Компартия Китая приняла стратегическую резолюцию об истории и дальнейшем развитии Китая. Полный текст (Продолжение)
Агентство "Синьхуа" опубликовало полный текст "Резолюции ЦК КПК об основных достижениях и историческом опыте столетней борьбы партии". Это третий такой документ за столетнюю историю КПК.
Первый был принят в 1945 году, за четыре года до провозглашения Китайской Народной Республики (то есть до победы коммунистов в Гражданской войне). Второй - в 1981 году, спустя три года после провозглашения Дэн Сяопином политики реформ.
И вот сейчас опубликован третий.
Эта резолюция не только оценка последних 100 лет китайской истории, но и та стратегия, по которой Китай будет жить и развиваться в ближайшие десятилетия.
2. Во всестороннем устрожении внутрипартийного управления
После начала проведения политики реформ и открытости Коммунистическая партия Китая неизменно осуществляла партийный самоконтроль и всестороннее строгое внутрипартийное управление, добилась ощутимых результатов в продвижении партийного строительства. Тем не менее, одно время партийный самоконтроль был неэффективным, в управлении партией отсутствовала строгость. В результате у некоторых партийцев и кадровых работников возникла серьезная проблема с политическими убеждениями, в некоторых районах и ведомствах наблюдался порочный стиль работы в области подбора и использования кадров, формализм, бюрократизм, гедонизм и роскошество получили широкое распространение, был широко распространен менталитет "привилегированного положения" и феномен стремления к нему.
В особенности, одни назначали на работу своих людей и вытесняли "чужаков", другие увлекались групповщиной и кружковщиной, третьи анонимно клеветали и фабриковали слухи, четвертые подкупали доверие людей и нечестными способами завоевывали голоса избирателей; были и те, кто обещали должности своим людям, поздравляли друг друга с продвижением по службе; некоторые на деле самовольничали, формально подчинялись, а втайне противодействовали; бывали и такие, которые стали трудноуправляемыми, безосновательно осуждали решения ЦК партии. Переплетались нарушения в политической и экономической сферах, явления коррупции и разложения вызывали содрогание. Все вышеперечисленные проблемы, которые серьезно сказываются на имидже и авторитете партии, серьезно подрывают отношения между партией и народными массами и отношения между кадровыми работниками и народными массами, вызвали сильное недовольство и возмущение у многочисленных членов партии, кадровых работников и народных масс.
Как подчеркивает товарищ Си Цзиньпин, "чтобы ковать железо, нужно самому быть крепким", успех дела Китая коренным образом зависит от нашей партии, от соблюдения принципа "партия должна осуществлять самоконтроль и строгое внутрипартийное управление". Рассматривая в качестве основной линии наращивание потенциала партии в долгосрочном управлении государством, развитие передового характера партии и повышение ее чистоты, считать политическое строительство партии основным руководящим началом, укрепление идеалов, убеждений и предназначения – фундаментом, а мобилизацию активности, инициативы и творческой силы всех членов партии – основными точками приложения сил, необходимо непрерывно улучшать качество партийного строительства, превращать КПК в марксистскую правящую партию с неиссякаемой жизненной энергией, всегда идущую в авангарде эпохи, пользующуюся искренней поддержкой народа, смело проводящую революционные самопреобразования и способную выдержать любые испытания.
Партия, обладающая четким пониманием и стойкостью в постоянном осуществлении всестороннего устрожения внутрипартийного управления, твердо придерживалась строгого самоконтроля как основного алгоритма, уделяя повышенное внимание "ключевому меньшинству", закрепила ответственность парткомов (партгрупп руководства) как субъектов всестороннего устрожения внутрипартийного управления и ответственность партийных органов по проверке дисциплины как контролирующих органов, интенсифицировала работу по осуществлению контроля, применению дисциплинарных мер и привлечению нарушителей к ответственности. Всестороннее устрожение внутрипартийного управления пронизывает все аспекты партийного строительства. На совещаниях, посвященных партийному строительству в различных сферах, ЦК партии разработал действенные планы, направленные на продвижение всестороннего развития партийного строительства.
ЦК партии подчеркнул, что наша партия вышла из народа, уходит корнями в народ и служит народу, отрыв от масс непременно лишит ее жизненных сил, для всестороннего устрожения внутрипартийного управления необходимо прежде всего взяться за проблему стиля работы, на которую громко жалуются народные массы. Рассматривая ключом к решению этой проблемы разработку и претворение в жизнь восьми установок ЦК КПК, Центральный Комитет начал их реализацию с Политбюро ЦК, с руководящих кадровых работников, чтобы они своими примерами для подчиненных содействовали улучшению стиля работы. Политбюро ЦК ежегодно проводит собрания, посвященные развитию внутрипартийной демократии, заслушивая отчеты о реализации восьми установок, развертывая критику и самокритику.
Развивая дух "забивания гвоздей", прилагая неустанные усилия для изживания "четырех вредных поветрий", ЦК партии выступает против менталитета "привилегированного положения" и феномена стремления к нему, решительно пресекает преподнесение подарков за казенный счет, организацию застолий и турпоездок за казенный счет, роскошество, расточительство и другие вредные поветрия, а также острые проблемы, которые вызывают у населения резкую негативную реакцию и ущемляют его интересы, способствует снижению нагрузки на низовые структуры, выступает за трудолюбие и бережливый образ жизни, против транжирства и расточительства. В результате были пресечены некоторые вредные поветрия, искоренение которых раннее считали невозможным, устранены некоторые трудноразрешимые застарелые проблемы, которые не удавалось разрешить на протяжении многих лет, партийный стиль, административный стиль и общественные нравы приобретали совершенно новый облик.
Партия всегда подчеркивает, что все партийные товарищи обязаны укреплять свои идеалы и убеждения, поддерживать строгую организационную систему, строго соблюдать партийную дисциплину и этику. Вера в марксизм, великие идеалы коммунизма, общие идеалы социализма с китайской спецификой являются духовной опорой и политической душой китайских коммунистов, а также идейной основой для сохранения сплоченности и единства партии. ЦК партии подчеркивает, что идеалы и убеждения есть не что иное, как духовный "кальций" для коммунистов, отсутствие идеалов и убеждений может привести к духовному ослаблению и бесхребетности.
А это непременно вызовет перерождение в политическом отношении, алчность к экономическим выгодам, моральную деградацию и разложение в жизни. Одновременно прилагая усилия как к идеологическому строительству партии, так и к институционализации управления партией, партия последовательно развертывала такие мероприятия, как практические мероприятия по воспитанию в духе партийной линии масс, специальные воспитательные мероприятия в духе "строгости в работе над собой, строгого отношения к своим служебным полномочиям и строгой самодисциплины; реалистического подхода к планированию дел, деловитости в созидательной деятельности и честности в личном поведении", учебно-воспитательные мероприятия, посвященные изучению Устава КПК, партийных норм и важнейших выступлений генерального секретаря Си Цзиньпина с целью воспитания себя достойным коммунистом, воспитательные мероприятия под девизом "оставаться верным изначальной цели, всегда помнить о своей миссии", учебно-воспитательные мероприятия, посвященные изучению истории КПК.
Посредством подобных мероприятий партия вооружала всех своих членов новейшими результатами теоретических инноваций, содействовала развитию политической партии, стремящейся к знаниям, воспитывала и направляла многочисленных членов партии, кадровых работников и особенно руководящие кадры на формирование правильного понимания основных идеологических вопросов, на укрепление идейной основы, на создание прочного фундамента для сохранения приверженности своим убеждениям, на восполнение дефицита своего рода духовного "кальция" и на уверенное управление идеологическим рулем, чтобы они всегда сохраняли присущий коммунистам истинный политический облик и духовно выпрямились во весь рост как настоящие коммунисты. Партия выдвинула и претворяла в жизнь организационную линию КПК в новую эпоху, четко установила критерии отбора лучших кадровых работников в новую эпоху, предполагающие наличие у них твердых убеждений, способности служить народу, добросовестности и деловитости, смелости брать на себя ответственность, честности и неподкупности.
Отдавая приоритет требованиям к политическим качествам, партия утвердила верный ориентир в использовании кадров, который требует следовать принципу учета моральных и деловых качеств, но прежде всего моральных, а также принципу подбора кадров из разных мест Китая и назначения на должность только исходя из способностей, неизменно ценить тех, кто ставит дело на первое место и в работе придерживается принципов справедливости и порядочности. Наряду с этим партия решительно отказалась от склонностей определения кандидатов лишь по количеству набранных голосов, по результатам соответствующего испытательного теста, по объему валовой продукции или по возрасту претендентов, отказалась от практики "выдвижения кандидатов без разбора" и "подбора кадров из массовых кандидатов без установления необходимых ограничений", при этом усиливала руководящую и контролирующую роль парторганизаций в использовании кадров, выправляла порочный стиль в подборе и назначении кадров.
Партия потребовала от всех руководящих кадровых работников должным образом решать кардинальный вопрос, связанный с мировоззрением, жизнепониманием и ценностными представлениями, дорожить наделенными полномочиями, ответственно и осторожно их исполнять, сознательно подчиняться контролю со всех сторон, ни на минуту не забывать о разделении тягот вместе с партией, посвящении себя делу Родины и создании благ для народа. Придерживаясь принципа "партия ведает людскими ресурсами", партия проводила более активную, более открытую и более эффективную кадровую политику, последовательно реализовывала стратегию наращивания государственной мощи посредством кадров в новую эпоху, ускоренными темпами создавала мировой центр наиболее востребованных специалистов и лидирующие инновационные площадки, чтобы привлекать для работы в Китай лучшие умы со всего мира. Непрерывно улучшая свою организационную систему, партия сосредоточивала внимание на наращивании потенциала парторганизаций, укрепляла их политические и организационные функции.
Четко ориентируясь на всемерное укрепление низового строительства, партия стимулировала работу по обеспечению всеобщего охвата парторганизациями и партийной работой. Руководствуясь принципом "партийная дисциплина строже государственных законов", партия координировала работу по применению дисциплинарных мер и исполнению законов, как следует применяла "четыре формы" контроля над соблюдением дисциплины, ужесточала политическую и организационную дисциплину, всесторонне содействовала строгому соблюдению дисциплины во всех аспектах работы. Твердо стоя на позиции управления партией по внутрипартийным нормативным актам и строгого соблюдения Устава КПК, партия создала относительно совершенную систему внутрипартийных правовых норм, ужесточала исполнение всех правил и распорядков, в результате чего уровень научности, институционализации и регламентации партстроительства значительно повысился.
ЦК партии подчеркнул, что коррупция является наибольшей угрозой для долгосрочного пребывания партии у власти. Борьба с коррупцией – это политическая борьба, поражение в которой никак нетерпимо и абсолютно недопустимо. Если бы мы не насолили сотням и тысячам коррупционеров, то насолили бы 1,4-миллиардному китайскому народу. В этой связи необходимо заключить власть в "клетку" порядка, на основании дисциплины и законов устанавливать, регламентировать, ограничивать и контролировать ее. Проводя интегрированную работу по созданию атмосферы, при которой никто не смел, не мог и не хотел бы заниматься коррупцией, партия сосредоточивала усилия одновременно на создании эффекта устрашения путем вынесения наказаний, выявлении сдерживающей роли институтов и повышении сознательности членов партии, с тем чтобы данная партией и народом власть неизменно служила народным интересам.
Твердо придерживаясь принципа "в борьбе с коррупцией не должно быть запретных зон, необходим полный охват и нулевая терпимость", партия неуклонно применяла строгие меры сдерживания, интенсивные меры контроля и постоянные меры устрашения. Неизменно стоя на позиции одновременного расследования фактов как взяточничества, так и подкупа, и следуя принципу "все дела должны быть расследованы, все коррупционеры должны быть наказаны", партия настойчиво "била и по тиграм, и по мухам" и "охотилась на лис" с той же решимостью, с какой для излечения тяжелой болезни используют сильнодействующие лекарства, с какой для подавления смуты применяют жесткие меры, и с той же смелостью, с какой скоблят кость для удаления яда, а смелый муж отрубает руку, укушенную ядовитой змеей.
Партия решительно боролась с коррупцией, возникающей под боком у населения, широко развертывала мероприятия по розыску беглых преступников и незаконно добытого имущества, избавлялась от всяких коррупционеров. Фокусируя внимание на коррупционных делах, в которых выявлены как политические, так и экономические проблемы, партия пресекла любые попытки формирования внутри партии группировок по интересам. В частности, были расследованы такие крупные дела, как дела Чжоу Юнкана, Бо Силая, Сунь Чжэнцая, Лин Цзихуа и др., которые серьезно нарушали партийную дисциплину и государственные законы. Под руководством партии мы совершенствовали партийную и государственную систему контроля, содействовали учреждению Государственного надзорного комитета и местных надзорных комитетов всех уровней, чтобы сформировать архитектонику взаимодействия между выше- и нижестоящими инспекционными органами, создать механизм, при котором ведущую роль играет внутрипартийный контроль, а все виды контроля взаимодействуют между собой, усилить ограничение и контроль за осуществлением власти.
Со времени проведения XVIII съезда КПК, в результате непреклонной борьбы была полностью развернута роль принципа всестороннего устрожения внутрипартийного управления как политического ориентира и политических гарантий, значительно повысилась способность партии к самоочищению, самосовершенствованию, самообновлению и собственному росту, была коренным образом выправлена ситуация нестрогого, распущенного и слабого внутрипартийного управления, в борьбе с коррупцией была одержана победа с подавляющим перевесом на нашей стороне и закреплена во всех направлениях, были ликвидированы серьезнейшие опасности, затаившиеся внутри партии, государства и армии. Партия становилась сильнее в революционной закалке.
3. В экономическом строительстве
Со времени проведения политики реформ и открытости партия, сосредоточиваясь на экономическом строительстве как центральной задаче, ведя за собой народ в упорной и самозабвенной работе, создала чудо динамичного развития экономики, благодаря чему значительно возросла экономическая мощь Китая. В то же время из-за того, что некоторые местные правительства и ведомства односторонне гнались за высокими темпами роста и большим объемом экономики, продолжали экстенсивную модель развития, а также из-за продолжительной вялости мировой экономики после вспышки международного финансового кризиса, в экономической сфере непрерывно накапливались структурные и институциональные противоречия, проблемы неравномерности, несогласованности и неустойчивости развития стали крайне острыми.
ЦК партии отметил, что китайская экономика уже вошла в новое нормальное состояние и перешла от высоких темпов роста к высококачественному развитию, экономика Китая оказалась в сложном положении наслоения трех периодов – периода изменения темпов экономического роста, периода болезненного процесса структурного регулирования и периода ликвидации последствий принятых ранее стимулирующих установок, и в этой ситуации трудно было поддерживать традиционную модель развития. ЦК партии подчеркнул, что претворение в жизнь новой концепции развития – это глубокие преобразования, касающиеся развития Китая в целом, необходимо отказаться от практики оценки результатов работы просто по темпам роста ВВП.
Следует осуществлять высококачественное развитие, при котором инновации служат первейшей движущей силой, согласованность рассматривается как его эндогенная особенность, зеленое развитие – всеобщая форма развития, открытость – неизбежный путь для развития, а общедоступность – основная цель развития, необходимо стимулировать преобразования, нацеленные на повышение качества, рост эффективности и формирование новых драйверов экономического развития.
Усиливая стратегическое планирование и единое руководство экономической работой, партия совершенствовала системы и механизмы обеспечения партийного руководства экономической работой. На 5-м пленуме ЦК КПК 18-го созыва, XIX съезде КПК, 5-м пленуме ЦК КПК 19-го созыва и всех центральных совещаниях по экономической работе интенсивно были разработаны планы развития Китая, приняты важнейшие решения, которые требуют рассматривать высококачественное развитие как главную задачу, считать структурные реформы в сфере предложения основной линией работы, создавать современную экономическую систему, придерживаться стратегического ориентира, направленного на расширение внутреннего спроса, добросовестно выполнять три сложнейшие задачи – предотвращение и устранение серьезных рисков, адресную ликвидацию бедности, профилактику и устранение загрязнения.
Партия без малейших колебаний укрепляла и развивала общественный сектор экономики, непоколебимо поощряла, поддерживала и направляла развитие необщественного сектора, оказывала поддержку госкапиталу и госпредприятиям в их укреплении, оптимизации и укрупнении, в результате чего была создана система современных предприятий с китайской спецификой, наращивалась конкурентоспособность, инновационный потенциал, контролирующая сила и влияние государственного сектора экономики, а также его способность противостоять рискам.
Шла работа по выстраиванию близких и прозрачных отношений между властью и бизнесом, по стимулированию здорового развития негосударственного сектора экономики и здорового роста деятелей этого сектора. Придерживаясь стратегии стимулирования развития за счет инноваций, партия рассматривала укрепление государственного потенциала в области науки и техники в качестве стратегической опоры развития страны, улучшала общенациональную систему нового типа, наращивала государственную стратегическую научно-техническую мощь, активизировала фундаментальные исследования, способствовала освоению основных ключевых технологий и самостоятельным инновациям, усиливала работу по созданию, защите и использованию прав интеллектуальной собственности, ускоряла создание государства инновационного типа и мировой державы в области науки и техники.
Партия всесторонне проводила структурные реформы в сфере предложения, продвигала работу по ликвидации избыточных производственных мощностей и переизбытка рыночного предложения, по сокращению чрезмерной долговой нагрузки, по снижению себестоимости и восполнению слабых мест, осуществляла требования о "закреплении, наращивании, повышении и обеспечении бесперебойности", содействовала превращению Китая в державу с передовой обрабатывающей промышленностью, ускоряла развитие современной производственной системы, укрепляла реальный сектор экономики, развивала цифровую экономику. Партия улучшала макроэкономическое управление, обновляла подходы и формы макрорегулирования, укрепляла самостоятельность макроэкономической политики, осуществляла активную финансовую политику и взвешенную монетарную политику, последовательно стимулировала реформу по упрощению административных процедур, делегированию полномочий нижестоящим инстанциям при последующем контроле и оптимизации предоставления услуг, обеспечивала продовольственную и энергетическую безопасность, безопасность производственных цепочек и цепочек поставок.
Придерживаясь принципа "финансовая сфера – на службу реальному сектору экономики", партия всесторонне усиливала финансовый контроль, предотвращала и устраняла риски в экономической и финансовой сферах, активизировала работу по контролю за рынком и установлению ограничений путем разработки антимонопольных правовых норм, предотвращала бесконтрольную экспансию капитала, обеспечивала рыночный порядок, пробуждала активность различных субъектов рынка, в особенности средних, малых и микропредприятий, защищала права и интересы трудящихся и потребителей. Осуществляя стратегию скоординированного развития регионов, партия содействовала согласованному развитию региона Пекин–Тяньцзинь–Хэбэй, развитию экономического пояса реки Янцзы, строительству региона "Большого залива" Гуандун–Сянган–Аомэнь, интегрированному развитию дельты реки Янцзы, защите экологии и высококачественному развитию бассейна реки Хуанхэ, вела высококачественное строительство нового района Сюнъань по высоким стандартам, способствовала формированию новой схемы масштабного освоения западного региона, достижению новых прорывов в деле возрождения северо-восточного региона, высококачественному развитию центрального региона и ускорению процесса модернизации в восточном регионе страны, оказывала поддержку бывшим революционным опорным базам, национальным, окраинным и бедным районам в улучшении производственно-бытовых условий.
Продвигалась урбанизация нового типа, в которой центральное место отведено человеку, усиливалось городское планирование, строительство и управление. Неизменно рассматривая должное решение вопроса сельского хозяйства, села и крестьянства как наиважнейшую задачу всей партийной работы, партия осуществляла стратегию подъема сельских территорий, ускоренными темпами продвигала модернизацию сельского хозяйства и села, неуклонно претворяла в жизнь стратегию повышения потенциала зернового производства за счет сохранения пахотных земель и внедрения новых технологий, внедряла самый строгий порядок охраны пахотных земель, способствовала укреплению научно-технического потенциала Китая в области семеноводства и обеспечению самостоятельности и контролируемости в области ресурсов зародышевой плазмы, добиваясь того, чтобы китайский народ надежно держал в своих руках продовольственные гарантии.
Со времени проведения XVIII съезда партии заметно повысилась сбалансированность, согласованность и устойчивость развития китайской экономики, внутренний валовой продукт Китая преодолел отметку в 100 трлн юаней, а ВВП на душу населения превысил 10 тыс. долларов США, поднялась на новую ступень экономическая, научно-техническая и совокупная мощь страны. Китайская экономика вышла на путь более качественного, эффективного, справедливого, устойчивого и безопасного развития.
4. Во всестороннем углублении реформ и расширении открытости
После 3-го пленума ЦК КПК 11-го созыва Китай вступил в грандиозную эпоху реформ и открытости и добился результатов, приковавших внимание всего мира. Однако по мере развития практики с каждым днем все четче проявлялись некоторые глубинные проблемы структурно-институционального характера и оковы затвердевших интересов, реформы вошли в фазу решения сложнейших задач и зону глубоководья. ЦК партии глубоко осознал, что как беспредельно развитие практики, так беспредельно и раскрепощение сознания, беспредельны также и реформы и открытость, что реформы являются непрерывно продолжающим процессом, который не имеет конца, застой и откат назад только заводят в тупик.
Необходимо с большей политической отвагой и умом всесторонне и интенсивно продвигать реформы, набраться смелости преодолевать любые трудности и не отступать ни перед какими опасностями. Необходимо отводить важнейшее место институциональному строительству, уделять внимание обеспечению взаимоувязанности реформ в различных сферах и взаимодействия между всеми реформаторскими мерами, принимать действенные меры для продвижения реформ и эффективного устранения различных структурно-институциональных пороков.
На 3-м пленуме ЦК КПК 18-го созыва были разработаны планы реформ, касающихся экономической, политической, культурной, социальной и экоцивилизационной систем, национальной обороны и вооруженных сил, а также системы партийного строительства, определена для всестороннего углубления реформ общая цель, стратегические приоритеты, очередность реализации, главные направления, механизмы и способы работы, график и дорожная карта. 3-й пленум ЦК КПК 11-го созыва был эпохальным событием, которое положило начало новому периоду – периоду реформ, открытости и социалистической модернизации. 3-й пленум ЦК КПК 18-го созыва также имеет эпохальное значение, он осуществил переход от этапа локальных поисков путей реформ и преодоления тех или иных преград к этапу системного, комплексного и всестороннего углубления реформ, открыл новые горизонты в деле реформ Китая.
Придерживаясь правильного направления реформ, партия неизменно рассматривала содействие социальному равенству и справедливости, повышение благосостояния народа как исходную точку и конечную цель реформ, придавала особое значение ориентации на решение проблем, фокусировала внимание на дальнейшем раскрепощении сознания, высвобождении и развитии общественных производительных сил, а также на пробуждении и наращивании жизненных сил общества, посредством усиления проектирования на высшем уровне и единого планирования повысила системность, целостность и согласованность реформ, выявила творческую инициативу народа, содействовала практическому и углубленному проведению реформ в важных сферах и ключевых звеньях.
При партийном динамичном и уверенном содействии реформы непрерывно продвигались вширь и вглубь, охватив все сферы и добившись прорыва во многих звеньях. Реформы развивались от заложения фундамента и формирования основных рамок до всесторонней реализации и постепенного набирания сил и вплоть до системного, комплексного, согласованного и высокоэффективного продвижения. В результате были в основном сформированы фундаментальные институциональные рамки во всех сферах деятельности, во многих областях были осуществлены исторические преобразования, системное переформатирование и общая реконструкция.
ЦК партии глубоко осознал, что открытость несет прогресс, а замкнутость непременно ведет к отсталости. Для того, чтобы Китай в процессе своего развития смог обладать преимуществами, удержать инициативу и завоевать будущее, необходимо соответствовать тенденции экономической глобализации, опираться на сверхмасштабный внутренний рынок как свое преимущество, проводить еще более активную стратегию открытости. Неизменно следуя принципам совместных консультаций, совместного строительства и совместного пользования, Китай содействовал высококачественному развитию совместной реализации инициативы "Один пояс и один путь", продвигал реализацию большого количества проектов сотрудничества, направленных на развитие экономики и повышение благосостояния народов стран вдоль "Пояса и пути", превращая инициативу в путь к миру, процветанию, открытости и зеленому развитию, а также в инновационный и цивилизационный путь, делая "Пояс и путь" международным общественным благом, пользующимся большой популярностью в современном мире, и площадкой мирового сотрудничества.
Неизменно придерживаясь принципа взаимного стимулирования открытости внутри страны и открытости внешнему миру, эффективного сочетания "заимствования извне" и "выхода вовне", мы способствовали либерализации и упрощению процедур в области торговли и инвестиций, создавали глобально-ориентированную сеть зон свободной торговли на основе высоких стандартов, продвигали строительство пилотных зон свободной торговли и Хайнаньского порта свободной торговли, содействовали открытости на институциональном уровне, в частности, открытости правил, ограничительных установок, правил управления, стандартов и т.д., формировали архитектонику внешней открытости, осуществляемой в более крупных масштабах, более широких сферах и в более глубокой степени, создавали взаимовыгодную и взаимовыигрышную, диверсифицированную и сбалансированную, безопасную и высокоэффективную систему экономики открытого типа, непрерывно укрепляли и умножали наши преимущества в области международного экономического сотрудничества и конкуренции.
Начиная с XVIII съезда КПК, партия последовательно способствовала углублению и расширению практики всестороннего углубления реформ, в результате чего социалистический строй с китайской спецификой стал еще более зрелым и законченным, непрерывно повышался уровень модернизации системы и потенциала государственного управления, дело партии и государства обретало новую жизненную силу.
5. В политическом строительстве
После начала проведения политики реформ и открытости китайский народ под руководством партии неуклонно следовал пути развития политического строя социализма с китайской спецификой, развивал социалистическую демократию и добился в этом значительного прогресса. Анализируя успехи и неудачи в политическом развитии как внутри страны, так и за ее пределами, партия глубоко осознала, что для укрепления уверенности в социалистическом строе с китайской спецификой необходимо в первую очередь укреплять уверенность в политическом строе социализма с китайской спецификой, развивать политический строй социалистической демократии и политическую культуру социализма.
Необходимо прочно укоренить политический строй социализма с китайской спецификой в китайском обществе, а копирование модели политического строя чужих стран обречено на провал и даже приводит к гибели государства. Необходимо отстаивать органическое единство партийного руководства, положения народа как хозяина страны и верховенства закона в государственном управлении, активно внедрять народную демократию во всем процессе, совершенствовать институциональную систему по обеспечению положения народа как хозяина страны, характеризующуюся всесторонностью, широким охватом и органическим сочетанием всех звеньев. Необходимо создать многообразные, беспрепятственные и упорядоченные каналы развития демократии, разнообразить формы демократии, на всех уровнях и во всех областях расширять упорядоченное участие народа в политической деятельности, чтобы все системы и государственное управление смогли еще эффективнее воплощать волю народа, защищать его права и интересы и пробуждать его творческую активность. Необходимо сохранять бдительность и противостоять негативному влиянию таких западных политических течений, как так называемый "конституционализм", чередование политических партий у власти, разделение власти на три части и т.п.
Ориентируясь на обеспечение длительного пребывания партии у власти и долгосрочного порядка и стабильности в стране, 4-й пленум ЦК КПК 19-го созыва наметил грандиозный план в сфере отстаивания и совершенствования социалистического строя с китайской спецификой, продвижения модернизации системы и потенциала государственного управления, запланировал ключевые мероприятия по сохранению и совершенствованию коренных, базовых и важнейших систем, которые составляют основу социалистического строя с китайской спецификой. ЦК партии подчеркнул, что необходимо отстаивать статус народа как субъекта, гарантировать его права на участие по закону в демократических выборах, демократических консультациях, демократической разработке решений, демократическом управлении и демократическом контроле.
Отстаивая и совершенствуя институт собраний народных представителей, партия поддерживала и обеспечивала исполнение народом государственной власти через собрания народных представителей, поддерживала и обеспечивала исполнение собраниями народных представителей полномочий законотворчества, контроля, принятия решений, производства назначений и увольнений на основании закона, серьезно расследовала дела, связанные с вербовкой и подкупом избирателей, защитила авторитет и престиж института собраний народных представителей, выявляя его роль как основного политического института.
Отстаивая и совершенствуя институт многопартийного сотрудничества и политических консультаций, функционирующий под руководством КПК, партия совершенствовала систему, позволяющую центральным комитетам демократических партий осуществлять специальный контроль за реализацией важнейших решений и планов, а также непосредственно обращаться к ЦК КПК с предложениями, усиливала институциональное строительство народного политического консультативного совета как специального совещательного органа, содействовала широкому, многоуровневому развитию и институционализации социалистической консультативной демократии в целях формирования системы консультативной демократии с китайской спецификой.
Укрепляя строительство низовых органов власти, партия продолжала совершенствовать систему низовой демократии и порядок открытого ведения дел, гарантировать народу право на доступ к информации, право на участие в конкретной деятельности, право на выражение мнения и осуществление контроля. В соответствии с принципами сохранения всестороннего партийного руководства, отведения народу центрального места, оптимизации, согласования и высокой эффективности, а также всестороннего обеспечения верховенства закона в государственном управлении всесторонне углублялась реформа партийных и государственных органов, в результате функции партийных и государственных органов были системно и целостно перестроены.
Отстаивая и совершенствуя институт национальной районной автономии, партия неизменно следовала верному пути решения национального вопроса с китайской спецификой, неуклонно рассматривала укрепление сознания общности китайской нации как основную линию партии в национальной работе, установила стратегии партии по управлению Тибетом и Синьцзяном в новую эпоху, укрепляла и развивала социалистические межнациональные отношения равенства, сплоченности, взаимопомощи и гармонии, содействовала совместной сплоченной борьбе, совместному процветанию и развитию всех национальностей страны. Придерживаясь основного курса партии в области религии и направляя развитие религиозных конфессий в русло локализации на китайской земле, партия активно содействовала адаптации религии к социалистическому обществу.
Улучшая архитектонику работы по созданию всеохватывающего единого фронта, партия старалась найти наибольший общий делитель и очертить наибольший концентрический круг, чтобы консолидировать грандиозные силы для великого возрождения китайской нации. В свете укрепления политического, передового и массового характера партия содействовала реформам и инновациям в работе массовых организаций, чтобы еще эффективнее выявлять роль таких народных и массовых организаций, как профсоюзы, комсомол, федерации женщин и т.д. Мы стимулировали всестороннее развитие дела защиты прав человека, считая приоритетом защиту права народа на существование и развитие.
После проведения XVIII съезда КПК в Китае всесторонне стимулировалась институционализация, регламентация и процессуализация в развитии политического строя социалистической демократии, еще активнее развертывались преимущества политического строя социализма с китайской спецификой, укреплялась и развивалась политическая обстановка, характеризующаяся живостью и бодростью, стабильностью и сплоченностью.
6. Во всестороннем управлении государством на правовой основе
После начала проведения политики реформ и открытости Компартия Китая неуклонно придерживалась принципа верховенства закона в государственном управлении, непрерывно продвигала социалистическое правовое строительство. Однако, все еще остро стояли такие проблемы, как полное игнорирование либо нестрогое исполнение закона, несправедливость правосудия, безнаказанность правонарушений, нередко возникали проблемы коррупции в судебной системе. Некоторые работники правоприменительных и судебных органов извращали закон в корыстных целях и даже стали "защитными зонтами" для преступников, что нанесло огромный удар по незыблемости принципа верховенства закона и оказало серьезное негативное влияние на социальное равенство и справедливость.
Наша партия глубоко осознала, что власть – это "обоюдоострый меч", ее исполнение в соответствии с законами и нормативными актами приносит благо народу, а исполнение власти в нарушение законов и нормативных актов неизбежно наносит вред государству и народу. ЦК партии подчеркнул, что успешное правовое строительство способствует подъему государства, а ослабление принципа верховенства закона ведет к хаосу в стране.
Всестороннее управление государством на правовой основе является сущностным требованием и важнейшей гарантией социализма с китайской спецификой, знаменует собой глубинную революцию в области государственного управления. Сохранение принципа верховенства закона в управлении государством требует прежде всего управления им в соответствии с Конституцией, а обеспечение верховенства закона при исполнении власти означает прежде всего необходимость исполнять власть согласно Конституции.
Следует неуклонно идти по пути отстаивания принципа верховенства закона в условиях социализма с китайской спецификой, претворять в жизнь правовую теорию социализма с китайской спецификой, продолжать совместно продвигать реализацию принципа верховенства закона в управлении государством, исполнении государственной власти и исполнении правительственных функций, продолжать в едином порядке содействовать строительству правового государства, правового правительства и правового общества, всесторонне повышать во всем обществе осознание необходимости уважать, изучать, соблюдать и применять закон, а также владеть соответствующими навыками.
4-й пленум ЦК КПК 18-го созыва и Центральное совещание, посвященное работе по всестороннему управлению государством на основе закона, специально изучали вопрос всестороннего управления государством на правовой основе, утвердили план на высшем уровне и приняли важные установки по обеспечению научной обоснованности законотворчества, строгости правоприменения, справедливости правосудия и всеобщего соблюдения закона, чтобы на основе единого планирования стимулировать развитие системы законов и правовых норм, системы правоприменения, системы правового надзора, системы правовых гарантий и системы внутрипартийных правовых норм.
Партия подчеркивает, что для всестороннего обеспечения верховенства закона в государственном управлении самой широкой и самой прочной основой является народ. Поэтому необходимо твердо следовать принципу воплощения интересов народа, отражения его чаяний, защиты его прав и интересов, повышения его благосостояния во всех процессах и во всех аспектах работы по всестороннему управлению государством на основе закона, обеспечивать и содействовать социальному равенству и справедливости, прилагать усилия к тому, чтобы народные массы ощутили равенство и справедливость в каждом правовом акте, в каждом решении о правоприменении и в каждом судебном деле.
Под руководством партии были усовершенствованы системы и механизмы, обеспечивающие полное применение Конституции, установлен институт принесения присяги на верность Конституции, развивался дух социалистической законности, была повышена компетенция государственных органов в области исполнения своих обязанностей на основе закона, и квалификация руководящих кадров всех уровней в применении правового мышления и правовых методов для решения проблем и содействия развитию, во всем обществе укреплялось правовое сознание.
Был одобрен Проект пересмотренной Конституции, разработаны Гражданский кодекс, Закон об иностранных инвестициях, Закон о национальной безопасности, Закон о контроле др., внесены поправки в Закон о правотворчестве, Закон о национальной обороне, Закон об охране окружающей среды и др. Интенсивно шла законодательная работа в особо выделенных сферах, нарождающихся отраслях и в сферах, связанных с иностранными делами, активно совершенствовалась социалистическая правовая система с китайской спецификой, в центре которой стоит Конституция.
Под руководством партии была углублена реформа судебной системы с упором на введение системы ответственности в сфере правосудия, эффективно осуществлялось всестороннее углубление реформ в политико-правовой сфере, был усилен контроль и ограничение правоприменительной и судебной деятельности, развертывались воспитательные мероприятия по наведению порядка в рядах политико-правовых органов, в соответствии с законом были пересмотрены дела, сфабрикованные на основании надуманных и ошибочных обвинений, были вынесены суровые наказания за коррупцию в сфере правоисполнения и правосудия, тем самым была обеспечена справедливость, неподкупность, высокая эффективность и авторитетность правоприменительных и судебных органов.
Со времени проведения XVIII съезда КПК непрерывно совершенствовалась социалистическая правовая система с китайской спецификой, были сделаны твердые шаги на пути строительства "правового Китая", была еще эффективнее раскрыта гарантирующая роль принципа верховенства закона в укреплении основы, стабилизации ожиданий и стимулировании долгосрочного развития, значительно повысилась способность партии в применении правовых методов для руководства и управления страной.
7. В культурном строительстве
После начала проведения политики реформ и открытости Компартия Китая, придерживаясь курса на одновременное и интенсивное развитие как материальной, так и духовной культуры, стимулировала развитие и процветание социалистической культуры, поднимала дух китайской нации, консолидировала национальные силы. Тем не менее, часто имели место поклонение деньгам, гедонизм, крайний индивидуализм, исторический нигилизм и другие ошибочные идейные течения, наблюдалась путаница в общественном мнении в киберпространстве, некоторые руководящие кадры не имели четких политических позиций, не обладали боевым духом. Все это серьезно сказывалось на сознании людей и атмосфере общественного мнения.
Точно понимая тенденцию взаимного столкновения различных идеологических и культурных течений в мире и тенденцию существенного изменения идей и представлений в китайском обществе, партия подчеркнула, что идеологическая работа – это работа, нацеленная на заложение духовной основы для страны и нации. Уверенность в отечественной культуре есть уверенность, носящая более фундаментальный, более широкий и более глубокий характер, она и есть самая основная, самая глубокая и самая устойчивая сила в развитии того или иного государства и той или иной нации.
Без высокой степени уверенности в отечественной культуре, без ее расцвета и процветания не может быть и речи о великом возрождении китайской нации. Неизменно ориентируясь в работе на концепцию, ставящую в центр внимания народ, необходимо высоко нести знамя, сближать сердца населения, воспитывать людей новой формации, стимулировать расцвет культуры и формировать позитивный имидж, надежно обеспечивать руководящее положение партии в идеологической работе, формировать социалистическую идеологию, обладающую могучей консолидирующей и направляющей силой, строить социалистическую культурную державу, пробуждать инновационную и творческую энергию всей нации в сфере культуры, активнее формировать китайский дух, китайские ценности и китайскую силу, тем самым укрепляя общую идеологическую основу солидарной борьбы партии и многонационального народа страны.
Партия прилагала большие усилия для решения проблемы ослабления партийного руководства в области идеологии, уделяла равное внимание введению нового и отмене старого, поощрению позитивного и устранению негативного, выработала планы по вопросам в идеологической сфере, которые касаются общего направления развития и имеют стратегически важное значение, утвердила и отстаивала основной институт, обеспечивающий руководящую роль марксизма в области идеологии.
Партия совершенствовала систему ответственности за идеологическую работу, продвигала пропагандистско-идеологическую работу при общем участии всех членов партии и следила за тем, чтобы каждый брал на себя ответственность за порученное ему дело и добросовестно исполнял свой долг, проявлял смелость в управленческой работе и в борьбе, решительно выступал против разного рода ошибочных взглядов.
В первую очередь упорядочив понимание в самой основе, партия приступила к усилению пропагандистско-идеологической работы. На всекитайских совещаниях по пропагандистско-идеологической работе, совещаниях, посвященных работе в области литературы и искусства, партийной работе в области СМИ и общественного мнения, работе в области кибербезопасности и информатизации, делам в области философии и общественных наук, а также на всекитайских совещаниях по идейно-политической работе в вузах были четко и ясно утверждены принципиальные позиции относительно ряда кардинальных вопросов, проведена жесткая грань между истинным и ложным в теории, скорректировано направление работы, благодаря чему постепенно укреплялась позитивная и здоровая тенденция в области идеологии и культуры.
Были направлены усилия на применение достижений партии в сфере теоретических инноваций для вооружения партии, воспитания народа и руководства практической деятельностью, углублялись исследования и развитие теории марксизма, приложены усилия для построения специфически китайских системы научных дисциплин в сфере философии и общественных наук, системы научных исследований и системы дискурса. Уделялось повышенное внимание созданию и обновлению средств распространения информации, ускорилось интегрированное развитие СМИ, повысился потенциал СМИ в области распространения информации, ориентирования, оказания влияния и завоевания общественного доверия.
ЦК партии четко отметил, что без налаживания работы в области Интернета было бы невозможно обеспечить длительное пребывание у власти. Наша партия придавала особое значение Интернету, который является основным фронтом, главным полем и передним краем в идеологической борьбе, она также совершенствовала систему руководства и управления Интернетом, придерживалась принципа управления и упорядочения киберпространства в соответствии с законом, чтобы создать чистое и здоровое киберпространство.
Продолжая выявлять направляющую роль основных ценностей социализма в культурном строительстве, партия уделяла особое внимание заложению духовной основы китайской нации с помощью передовой социалистической культуры, революционной культуры и превосходной традиционной китайской культуры, в широких масштабах развертывала пропагандистско-воспитательную работу по распространению идей социализма с китайской спецификой и китайской мечты, способствовала регулярному и системному проведению воспитательных мероприятий по укреплению идеалов и убеждений.
Наряду с этим, партия совершенствовала систему идейно-политической работы, создала и совершенствовала институт почетных наград за заслуги перед партией и государством, установила День памяти павших героев, активно развертывала массовые мероприятия по развитию духовной культуры, продвигала строительство практических центров по развитию духовной культуры в новую эпоху, содействовала превращению Китая в державу, стремящуюся к знаниям.
Более того, активно велась работа по изучению истории КПК, истории Нового Китая, истории реформ и открытости, истории развития социализма, был построен Музей истории Коммунистической партии Китая, проведены торжественные мероприятия, посвященные 100-летнему юбилею Коммунистической партии Китая, 70-летнему юбилею Китайской Народной Республики, 90-летию Народно-освободительной армии Китая, 40-летию политики реформ и открытости, 70-летию победы китайского народа в войне Сопротивления японским захватчикам и в Мировой антифашистской войне, 70-й годовщине прибытия китайских народных добровольцев на корейский фронт для оказания отпора американской агрессии.
Во всем этом был полностью отражено предназначение партии и воля народа, продемонстрирован международный престиж Китая и бравый облик китайской армии, распространен лейтмотив и позитивный настрой китайского общества. Наша партия стремилась к единству социального и экономического эффектов, при этом ставя на первое место социальный эффект, способствовала всестороннему развитию сферы культуры и культурной индустрии, содействовала процветанию в области литературно-художественного творчества, совершенствовала систему предоставления общественных услуг в сфере культуры, и тем самым предоставила народу больше духовной пищи лучшего качества.
ЦК партии подчеркнул, что выдающаяся традиционная китайская культура – это яркое преимущество китайской нации, это фундамент, на котором мы можем устоять на ногах в условиях взаимных столкновений разных культур мира. В связи с этим, необходимо с учетом условий новой эпохи надлежащим образом наследовать и развивать нашу лучшую традиционную культуру. Мы претворяли в жизнь проекты по наследованию и развитию лучших достижений традиционной культуры китайской нации, стимулировали ее творческое внедрение и инновационное развитие, укрепляли во всем обществе осознание важности сохранения памятников культуры, усиливали работу по сохранению культурного наследия.
Мы интенсифицировали работу по наращиванию потенциала в сфере международной коммуникации, активно рассказывали миру о Китае и КПК, старательно доносили до всего мира голос Китая, содействовали обмену и взаимообогащению между различными цивилизациями, тем самым значительно укрепляя культурную "мягкую силу" Китая и повышая влияние китайской культуры.
Начиная с XVIII съезда КПК в идеологической сфере Китая произошли всесторонние и кардинальные изменения, у всех членов партии и многонационального народа заметно усиливалась уверенность в отечественной культуре, значительно укреплялась консолидирующая и центростремительная сила китайского общества, что предоставило прочные идеологические гарантии и могучую духовную силу для создания новой ситуации в деле партии и государства в новую эпоху.
8. В социальном строительстве
После начала проведения политики реформ и открытости заметно повысился уровень жизни китайского народа, значительно улучшилось социальное управление. В то же время, по мере развития эпохи и прогресса общества усиливалось стремление народа к прекрасной жизни, увеличивались потребности народа в обеспечении демократии, верховенства закона, равенства, справедливости, безопасности, а также в области охраны окружающей среды.
ЦК КПК подчеркнул, что реализация мечты народа о лучшей жизни – это цель нашей борьбы; повышение благосостояния народа – это сущностное требование для следования принципу "партия создана на общее благо и находится у власти во имя народа"; обеспечение простых людей счастливой жизнью – это отправная точка и конечная цель всей нашей работы; восполнение недостатков в сфере обеспечения благосостояния населения, решение актуальных и сложных проблем, которые наиболее беспокоят народные массы и решения которых с нетерпением ждет народ, – это насущная задача социального строительства.
В связи с этим следует активизировать социальное строительство с упором на обеспечение и улучшение жизни народа, действуя с полной отдачей, но соразмерно с имеющимися возможностями, последовательно и планомерно выполнять все задачи. Прилагать неустанные усилия для того, чтобы детям было где получать воспитание, народу – где получать образование, зарабатывать на жизнь, лечиться и жить, чтобы в старости народ жил обеспеченной жизнью, а уязвимая группа людей получала помощь. Укреплять и обновлять социальное управление, делать так, чтобы чувство обретения, чувство счастья и чувство безопасности у народа становились более ощутимыми, более гарантированными и более устойчивыми.
Наша партия глубоко осознала, что от благосостояния сельчан зависит успех построения среднезажиточного общества. Интенсивная ликвидация бедности являлась элементарной задачей для полного построения среднезажиточного общества, только победа в интенсивной борьбе с бедностью позволяла полностью построить среднезажиточное общество и реализовать цель, намеченную к столетию КПК. Необходимо было с еще большей решимостью вырабатывать более точные и целенаправленные планы, принимать более действенные меры, предпринимать особые действия в осуществлении программы интенсивной ликвидации бедности.
Партия придерживалась курса на оказание адресной помощи нуждающимся, ставила своей целью обеспечение населения пищей и одеждой, обязательным образованием, базовыми медицинскими услугами и безопасным жильем. Был введен в действие институт ответственности за обязательное выполнение порученных задач, мобилизованы силы всей партии, страны и общества на единодушную борьбу с бедностью, направлены отборные силы на преодоление серьезнейших трудностей и решение сложнейших проблем.
Организованная партией борьба с бедностью была самой масштабной и самой интенсивной в истории человечества, в этом процессе сформировался великий дух интенсивной ликвидации бедности.
Со времени проведения XVIII съезда КПК "ярлык бедности" был окончательно снят с 832 слаборазвитых уездов, из категория бедности были полностью выведены 128 тыс. нуждающихся деревень, приблизительно 100 млн сельских жителей избавились от нищеты, в результате чего на десять лет раньше была достигнута цель снижения уровня бедности, поставленная в рамках Повестки дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года, была исторически устранена проблема абсолютной бедности, сотворено чудо в истории борьбы человечества за сокращение бедности.
В 2020 году перед лицом внезапно вспыхнувшей эпидемии COVID-19 ЦК КПК решительно и уверенно принял ответные меры, придерживаясь принципа "народ превыше всего, жизнь превыше всего", выдвинул общие требования укрепления уверенности в победе и взаимопомощи перед лицом опасности, принятия научно обоснованных и целенаправленных противоэпидемических мер, развернул народную войну, тотальную войну и оборонительную войну против эпидемии, тщательно организовал оборону в городе Ухань и провинции Хубэй, на основе мобилизации сил по всей стране проводил невиданные ранее по своим масштабам мероприятия по спасению жизни народа.
От начала до конца ЦК тщательно и основательно выполнял работу по предотвращению завоза инфекции извне и ее повторного распространения внутри страны, неуклонно координировал работу по профилактике и контролю эпидемии и социально-экономическому развитию. Все это позволило Китаю в максимальной степени обеспечить безопасность жизни и здоровье народа, первым в мире сдержать распространение эпидемии, первым возобновить работу и производство и первым восстановить социально-экономическое развитие. Были достигнуты значительные стратегические успехи в борьбе против эпидемии, сформирован великий дух борьбы с эпидемией.
В целях обеспечения и улучшения народной жизни, в соответствии с идеей сохранения основных позиций, выделения приоритетов, совершенствования институтов и ориентирования ожиданий общества, партия осуществляла ряд важных мероприятий в таких областях, как распределение доходов, трудоустройство, образование, социальное обеспечение, медобслуживание и здравоохранение, жилищное обеспечение. При этом особые усилия были направлены на усиление работы по улучшению жизни народа, которая носит всеохватный и базовый характер и назначена для закрепления минимальных социальных гарантий, активизировалась деятельность по обеспечению равного доступа к основным видам общественных услуг.
Мы старались построить систему распределения доходов, воплощающую в себе эффективность и способствующую справедливости, регулировали чрезмерно высокие доходы, пресекали незаконные доходы, обеспечивали рост доходов низкооплачиваемых категорий населения, планомерно увеличивали численность населения со средним уровнем дохода, стремясь ускорить формирование маслинообразной структуры распределения доходов, чтобы в основном поддерживать синхронность роста доходов населения и экономического роста, обеспечивать превышение темпов роста доходов сельского населения над темпами роста доходов городского населения.
В результате осуществления политики приоритетного обеспечения занятости были сделаны активные шаги в обеспечении более полной и более качественной занятости. Мы всесторонне воплощали в жизнь курс партии в области образования, обеспечили приоритетное развитие образования, четко определили основную задачу образования: воспитывать образованных людей с высокими моральными качествами, подготавливать строителей и продолжателей социализма, отличающихся всесторонним развитием нравственных, умственных, физических, эстетических и трудовых качеств личности.
Мы углубляли реформу и активизировали инновационную деятельность в области образования и обучения, содействовали справедливости и повышению качества образования, стимулировали сбалансированное развитие обязательного образования и его интегрированное развитие в городских и сельских районах, всесторонне распространяли обучение общенациональному языку и письменности, регламентировали деятельность внешкольных учреждений, активно развивали профессиональное образование, содействовали интенсиональному развитию высшего образования, прилагали усилия к тому, чтобы Китай превратился в державу, обладающую огромным потенциалом в сфере образования, и к тому, чтобы народ был доволен образованием.
В Китае была сформирована крупнейшая в мире система социального обеспечения, базовое страхование по старости охватило 1,02 млрд человек, а базовое медицинское страхование – 1,36 млрд человек. Мы всесторонне продвигали реализацию программы "здоровый Китай", неуклонно следовали курсу на приоритет профилактики, углубляли реформы систем медобслуживания, фармацевтики и здравоохранения, содействовали переносу центра тяжести работы и ресурсов лечебно-санитарных учреждений на низовые структуры.
Мы своевременно способствовали совершенствованию системы и механизма профилактики и контроля серьезных эпидемий, оздоровлению государственной системы управления чрезвычайными ситуациями в сфере общественного здравоохранения, стимулировали работу по сохранению и инновационному развитию традиционной китайской медицины и фармацевтики, улучшали систему услуг общественного здравоохранения, охватывающую как городское, так и сельское население.
Мы ускорили шаги по превращению Китая в спортивную державу, широко развертывали общенародные мероприятия по укреплению здоровья, активно развивали спортивный дух китайской нации. Более того, мы активизировали исследования стратегии демографического развития, активно реагировали на старение населения, ускорили темпы создания системы предоставления услуг по обеспечению достойной старости, урегулировали и улучшили политику деторождения, способствовали долгосрочному и сбалансированному демографическому развитию.
Мы уделяли повышенное внимание укреплению семей, семейному воспитанию и развитию семейного уклада, защитили права и интересы женщин и детей, ускорили развитие работы с инвалидами. Четко следуя установке на то, что "жилье предназначено для проживания, а не для спекуляции", мы ускорили формирование жилищной системы, отличающейся диверсификацией субъектов предложения, разнообразием каналов обеспечения, равным вниманием к аренде и к приобретению жилья, увеличили инвестиции в строительство социального жилья, благодаря чему жилищные условия городского и сельского населения заметно улучшились.
Исходя из необходимости обеспечения долговременного порядка и долгосрочной стабильности государства, гарантирования условий для спокойной жизни и работы народа, и построения "спокойного Китая" согласно более высоким стандартам, партия совершенствовала систему социального управления, улучшала систему управления на уровне городских и сельских низовых структур, функционирующую под руководством парторганизаций и сочетающую в себе самоуправление и управление на основе закона и нравственных норм, содействовала переносу центра тяжести работы по социальному управлению на низовой уровень.
Мы прилагали усилия для создания системы социального управления на основе совместного строительства, совместного управления и совместного пользования, для строительства сообщества социального управления, где каждый несет ответственность, каждый выполняет свой долг, каждый пользуется плодами управления.
Была усилена работа в области предупреждения стихийных бедствий, минимизации их последствий и оказания помощи пострадавшим, а также работа по обеспечению безопасности на производстве, интенсивно шла работа по созданию государственной системы управления чрезвычайными ситуациями и повышению соответствующего потенциала.
Отстаивая и развивая "опыт поселка Фэнцяо" в новую эпоху, придерживаясь принципов системного и комплексного управления, управления на правовой основе, а также управления, нацеленного на устранение источников проблем, партия совершенствовала систему приема и рассмотрения устных и письменных обращений, оздоровляла комплексный механизм диверсифицированных способов предупреждения, регулирования и устранения общественных противоречий и споров, интенсифицировала работу по комплексному наведению общественного порядка, развертывала целевые мероприятия по ликвидации криминальных структур, безжалостно наказала партийные руководящие кадры, которые потворствовали и покровительствовали мафиозным силам, и даже стали их "защитными зонтами", предотвращала и подавляла насилие и террористические акции, киберпреступность нового типа и транснациональную преступность.
После XVIII съезда партии полностью усиливалось социальное строительство в Китае, всесторонне улучшалась жизнь народа, в сфере социального управления значительно повысился уровень применения социальных рычагов, уровень правового управления, а также уровень интеллектуализации и специализации. Сформировалась благоприятная обстановка, в которой народ живет в мире и спокойствии, а в обществе царит стабильность и порядок, продолжается чудо длительной социальной стабильности.
9. В строительстве экологической цивилизации
После начала проведения политики реформ и открытости партия придавала все большее значение охране окружающей среды. Однако, экоцивилизационное строительство остается заметно слабым местом, все более обостряются такие проблемы, как усугубление сдерживающего воздействия со стороны ресурсов и экологии, деградация экосистем, в особенности наблюдаются частые случаи загрязнения окружающей среды и разрушения экологии, что причиняет вред родной земле и жизни народа. Если мы не будем решительно выправлять тенденцию ухудшения окружающей среды, нам придется заплатить большую цену.
ЦК партии подчеркнул, что развитие экологической цивилизации является важнейшей задачей, касающейся устойчивого развития китайской нации, охрана окружающей среды – это защита производительных сил, улучшение экологии – это развитие производительных сил. Ни в коем случае нельзя жертвовать окружающей средой ради сиюминутного экономического роста.
Необходимо придерживаться концепции "изумрудные воды и зеленые горы – это бесценное сокровище", продолжать в едином порядке охранять и на основе системного подхода упорядочивать экологию горных районов, речной и озерной среды, лесной территории, пахотных земель, степных покровов и песчаных почв, беречь окружающую среду как зеницу ока, заботиться об окружающей среде так же, как мы заботимся о своей собственной жизни, более сознательно стимулировать зеленое, рециркуляционное и низкоуглеродное развитие, неизменно идти по пути цивилизованного развития, характеризующемуся развитием производства, обеспеченной жизнью населения и здоровой экологией.
Посредством применения идеологических, правовых, институциональных, организационных рычагов, а также улучшения стиля работы, партия интенсивно осуществляла защиту экологической среды во всех сферах деятельности, во всех регионах страны и во всем процессе работы, оказывала содействие в определении "красной черты" экоохраны, нижнего предела качества окружающей среды и верхнего предела использования ресурсов, развертывала работу, носящую фундаментальный, инновационный характер и ориентированную на долгосрочную перспективу.
Под руководством партии мы осуществляли стратегию развития зон с основополагающими функциями, создали и затем совершенствовали систему прав собственности на природоресурсные активы, систему освоения и охраны территориального пространства, систему проверки и оценки результатов выполнения показателей в области строительства экологической цивилизации и порядок привлечения к ответственности за невыполнение намеченных показателей, порядок компенсации экологического ущерба, институт кураторов экологического состояния рек, озер, лесов, систему равной совместной ответственности партийных комитетов и правительственных органов за охрану окружающей среды, систему двойной ответственности каждой должности за охрану окружающей среды и т.д., разработали либо пересмотрели соответствующие законы и нормативные акты.
Мы оптимизировали архитектонику освоения и охраны территориальных пространств Китая, создали систему природных заповедников, основу которой составляют национальные парки, непрерывно проводили широкомасштабные мероприятия по озеленению территории страны, усилили экологическую защиту и системное упорядочение крупных рек, особо выделенных озер, водно-болотных угодий и морских побережий, наращивали динамику охраны и восстановления экосистем, усилили защиту биоразнообразия, способствовали формированию пространственной архитектоники, производственных структур, способов производства и образа жизни, которые позволяют экономить ресурсы и охранять окружающую среду.
Под руководством партии мы сосредоточили силы на выполнении сложнейшей задачи по предотвращению и устранению загрязнения, активно осуществляли программы действий по борьбе с загрязнением атмосферы, воды и почвы, активно вели борьбу за синеву неба, изумрудные воды и чистую землю, развертывали работу по улучшению среды обитания сельского населения, осуществляли меры по полному запрещению ввоза мусора из-за рубежа.
Центральными рабочими группами была развернута проверка работы по охране окружающей среды, со всей строгостью проведены расследования крупных и типичных дел, связанных с нарушением экологической среды, решены острые экологические проблемы, вызывающие негативную реакцию народных масс. Китай принимал активное участие в глобальном управлении окружающей средой и климатом, дал торжественное обещание о достижении пиковых показателей по выбросам углерода к 2030 году и достижении углеродной нейтральности к 2060 году, проявив себя как ответственную мировую державу.
Начиная с XVIII съезда КПК, ЦК партии с невиданной ранее интенсивностью занимался строительством экологической цивилизации, в значительной степени повысились сознательность и активность партии и всей страны в деле стимулирования зеленого развития, важные шаги сделаны в строительстве "прекрасного Китая", в деле защиты экологии нашей страны произошли изменения, носящие исторический, переломный характер и влияющие на общую обстановку в целом.
Окончание следует
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.