Н.М.Харитонов: Принятие закона о северном завозе – это исторический момент
20 июля 2023 года Государственная Дума приняла долгожданный закон о северном завозе.
Закон о северном завозе регионы с ограниченными сроками доставки грузов ждали 25 лет. Активная работа началась после того, как профильный комитет под руководством члена Президиума ЦК КПРФ, председателя Комитета Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики Н.М.Харитонова поднял этот вопрос на Президиуме Совета законодателей. Нужно отметить, что это предложение получило всемерную и единогласную поддержку.
Работа в комитете велась при активном участии руководителя фракции КПРФ в Государственной Думе, Председателя ЦК КПРФ Г.А.Зюганова. Геннадий Андреевич принимал участие и в расширенном заседании комитета при обсуждении совместно с профильным министерством концептуальных подходов, и при презентации законопроекта до его внесения в Правительство Российской Федерации.
Напомним, что в советское время северный завоз осуществлялся централизованно, однако затем государственное планирование было упразднено и начались проблемы. Нагрузка, по сути, полностью легла на региональный и местный уровень. В 1999 году Советом Федерации был внесен законопроект о северном завозе. Он был даже принят в первом чтении, но впоследствии отклонен в 2003 году.
Представленный Н.М.Харитоновым на пленарном заседании 20 июля 2023 года законопроект унаследовал лучшие традиции советского периода. В нем реализован плановый подход в решении важнейшей стратегической задачи обеспечения жизнедеятельности населения на северных территориях. В рамках подготовки законопроекта ко второму чтению предусмотрено государственное регулирование цен на продукцию и товары, реализуемые на территориях северного завоза.
Председатель комитета напомнил, что законопроект о северном завозе касается жизнеобеспечения территорий 25 регионов Российской Федерации (территорий с ограниченными сроками завоза грузов) и включен в перечень инициатив, направленных на реализацию Послания Президента Российской Федерации.
Парламентарий особо подчеркнул, что законопроект о северном завозе – это результат большой работы экспертной группы, куда вошли и представители заинтересованных федеральных органов власти, Комитета, а также депутаты Государственной Думы от Якутии. Среди них и член фракции КПРФ П.Р.Аммосов. «Для тех, кто не знает сообщу, что около 55% всего северного завоза приходится именно на Якутию» - отметил председатель комитета.
«Проведенная совместная работа позволила получить документ, который по общему признанию стал системным, стройным, простым и понятным для правоприменения», - сообщил Н.М.Харитонов.
До настоящего времени деятельность в сфере северного завоза не была законодательно урегулирована: отсутствовал системный подход к его организации и осуществлению на федеральном уровне, а также полная статистическая информация об объемах и маршрутах перемещения грузов Государственная Дума приняла закон, которым устанавливаются критерии отнесения к территориям северного завоза и порядок его регулирования. Перечень таких территорий, а также критерии его формирования определит Правительство Российской Федерации.
Единым федеральным координатором северного завоза определено Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики. Под северным завозом предлагается понимать комплекс мероприятий и финансовых механизмов по регулярному и бесперебойному снабжению территорий, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов. Документ дает определения понятиям «территории северного завоза», «территории с ограниченными сроками завоза грузов». Также вводится понятие единого морского оператора северного завоза: определенное Правительством Российской Федерации юридическое лицо, которое обеспечит регулярные перевозки грузов северного завоза между морскими портами. Срок его полномочий составит 15 лет. Дату начала работы единого морского оператора определит Правительство Российской Федерации не позднее 1 января 2026 года.
Документ вводит три категории грузов северного завоза для дифференциации мер государственной и муниципальной поддержки. К первой категории относятся грузы, необходимые для обеспечения жизнедеятельности населения и стабильного функционирования организаций социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, а также специализированные продукты лечебного питания, ко второй - грузы для государственных и муниципальных нужд, к третьей - остальные грузы.
Документ вводит институт планирования северного завоза грузов первой и второй категорий. План будет формироваться ежегодно на трехлетний период, его будет утверждать Минвостокразвития России.
Дата вступления в силу проектов федеральных законов определена 1 апреля 2024 года.
Пакет законопроектов принят депутатами Государственной Думы единогласно.
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.