Националистическая Греко-католическая церковь и ее роль в преступлениях ОУН-УПА
«Меч и крест – вот надежда народов и человечества на лучшее завтра!.. Национализм и католицизм – это могущественные союзники.… Так хочет бог!» (М. Конрад, греко – католический богослов, профессор).
В 1934 г., когда это было заявлено, УГКЦ уже оформилась как клерикально – националистическая организация. Лозунг «Україна для українців!» стал обязательным элементом проповеди о божьей благодати.
Смычка церкви с национализмом произошла значительно раньше, в конце ХIХ в. Назывался тот украинством, которое по агрессивности и аморальности ненамного уступало донцовским рекомендациям.
О верности такого утверждения можно судить по сегодняшним реалиям в Украине.
До рождения проекта «Украина», Галичина выглядела тихой сонной провинцией. Духовенство было снисходительным к национальным привязанностям; если конкретнее – большинство являлось сторонниками России и православия. То же самое – с интеллигенцией. Народ, тая в себе вражду к полякам, не проявлял агрессивности.
Для реализации проекта власть открыла ящик Пандоры и вытряхнула из него все, что могло поспособствовать созданию украинской нации, украинской церкви. В том числе и низменное.
Церковная иерархия, во главе с новоизбранным митрополитом Шептицким, стала в авангарде процесса. Без руководящей роли церкви затея не имела шансов. Перефразируя изречение, без нее в Галичине не мог упасть ни один волос с головы.
Отбросив идеалы Христа, вопреки заповеди «Чти отца и мать свою», стали творить нового прихожанина на идеологии украинской «свидомости»: «Возрождение Украины – синоним ненависти к своей жене-московке, своим детям-кацапчатам, своим братьям и сестрам-кацапам, своему отцу и матери-кацапам. Любить Украину – значит пожертвовать кацапской родней». (1)
На первые роли выдвигались «людишки гнусные и озверелые». Ради пользы дела оправдывались и благословлялись любые поступки.
Активисты украинского движения ассоциировались с бесноватыми из библейских времен.
Фанатизм, аморальность, склонность к насилию не являются «ценностями» исключительно Галичины. Они присутствуют в каждом народе, ожидая своего часа. Если их призывать и стимулировать, они приводят к трагедиям.
Так было в IV веке в Римской империи, когда христианство, став одной из государственных религий, крушило руками фанатизированных толп языческие храмы, произведения искусства, уничтожали жрецов, утверждаясь в качестве «единственно правильной» веры. Заложив тем самым основу религиозного насилия и войн. Начало исполняться реченое: «Предаст брат брата на смерть и отец детей. И восстанут дети на родителей».
В крестовых походах «воины Христа» уже лили кровь и грабили, не спрашивая вероисповедания. А с Константинополем поступили как варвары. В средневековой Европе фанатики из католиков и протестантов с ожесточением сживали со света друг друга. В ХХв. хорватские католики дважды вырезали православных сербов.
Не устояла против разгула фашизма цивилизованная и культурная Германия, кинувшаяся вслед за своими «свидомыми» скандировать: «Германия – для немцев!» и маршировать под свастикой.
Что уж говорить о Галичине, носителе геноцидной ментальности.
Поощряя фанатизм, национальную рознь, УГКЦ избавлялась от аполитичного и русофильского духовенства, становилась реакционной. Антиклерикальные высказывания воспринимала как «бунт против веры, против бога». (2) Газеты с критическими статьями «не допускают до селян, уничтожают, выбрасывают из читален.… Ругаются и проклинают, призывают бога и полицию». (2)
О таких говорил Христос: «Вожди слепые. Внешне кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония».
Надуманную набожность духовенства разоблачал И.Франко: «Значительная часть попов сама ни во что не верит, живет без религии в душе…Тихонько говорит: «что ж, человек должен жить, потому вынужден играть комедию, за которую ему платят». (2)
А где нет веры, нет смирения, там мирские страсти, подчинение святого нечестивому. Там «Слава нации!» доминирует над «Слава И.Христу!»
Кому мало Франко, есть Драгоманов: «Галицкий элемент – узколобый, реакционный и лакейско – карьерный». Повторим, греко – католическое духовенство было тогда главным и основным элементом.
Кто знакомился с литературной жизнью Галичины, тот обратил внимание, что среди произведений ее писателей напрочь отсутствуют сочинения и переводы о чести, достоинстве, рыцарстве. Там, где народ низведен до физического выживания, честь и достоинство – категории отвлеченные. Зато под проект «Украина» немало появлялось про «истинных украинцев» Мазепу, кроме прочего укравшего войсковую казну, Орлика, приводившего на Правобережье татар и турок, «доброжелателя» Украины Карла XII, который в 1704г начисто ограбил Львов, не пощадив и церквей.
Через «революционные» стихи включили в «команду» и Т.Шевченко, пока не первым номером. Это позже его сделали знаменем национализма. Не будь бунтарства в его виршах, он остался бы в памяти одним из прочих мастеров пера и кисти. Что Тарас Григорьевич – политический символ, не отрицает никто. О том же свидетельствуют обязательные мероприятия по поводу его рождения, смерти, захоронения, перезахоронения с концертами, речами, клятвами и новыми памятниками. А между мероприятиями – полупустые музеи.
В то время как истинный гений Украины Н.Гоголь не удостоен и части такого внимания.
За два – три десятилетия националисты в сутанах сумели превратить терпимую в национальном вопросе церковь в непримиримо – ортодоксальную. Буквально восприняв написанное: «Не мир принес я, но меч».
УГКЦ не изгоняла из душ бесов, а населяла, создавая у себя формирования «защитников церкви», опекая полувоенизированные молодежные организации «Пласт», «Сич», «Соколы» - галицкий гитлерюгенд.
В 1926 г церковь дала разрешение на печатание у себя человеконенавистнического «Национализма» Донцова. (3) Святые отцы, конечно, знали, что печатают, но не возопили.
Не вызвал гнева и «Декалог националиста» - «безбожный манифест, призывающий к мести, убийствам, подлости». (3)
Неудивительно поэтому, что большинство оуновцев, начиная от Бандеры, Стецько и до активистов-боевиков, были из семей священников, либо семинаристами, либо священниками, как Мельник, Гринех, тот же Конрад.
Соответствующим образом изменялись прихожане, послушно внимавшие священникам. Что и требовалось, ради чего затевалось предприятие. « Темний, дурний і тупий чоловік не може бути правдиво релігійним… Такі люди вірять в попа, а не в бога…Такі є найулюбленішими овечками для великої частини наших панотчиків, бо таких найлегше водити, голити і стригти». (2)
Подобного рода «верующие» устилали пальмовыми ветвями дорогу Христу в Иерусалиме, а через три дня неистово требовали у Пилата «Распни его!»
Они составляют «свидомую» паству. Осуждать их, все равно, что укорять инфантильного отрока в несмышлености. Остается только развести руками и повторить за П.Кулешом: «С вами же, кажется, и сам бог ничего не сделает, такие уж вам забиты гвозди в голову».
К началу второй мировой войны многие священники были членами ОУН.
Когда Европа и большая часть ее духовенства проклинали гитлеровцев, греко – католическая церковь официально приветствовала и молилась за них. Призывала «верных» к мести: «Братья и сестры, пришло время, когда можем отплатить полякам, жидам и коммунистам». Агитировала на работы в Германию, следила, чтобы селяне добросовестно работали, обеспечивая немецкую армию продуктами, одеждой. Дабы не отрывать их от работы, Шептицкий распорядился проводить литургию только вечером.
Церковь не была инициатором создания дивизии СС «Галичина», но оказала наибольшую поддержку в ее формировании, обеспечила священниками. Руководитель капелланов отец Лаба захлебывался от восторга: «…це воскресіння Української Галицької Армії. До цього кличе нас бог… Бог так хоче…». (6)
То, что УГКЦ пошла по пути фашизации, не являлось случайностью. Одним из первых в мире Фашистов был папа Пий XI, вдохновитель Муссолини. Его преемник Пий XII был поклонником Гитлера. Христианский крест, символ смирения и любви, превратили в свастику, эмблему националистов всех мастей, знак концлагерей, газовых камер.
Что делали священники в ОУН, УПА? Творя проповедь, освящали ножи, топоры? Отпуская грехи, тут же благословляли на новые?
Когда совершали это? До акций, после? Или во время? Известно, что поляков предпочитали резать в костелах во время мессы. Видимо, в эти часы деяния считались наиболее богоугодными. А после особенно удавшихся операций, наверное, проводили торжественные молебны с хоругвями и песнопением «Тебя, боже, хвалим!» После чего боевой дух «вояків» поднимался до готовности убивать как угодно и кого угодно, даже побратимов.
Некоторые священники лично участвовали в акциях, не убоявшись погибели души:
-От. Палагицкий, парох церкви в Монастырисках (Букач) был главой боевки ОУН из 350 чел., 28.02.44г. в с. Коростятин они убили 78 чел. В основном, топорами. В боевке со святым отцом находились его дочь и несколько монашек. «Божьи невесты», конечно, не в шашки играли; (3)
-От. Романовский был соорганизатором убийства жителей с. Бычковцы, где уничтожили 63 поляка. Их рубили топорами, кололи вилами, душили веревками; (3)
-От. Мандзюк из с. Синкив на Тернопольщине участвовал в убийстве и истязании поляков, евреев. Не гнушался и земляками; (3)
-От. Коренюк, один из руководителей СБ на Волыни слыл специалистом по ликвидации членов УПА, заподозренных в измене.(4)
-Убийцы Я. Галана, поповичи И.Лукашевич, Р.Щепанский, после злодеяния прятались и отмывались от крови в доме священника Я.Левицкого;
-От. Гриньох, капеллан батальона «Нахтигаль», объединил в себе два начала, дослужившись до звания полковника УПА. (3)
Справедливости ради, нужно признать, что большая часть духовенства не была столь яростной. Их участие в «национально – вызвольном рухе» сводилось к укрывательству «повстанцев», складов оружия:
-В Радеховском р-не дьякон Мельничук, бывший станичный ОУН по кличке «Свитовый», прятал немецких парашютистов; (5)
-В Перемышлянском р-не в униатском монастыре был выявлен склад оружия и боеприпасов; (5)
-Львовский монастырь василианок (женская обитель!) прятал в большом количестве боевиков; (4)
-В с.Висна и Ходоровец Дрогобычской обл. под церквями укрывались 58 боевиков с литературой, поддельными документами и …бочкой спирта; (5)
-В с. Соколив Ново-Милятинского р-на в тайнике под алтарем (!) были обнаружены боевики с оружием и опять же спиртом. (5)
Анекдот – забавка той поры, распространенный в среде духовенства: «Отче, - говорит на исповеди свидомый, - я убил энкаведиста…». Священник прерывает его: «Сын мой, сначала говори о грехах, а потом о заслугах».
В контексте приведенного, вызывает недоумение вопрос: что вообще делают в армиях представители церкви, главные заповеди которой – «Не убий», «Любите врагов ваших…»? Еще о щеке, что следует подставить ударившему?
Повинуясь своему предназначению миротворцев и непротивленцев, служители божьи просто обязаны усмирять воинственность: осуждать братоубийство, призывать к братанию с противной стороной.
Написано же: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими».
А что на самом деле? Молитвы о ниспослании победы. То есть просьба, чтобы не дрогнула рука и не сбился прицел. С вражеской стороны такой же служитель и то же самое. А над ними самый святейший осеняет всех крестом любви, кротости и прощения.
Несуразность? Да. Но во благо церкви.
Из истории мы знаем, какими усердными и исполнительными воинами были христиане. Апостолы и их последователи сознавали, что ортодоксальность в вопросе ратного дела никогда не вывела бы их учение из катакомб, приговорила бы его к вечным гонениям и преследованиям. Не удивительно, что в канун решающей битвы за императорский престол Римской империи, бог явил Константину крест – знак победы: к тому времени в его армии насчитывалось большое количество христиан, а церковь уже была готова к власти.
Отсюда парадоксальный вывод: если церковь не соблюдает заповеди, стоит ли так уж клеймить отцов – резунов из УГКЦ?
К чести митрополита Шептицкого, он, будучи уже тяжело больным, осудил на досрочном соборе кровавые действия УПА.(5) Возможно, перед встречей с богом ужаснулся делу рук своих. Однако духовенство его не поддержало, не обнародовало его обращения. Ослепленное ненавистью к «Советам» ввиду очевидной ликвидации церкви, оно надеялось на чудо. На возвращение «друзей» с заокеанскими союзниками.
Здесь еще раз утверждаем, что в крае, «где власть УГКЦ тотальная, без нее невозможны были ОУН, УПА, эсэсовские формирования. Невозможна была человеконенавистническая практика» (3)
Эта церковь не изменила своей сути и после так называемого «возрождения» в самом конце 1980-х.
По наущению священников «темні, тупі і дурні віряни», захватывали церкви, выбрасывали «москальські» иконы, ломали «кэгэбистские» кресты.
Ее представители и сейчас принимают живое участие в шабашах националистов. А предыдущий предстоятель Гузар «полюблял» рассуждать и поучать на политические темы. За что и был отставлен.
Она до сих пор не осудила преступления ОУН, УПА, фашизма. В первую очередь потому, что не сделала этого католическая церковь.
Не осудила преступления и украинская власть. Напротив, поощряет пропаганду фашизма.
Можно ли представить, чтобы в Европе, куда все мы, в том числе и фашисты, рвемся, открыто восхваляли своих бандер и шухевичей, называли в их честь улицы и площади, возводили памятники, отдавали почести, достойные героев? В 1945г их там ликвидировали и предали забвению. Во Франции, например, приговорили к смерти маршала Пэтэна, героя 1-й мировой войны и главу марионеточного правительства во 2-й, совсем не нациста, за то, что заключил позорный мир с Германией и за сотрудничество с ней.
В этом отличие никчемной Украины от действительно «великих країн».
Аббревиатура УГКЦ не до конца раскрывает ее суть. Правильнее было бы наименовать УНГКЦ, т.е. националистической церковью.
Лживая и продажная от рождения, она была и остается презираемой в католическом мире за близость к «схизме», низкую культуру священников, подобострастие. Потому долгое время находилась в упадке, пока не потребовалась для очередного политического замысла.
О невысоких профессиональных качествах духовенства писал еще Франко: «Самі попи нераз мало освічені в справах релігії». (2)
В низкопоклонство сегодня перерастает почтительность к новоизбранному папе. «Украинец был наставником папы! Папа знает по-украински «Слава И.Христу!». Маємо українського папу!» - пестрят издания. Если добавить к этому, что украинская «кравчиня» шьет белье для пап, можно смело просить переноса в Украину Святого престола.
(Кстати, почему «папа», а не «тато»?)
Провозглашая себя украинской, заявляя о необходимости единой, соборной церкви, УГКЦ имеет сейчас, как никогда раньше, возможность продемонстрировать украинский патриотизм. Отмежеваться от потрясаемого финансовыми и педофильными скандалами Ватикана и возвратиться в лоно православия, к национальным корням. Воссоединившись с УПЦ Киевского патриархата, тем самым подвигнуть УАПЦ и каноническую УПЦ к объединению.
«Исправьте сердца, двоедушные» - написано в святой книге.
Использованная литература:
1 Арх. Феодосій, «Щире слово до галицької молоді»
2 І.Франко «Радикали і попи»
3 В.Поліщук «Гірка правда: злочинність ОУН – УПА»
4 Д.Веденєєв, Г. Биструхін «Повстанська розвідка діє точно і відважно»
5 В. Росович «З хрестом чи з ножем?»
6 В. Масловський «З ким і проти кого воювали українські націоналісти».
Г.Борисенко, И.Иконяк, Львов, 30 марта 2013 г.
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.