Марксу 200!
200 лет назад, 5 мая 1818 года, в городе Трире родился величайший мыслитель, революционер, основоположник научного коммунизма Карл Маркс
Детские и юношеские годы Маркса прошли в Рейнской провинции Пруссии — экономически и политически наиболее развитой части Германии. Больше, чем другие немецкие земли, испытала она воздействие Французской буржуазной революции конца XVIII века. Ликвидация феодальных порядков резко ускорила промышленное развитие края. И даже присоединение большей части Рейнской провинции в 1815 году (по решению Венского конгресса) к Пруссии не смогло остановить начавшегося здесь процесса буржуазно-демократического развития.
Все же рейнскую буржуазию стеснял прусский полицейско-абсолютистский режим, не устраивала налоговая и таможенная политика прусского правительства, недостаточно защищавшая ее от иностранной конкуренции. И поэтому настроения рейнских буржуа в значительной мере выражали оппозиционные настроения буржуазных кругов Пруссии и Германии в целом.
Небольшой старинный городок Трир, в котором родился К. Маркс, не оставался в стороне от общественного движения, охватившего в те годы Германию. Когда Карл учился в гимназии, в ее стенах были обнаружены запрещенная литература и сатирические противоправительственные стихи, а один из учеников был даже арестован.
Юный Карл, росший в семье, духовную атмосферу которой определял его отец Генрих Маркс, широко образованный юрист, прекрасно знакомый с трудами передовых французских мыслителей и имевший в своей библиотеке книги Руссо, Вольтера, Лессинга, Лейбница, уже тогда начал испытывать ненависть ко всему реакционному. Осенью 1835 года, по окончании гимназии, он отказался нанести визит заместителю директора Лерсу, осуществлявшему политический надзор за учениками.
А в выпускном гимназическом сочинении К. Маркс впервые высказал мысль, что выбор профессии должны определять благо человечества, наше собственное совершенствование. Человек же, писал он, может достичь своего усовершенствования только работая для усовершенствования своих современников, во имя их блага.
Весной 1841 года, после окончания университета и докторской диссертации, в которой он провозгласил принцип активного отношения философии к действительности, Маркс был полон творческих замыслов. Он собирался издавать при участии Фейербаха Архив атеизма, задумал работу о христианском искусстве, а с получением 15 апреля докторского диплома, казалось, была близка к осуществлению и его мечта о преподавании философии в Боннском университете. Однако усиление правительственных репрессий лишило Маркса надежды на получение кафедры.
И со всем пылом молодости он включается в непосредственную борьбу против прусского абсолютизма, за демократические свободы. Первым этапом в этой борьбе было сотрудничество в Рейнской газете, органе либеральной прусской буржуазии. Уже в первой опубликованной в газете статье — Дебаты о свободе печати и об опубликовании протоколов сословного собрания — проявляются революционно-демократические взгляды Маркса, ненависть к феодально-монархическому сословному строю, стремление к завоеванию демократических свобод для всего народа, противопоставление решительных революционных действий тактике немецких либералов, обрекавшей массы на пассивное ожидание.
Эта ориентация на революционные действия народных масс по мере изучения Марксом окружающей действительности, социально-экономических проблем, всемирной истории приобретала все более глубокий и последовательный характер.
Из статьи Коммунизм и аугебургская Allgemeine Zeitung видно, что к осени 1842 года он начал осознавать неразрывную связь между широко распространившимися во Франции и Англии идеями коммунизма и развертывавшейся в этих странах борьбой пролетарских масс. Последующие выступления Маркса в газете, особенно статьи о дебатах Рейнского ландтага по поводу закона о краже леса и о положении мозельских виноделов, показали, что его революционный демократизм приобрел более точный социальный адрес. Маркс выступил в них в защиту бедной, политически и социально обездоленной массы.
Почувствовав необходимость защиты интересов угнетенных трудящихся прежде всего, Маркс понял и недостаточность тех возможностей борьбы, которыми располагал он как редактор Рейнской газеты. Противно быть под ярмом,— писал он в январе 1843 года А. Руге,— даже во имя свободы; противно действовать булавочными уколами, вместо того чтобы драться дубинами. Поэтому, когда правительственное давление на газету сделало невозможным участие в ней Маркса, в марте 1843 года он вышел из состава редакции и решил покинуть Пруссию.
В это время у Маркса уже не было сомнений в том, что неминуемо приближается революция. И отныне вопрос о революции, ее природе, причинах и движущих силах становится для него основным.
Мысль Маркса начинает работать над поисками силы, которая действительно способна изменить существующий строй, поисками путей и форм революционного преобразования мира. В мае 1843 года, перед тем как эмигрировать во Францию, где он собирался издавать журнал, Маркс приехал в Крейц-нах, где состоялась его женитьба на Женни фон Вестфален.
Несколько месяцев — с мая по октябрь,— проведенные в Крейцнахе, оказались не только самыми светлыми и счастливыми в трудной жизни Маркса, но и на редкость плодотворными. В Крейцнахе Маркс предпринял основательное изучение гегелевской философии права и истории, особенно истории Великой французской буржуазной революции конца XVIII века. Ее анализ позволил ему глубже понять столкновение интересов различных классов и влияние их борьбы на развитие революционных событий.
Ответ на вопрос, какая социальная сила способна осуществить освобождение человечества, содержался в статье для Немецко-французских ежегодников .К критике гегелевской философии права. Введение. Эту силу Маркс увидел в пролетариате — классе, находящемся в противоречии со всем современным обществом, классе, который, следовательно, не может освободить себя, не освобождая всего общества.
Но для того, чтобы стать такой силой, пролетариат должен овладеть передовой революционной теорией, использовать ее выводы и провести их в жизнь. Подобно тому как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие.
Развивая в Экономическо-философских рукописях 1844 года высказанные в Немецко-французских ежегодниках мысли, Маркс подчеркнул, что для обеспечения победы коммунизма теоретического сознания недостаточно. Для уничтожения идеи частной собственности вполне достаточно идеи коммунизма.
Для уничтожения же частной собственности в реальной действительности требуется действительное коммунистическое действие. В конце августа 1844 года произошла историческая встреча Маркса с Энгельсом, ставшим до конца жизни его великим соратником и другом.
Маркс и Энгельс, приступая к созданию совместного труда, поставили перед собой задачу не только развенчать мнимый радикализм младогегельянцев, но и в противовес критической критике изложить свои материалистические и коммунистические воззрения. Так родилась книга Святое семейство. В ней Маркс сформулировал важнейшее положение о решающей роли народных масс в истории и возрастании этой роли в ходе исторического развития.
Научно обосновав вывод о неизбежности падения капиталистического строя — строя эксплуатации и угнетения, показав трудящимся необходимость замены этого строя социалистическим, Маркс еще в 1844 года подчеркнул..социализм не может быть осуществлен без революции.
Он нуждается в этом политическом акте, поскольку он нуждается в уничтожении и разрушении старого. Политическую революцию Маркс всегда считал необходимой предпосылкой социального освобождения. Не случайно теории пролетарской, социалистической революции он уделял огромное внимание во все периоды своей жизни, и особенно тогда, когда сама революция властно выходила на сцену.
Опыт революций 1848—1849 гг. немало дал для развития и обогащения теории Маркса, а Парижская коммуна в 1871 году пополнила сокровищницу марксизма идеей революционной диктатуры пролетариата.
В новых исторических условиях В. И. Ленин развил марксову теорию социалистической революции, показав, что перерастание капитализма в империализм ставит революцию в порядок дня, что возможна победа социализма первоначально в немногих или даже в одной стране, причем не обязательно высокоразвитой в экономическом отношении, что победу этой революции обеспечит союз рабочего класса и крестьянства. Опираясь на Маркса, Ленин указывал, что осуществление социалистической революции невозможно, если революционный класс не обладает способностью и готовностью к массовым революционным выступлениям, достаточным для того, чтобы свергнуть старую власть и установить новую, свою.
Решающим фактором и условием победы социалистической революции он считал руководство борьбой рабочего класса со стороны марксистской партии. Ленинская теория социалистической революции явилась, таким образом, достойным вкладом в учение Маркса, углублением и развитием его основополагающих идей.
По материалам Большой Советской Энциклопедии
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.