает более выгодные позиции, чем Анкара. В то же время, ход переговоров продемонстрировал, что влияние российских рычагов воздействия на ситуацию не безгранично, заключает Deutschlandfunk.

В свою очередь, американский журнал National Interest пишет, что соглашение между Путиным и Эрдоганом полностью противоречит требованиям, которые до переговоров озвучил госсекретарь США Майк Помпео. Автор материала назвал это «провалом турецкого гамбита» Вашингтона. Как отмечается в статье, «это соглашение поставило крест на очередной попытке Помпео заключить американо-турецкий альянс против Асада, которого поддерживают Иран и Россия». Помпео настаивал на том, чтобы Асад вернулся к линиям прекращения огня, которые действовали на северо-востоке Сирии в 2018 году. Однако спустя всего несколько часов российский и турецкий лидер заключили соглашение, которое цементирует все последующие завоевания сирийских войск.

С точки зрения французского издания Le Monde, перемирие в Идлибе, о котором договорились российский лидер и его турецкий коллега, можно расценивать как провал для Анкары. «Договор стал поражением для президента Эрдогана, поскольку не учитывает его главные требования. В документе не говорится ни слова об окруженных режимом Асада турецких наблюдательных постах и появившихся после начала боев беженцах. Наконец, Дамаск оставляет за собой захваченную территорию, хотя Анкара требовала отступления сирийских сил», – разъясняется в статье.

При этом отмечается, что в России не испытывают триумфа, хотя Путину удалось добиться главных целей. Эксперты опасаются, что достигнутые двумя лидерами договоренности будут хрупкими. Хотя Путин и Эрдоган настаивали на способности договориться, несмотря на разногласия, турецкий лидер подчеркнул, что его страна «всеми силами» ответит на любую атаку сирийского режима.

Французские аналитики оказались прозорливыми. Действительно, перемирие было нарушено уже через три дня,  после чего президент Турции, обвиняющий в нарушении сирийскую сторону, заявил, что нанесет еще более мощный удар, чем были ранее, если Дамаск не перестанет нарушать режим тишины в Идлибе.

Хотя, именно террористические группировки, которые контролируют значительную часть провинции Идлиб, и, по сути, являются иррегулярными подразделениями турецкой армии, сразу отказались признавать соглашение между Турцией и Россией от 5 марта 2020 года. По сообщению ИА REGNUM, речь идет о группировках «Хайят Тахрир аш-Шам», «Исламская партия Туркестана» (организации, деятельность которой запрещена в РФ) и «Хуррас ад-Дин».

В любой момент в ситуацию могут вмешаться США. Они, согласно заявлению американского спецпредставителя по Сирии Джеймса Джеффри, вместе Турцией стремятся к «реальному» перемирию в Идлибе. «Русские отвергли все наши предложения по компромиссу, они давят с целью военной победы. Турки говорят сейчас – и мы их на сто процентов поддерживаем, – что таких прекращений огня больше быть не может. Это должно быть реальным, постоянным. Нужна линия на земле, которую никто не переступает», – сказал Джеффри в интервью CBS News.

По его словам, если ситуация в Идлибе ухудшится, это будет «гуманитарной катастрофой» и «опасной геостратегической эскалацией». «Я не думаю, что русские и Асад (президент Сирии. – Ред.) выиграют в Идлибе. Причина, по которой Турция не может отступить, в том, что у них будет 3 миллиона новых беженцев, помимо почти 4 миллионов, которые уже прибыли из Сирии. Они физически не могут справиться с этим», – добавил Джеффри.

Напомним, что и турецкие войска, также как и американские, находятся в Сирии незаконно, фактически являясь оккупантами. В соответствии с договоренностью, достигнутой в мае 2017 года на переговорах в Астане (ныне – Нур-Султан) представителями России, Ирана и Турции, в Сирии были созданы четыре зоны деэскалации. Территория трех из них в 2018 году перешла под контроль Дамаска. Четвертая зона, расположенная в провинции Идлиб и частях соседних провинций Латакия, Хама и Алеппо, по-прежнему неподвластна правительству республики. При этом, большая ее часть контролируется террористами из «Джебхат ан-Нусры». В сентябре 2018 года Россия и Турция договорились в Сочи о создании демилитаризованной зоны в Идлибе, где располагаются более десятка разных вооруженных формирований.

На днях Турция открыла границы для беженцев из Сирии, Афганистана и Ирака. Тысячи нелегалов стали штурмовать Европу. Только в минувшие выходные через сухопутный пограничный пропускной пункт в Европу пытались прорваться более 10 тысяч человек. «Морские нелегалы» штурмуют Грецию. В Афинах призвали ЕС сообща предпринять меры для защиты границ. Реакция последовала очень жесткая с использованием военных частей и полиции. Совсем не на это рассчитывал Эрдоган, который фактически попытался запустить механизм шантажа Евросоюза.

Но, похоже, что план Турции не срабатывает. В ответ на попытки мигрантов прорваться, полиции пришлось применять слезоточивый газ. Те в ответ бросали камни и металлические прутья… Греция заявила, что за последние два дня было арестовано 73 человека за незаконное пересечение границы, более 10 тысяч человек не пропустили через греческую границу. Глава Евросовета Шарль Мишель заявил, что полностью поддерживает действия Греции. В Болгарии спокойнее, чем в Греции, но и там мигранты пытались прорваться на территорию страны. В связи с этим власти заявили, что перебросят тысячи солдат на границу с Турцией.

Как заявил главный редактор немецкого журнала World Economy Александр Сосновский, для Европы и для Германии самый важный вопрос – это те шлюзы, которые пообещал и уже открыл Эрдоган, для свободного выхода беженцев на территорию Европы. По мнению эксперта, таким образом, Эрдоган пытается решить для себя две цели. Во-первых, помочь «несчастной» Германии немножко выйти из того кризиса в правительстве, в котором она находилась, «потому что угроза возврата беженцев в Германию однозначно укрепляет позицию Христианского демократического союза и Ангелы Меркель».

Во-вторых, как считает эксперт, Эрдоган «пощупал кошелёк Евросоюза», потому что Евросоюз «моментально понял, о чем идет речь». «Те три миллиарда, которые Эрдоган получил за недопуск беженцев в Европу, – они, вероятно, давным-давно уже закончились, и сейчас самое время немножко подоить эту корову в Брюсселе с тем, чтобы получить какие-то очередные деньги», – пояснил обозреватель.

По его оценке, в настоящее время около 76 000 мигрантов из Сирии двигаются в сторону Европы.

«Проблема-то заключается даже не в беженцах, а в том, что сегодня Европа, которая уже «умирает» от одной мысли о коронавирусе, представить себе не может, что произойдет, если, скажем, 500 тысяч беженцев попадут в Европу, где необходимы меры по карантину», – подчеркнул Сосновский.

Михайло Витяй

 
 

 

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.