КАРЕЛЬСКОЕ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Коммунистической партии Российской Федерации

НЕОКОНЧЕННЫЙ СПОР О СОЦИАЛИЗМЕ

Учёные, представляющие разные сферы общественных наук, по-своему анализируют путь, пройденный нашей страной и миром после Великого Октября.
«Вы случайно не помните, когда в вашей стране был введён 8-часовой рабочий день и появились отпуска?» – такой «безобидный» вопрос задавал советский (российский) исследователь экономики Д.В. Валовой многим политикам, учёным, бизнес-руководителям и журналистам в десятках стран. Ни одни человек не смог ответить! Но почему же так? А дело в том, что в процессе извращения истории и вульгаризации экономической науки ответ на этот вопрос (как и на некоторые другие!) запрятан прочнее всех совершенно секретных документов.

Сегодня даже трудно представить, что в мире до Великой Октябрьской социалистической революции у наёмных работников не было отпусков и никаких социальных пособий. Рабочий день длился 12-14 часов. Условия труда и быта были не просто плохими, но опасными. Известно, что ХІХ век стал веком «расцвета», то есть беспредельного господства капитализма. Вот как образно выразил это Александр Блок:

Век буржуазного
богатства
(Растущего незримо
зла!),
Под знаком равенства
и братства
Здесь зрели тёмные
дела…

Тогда, в ХІХ веке, спор между капитализмом и социализмом шёл, можно сказать, теоретически, ибо реального социализма нигде в мире ещё не было. Мы знаем, что существовала давняя мечта человечества о создании общества справедливости. Она отразилась затем в произведениях известных социалистов-утопистов. Но подлинную революцию в осознании существовавшей действительности и будущего произвёл, конечно, научный социализм Маркса, ставший прологом нашего Великого Октября. Ныне враги социализма, с одной стороны, пытаются Маркса опровергать, а с другой – вынуждены признавать научную основательность его анализа и выводов (См.: «Правда», 2017. – 2-5 июня).

Всё это напоминает анекдот времён войны: «Что такое сверхнахальство? Жить в глубоком тылу с женой фронтовика и регулярно искать себя в списках награждённых».
Невольно возникает вопрос: если капитализм в трактовке Маркса является просто умственной конструкцией, то зачем его опровергать? Ещё в начале ХІХ века известный социалист-утопист Роберт Оуэн (1771-1858), достигший немалых успехов на поприще предпринимательства, попытался реализовать свои социалистические идеи на практике. Главная проблема его эксперимента была такая: можно ли, заменив плохие условия жизни на хорошие, освободить человека от зла и «преобразовать его в интеллигентное, рациональное и доброе существо». Население городка Нью-Ланарк (Шотландия), доходившее до 2,5 тысячи человек, состояло преимущественно из бродяг, пьяниц, нищих, преступников и детей бедняков. Эти люди словно воплощали все пороки, порождённые нечеловеческими условиями жизни в капиталистическом обществе.

Несколько лет реформаторской деятельности Оуэна сделали Нью-Ланарк неузнаваемым: он превратился в «Образцовую колонию», изменились люди и отношения между ними. Здешний эксперимент принёс Оуэну широкую известность. На фоне абсолютного большинства капиталистов-хищников он резко выделялся как фабрикант-филантроп, поставивший перед собой задачу «открыть способы, посредством которых можно было бы улучшить условия жизни бедных с пользой для предпринимателей». В Нью-Ланарк началось массовое паломничество. Но… все попытки распространить этот опыт на просторах Европы и США завершились крахом! Учёные и церковники, политики и предприниматели объединились в травле Оуэна, причём вели её до победного конца.

Ныне в западных учебниках по менеджменту эксперимент Оуэна оценивается очень высоко и отмечается, что он на целый век опередил своё время. Но авторы не сообщают, что же произошло век спустя…

…А век спустя в России идеи Маркса были реализованы на практике. Под руководством партии коммунистов во главе с Лениным, а затем – Сталиным. В результате Великой Октябрьской революции было создано социалистическое государство, которое не только преобразило нашу страну, но и оказало позитивное влияние на ход всей мировой истории. Правда, ныне это скрывают или всячески извращают и дискредитируют…

Вернёмся к тому, с чего мы начали. После введения в Советской России 8-часового рабочего дня (декрет Совнаркома об этом был принят уже 11 ноября 1917 года по новому стилю) и регулярных отпусков эта неслыханная ранее социальная акция, подобно цепной реакции, прокатилась по миру. Уже в 1919 году Франция, первая на Западе, учредила 8-часовой рабочий день. Сделано было это, как утверждали тогда обозреватели, не ради преклонения перед Советами, а из желания оградить рабочий класс от «тлетворных влияний с Востока».

Из многочисленных заявлений и других материалов о благотворном влиянии СССР на улучшение положения рабочих, служащих, да всех трудящихся в капиталистических странах можно составить тысячи томов! Этого не замечают лишь те, кто не желает замечать.
Социалистическая революция действительно была совершена в интересах людей труда.

Советская власть, благодаря сплошной грамотности, подняла из глубинки и с окраин миллионы молодых людей, вовлекла детей рабочих и крестьян во все сферы общественной деятельности.

В СССР бездомных и безработных не было. Квартиры получали бесплатно. Плата за жилищно-коммунальные услуги составляла не более 6,5 процента минимальной зарплаты и пенсии. Цены на общественный транспорт были предельно низкими. В городском транспорте самый дорогой билет – в метро – стоил 5 копеек! Медицина и образование были реально бесплатными. Студенты и аспиранты получали стипендии. Особенно серьёзные дотации выделялись из общественных фондов на детские товары и специальное детское питание. По важнейшим показателям качества жизни Советский Союз был в первой десятки стран, а по некоторым занимал первые и вторые места в мире.

Важно отметить, что Великий Октябрь положил начало краха мировой колониальной системы с её чудовищной несправедливостью. Это же событие планетарного значения!

Да, благодаря Октябрьской социалистической революции национально-освободительное движение в колониальном мире получило небывало мощный импульс.

Особенно оно активизировалось после нашей победы в Великой Отечественной войне, когда образовалась социалистическая система. В 1950 году на долю стран социализма приходилось около 20 процентов объёма мировой промышленной продукции, а в 1981 году – уже более 40 процентов. Население социалистических стран составляло около 39 процентов жителей нашей планеты. Успешному развитию экономики в этих странах способствовало эффективное использование трудовых ресурсов.

Не могло всё это не оказать влияния на трудящихся колониальной части мира.

После образования социалистической системы национально-освободительное движение в колониях стало воистину неодолимым. Накануне Второй мировой войны колониальная часть составляла треть территории и населения планеты. А в декабре 1960 года ООН приняла Декларацию о предоставлении независимости всем колониальным народам.

В целом ХХ столетие по праву может быть названо веком торжества идей социализма. Они вошли так или иначе в тактику многих государств планеты. Ни одно общественно-политическое учение в истории человечества не получало столь быстрого распространения в таких масштабах и не содействовало таким грандиозным преобразованиям в развитии человечества. Но, с другой стороны, ни одно учение не подвергалось и столь массовому, агрессивному извращению и дискредитации.
Особенно бурно извращения и клевета в адрес социализма раздаются в связи с развалом СССР. И тут, как известно, появилось множество самых фантастических версий.

Заговорщики в своё время нанесли Цезарю 23 раны, но смертельной была только одна. Сегодня называют разные причины развала СССР, которые действительно оказывали своё негативное влияние. Но они не были смертельны. А немало бытует и просто досужих домыслов. Чаще всего говорят, что марксизм не выдержал конкуренции с либерализмом.

Или вот многие развивают идею заговора. А о каком заговоре можно говорить, если вся внешнеполитическая деятельность буржуазного Запада откровенно была направлена против социалистических стран и прежде всего против СССР? Получается «секрет на весь свет».
Как ни парадоксально это звучит, но смертельную рану родному Союзу, на наш взгляд, мы нанесли сами.

Может показаться парадоксальным: если хозяйственный механизм был несовершенным, то как нам удалось с 1920 года, когда уровень экономики составлял лишь треть объёма 1913 года, создать к 1940 году экономический потенциал, который смог противостоять экономической мощи почти всей Европы, возглавленной фашистской Германией?

Дело в том, что до середины прошлого века мировая экономика развивалась экстенсивно. Это означает, что увеличение товаров и услуг происходило за счёт расширения производственных мощностей и роста численности рабочих. Затраты и результаты в этих условиях в основном совпадали. В ту пору справедливо говорили: без солидных затрат не получить больших результатов. Поэтому затратная система содействовала росту производства. Среднегодовые темпы прироста промышленной продукции за 40 лет (1918-1957 гг.) составили 10 процентов, в том числе за 11 предвоенных лет (1930-1940 гг.) – 16,5 и за 11 послевоенных лет (1947-1957 гг.) – 15,9 процента. Такой небывалый в мировой практике взлёт справедливо назвали «Русское чудо»!

Но благодаря техническому прогрессу со второй половины ХХ столетия мировая экономика начала активный переход к интенсивному развитию: при тех же или даже меньших материальных и трудовых ресурсах резко увеличивался выпуск продукции. В этих условиях затратная система стала поперёк технического прогресса и, к величайшему сожалению, у нас победила («Правда», 2017. – 2-5 июня).

Теперь это история. Но – история практическая, то есть имеющая огромное значение для нашего будущего. Особенно история борьбы с порочным измерителем экономики – валом. А нынешний ВВП в разы порочнее и опаснее советского вала! Известный погром кафедр политэкономии привёл от Монкретьени (автора трактата «Политическая экономия». – В.Е.) к… кретинизму.

Антуан Монкретьен задолго до знаменитого пушкинского героя объяснил, «почему не нужно золото ему, когда простой продукт имеет». Это мыслитель писал:
«Не обилие золота и серебра, не количество жемчугов и алмазов делают государство богатым, но наличие предметов, необходимых для жизни и для одежды, у кого их больше, у того и больше состояние… Воистину у нас стало больше золота и серебра, чем у наших отцов, но мы не стали зажиточнее и богаче».
А сегодня кретины учат нас включать в богатство не только золото, но и бумажные денежные купюры, облигации, акции. Теперь мы печатаем сколько угодно подобных разноцветных бумажек, но разве от этого реально богатеем?

Монкретьен предлагал вывозить не сырьё, а готовые изделия. «За шерсть, – писал он, – не стоящую более двух шиллингов, если её переработать в сукно, можно получить 20, 30, 40 шиллингов… Шерсть в сукне ценится больше, чем шерсть-сырец, а сукно в костюме больше, чем сукно в рулоне».
Что тут непонятно? Истина очевидная и неопровержимая. Но мы 400 лет спустя за разноцветные бумажки гоним в зарубежье газ, нефть, «живой» лес и зерно, а молоко и мясо завозим.

Особенно ярко кретинизм проявляется в рыночном бреду. Неолибералы требуют от государства «возвращения правил свободной конкуренции». Это же несусветный бред! Общеизвестно, что более века тому назад на смену свободному рынку пришла монополистская конкуренция. В итоге разразился мировой экономический кризис 1929-1930-х годов. С тех пор ради спасения капитализма по инициативе Ф. Рузвельта началось государственное регулирование экономики. Факты говорят о том, что государственное регулирование экономики в развитых государствах неуклонно расширяется и углубляется. На фоне современного регулирования экономики в США рузвельтовское регулирование представляется детской игрой.

В эпоху производительного капитализма рыночные спекуляции вроде бы считались зазорным делом. Известный Д. Карнеги даже утверждал: «Капиталист, играющий на рынке, превращается в авантюриста». Конечно, такое бывало, причём совсем не редко. Но в процессе монополизации в вырождения капитализма в спекулятивно-мошеннический ситуация изменилась коренным образом. Теперь менее 5 процентов рыночных операций отражают движение товаров и услуг, а 95 процентов сделок – это аферы, спекуляции и мошенничество. Исследование моё достаточно убедительно доказывает, что в процессе вульгаризации экономической науки и маскировки вырождения капитализма и либерализма «рыночная экономика» стала синонимом капитализма, а «глобализация» – синонимом империализма. Неолиберальная система – это экономика афер и спекуляций. Её альфой и омегой является извращённый рынок, в маске которого орудуют авантюристы типа Сороса, сколотившего на аферах состояние в 26 миллиарда долларов. И только государство может спасти экономику от полного разграбления её монополистами вкупе с рыночными авантюристами…

В США, по данным нобелевского лауреата Дж. Стиглица, один процент населения сосредоточил у себя более трети богатства страны. Второе место по расслоению на богатых и бедных Стиглиц отводит России. В 2016 «стабилизационном» году десятка самых богатых у нас увеличила свой капитал на 2,3 трлн. рублей. Эта сумма с лихвой могла бы перекрыть дефицит федерального бюджета.

Наследники Егора Гайдара – Мау, Ясин, Кузьминов и другие адепты «свободного рынка» с невероятным упорством продолжают навязывать монетаристскую политику полного выталкивания государства из экономики, политику приватизации всего и вся. На фоне нынешней приватизации даже ваучеризация Чубайса меркнет. Невежество и мошенничество в экономическом образовании поставлены на поток. А главной трибуной распространения кретинизма является так называемый гайдаровский форум.

Да, жизнь всё более убедительно подтверждает, что для предотвращения краха необходимо реализовать экономическую программу КПРФ, которая предусматривает использование огромных преимуществ социалистического способа производства. Разумеется, с учётом допущенных ранее ошибок и максимальной опорой на достижения научно-технического прогресса.

***

С известной поры, свобода слова у нас на ТВ разрослась такая сногсшибательная, что её имеют, кажется, все из наиболее одиозных «ненавистников России»: от Ковтуна до Корейбы. И все ратуют «за народ»…

Согласимся: народ является коллективным субъектом-носителем уникальной традиции. И без нормального функционирования традиции, без передачи социокультурного опыта невозможны ни прогресс, ни модернизация, ни реальная, а не процедурно-имитационная демократия.

Сразу же возник вопрос: почему для отечественной традиции так важны идеи равенства и братства, хотя на бывшем «западе» эти два слова давно стёрли со знамени либеральной революции, оставив лишь свободу, которая превратилась в ничего не значащий ярлык. И ещё. Почему русский народ оказался разделён на части, а куски его территории – отторгнуты? Почему факты массового уничтожения людей, если только они совершены не коммунистической властью, выводятся из публичного обсуждения и осуждения? Почему 15 % населения РФ привыкают считать «быдлом» остальные 85 % и кто их этому учит? (См.: Александр Щипков. Пролог. – «Литературная газета», 2017. – 7-13 июня. – С. 10).

Теперь решается судьба не только России, но и всего мира. Мы вместе стоим на исторической развилке. Либо опыт многих поколений будет сметён и раздавлен, что приведёт уже не к «восстанию масс», как в ХХ веке, а к регрессу и отползанию в пещерное прошлое. Либо человечество сможет вырулить на торную дорогу истории. И этот момент истины, момент обнажения смысла времени есть величайшая ценность, которая будет адекватно оценена только нашими потомками (Там же).

Экскурс в историю показывает: именно идеи Коммунистической партии спасли век назад Отечество от гибели, вывели его к вершинам прогресса. И сейчас единственной альтернативой губительному либеральному курсу РФ и постсоветских стран является социализм. Приверженцам американского «примера» следует помнить: Америка – это большая, сильная и довольно хищная страна. Она создавалась эмигрантами, которые сняли скальпы с двух миллионов индейцев и привезли тысячи рабов, из которых каждый второй по дороге погиб. Они всё сделали для того, чтобы нажиться на войнах. После Первой мировой войны собрали почти 50 процентов золотовалютных резервов мира, после Второй – 60 процентов. На каждом нашем убитом они «заработали» по 260 долларов (См.: Геннадий Зюганов. «Наша программа пробьёт себе дорогу!» – «Правда», 2017. – 15 июня). Россия нужна глобалистам как карьер, нефтебаза, бензоколонка, как лесоповал, как сырьевой придаток.

…Мы обязаны осмыслить всё, что происходило тогда, в советскую эпоху, и в нынешнее время. Ленинско-сталинская модернизация сегодня становится настолько актуальной для современности, что иногда просто диву даёшься. Ведь Ленину было 26 лет, когда он обобщил развитие капитализма в России. И пришёл к гениальному выводу, что в России – капитализм периферийный, что более мощный капитал Запада нас придавит. Что нас втянут в мировую бойню за делёжку рынков. Что в этой бойне сгорит империя. И что возродить страну можно только силами партии нового типа, на основе идеалов социализма, дружбы народов, справедливости, труда, гуманизма и равноправия.

Ленин сумел предложить этот вариант политики и реализовать её после дикой, жуткой Первой мировой войны, после распада империи. Он собрал воедино полуграмотную, расколотую страну. И страна возродилась, как птица Феникс, взлетев к вершинам уникальных побед и освоения космоса.

Вдумайтесь только: средние темпы роста экономики за 20 лет составляли 16 процентов. А если взять новую экономическую политику, то за 5 лет удвоили производство на селе, утроили в промышленности и средине темпы роста составляли 18 процентов. Вдумайтесь! А сейчас топчутся вокруг процента: будет или не будет прирост в 0,2 пункта.

Великий Октябрь – это был гениальный подвиг. Ленину и Сталину не могут простить, что убитая империя, которую уже разделили и почти захватили, вдруг поднялась к вершинам побед. За 10 лет 9 тысяч лучших заводов и предприятий, лучшая техника! Гитлер подчинил всю Европу, но не смог сделать ни такого танка, ни такого самолёта, ни такой «катюши». Вот что такое великий подвиг социализма, что такое Великий Октябрь!

Мы гордимся Знаменем Победы. А ведь это знамя Великого Октября, знамя Ленина. Поэтому мы должны показать всё богатство её достижений. Показать уникальный, потрясающий опыт.

Китайцы пошли по этому пути и, реализуя реформы Дэн Сяопина, опираясь на марксизм-ленинизм, рванули к высотам космоса. Полунищая, разваливающаяся Россия в своё время тоже собралась и стала ведущей державой мира. Вот вам два типа модернизации по рецептам Великого Октября, которые дали колоссальный эффект и спасают планету (Там же).

***

«Цивилизующая роль капитализма очевидна, ибо, по крайней мере, именно он дал нам качественное мышление», – объясняют мне. Не случайно после поражения социализма и «торжества» капитализма либералы заговорили о конце истории, о достижении сытого уравновешенного общества – дальше, мол, остаётся только работать и наслаждаться. Их утверждения напоминали недавние речи высокопоставленных коммунистических лидеров о приходе «золотого века», о всеобщем невероятном наслаждении. Малейший успех делает различные идеологии очень похожими в их нестерпимом самодовольстве.

Сила марксизма не в его «правильности», а в сознании незавершённости исторического развития, в критическом отношении к действительности. Маркс не рисовал картины идеального общества, он лишь учил, как перейти к свободному труду. Сила марксят-чиновников в сладких обещаниях молочных рек и кисельных берегов, если не через пять лет, то .уж, конечно, через двадцать – в аккурат к очередному съезду партии. Увы, многие даже из так называемых патриотических людей своими хвостозаметательными движениями скрывают то, что говорили раньше, скрывают, что они поддавались обманам, провокациям, несло их то туда, то сюда... Запамятовали, что В.И. Ленин постоянно предупреждал об огромной опасности для партии таких пороков, как зазнайство, карьеризм, комчванство, самодовольство, невежество, бюрократизм, которые могут погубить и Коммунистическую партию, и Советскую власть. Увы, так оно и получилось!

Сил не хватило, натужно-кабинетный план остался утопией. На смену утопистам пришли либералы-реалисты. И тут выяснилось, что из одной сказки мы попали в другую. Криминал тут же внёс свои поправки.

Между прочим, сталинские репрессии были, по сути, жестокой кадровой революцией: переходом руководства от революционеров-ниспровергателей к специалистам-созидателям. По замыслу, похоже, было именно так, но исполнение у нас зачастую сильно отличается от замысла.

Если всерьёз браться за дело, нужно изменение системы образования, целевая подготовка кадров, меры их закрепления и поощрения. Это отдельная большая тема.
Обнажаются противоречия либерализма; равенство прав оборачивается неравенством в отношениях собственности. Было равенство без свободы, стала свобода без равенства. Хищников это вполне устроило...

«Но, может быть, мечта о равенстве – химера, пустой звук, несбыточное и ложное ожидание», – задаёт вопрос Межуев и отвечает: «Думать так проще всего, но за этим потянется ряд нежелательных последствий, одно из которых отказ от свободы, ибо свобода без равенства не бывает» (из статьи «Социалистическая идея: шанс на будущее»).

Нет, мы не можем отказываться от равенства. Но нужно привыкнуть к иному его пониманию, равенство не в дележе материального богатства, а в праве быть тем, кем сделала тебя природа, «Иметь» или «быть» – вот какая дилемма стоит перед человеком. К чему ты склонен? К Сатане (как олицетворению материальных устремлений) или к Иисусу (с его отказом от обладания, что является предпосылкой бытия)? Суть социализма оказывается близкой христианству: общественное богатство – это прежде всего духовное богатство, воплощение в культуре.

Вот это общественное богатство действительно нельзя поделить, им можно сообща воспользоваться, «всеобщим условием» труда является наука, научное понимание. Это и есть главный объект реального обобществления. Через науку, культуру, всепроникающие системы информации мы можем придать производству научный характер, что приведёт к сокращению рабочего времени и увеличению «свободного». Сделать базисом общества свободное время – основное требование демократического социализма. Именно свободное время и даст человеку возможность осуществиться в полную меру его талантов.

Ю. Буртин в большой работе «Другой социализм» исследует первые советские годы, время НЭПа и приходит к выводу, что тогда возник прообраз социалистической государственности со смешанными формами собственности. А. Сахаров развивал идею конвергенции, взаимообогащения двух политических систем, отдавая предпочтение социалистическим началам. В. Белоцерковский настаивает на эффективности коллективной групповой собственности. В Испании возникает целый район, организованный на принципах социалистического самоуправления. В США, цитадели капитализма, осуществляются специальные программы, рабочие становятся совладельцами предприятия. Социализм возрождается в ином, обновлённом облике.

Да, социализм, построенный в нашей стране под руководством партии коммунистов, на определённом этапе потерпел поражение. Но это поражение – временное! И в нём нет ни малейшей вины самого социализма. Значит, как настаивал в своё время Ленин, «разбитые армии» должны хорошо изучать причины поражения и «доучиваться», делать правильные выводы для нынешней борьбы и на будущее.

Христианство тоже приходило к краху. Изуродованное инквизицией, развращённостью церковников, оно, казалось, теряло силу и влияние. Но проходили годы, и учение возрождалось, крепло. Не так ли происходит сейчас с социализмом?

12 июня «демократическая» Россия в очередной раз будет праздновать день начала развала Советского Союза, который именно она же сама и запустила. Как же назвать тех, кто ежегодно поёт и пляшет в день начала развала собственной великой державы, которая не только не имела никаких колоний и никого не угнетала, напротив – помогала и национальным окраинам на собственных границах, и десяткам народов за их пределами?

Российское «демократическое» руководство не постеснялось объявить праздником день 12 июня 1990 года, когда на I Съезде народных депутатов тогда ещё РСФСР была принята «Декларация о государственном суверенитете РСФСР». От кого, спрашивается, суверенитет? И хотя в первых строках этого документа, словно фиговое прикрытие, стояла отписка в виде «суверенитета в составе обновлённого Союза ССР», это никого не могло обмануть.

«Убойная» 5-я статья провозглашала «верховенство Конституции РСФСР и законов РСФСР на всей территории РСФСР», то есть приоритет их над союзными. Это и был узаконенный шаг к развалу Союза, потому что делала его не какая-то кучка политических маргиналов, а высшая власть самой большой из республик СССР. Тем самым был дан недвусмысленный сигнал всем националистическим силам в других республиках для аналогичных действий.

В самом деле, если российским «демократам» – благодаря преступному, попустительству союзной горбачевской власти – можно, то почему другим нельзя? Вот с того-то рокового дня и покатился по стране разрушительный, а во многих местах и кровавый, колобок суверенитетов. Так что вовсе не В.Л. Ленин «заложил атомную бомбу под основание исторической России», как о том к удивлению всего мира заявил в январе прошлого года президент В. Путин, а предшественник самого Путина Борис Ельцин.
И если после этого высшие руководители России ставят ему памятник, да ещё и возводят помпезное и дорогущее здание Ельцин-центра, который затем и почтительно посещают, то тем самым они морально и политически солидаризируются с теми, кто как раз и начал разрушать ту самую «историческую Россию». Так что нечего на украинских и прочих националистов пенять, коли вы сами отмечаете в качестве праздника день, когда этим самым националистам был дан зелёный свет!

Начавшийся 12 июня 1990 года и завершившийся преступными Беловежскими соглашениями развал СССР стал не только одним из крупнейших и трагических событий в мировой истории, кардинальным образом изменившим всю военно-политическую конфигурацию мира и разрушившим десятилетиями существовавший в мире баланс сил в рамках биполярной системы мироустройства, но и повлёк за собой катастрофические потери для экономик бывших союзных республик. Включая прежде всего саму Россию.

А ведь посмотришь иные аналитические телепрограммы, так впору сложиться впечатлению, что сегодняшняя Россия – чуть ли не ведущая сила современного мира. Но вот как отметил недавно, анализируя данные Росстата, профессор Яков Миркин из Российской академии наук, по общему объёму промышленного производства мы до сих пор так и не достигли уровня РСФСР 1990 года. Это за двадцать-то шесть лет!

А насколько вырвались вперёд за это время передовые державы? Вот – экономическая цена осуществлённого «демократами» антикоммунистического переворота, начавшегося в «чёрный день» 12 июня 1990 года, И её ничем не заретушируешь, как ни старайся, и «заслуга» в этом – как Ельцина, так и его сегодняшних последователей.

Так, по итогам 2016 года по размерам ВВП Россия занимала 14-е место, уступая Соединённым Штатам почти в 17 (!) раз, народному Китаю – более чем в 10 раз, Японии – в 4 раза, Германии – более чем втрое. О каком влиянии на международные экономические процессы можно говорить при таком мизерном объёме собственной экономики?

И то даже такое позорное 14-е место заняли еле-еле благодаря тому, что у стоящей рядом в таблице Мексики спад ВВП в прошлом году оказался большим, чем у нас, что и отодвинуло эту страну на 15-ю позицию. Достойный для нынешней России конкурент, нечего сказать!

А слабая экономика просто по определению не может не отражаться на политических и военных возможностях. И тогда понятно, например, почему позицию «суверенной», но слабой России совершенно не берёт в расчёт суверенная же Черногория, на всех парах устремившаяся в НАТО. И никакие «исторические корни» и единая вера российской дипломатии не помогли! И можно как угодно вымученно иронизировать по поводу состоявшегося в конце мая в Брюсселе очередного саммита НАТО, да только зримым итогом его стало как раз присоединение к этому блоку православной Черногории, ставшей уже 29-м его участником.

«Отныне Адриатическое море полностью закрыто для российских военных кораблей», – радостно рапортуют натовские политики. Всего же за время «демократического» правления в России число её явных противников, входящих в НАТО, увеличилось почти вдвое. Это – уже военно-политическая цена «достижений» России после развала Союза. Не угодно ли поплясать в честь такого вашего «достижения» 12 июня, господа?

И вполне естественно, что на фоне подобных провалов наши граждане, ещё два десятка лет назад одурманенные ураганом антикоммунистической и антисоветской пропаганды, начинают менять своё отношение к недавнему великому прошлому. Так, в самый канун Дня Победы был проведён очередной общероссийский опрос Фонда общественного мнения (ФОМ) о роли И.В. Сталина как руководителя государства в годы Великой Отечественной войны. В 2005 году аналогичный опрос в преддверии 60-летия Победы показал, что положительно роль Сталина оценивали 40 процентов россиян. Сегодня число однозначно одобряющих роль И.В. Сталина как главы государства и Верховного Главнокомандующего выросло до 50 процентов.

Если добавить сюда число тех, кто оценивает роль И.В. Сталина «отчасти положительно, отчасти отрицательно» (32 процента), то можно констатировать, что в российском обществе постепенно, сквозь морок оголтелой телевизионной пропаганды, но всё-таки складывается общественный консенсус вокруг крупнейшей – наряду с В.И. Лениным – фигуры всей отечественной истории. Количество же тех, кто продолжает разделять пещерные антикоммунистические взгляды, постепенно снижается. Так, число их по сравнению с 2005 годом снизилось с 11 до 8 процентов. Всё это очень показательно смотрится накануне очередного дня национального позора (См.: Олег Черковец. День национального позора. – «Правда», 2017. – 9-14 июня).

Думается, что сегодня буржуазно-авторитарной национальной государственности должна быть противопоставлена идея особым образом самоорганизованного самоуправляющегося общества, социально-однородного и единого в своих основных экономических, правовых и других гарантиях и устремлениях. По-видимому, как раз это подразумевал Ленин, говоря про «строй цивилизованных кооператоров».

В результате принципиально новой самоорганизации общества на основе гарантированного «трудовладения» каждый человек должен стать гарантированным и всё решающим субъектом народовластия, экономики, культуры, права, социальных и национальных отношений. Не строй цивилизованных кооператоров, а общество самоуправляющихся «трудовладельцев», сказал бы сегодня Ленин о социализме.

Такому или подобному социализму нечего противопоставить не только нашим бесам-реформаторам. Это и путь спасения от буржуазного перерождения стран, застрявших в «предсоциализме». Это и способ избавления от эксплуатации развитыми странами «третьего мира». Это и возможность легализации социалистических тенденций в самих развитых странах. Суть и смысл социализма не только в том, чтобы сохранять и приумножать уже существующие гуманистические, производственные и социальные ценности цивилизации, полученные им в наследство от предыдущих социально-экономических формаций, но в первую очередь в том, чтобы, развивая социализацию общественной жизни, покончить со всяким бесправием, выступать с новыми, наполненными глубоким смыслом инициативами, создавать такие новые ценности в сфере духовной, моральной, социальной и экономической жизни, каких не создавало и не имело никакое другое общество. Иначе само понятие «социализм» утрачивает смысл и человеческое измерение.

«Уродование социального сознания личности» считал самым большим злом капитализма выдающийся учёный и гуманист современности Альберт Эйнштейн. В статье «Почему социализм?», написанной в разгар «холодной войны», маккартизма и «охоты на ведьм» для первого номера марксистского журнала «Мансли ревью», организованного в 1949 году, учёный утверждал, что «есть лишь один путь покончить со всем этим злом, а именно через создание социалистической экономики с соответствующей ей системой образования, ориентированной на социальные цели. В такой экономике само общество владеет средствами производства и распоряжается ими на плановой основе. Плановая экономика приспосабливает производство к нуждам общества, распределяет работу среди трудоспособных и гарантирует средства к жизни каждому мужчине, женщине и ребёнку. Вместо прославлений власти и успеха, как в нашем сегодняшнем обществе, образование в дополнение к развитию собственных внутренних способностей личности будет направлено на развитие в ней чувства ответственности за других людей.

Тем не менее необходимо помнить, что плановая экономика – это ещё не социализм. Плановая экономика как таковая может сопровождаться полным порабощением личности. Достижение социализма требует разрешения некоторых исключительно сложных социально-политических проблем, например: как с учётом далеко идущей централизации политической и экономической власти предотвратить превращение бюрократии в силу, обладающую всей полнотой власти? Как защитить права личности и вместе с тем гарантировать демократический противовес власти бюрократии? Цели и проблемы социализма непросты, и ясность в их понимании имеет величайшее значение в наш переходный век» (Цит. по: «Коммунист Белоруссии», 2003. – 14-20 июня).

Совершенно очевидно, что левым силам следует стремиться на основе объективной оценки практики социалистического строительства в СССР наследовать лучшие традиции предшественников и не допускать их ошибок и заблуждений. Свобода, равенство, солидарность, социальная справедливость и демократия – равноценные составляющие социалистического общества.

...Думается, третье тысячелетие, XXI век будут эпохой социалистических преобразований. Объективные законы неумолимы и всё настойчивее требуют социально-экономического прогресса. Социалистическая система не рухнула, а продолжает развиваться (Китай, КНДР, Вьетнам, Куба), к власти в ряде стран приходят социалистические, социал-демократические партии, партии левой ориентации. Международные симпозиумы учёных криком кричат о неуклонном обнищании трудящихся масс на планете и экологической напряжённости в природе. Социализм стучится в дверь. Он представляет единственный возможный ответ на проблемы современного мира. Однако, для многих не вполне ясно, что стоит за этой идеей. Но каждый понимает, что социализм – это выбор, способный положить конец господству денег, собственности на средства производства, которая предопределяет политическую власть. Социализм возможен только в том случае, если сам народ коллективно возьмёт в руки свою судьбу и научится ответственно распоряжаться ею.

В социалистическом содружестве людей труда коммунисты находят свою главную социальную базу. К нему они обращаются со своими идеями, содействуя осознанию и реализации трудящимися своих интересов в национальном и международном масштабе. В руках этой авангардной общественной силы судьба не только Беларуси, но и всей человеческой цивилизации в XXI столетии.

Владимир ЕГОРЫЧЕВ, кандидат исторических наук, доцент

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.