Навстречу IX съезду РУСО. И.И. Никитчук о некоторых психологических аспектах построения социализма
Научные реконструкции ранних этапов жизни человека первобытной формации показывают, что распределение и потребление средств к жизни в те далекие времена осуществлялись по принципу удовлетворения необходимых жизненных потребностей каждого индивида, независимо от его вклада в добычу этих средств и от его статуса, положения в семье, роду, племени. Строй коллективной жизни характеризовался равноправием индивидов. Т.е. это был строй первобытного коммунизма и родоплеменной демократии.
Но на определенном этапе развития общества и сознания человека, некий индивид пришел к мысли, что он может удовлетворять свои потребности за счет своих сородичей, сказав, что это копье, эта праща, этот конь и др. его собственность. После этого он мог уже не ходить на охоту, а давать орудие лова в аренду другому члену племени, требуя за это определенную часть добычи. Он мог и не ходить воевать, нанимая соплеменника. Пленные соперники становились жестоко эксплуатируемыми, бесправными рабами, вольные крестьяне – крепостными. Большинство великих государств обязаны своим появлением именно завоеваниям. Народы-завоеватели делали себя юридически и экономически правящим классом завоеванной страны, подчиняя себе и эксплуатируя покоренное население, удовлетворяя свои потребности за счет чужого труда. Сегодня рабочие и крестьяне, лишенные средств производства и владения землей, являются «свободными» рабами, продающими хозяевам жизни свою рабочую силу, подвергаются также эксплуатации, обогащая так называемых работодателей.
Торстен Веблен, американский экономист, социолог, публицист, футуролог называл «хищнической фазой» человеческого развития, наступившей после «золотого века». С этих пор и до нашего времени в сознании человека формировались, помимо гуманистических черт и стремлений, и такие черты психологии человека, как жадность, зависть, лень, эгоизм, жестокость, коварство, жить в роскоши, за чужой счет, на «халяву». Причем, эти черты стали не только частью содержания сознания, но и закрепились в подсознании человека, на генном уровне, в геноме человека, зачастую проявляясь помимо его воли и осознания. Т.е. сформировалась система ценностей, которой люди стали руководствоваться в своем общественном поведении, по большей части бессознательно. Эта историческая традиция остается в силе и сегодня.
С момента возникновения экономических условий, деформирующих сознание человека, наделяя его указанными выше отрицательными свойствами, человек мечтает и борется за справедливое устройство общества. Естественно, что остающийся в прошлом строй первобытного коммунизма и демократии обретает образ «золотого века», противопоставляемого последующим векам деградации.
Древнегреческий поэт Гесиод, живший в VII-VI веках до н.э., был как раз первым в античной культуре, кто с особой силой поставил проблему социальной справедливости. В период классической греческой античности (V-VI век до н.э.) в комедии Аристофана «Женщины в народном собрании» революционерка Праксагора представляет план радикальной демократизации полиса, включающего равноправие женщин с мужчинами, коммунистического обобществления имущества, распределения и потребления жизненных средств.
Древнегреческий философ Платон (450 год до н.э.) также уделил много внимания теоретическим поискам справедливого общества. Он впервые создал целостную коммунистическую теорию этого общества. Ему принадлежат замечательные слова: Где только есть частная собственность, где все мерят на деньги, там вряд ли когда-либо возможно правильное и успешное течение государственных дел. В последующем развитии коммунистической мысли учение Платона играло роль конструктивного образца.
Много сил отдано поискам путей построения справедливого общества социалистами-утопистами. Их имена широко известны. Это Т.Мюнцер, Т.Мор, Т.Кампанелла, Г.Бабеф, Анри де Сен-Симон, Р.Оуэн и др. Томас Мюнцер, например, даже призывал к ниспровержению феодальных порядков силой, к установлению власти народа и устройству справедливого общества. Томас Мор в своей знаменитой книге «Утопия» описывает идеальное общество, в котором существует лишь общественная собственность, все его члены трудятся, устранены деньги, а из золота делают ночные горшки. Томмазо Кампанелла в трактате «Город Солнца» изображает коммунистическую общину, руководимой жреческо-философской кастой. Гракх Бабеф в своих теоретических работах, прежде всего в «Манифесте», пришел к выводу, что переход к справедливому обществу невозможен путем немедленного установления «чистой демократии», а предполагает необходимость временной революционной диктатуры. Сен-Симон в работе «Катехизис промышленников» считал, что благодаря науке, созрели условия для перехода к новому обществу, в котором будет искоренен социальный паразитизм, произойдет расцвет промышленности, сельского хозяйства, науки, все люди будут иметь равные возможности для реализации своих способностей. Роберт Оуэн пытался на практике осуществить идеи справедливого общества. В 1825 году в штате Индиана он организовал производственную общину «Новая гармония» с уставом, основанным на принципах уравнительного коммунизма. Однако предприятие потерпело крах, который объясняется, как минимум, морально-нравственной неготовностью членов общины к новой жизни.
Человеческому мышлению пришлось испытать много мытарств, мучений и изменений, прежде чем дойти до научно разработанного и научно обоснованного социализма, в чем главная заслуга К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина.
По устоявшемуся представлению одной из главных причин неудач социалистов-утопистов заключалась в том, что они не выясняли законов общественной жизни, а витали над жизнью, тогда как нужна была прочная связь с действительностью. Осуществление социализма утописты ждали от сильных мира сего, которые, по их мнению, легко могли убедиться в правильности социалистического идеала. Это воззрение совершенно затушевывало реальное рабочее движение и рабочую массу, являющуюся единственной естественной носительницей социалистического идеала. Утописты не могли понять этого. Они хотели создать счастье на земле законодательством, декларациями, без помощи рабочих. На рабочее же движение они не обращали особого внимания и часто даже отрицали его значение. Вследствие этого их теории оставались лишь теориями, проходящими мимо рабочей массы, среди которой совершенно независимо от этих теорий зрела великая мысль, возвещенная в середине XIX века устами гениального Карла Маркса: "Освобождение рабочего класса может быть делом только самого рабочего класса... Пролетарии всех стран, соединяйтесь!"
Под воздействием марксизма-ленинизма, под руководством социал-демократических и коммунистических партий грянула эпоха пролетарских революций. В ХХ веке одна из них стала победоносной – Великая Октябрьская социалистическая революция, которую совершил героический русский пролетариат под руководством партии большевиков. Казалось бы – вот оно осуществление извечной мечты многих поколений философов и мыслителей, униженных и оскорбленных, угнетенных тысячелетней несправедливостью. Хозяином своей судьбы стал победивший народ России. Все началось, как и предвидели основатели марксизма: победа революции вызвала небывалый подъем энтузиазма народа, ему удалось в исторически сжатые сроки поднять страну до уровня передовых стран мира, осуществить индустриализацию промышленности и коллективизацию сельского хозяйства, провести культурную революцию, добиться огромных социальных завоеваний, победить в жесточайшей войне фашизм, освоить Космос и атомную энергию… И все это происходило в течение 74 лет. В 1991 году эксперимент, как и когда-то опыт Р.Оуэна, закончился неудачей, социализм потерпел поражение, победила контрреволюция, вернувшая капиталистические порядки. Народ снова стал бесправным, потеряв все свои социальные завоевания: право на труд и достойное его вознаграждение, отдых, жилище, образование, здравоохранение. Партия, под руководством которой свершилась социалистическая революция, насчитывавшая 18 миллионов человек, сдала власть практически без сопротивления. По сути, никто не стал на защиту социалистического строя.
Сегодня много говорят и пишут о причинах случившегося, справедливо указывая и на перерождение руководящего состава партии, и на прямое предательство, и на другие ошибки в экономической политике. Все это, безусловно, так.
И все же первопричина произошедщего, на мой взгляд, в другом - в сознании человека, его психологии, в том числе и той негативной его стороне, включая и подсознание. Все остальное – это следствие пренебрежения учета психологических факторов. Наши чувства и стремления часто противоречивы и неясны и их нельзя объяснить легкими и простыми формулами.
В.И.Ленин прекрасно это понимал, понимал всю опасность наличия в сознании людей пережитков прошлого, и что они могут проявиться в негативном плане. В докладе на Втором съезде профсоюзов еще в январе 1919 года, в разгар Гражданской войны, Владимир Ильич вполне откровенно отмечал: «Рабочий никогда не был отделён от старого общества китайской стеной. И у него сохранилось много традиционной психологии капиталистического общества. Рабочие строят новое общество, не превратившись в новых людей, которые чисты от грязи старого мира, а стоя по колени еще в этой грязи. Приходится только мечтать о том, чтобы очиститься от этой грязи. Было бы глубочайшей утопией думать, что это можно сделать немедленно». Более того, в работе «Что делать?» Ленин социалистическое сознание рабочих масс определяет, как «единственный базис, который может обеспечить нам победу». Сейчас, век спустя, зададим себе два вопроса: не является ли данное высказывание лишь метафорой, «красным словцом», соответствует ли оно материалистическому мировоззрению? А если оно всё-таки соответствует материализму, то достаточно ли серьезно мы отнеслись к нему?
Ответим себе честно: отнеслись не серьезно, положение Ленина подтвердилось на практике провала социалистического строительства в СССР и реставрации капитализма.
"Бытие определяет сознание" – эту истину многие коммунисты-марксисты и сегодня считают основополагающей и непреложной. Верно, именно по этой формуле и формировалось сознание человека на протяжении миллионов лет. Но подлинный марксизм может рассматриваться только как вечно живое и постоянно совершенствуемое течение человеческой мысли. В этом смысле нет более точного выражения марксисткой методологии, чем тезис: "Марксизм - не догма, а руководство к действию". Диалектика этого вопроса была бы не полной, если бы мы не признали, что и сознание может определять бытие. Социализм, например, строился вполне осознано, на базе научного социализма, изменяя бытие людей. Осознано принимает решение и человек, изменяя свое бытие, отношение к жизни и т.д. Ленин говорил, что «первичность общественного бытия по отношению к общественному сознанию незыблема лишь в плане происхождения, однако диалектически подвижна в плане их взаимодействия..." Т.е. с определённого этапа общественного развития сознание способно стать по отношению к бытию приоритетным и определять ход общественного бытия. Поэтому, если главенствует, развивается и укрепляется социалистическое общественное сознание, то развивается и укрепляется также материальная база социализма, развиваются производительные силы общества. Если начинает главенствовать потребительское сознание, то в обществе начинают возрождаться капиталистические отношения, воскресает мертвец капитализма.
Именно это и произошло в СССР. Пережитки прошлого оставались не только в сознании рабочих, они присутствовали практически в каждом человеке, вне зависимости от социального положения. Даже выходцы из рабочего класса, члены партии, попадая на руководящие посты, преображались, обеспечивая себя различными льготами для «красивой жизни». После смерти Сталина это происходило и с высшим партийным руководством, их детьми и родственниками. Не оставались в стороне и остальные руководители и чиновники, разлагая общество проявлением «черных» сторон своего сознания. Жить в роскоши, за чужой счет, на «халяву» стало стремлением очень многих, давая простор деформированным сторонам своего сознания, заражая других. Этим, в итоге, ловко и воспользовались те, кто по той же причине решил прибрать к рукам все богатства страны у одураченного разными посулами народа. «Станьте собственниками!» - этот лозунг народом был воспринят, как говорится, на ура. Но собственниками стал не народ, а те, кто замыслил возврат к капитализму, в том числе и бывшие партийные руководители. Народ остался ни с чем. Советский Союз и мировой социализм рухнули в результате умелого манипулирования сознанием людей, играя на его «черных» сторонах. Вот почему была так важна задача воспитания нового человека с социалистическим сознанием, которой партия пренебрегла.
«Черные» стороны сознания человека главенствуют в современном мире: эксплуатация человека ради прибылей и обогащения, коррупция, воровство и бандитизм ради «красивой» жизни, уничтожение целых государств ради овладения рынками и чужими природными и другими богатствами. Дикая эксплуатация природы, которая ведет к гибели всего живого, включая самого человека, и тоже ради обогащения. Огромные средства затрачиваются на создание все более и более совершенных образцов оружия массового уничтожения, ради все тех же целей. Развиты до небывалых масштабов средства массового оглупления народа.
Однако сознание, внедрённое в общество частнособственнической «элитой», не может стать господствующим навсегда. Дело в том, что это сознание фактически является антиобщественным, поскольку оно обеспечивает интересы не всего общества, а кучки собственников. Господство в обществе этого антиобщественного сознания программирует деградацию и гибель общества. А это неизбежно приведёт к подвижкам в сторону подлинно социалистического сознания. Ведь у человечества нет иного конструктивного выхода. Стремление к справедливости и справедливому обществу не утрачено, оно живет в сознании большинства людей на Земле. И наша задача, задача коммунистов, всеми средствами способствовать ускорению процесса овладения массами этого сознания, организуя пролетарские массы на их освобождение.
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.